Масштабы хозяйственной территории Америки обусловили возникновение в ней огромного числа фондовых бирж. В процессе жесткой конкуренции в брокерском бизнесе центром финансовых операций стал Нью-Йорк - биржевое сердце Америки, давшее миру Нью-Йоркскую фондовую биржу (NYSE); вторая по величине - Американская фондовая биржа (ASE) также находится в Нью-Йорке. Кроме них в настоящее время в США действуют еще и 8 региональных фондовых бирж: Чикагская, Филадельфийская, Тихоокеанская, Бостонская, биржа Среднего Запада, в Цинциннати, в Спокане и в Солт-Лейк-Сити. Значимость региональных бирж постоянно возрастает в связи с их особой ролью в торговле производными финансовыми инструментами (в частности, Чикагская, Филадельфийская и Тихоокеанская биржи - главные центры американской опционной и фьючерсной торговли).
Бурное развитие рынков ценных бумаг в США во многом способствовало созданию крупной американской промышленности. И это естественно, ведь фондовые биржи в англосаксонских странах (в силу особенностей их социально-экономического развития) изначально играли более заметную роль в экономике по сравнению с биржами стран континентальной Европы.
Регулирование американского рынка ценных бумаг в основном осуществляется семью контролирующими органами, четыре из которых работают на федеральном уровне, а еще три - на уровне каждого отдельного штата. Несмотря на такое их число (а может быть, и благодаря ему!) американцам удалось создать довольно гармоничную систему контроля за национальным фондовым рынком. Эта система регулирования фондового рынка привлекает внимание всего мира. Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) ежегодно проводит учебные семинары по этой проблематике для стран с развивающимися рынками.
Американские компании, выпускающие ценные бумаги, должны выполнять требования как федерального законодательства, так и того штата, в котором распространяются их выпуски. К числу органов надзора штата за рынком ценных бумаг относятся:
AQ. Требования к эмитентам, предъявляемые этими организациями, настолько высоки, что двойная регистрация не имеет смысла.
Во-вторых, существуют <освобожденные> операции (exempt transaction), что связано с нецелесообразностью контролирования операций с ценными бумагами определенного круга лиц: продаж институциональным инвесторам, продаж ценных бумаг, осуществляемых шерифами, опекунами, членами комиссий по охране природы.
Между государственными органами, регулирующими рынок ценных бумаг США, сложилось четкое разделение полномочий, сфер контроля и ответственности:
Говоря об огромной значимости операций с государственными обязательствами в процессе денежно-кредитного регулирования экономики, следует напомнить, что на развитых рынках государственные ценные бумаги никогда не превалируют над корпоративными. Тем более это справедливо по отношению к Америке, нашедшей государственным обязательствам свое, незаменимое место.
Максимально развитый вторичный рынок государственных ценных бумаг в США способствует успешному фискальному и монетарному регулированию экономики: весь дефицит госбюджета покрывается только за счет выпуска правительственных долговых обязательств, а операции ФРС на открытом рынке, внедренные с конца 30-х годов, позволяют постоянно корректировать размеры денежной базы. При фиксированном уровне обязательных резервных требований с их помощью возможно изменение величины денежной базы и, cледовательно, регулирование процесса денежного обращения. При продаже ФРС казначейских обязательств, а также при погашении частными банками своей задолженности перед резервными возникает процесс мультипликативного сжатия денежной массы, а при покупке - противоположный процесс.
Корпоративные бумаги представлены частными краткосрочными и долгосрочными обязательствами.
К краткосрочным обязательствам относятся коммерческие бумаги (commercial paper) и депозитные сертификаты (certificates of deposit). Коммерческие необеспеченные векселя частных фирм выпускаются на срок от 3 до 270 дней (средний срок обращения - 30-35 дней), поэтому их вторичный рынок ограничен. Размещением коммерческих бумаг занимаются инвестиционные банки, и доступ на этот рынок имеют лишь солидные компании, тесно связанные с такими банками. Депозитные сертификаты являются свидетельством, удостоверяющим внесение срочного депозита в кредитное учреждение. Они выпускаются крупными коммерческими банками, имеют купонную систему выплаты процентов, покупаются нефинансовыми корпорациями как средство для размещения временно свободных средств.
