Динамическое моделирование и реинжиниринг бизнес-процессов

Евсеев Олег

НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО АНАЛИЗА

    Реинжиниринг бизнес-процессов или перепроектирование деловых процессов предприятий, организаций, фирм, компаний - относительно новый для России вид консалтинговых услуг. Успехи этого вида деятельности в США способствовали проявлению интереса и в нашей стране к работам по совершенствованию или реструктуризации бизнеса в новых условиях.
    Можно выделить четыре типа потребителей реинжиниринга бизнес-процессов:

  • предприятия, находящиеся на грани краха и желающие спасти свое положение;
  • предприятия, не испытывающие трудностей, но предвидящие их возникновение в связи с появлением новых конкурентов, изменением требований клиентов, экономического окружения и т.п.;
  • предприятия-лидеры, не имеющие проблем ни сейчас, ни в ближайшем будущем, но желающие добиться большего;
  • виртуальные предприятия (организации или проекты, связанные с новым объединением услуг или производственных возможностей различных фирм и отдельных участников бизнеса). Их руководители, а также фирмы-участники заинтересованы в выработке и оценке вариантов организации нового бизнеса, особенно на ранних стадиях совместной деятельности.
        По определению одного из классиков теории реинжиниринга бизнес-процессов М. Хаммера, <реинжиниринг бизнес-процессов - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких/скачкообразных улучшений в решающих, современных показателях деятельности компании, таких как стоимость, качество, сервис и темпы>.
        Есть сторонники и более мягкой концепции, согласно которой реинжиниринг не обязательно связан с радикальным перепроектированием бизнес-процессов, а направлен на ликвидацию несовершенств их организации и изменение параметров. Это обеспечивает подчас не менее заметные улучшения, чем радикальные преобразования предприятия.
        В целом реинжиниринг бизнеса - это набор приемов и методов, используемых предприятием для улучшения финансового положения и рациональной организации процессов, с помощью которых предприятие должно делать деньги.
        Реинжиниринг находит решения, которые снижают стоимость или сокращают избыточность внутрифирменных работ, оптимизируют распределение ресурсов, совершенствуют кооперацию, ускоряют процессы и позволяют увеличить объем предлагаемых услуг/товаров, повышают их качество, обеспечивают более полное удовлетворение запросов клиентов, определяют систему целей и мотивации для персонала, оставляя ему свободу в рамках процессов, ориентированных на клиентов, и пр.
        Одна из обязательных стадий реинжиниринга - определение требований к информационной системе (ИС) предприятия. ИС - часть организации бизнеса, которая влияет на его эффективность и рассматривается как фактор конкурентоспособности. Ее проектирование не может быть целиком отдано в руки специалистов по информационным технологиям, так как решения о внедрении новых ИС относятся к числу стратегических и должны приниматься руководством. Дать лицам, принимающим решения, полную информацию об эффективности проектируемой ИС с точки зрения ведения бизнеса и ограничения будущего использования информационных технологий может только комплексная концепция реинжиниринга, в которой формирование требований к бизнес-процессам увязано с формированием требований к ИС.
        Таким образом, результаты реинжиниринга бизнес-процессов могут привлекать как руководителей предприятий, так и менеджеров по информационным технологиям.

    В ОСНОВЕ - ФОРМАЛИЗОВАННАЯ МОДЕЛЬ

        Реинжиниринг бизнес-процессов - это новый взгляд на построение компании как на инженерную деятельность. Компания или бизнес рассматривается как нечто, что может быть построено, спроектировано или перепроектировано в соответствии с инженерными принципами. Такой подход оказался удачным и резко повысил интерес к реинжинирингу.
        Важная причина успеха - продуктивное использование аналогии между проектированием технических, информационных систем и бизнес-систем, которую одним из первых заметил А. Якобсон.
        Благодаря этому к реинжинирингу бизнеса привлечены новейшие методы информационного инжиниринга, системного анализа и различные инженерные методики и средства проектирования сложных систем.
        Принципиальным достижением был переход к формированию решений по организации бизнес-процессов на основе их формализованных моделей. В настоящее время признано, что реинжиниринг невозможно провести быстро и безопасно без построения полной и адекватной модели исследуемого объекта.
        К таким моделям предъявляется ряд общих требований. Модель должна:

