ОАО <Рыбинские моторы>: в небе и на земле

Метнёв Владислав

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Адрес компании: 152903 Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Ленина, д. 163.
    Аудитор - <Подати-Шексна>.
    Реестродержатель - Рыбинский филиал ОАО <Регистрационная компания НИКойл>.
    Численность работников (на 1 января 1998 г.) - 20 тыс. человек.
    Уставный капитал - 796233 млн руб.
    Обыкновенные акции - 796233, номинал - 1 млн руб.
    Генеральный директор: Ласточкин Юрий Васильевич.
    Председатель совета директоров - Глухих Виктор Константинович.
    Контактное лицо (связи с акционерами): Татьяна Филиппова.     Тел.: (0855) 24-36-00;
    факс: (0855) 55-17-77.
    ОАО <Рыбинские моторы> - старейшее авиамоторное предприятие России. Основными направлениями деятельности компании являются производство, ремонт и обслуживание авиационных двигателей, а также производство дизельных двигателей, снегоходов, компрессоров и пр. Продукцией рыбинского предприятия оснащаются самые массовые самолеты в России - ТУ-154М, ИЛ-62М, ИЛ-76. Данные о производстве продукции представлены в табл. 1.
    В 1997 г. ОАО <Рыбинские моторы> приступило к программе модернизации выпускаемых двигателей для ТУ-154, которые будут соответствовать международным требованиям по экологическим параметрам, превосходить предыдущие модификации по ресурсу эксплуатации и потреблять меньше топлива. Это событие важно еще и потому, что с 1998 г. европейские государства намерены запретить полеты над своей территорией самолетов, не удовлетворяющих международным стандартам.
    Наиболее прибыльное направление для предприятия - обслуживание ранее выпущенных двигателей. В свое время <Рыбинские моторы> оснащали своей продукцией 60% отечественных самолетов. Сегодня в мире эксплуатируется 1100 самолетов, оснащенных рыбинскими моторами (Д30КУ-154, Д30КП): 730 самолетов ИЛ-76, 300 - ТУ-154М, 70 - ИЛ-62М. При условии, что за срок эксплуатации авиационный двигатель ремонтируется 3-5 раз, а его ремонт стоит около 300 тыс. долл., предоставление услуг по обслуживанию двигателей может принести компании значительные прибыли. Сегодня рыбинское предприятие выполняет 64% всего ремонта собственных авиационных двигателей. В 1998 г. этот показатель предполагается повысить до 70%.
    Объемы заказов по ремонту авиамоторов планируется также увеличить за счет ввода в эксплуатацию в 1998 г. единственного в России стенда по испытанию авиадвигателей CFM-56 для самолетов BOEING и Airbus Industrie. В настоящий момент парк зарубежных самолетов в России достиг 40 машин и будет ежегодно увеличиваться.
    В конце 1996 г. ОАО <Рыбинские моторы> совместно с компанией General Electric учредили совместное предприятие, цель которого - производство в России авиадвигателей и промышленных установок на их основе. По оценкам руководства СП, новая компания сможет занять достойное место на мировом рынке вертолетных и авиадвигателей.
    Производство авиационных двигателей является хотя и приоритетным, но не единственным направлением для <Рыбинских моторов>. Компания выпускает также дизельные двигатели, компрессоры, снегоходы. Диверсификация производства помогла предприятию удержаться на плаву во время общеэкономического кризиса. В будущем сопутствующему производству планируется уделять столько же внимания, сколько и основному.
    В настоящее время коэффициент использования основных мощностей находится на довольно низком уровне: авиамоторы - 12, снегоходы - 38, дизельные моторы - 11%.

ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

    В 1997 г. финансовое положение ОАО <Рыбинские моторы> значительно улучшилось. По предварительным оценкам, за 1997 г. чистая прибыль должна составить 175,3 млрд руб. (без учета деноминации), что в 2,6 раза превышает показатель 1996 г.; балансовая прибыль должна достичь уровня 254,5 млрд руб.
    Улучшение финансового состояния компании в первую очередь связано с четким выполнением бизнес-плана по выводу завода из кризиса, что позволило увеличить объемы производства и при этом снизить издержки.
    Несмотря на то что среднемесячные затраты на производство и реализацию продукции за 7 месяцев 1997 г. возросли по сравнению с 1996 г. на 25,7%, в пересчете на 1 руб. товарной продукции эти затраты снизились, что привело к увеличению прибыли в среднем за месяц в 2,6 раза. В соответствии с расчетами специалистов компании за 1997 г. рентабельность товарной продукции выросла на 13%, а реализованной - на 2%.
    На рис. 1 представлена структура доходов предприятия.

УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ

    Компания <Рыбинские моторы> была приватизирована в 1992 г. в соответствии со вторым вариантом льгот. Было выпущено 537732 обыкновенные акции номиналом 1000 руб. и 219637 привилегированных акций номиналом 1000 руб. После закрепления в 1993 г. 37% уставного капитала в государственной собственности привилегированные акции были конвертированы в обыкновенные. Присоединение к ОАО <Рыбинские моторы> 2 апреля 1997 г. Рыбинского конструкторского бюро моторостроения увеличило уставный капитал компании на 38864 акции. В связи с переоценкой основных фондов 24 июля 1997 г. уставный капитал компании и номинал акций увеличились в 1000 раз. В настоящий момент уставный капитал компании разделен на 796233 акции номиналом 1 млн руб. (до деноминации). В 1998 г. уставный капитал также планируется увеличить в связи с переоценкой основных фондов (коэффициент - 1,5).
    Выплата дивидентов осуществлялась в 1993-1995 гг. по 3000 руб. на акцию.

РЫНОК АКЦИЙ

    В 1997 г. акции ОАО <Рыбинские моторы> пользовались ажиотажным спросом. С июня по октябрь котировки выросли более чем в 10 раз. Повышенный интерес к акциям эмитента операторы рынка связывали со слухами о возможной продаже правительством госпакета акций предприятия. Если этот пакет объединить с акциями, купленными на вторичном рынке, можно стать полновластным хозяином одного из крупнейших производителей авиадвигателей в России. По некоторым данным, акции скупали ОНЭКСИМ Банк-МФК, Альфа-капитал.
    В 1996 г. был объявлен коммерческий конкурс по продаже государственного пакета акций. Однако под давлением руководства компании предприятие было включено в перечень стратегически важных для национальной безопасности объектов, федеральные пакеты акций которых не подлежат досрочной продаже.
    В конце 1997 г. акции <Рыбинских моторов> разделили судьбу акций второго и третьего эшелонов - рынок не ликвиден (рис. 2), инвесторы критично относятся к покупке акций этого эмитента. Однако, по мнению аналитиков, компания <очень интересна> и со стабилизацией рынка котировки акций <Рыбинских моторов> снова пойдут вверх. Усиления спроса можно ожидать, если РФФИ снова примет решение о продаже 37% акций эмитента. Это вполне реально, так как временны 'е рамки <досрочной продажи> не определены.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

    Будущее ОАО <Рыбинские моторы> коллектив компании связывает с избранием (25 октября 1997 г.) нового генерального директора - Юрия Васильевича Ласточкина (ранее занимал должность директора АО по ресурсам, экономике и финансам). В компанию также пришли новые специалисты по антикризисному управлению. В качестве мер по экономическому оздоровлению на предприятии планируется создать новую систему управления финансово-хозяйственной деятельностью и сбытом продукции. Уже в 1997 г. была пересмотрена политика расчетов с заказчиками, диверсифицирована система цен для клиентов. Благодаря перестройке предприятия руководство <Рыбинских моторов> рассчитывает обеспечить рост объемов реализации на 35-40% в год.
    В ближайшее время предприятие намерено также начать модернизацию производственных мощностей. В рамках этого проекта на заводе будет построено несколько новых цехов, обновлены топливно-энергетические сети, проведена реорганизация складского хозяйства.
    Стоимость проекта оценивается в 600 млрд руб., он будет частично финансироваться за счет коммерческих кредитов. По оценкам специалистов, эти работы займут 2-3 года.
    Одним из наиболее перспективных направлений развития предприятия является производство продукции для энергетической отрасли. До 2000 г. компания планирует довести выпуск наземных энергетических установок с 6 до 40% в общем объеме производства.
    Уже ведется строительство нового цеха, который будет производить комплектующие для парогазовой установки (ПГУ) мощностью 325 МВт. Рыбинское предприятие намерено стать главным подрядчиком РАО <ЕЭС России> на поставку этих установок. Стоимость одного комплекса ПГУ - 50 долл. До 2010 г. предприятие рассчитывает получить заказ на комплектацию 54 таких установок.

© ЗАО "Группа РЦБ".