К долгосрочным ценным бумагам относятся акции и облигации. Различают простые, или обыкновенные акции (ordinary, common stocks), и привилегированные (preference stocks). Простые акции при распределении прибыли, при участии в управлении, а также в случае распределения имущества при банкротстве имеют обыкновенные права. Привилегированные при получении дивиденда или разделе имущества предоставляют их владельцам определенные преимущества. В американской практике дивиденд по привилегированным акциям (как и по облигациям) является фиксированным. Современные корпорации выпускают главным образом обыкновенные акции. Доля привилегированных акций в общем объеме новых эмиссий уменьшилась с 16-18% в начале 20-х годов до 4-6% к началу 80-х. Выпуск акций является в настоящее время <запасным> способом мобилизации финансовых ресурсов.
В структуре финансовых активов американских корпораций значительно возросла доля долга (облигационных займов). Первичным размещением бумаг занимаются инвестиционные банки. Вторичный оборот акций распадается на биржевой и внебиржевой. Каждая биржа устанавливает свои требования к приему ценных бумаг, но, как и раньше, эталоном строгости здесь выступает NYSE.
C 1982 г. ее требования к компаниям-эмитентам ужесточились. Для допуска на биржу необходимо иметь годовой доход не менее 7 млн долл.; рыночная цена акций, находящихся в собственности акционеров, должна составлять не менее 16 млн долл.; стоимость имущества компании также должна быть не менее 16 млн долл.
Если изобретение в 1867 г. тикера (автоматического аппарата, печатающего последние биржевые новости) и телефона дало мощный толчок расширению фондовых операций, то внедрение компьютерных технологий помогло решить задачу создания национальной системы торговли ценными бумагами (National Market System). Бегущая строка тикера, больше века служившая <библией> для брокера, перешла с ленты на экран монитора, что позволило связать в единую информационную сеть все биржи и самую организованную часть внебиржевого оборота - N
AQ (биржу без торгового зала).
AQ
Компьютеризированная информационная система N
AQ была создана в феврале 1971 г. (а до ее появления внебиржевой рынок <сидел на телефоне>).
Чтобы попасть в N
AQ, компании должны соответствовать определенным требованиям, касающимся их финансовой позиции, операционной способности, компетентности персонала и качества учета. Акции таких компаний должны продаваться и покупаться на регулярной основе минимум двумя дилерскими фирмами, чистый капитал каждой из которых составляет не менее 25 тыс. долл.
Долгое время внебиржевой рынок считался стартовой площадкой для компаний, <недотягивающих> до требований биржевого листинга. В настоящее время престиж N
AQ стал настолько высоким, что отдельные компании, такие как <Фуджи>, <Ниссан>, <Эриксон>, даже достигнув показателей, удовлетворяющих требованиям NYSE, остаются в N
AQ. Таким образом, в торговле акциями внебиржевой оборот дополняет биржевую торговлю и даже соперничает с ней.
Хотя высокий удельный вес акционерного капитала, как источника финансирования хозяйства, есть национальная особенность США, рынок акций уже давно не является главным сегментом фондового рынка. В настоящее время стоимостный объем облигаций в 1,3 раза превышает показатель стоимостного объема акций (в Германии - в 10 раз).
Облигации являются основным инструментом корпораций в плане мобилизации финансовых ресурсов на фондовом рынке. Причин этому, по крайней мере, три:
Значимость институциональных инвесторов на фондовом рынке су-щественно возросла вследствие взрывного роста операций с производными финансовыми инструментами. Доля институциональных инвесторов в торговле дериватами - 65%, а отдельные операции (такие как индексные фьючерсы) ориентированы исключительно на страхование крупных портфелей. Торговля производными финансовыми инструментами возникла в США (и впервые в мире) в середине 70-х годов. Сейчас объем срочного рынка достиг таких размеров (годовая стоимость контрактов в 2 раза больше ВНП), что в Америке уже говорят об особой отрасли финансовой индустрии - Managed Futures - профессиональном управлении инвестициями в дериваты.
Современная товарная фьючерсная биржа стала универсальным (по составу объектов торгов) учреждением. Она сохраняет первоначальную товарную специализацию (сельскохозяйственную, нефтяную) и в то же время имеет секции валютных фьючерсов (драгметаллы и инвалюта), финансовых фьючерсов (процентные и индексные контракты), опционов. Поскольку сделки с финансовыми контрактами значительно преобладают над срочной товарной торговлей, разграничение товарных и фондовых бирж утрачивает свой смысл.