  • быть формализованной, понятной системным аналитикам и менеджерам заказчика. Последние оценивают адекватность модели, правильность представления в ней вариантов организации бизнеса и совместно с аналитиками на модели исследуют их эффективность;
  • выявлять и визуализировать несовершенства организации бизнес-процессов, которые влияют на эффективность. Выработка решений по реинжинирингу процессов должна обеспечиваться на основе формальных преобразований модели;
  • содержать варьируемые параметры и структурные характеристики бизнес-процессов, которые можно менять при реинжиниринге, а также метрики, с помощью которых можно количественно оценивать эффективность выполненных изменений.
        Если модель такого рода отсутствует, то проектирование переходит из статуса инженерно-научной деятельности в область искусства, где нет четкой проблемной среды, объективных метрик эффективности результатов и гарантировать успех реинжиниринга можно только с определенной вероятностью.
        Сегодня имеется богатый спектр методов построения и исследования различного вида моделей для реинжиниринга бизнес-процессов: от статических data-flow и work-flow моделей до мощных языков динамического моделирования.
        Статические модели описывают структуру бизнес-процессов предприятия и отражают те аспекты, в которых можно пренебречь временем.

    ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ПРИ ПОМОЩИ ПАКЕТА ReThink

        Динамическая модель в системе ReThink описывается в виде визуализированных структурных потоковых диаграмм, состоящих из блоков и соединений. Блоки представляют задачи в бизнес-процессах, а соединения - потоки документов, информации и др.
        Разработчик может описывать свойства и поведение блоков как точными, так и случайными величинами, переопределять поведение блоков или задавать новые их классы, привязывать различные виды ресурсов к процессам, задавать условия и стоимость их использования. Поведение блоков можно описывать при помощи правил (и бизнес-правил) вида <если, то>, которые представляются на ограниченном естественном языке. Процессы могут быть описаны с различной степенью детализации и вложены друг в друга.
        ReThink поддерживает анимацию потоков работ в ходе моделирования, благодаря чему менеджер может в деталях наблюдать функционирование моделей, что повышает степень его доверия к результатам. Все элементы моделей могут модифицироваться непосредственно во время исполнения, а результаты изменений можно увидеть сразу же.
        Динамическая система моделирования ReThink построена на основе инструментальных средств экспертной системы реального времени G2 фирмы Gensym (USA) и является наиболее мощным средством для построения интеллектуальных динамических моделей предприятий и организаций. ReThink обеспечивает чрезвычайно быстрое создание иерархических моделей практически неограниченной сложности.
        ReThink позволяет формировать стоимостные и временные характеристики различных проектов для объективного их сравнения, а также проверять гипотезы <что, если>. Для анализа работы моделей предусмотрен инструментарий:

  • блоки-датчики для сбора данных;
  • блоки-установщики значений атрибутов сущностей;
  • графики для наглядного отображения результатов моделирования;
  • просмотровые табло.
        С помощью датчиков можно снимать такие показатели, как длительность цикла обработки сущности на том или ином этапе, стоимость обработки, а также другие свойства, определенные разработчиком модели. Для проверки гипотез <что, если> в системе реализован механизм сценариев.
        Система ReThink успешно используется в ряде компаний, например, в патентном ведомстве США и в компании Xerox, проведшей реинжиниринг отделения по закупке сопутствующих материалов с годовым оборотом 3 млрд долл.
  •     Динамические описывают потоки событий, т.е. изменение моделируемых процессов во времени, которым нельзя пренебречь с точки зрения задач, решаемых предприятием.
        Важнейшим достижением реинжиниринга был переход к описанию организаций по аналогии с техническими системами через процессы. Как отмечает Т. Давенпорт, процесс - это упорядоченная во времени и пространстве совокупность работ/заданий с указанием начала и конца, точным определением входов, выходов и результата, который должен быть значимым и количественно измеримым для потребителя или определенного участника бизнеса. Процессы пронизывают предприятие, позволяют временно абстрагироваться от его структуры и сосредоточиться на поведении объекта, выполнении его основных видов деятельности. Кроме того, описание модели через процессы позволяет оценивать качество проектных решений через эффективность процессов, т.е. непосредственно через итоговые показатели основных видов деятельности предприятия.
        Успехи реинжиниринга связаны прежде всего с появлением новых методов и чрезвычайно эффективных компьютерных средств структурного динамического моделирования бизнес-процессов, а также соответствующих методов проектирования, которые позволили исследовать поведение предприятий и организаций в динамике с не меньшим успехом, чем это делалось ранее для технических систем.
    С помощью новых средств динамического моделирования бизнес-процессов можно решить следующие задачи:

  • управления бизнес-процессами на основе моделей;
  • проектирования информационных систем на основе моделей;
  • перепроектирования бизнес-процессов на основе моделей.
        Схема решения этих задач примерно одинакова.
        Первый этап - построение модели исследуемого процесса или системы; второй этап - what-if анализ модели (что будет, если) для различных вариантов решений по управлению процессом архитектуры проектируемой системы или организации бизнес-процессов.
        Однако сами модели, методы анализа, решения и результаты существенно отличаются.

    СОЗДАНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

        Для управления бизнес-процессами строится их модель с учетом окружения (внешних объектов, клиентов, партнеров и услуг). Управление организуется на основе what-if анализа вариантов решений, связанных, например, с оперативным распределением ресурсов, перенаправлением потоков обрабатываемых объектов, изменением приоритетов операций, выбором схем сделок из возможных и пр. На рис. 1 приведен пример динамической модели бизнес-процессов обработки грузовых потоков автоматизированного комплекса <Шереметьево-Карго>, созданной при помощи системы ReThink.
        Аналогичные структурные модели бизнес-процессов могут использоваться для анализа вариантов консолидации предоставляемых клиентам услуг партнеров, для выбора схем доставки продуктов до потребителя с учетом необходимости или возможности обработки в пути, для управления финансовыми потоками, ликвидностью (банки), доходами и расходами с учетом их динамики, вложением средств в различные инструменты рынка и др.
        Обоснованное формирование требований к информационным системам и бизнес-процессам при реинжиниринге также обеспечивается на основе анализа моделей. Требования к ИС определяются, исходя из анализа влияния ИС на эффективность бизнес-процессов. Это гарантирует отбор только тех вариантов ИС, которые улучшают бизнес-процессы при имеющихся ограничениях на ресурсы и действительно помогают предприятию делать деньги.
        Для оценки достигаемого эффекта используются статические и динамические модели. На статических моделях оценки эффективности получаются при помощи аналитических методов. Однако если исследуемые бизнес-процессы предприятия сложны, а их качество зависит от оперативности работы, то аналитические методы дают приблизительные результаты. В этой ситуации используются динамические модели, на которых динамические характеристики могут быть просто измерены по результатам имитационных экспериментов.
        При этом используются методы и приемы, позволяющие за короткое время построить и исследовать динамические модели даже очень сложных или крупных организаций и преодолеть <проклятие размерности> задач моделирования. К числу этих методов относятся объектно-ориентированный подход, методы декомпозиции, представление модели сложного предприятия в виде совокупности динамических моделей, моделирование <по частям>.
        Построение модели сложного предприятия и его ИС основано на концепции Дж. Закмана, который предложил использовать понятие архитектуры для описания предприятий с точки зрения различных аспектов (данные, функции, сеть, оргструктура или люди, время и мотивация). Каждой архитектуре соответствует отдельная модель, а все вместе они образуют систему взаимосвязанных моделей предприятия.
        В системе взаимосвязанных динамических моделей предприятий, занимающихся, например, предоставлением услуг, выделяются модели следующих базовых процессов:

  • прием, обработка заявок на услуги и включение их в общий план реализации услуг;
  • оперативное управление реализацией услуг;
  • планирование и управление ресурсами. Модели этих процессов образуют систему взаимосвязанных <технологических> моделей предприятия и являются главными в том смысле, что на них оценивается эффективность работы предприятия в зависимости от вариантов проектных решений по построению поддерживающей ИС и реинжинирингу бизнеса. На этих моделях могут быть получены оценки времени, стоимости и других показателей эффективности бизнес-процессов в зависимости от их параметров и структуры, а также от характеристик поддерживающей ИС, мощности ее системотехнической платформы и телекоммуникаций.
        Для исследования вариантов ИС в системе взаимосвязанных моделей предприятия используются отдельные модели, представляющие архитектуру системотехнической платформы и архитектуру коммуникаций ИС. В качестве примера на рис. 2 приведена динамическая модель, представляющая архитектуру телекоммуникаций ИС, созданная при помощи системы ReThink. Аналогичные модели могут строиться в среде системы Comnet (CACI, USA), которая специально предназначена для моделирования сложных телекоммуникационных комплексов.
        Требования к архитектурам формируются, исходя из оценки их влияния на эффективность бизнес-процессов, представленных в главных моделях, по результатам их динамического моделирования. При этом проектные решения итерационно уточняются по методу <сверху вниз> в зависимости от требуемого заказчиком уровня детализации.
        Таким образом, на основе моделирования обеспечивается целенаправленный отбор наиболее эффективных вариантов организации бизнес-процессов и требований к поддерживающим их информационным системам.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".