В 70-80-е годы объективные изменения в финансово-кредитной сфере способствовали нарастанию неустойчивости биржевой конъюнктуры. Так, переход к плавающим валютным курсам увеличил вероятность валютных рисков. А отказ ФРС от политики регулирования процентных ставок требовал страхования тех рисков, которые связаны с колебанием краткосрочных процентных ставок. На рынке ценных бумаг появились новые стратегии хеджирования: операции с производными финансовыми инструментами стали широкомасштабными.
Дериваты способствовали адаптации фондового рынка к изменившимся условиям функционирования и стали самым быстрорастущим и динамичным сегментом фондового рынка.
Что отсчитывает табло
В конце 90-х годов достопримечательности Нью-Йорка пополнились еще одной новинкой: в центре города зажегся огромный электронный циферблат, ведущий отсчет национального долга США.
Разумеется, эта проблема не может не волновать американцев. Однако вопреки мрачным прогнозам опыт экономического развития США в 80-90-е годы показал, что наращивание госдолга является эффективным и наименее инфляционным способом покрытия бюджетного дефицита - <раковой опухоли> экономики США.
Изменения в регулировании рынка государственных ценных бумаг (в частности, размещение подавляющей части обязательств среди небанковских инвесторов) позволили федеральному правительству ослабить воздействие бюджетных дефицитов на расширение денежного обращения. Рост государственного долга так и не привел к повышению рыночного процента: напротив, номинальные процентные ставки в 80-е годы имели тенденцию к понижению. Не наблюдалось и ухудшения условий финансирования частных капиталовложений. Увеличение государственных займов сочеталось с интенсивным расширением частных кредитных операций.
Следовательно, процесс управления государственной задолженностью вовсе не является проблемой № 1.
К десятилетию Black Monday
По мнению специалистов Главного бюджетно-контрольного управления (GAO), являющегося независимым аналитическим подразделением Конгресса США, в современных условиях на первый план выдвигается задача четкой координации функционирования всех составных частей рынка ценных бумаг.
Впервые о необходимости комплексного регулирования как наличных (биржевых и внебиржевых), так и срочных (опционных и фьючерсных) рынков заговорили после биржевых событий 19 октября 1987 г., вошедшего в историю как <черный понедельник> (Black Monday). Всего за один день потери в стоимости на Нью-Йоркской фондовой бирже составили 500 млрд долл. Это было ошеломляющим крахом, масштабы потерь которого сравнимы только с 1929 г.
<Компьютеры приведут к гибели биржи> - писали многие газеты. Однако исследования, проведенные независимыми аналитическими группами, решительно опровергли это. Компьютеризированная торговля и высокий уровень развития финансовых инноваций сами по себе не вредны. Все крупнейшие биржи мира испытали сильнейшее потрясение в октябре 1987 г., причем наиболее сильному падению подверглись рынки, где компьютеризированные способы продаж как раз не преобладали. Американский же рынок был в числе пяти (из 23 стран с развитыми фондовыми рынками), демонстрировавших в период биржевого кризиса наилучшие показатели работы: относительные потери курсовой стоимости на них были минимальны. Более того, рынок США был не первым, скользнувшим вниз (падение началось на межазиатских рынках Малайзии, Сингапура, Гонконга).
И все же заметим: не являясь первопричиной краха, новые инвестиционные стратегии все же существенно ускорили падение рынка, так как способствовали нагнетанию паники. Программируемая торговля не смогла выполнить свое предназначение. И хотя пропускная способность фьючерсных бирж (по объему сделок) огромна, при отсутствии надежных котировок с NYSE базис1 между наличной и фьючерсной ценой расширился до беспрецедентного уровня. Арбитраж между NYSE и Чикагской товарной биржей (CME) стал недостаточен для поддержания нормального уровня спрэда (1%).
Четвертый интернационал
Определенные трудности вызывает у американцев столкновение объективной тенденции к интернационализации мировых финансовых центров с протекционистской политикой, по традиции проводимой на финансовых рынках.
Возникновение биржевого рынка в Нью-Йорке относится к концу XVIII в.
В начале XX в. встал вопрос о введении государственного регулирования на рынке ценных бумаг.
Либерализм государства на фондовом рынке дорого стоил: многомиллиардные сбережения рядовых инвесторов-акционеров и владельцев банковских депозитов были уничтожены. Предвыборная платформа Ф. Рузвельта помимо социальных программ намечала и <проведение банковской и финансовой реформы, включая необходимость федерального регулирования рынка ценных бумаг и товарной биржи>. Принцип <пусть опасается покупатель> (let the buyer beware) сменился лозунгом <пусть остерегается продавец> (caveat - venditor). Важнейшие законы, принятые в 30-е годы, заложили основы самой первой и самой эффективной в мире американской модели регулирования рынка ценных бумаг. - Национальная ассоциация фондовых дилеров.
При президенте Рузвельте были впервые разработаны американские меры административной, гражданской и уголовной ответственности за нераскрытие общедоступной информации. В российском законодательстве такие нормы до сих пор отсутствуют. Достаточно в нормотворчестве и других <белых пятен>. Нет четкого определения инсайдерской сделки, сама процедура контроля и выявления таких сделок отсутствует. Правовое понятие манипуляции на рынке ценных бумаг также не разработано. Американский опыт показывает, что при отсутствии строгих правил на фондовом рынке всегда процветают махинации. В США дельцы теневой экономики, заработавшие миллиарды долларов на нелегальной продаже спиртных напитков в период действия <сухого закона> в 1920-1933 гг., <отмывали> свои деньги именно на бирже. |
Ограждение национального рынка от иностранной конкуренции, конечно, защищает интересы американцев. В то же время современная торговля ценными бумагами приобретает все больше международных черт, поскольку акции крупнейших транснациональных компаний котируются на фондовых рынках всего мира. Для ликвидации несоответствия часовых поясов многие биржи уже перешли на 24-часовую котировку.
Развитие срочных рынков также невозможно без либерализации финансового сектора экономики. В ходе создания Евросоюза продолжается унификация правил торговли и ликвидация барьеров на подступах к национальным рынкам. Торговля производными инструментами интернациональна по своей природе: ведь фьючерсами на американские долговые инструменты торгуют и в Лондоне, и в Сиднее.
Америка уже не является абсолютным монополистом рынка дериватов. Удельный вес США в стоимостном объеме рынка производных уменьшился с 84% в 1986 г. до 55% в 1994 г. В условиях возросшей интернационализации протекционизм для американского рынка ценных бумаг становится явной помехой. Пытаясь решить эту проблему, государственные и саморегулируемые организации США активно сотрудничают с подобными структурами других стран. SEC, CFTC, NYSE, почти все фьючерсные и региональные биржи имеют более 40 специальных соглашений с аналогичными организациями многих стран об обмене информацией, касающейся состояния фондовых рынков.
В настоящее время рынок ценных бумаг России находится в стадии становления. Международная финансовая корпорация Мирового банка (International Financial Corporation) 30 сентября 1996 г. официально включила его в число развивающихся фондовых рынков (emerging markets). Тем не менее в отличие от остальных развивающихся рынков в России до сих пор нет стабильных условий для роста оборота ценных бумаг. Суммарная капитализация российского рынка акций не превышает 20 млрд долл. (а капитализация фондового рынка США составляет 2 трлн долл.). Основная причина низкой капитализации российского рынка ценных бумаг - незавершенность процесса передела собственности. Яркой иллюстрацией этого служат залоговые аукционы и массовая скупка акций на вторичном рынке. Ценные бумаги, продаваемые в ходе приватизации или в процессе немногочисленных повторных эмиссий предприятий, оседая в портфелях крупных инвесторов, далеко не всегда попадают на свободный рынок. В результате предложение ценных бумаг на рынке не увеличивается и доля свободно обращающихся на рынке акций от общего объема их эмиссии составляет не более 20%. А для поддержания ликвидности фондового рынка необходимо увеличение числа участников сделок, поскольку в этом случае вероятность оптимальной состыковки интересов участников рынка существенно возрастает.
Закономерно и то, что в России развитие рынка ценных бумаг началось с выпуска государственных долговых инструментов: это соответствует как историческим национальным традициям, так и мировому опыту. В то же время следует учитывать, что формирование развитого рынка ценных бумаг невозможно без выравнивания его внутренних пропорций. В США государственный и корпоративный сегмент фондового рынка соотносятся как 1 : 2. С точки зрения долгосрочной перспективы огромная финансовая надстройка из государственных бумаг (соотношение для России 10 : 1) может привести к замедлению экономического развития.
Вся американская история красноречиво доказывает: уровень развития рынка ценных бумаг зеркально отражает общеэкономический уровень развития страны. Поэтому формирование высокоразвитого рынка ценных бумаг в России невозможно без значительных, реальных успехов в экономике. Отсюда ясно, что достичь уровня цивилизованного рынка в сжатые сроки путем <красногвардейской атаки> не удастся. Восстановление искаженных хозяйственных пропорций потребует, вероятно, не одного десятилетия. При этом следует помнить: то, что эффективно в условиях крупного, ликвидного рынка, никогда не срабатывает на малом, <пустом> рынке дефицитной экономики.
Характерным примером этого может служить внедрение фьючерсов на валютные контракты в России, возникшее осенью 1992 г. Исследование состава участников фьючерсных валютных торгов показало абсолютное преобладание на рынке игроков-спекулянтов при полном отсутствии хеджеров - импортеров и арбитражеров в его структуре вплоть до 1994 г. и очень незначительное их увеличение в последующий период. Отсюда следует, что свою основную экономическую функцию - перераспределение валютных рисков - фьючерсная торговля в России не выполняла (в условиях недостаточного уровня развития финансового рынка это недостижимо). Фьючерсный рынок существовал как чисто спекулятивный, а само его функционирование после введения валютного коридора оказалось под вопросом.
В то же время выяснение отдельных вопросов функционирования американской модели рынка ценных бумаг особенно важно именно для России. В условиях, когда приоритеты на рынке ценных бумаг четко не определены, неизбежно тяготение к определенной модели развития.
Так, в отношении роли коммерческих банков на рынке ценных бумаг долгое время в мире говорили о существовании двух полярных моделей - американской и германской. В основе американской модели, начиная с 30-х годов, лежит принцип максимального ограждения коммерческих банков от профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Германская модель, напротив, признавая универсальные банки, запрещала существование небанковских финансовых организаций. Сегодня в обеих странах под давлением реальных обстоятельств налицо отход от крайних позиций. Хотя отмена закона Гласса - Стигала была заблокирована Конгрессом США, ФРС, пытаясь смягчить ситуацию для банков, принимает временные компромиссные решения. Так, в последние годы ФРС выдала разрешения 38 банковским холдингам на создание самостоятельных дочерних компаний. Им разрешено получать до 25% от своей выручки с помощью недозволенной деятельности (операций с корпоративными бумагами).
Подобная ситуация отхода от догм прослеживается и в Германии. Для унификации правил работы национальной финансовой системы с правилами будущей единой Европы немецкие власти меняют <жесткий> подход к небанковским инвестиционным организациям. При сохранении принципа универсальности в банковской деятельности возникший рынок срочных сделок вызвал появление небанковских финансовых институтов, что привело к необходимости перестройки системы контроля за фондовым рынком.
Учитывая эти тенденции последних лет, а также исторические традиции банковского дела в России, логично предположить, что в нашей стране должна закрепиться третья (<промежуточная>) модель, обеспечивающая равный доступ банковских и небанковских институтов на рынок ценных бумаг. Именно такая практика существует сейчас во многих европейских странах (Великобритании, Франции, Швеции). Оценивая роль банков, следует иметь в виду, что они сыграли огромную роль в подъеме рынка ценных бумаг как в Германии, так и в США.
К моменту введения закона Гласса -Стигала фондовый рынок Америки уже достиг определенной степени зрелости (и банки внесли в это свою лепту). Поэтому вопрос о том, какая роль будет отведена банкам на рынке ценных бумаг, чрезвычайно актуален для развивающегося российского рынка. В этом смысле важно не только преодоление трений, наблюдавшихся в последние годы между ФКЦБ (стремящейся минимизировать роль банков) и Центробанком России. Вопрос в том, чьи сторонники сумеют создать необходимую инфраструктуру быстрее. Если это будут небанковские компании, добиться значительной роли банков на российском рынке ценных бумаг будет невозможно.
Подытоживая сказанное, следует особо подчеркнуть: опыт США - страны с самым развитым в мире фондовым рынком, демонстрирующим в настоящее время беспрецедентные успехи в разработке и применении новых финансовых технологий и инструментов, безусловно, интересен. Но, хотя отдельные элементы американской модели рынка ценных бумаг используются уже многими странами, адаптируя ее к современным российским условиям, следует быть осторожнее.
Слишком различны (порой просто несопоставимы!) уровни развития экономики (в частности, финансовых рынков) Америки и ее вечного оппонента - России.