Ярославль - город с богатой кредитной историей

Карпухович Сергей

ЗАЕМ <СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ>

    Трудно переоценить значение субфедеральных займов для современной российской экономики. Они создают предпосылки для создания надежной региональной инфраструктуры, необходимой для нормального функционирования местного рынка ценных бумаг, препятствуют оттоку средств из региона, обеспечивают возможность их использования на социальные нужды.
    В 1994 г. правительство Ярославской области провело эмиссию первого облигационного займа - <Социально-экономическое развитие>. Этот субфедеральный выпуск был одним из первых в России. Он преследовал несколько целей - создание кредитной истории региона и его репутации как надежного заемщика среди всех категорий инвесторов, финансирование наиболее важных социальных объектов, покрытие дефицита в размере 16%, заложенного в областной бюджет. Общий объем эмиссии составил 30 млрд руб. Выпуск был осуществлен в наличной форме, в облигациях на предъявителя номиналом 1 млн руб.
    Размещение облигаций осуществлялось на аукционах, проводимых по <голландской> системе, с подачей конкурентных и неконкурентных заявок. Особенность займа в том, что он был рассчитан в основном на инвесторов - юридических лиц, поскольку по действующему на тот момент законодательству все льготы и гарантии для держателей облигаций были применимы только к ним.
    Льготы предусматривали преимущества при обсуждении заявок на право аренды муниципальной собственности, предоставление налоговых каникул по отдельным видам местных налогов, освобождение купонного дохода по облигациям от налога на прибыль, а также возможность расплачиваться облигациями при приобретении областного имущества.
    Порядка половины всех привлеченных средств было направлено на финансирование достройки, реконструкции и ремонта городских и сельских больниц, школ, поликлиники в г. Данилове, больницы в п. Пречистое, детского реабилитационного центра <Колосок> в Большом Селе, школы в деревне Василево Ростовского района, акушерского корпуса в г. Пошехонье и др. Был выдан кредит Ярославскому молокозаводу, начавшему производство лечебных сыров.
    С первого же выпуска была введена в действие система гарантий обеспечения своевременности обслуживания и погашения займа. Около половины всех привлеченных средств было перечислено в резервный фонд займа и вложено в высоконадежные и ликвидные инструменты. Управляющим резервным фондом был назначен генеральный менеджер займа - ФИК <Ренова-Инвест>. Рациональное управление резервным фондом позволило правительству области существенно снизить стоимость заимствований.
    Помимо резервного фонда надежность возврата вложенных инвесторами средств обеспечивалась ликвидным имуществом Ярославской области при поручительстве областной администрации. Кроме того, гарантией своевременного погашения займа служило то, что расходы на обслуживание займа были заложены в бюджеты 1995 и 1996 гг.
    В условиях общей нестабильности и банкротства множества финансовых компаний, привлекавших деньги населения, облигации Ярославского займа показали себя как один из наиболее надежных и привлекательных инструментов для вложения денежных ресурсов. Государственный статус этих бумаг, большое количество льгот, предоставленных правительством области держателям облигаций, сделали эти облигации достаточно привлекательными даже для крупных финансовых институтов России и Запада.
    Заем <Социально-экономическое развитие> получил очень высокую оценку в российских и западных средствах массовой информации, был специально отмечен Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг при правительстве РФ как удачный субфедеральный проект внебюджетного финансирования.

<ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАЕМ>

    Первый заем Ярославской области создал предпосылки для продолжения истории ярославских областных облигаций. В 1995 г. был выпущен второй заем Ярославской области - <Экологический>. Главным объектом, на который был направлен 100-миллиардный заем, стала окружающая среда. Ярославль - один из центров большой химии, поэтому вопросы экологии отнесены к числу приоритетных. Все экологические программы, которые профинансированы из средств займа, были определены на конкурсной основе и прошли соответствующую экспертизу.
    Одним из важнейших проектов в этой области стала модернизация действующих производственных площадей ОАО <Лакокраска>, что привело к сокращению сброса сточных вод в Волгу и снижению на 25% выпуска вредных органических красителей.
    Правительству Ярославской области впервые в России удалось совместить экологические региональные проекты с инвестиционными. Бюджет области не может финансировать крупные бесприбыльные программы, поэтому были выбраны объекты, позволяющие решить как проблему загрязнения окружающей среды, так и вопросы гарантий промежуточных выплат и погашения задолженности перед инвесторами.
    В отличие от первого займа было принято решение проводить размещение не только на ярославском, но и на московском рынке, что существенно ускорило процедуру привлечения средств в бюджет. В марте 1996 г. облигации ярославского <Экологического> займа 1995-1998 гг. были включены в реестр ценных бумаг, котируемых на МЦФБ.
    Размещение проходило по классической <андеррайтинговой> схеме, т.е. посредством выкупа облигаций генеральным менеджером и ко-менеджерами у эмитента. Неразмещенная часть выпуска предлагается инвесторам через уполномоченные банки-дилеры.
    Второй заем - <Экологический> - в отличие от первого, 30-миллиардного, был с самого начала ориентирован как на корпоративных (см. таблицу), так и на частных инвесторов. Организаторы займа постарались сделать его реальной альтернативой ОГСЗ, выпустив часть облигаций в низкономинальной форме - 500000 руб. и часть в высокономинальной - 5000000 руб. Появилась возможность участия в займе физических лиц, которых, безусловно, привлекала и привлекает более высокая, чем у ОГСЗ, доходность при сравнимом уровне надежности. Облигации были выпущены с купонным доходом, выплачиваемым ежеквартально. Ставка купона устанавливается в размере не менее 40% от ставки рефинансирования ЦБ РФ.

    Необходимо отметить, что на протяжении всего времени с момента выпуска первого займа эмитент - администрация Ярославской области - с исключительной ответственностью подходит к выполнению своих обязательств перед инвесторами. Не было допущено ни одной задержки при выплате купонных доходов и погашении облигаций в течение вот уже нескольких лет. Это, несомненно, говорит о том, что Ярославская область считает вопрос своего присутствия на рынке субфедеральных займов одним из приоритетных в своей деятельности и прикладывает максимум усилий, для того чтобы и впредь оправдывать доверие инвесторов и безукоризненную репутацию надежного заемщика.
    Такой достаточно большой по меркам молодого российского рынка ценных бумаг опыт позволяет надеяться на то, что дальнейшие заимствования на внутреннем финансовом рынке Ярославская область сможет осуществлять в больших объемах и на более выгодных условиях, чем предыдущие.

ТРЕТИЙ ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЗАЕМ -<СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ>

    Третий ярославский областной заем - <Социальное развитие>, выпуск которого намечен (согласно постановлению губернатора Ярославской области № 11 от 12.01.98 г.) на март-апрель 1998 г., позволит продолжить финансирование строительства и реконструкции важнейших социально значимых объектов.
    Объем эмиссии в размере 300 млн руб. (деноминированных) дает возможность пополнить новыми проектами перечень объектов социальной сферы, строительство которых планируется финансировать за счет привлеченных средств.
    В ходе областного конкурса заранее были отобраны объекты социальной сферы, строительство которых планируется за счет средств очередного областного займа.
    Прежде всего это строительство сельских школ и детских лечебно-оздоровительных и реабилитационных учреждений.
    В рамках подготовки к чемпионату мира по хоккею 2000 г. часть средств предполагается направить на строительство ледового дворца, соответствующего международным стандартам.
    В отличие от предыдущих выпусков предстоящий заем будет организован на качественно новом уровне. Форма выпуска будет бездокументарной, поскольку заем будет ориентирован не на частных лиц, а на крупных институциональных российских и зарубежных инвесторов. Будут выпущены двухгодичные облигации с купонным доходом, выплачиваемым один раз в полгода. Ставку купона планируется сделать постоянной на весь период обращения бумаг, что позволит инвесторам планировать все денежные поступления от облигаций на длительные отрезки времени.
    Генеральным менеджером нового выпуска, так же как и двух предыдущих, будет ФИК <Ренова-Инвест> - одна из крупнейших инвестиционных структур в России. Длительное плодотворное сотрудничество правительства Ярославской области и ФИК <Ренова-Инвест> приводит к хорошим результатам: разработана программа совместной деятельности на несколько лет, осуществлено быстрое и полное размещение займов на рынке.
    Социальная направленность займа дает немаловажный положительный эффект - инвесторов привлекает то, что расходование привлеченных средств легко поддается контролю. Для этих целей создается Наблюдательный совет при губернаторе области, который будет следить за ходом проведения займа. Денежные ресурсы используются для улучшения социального положения жителей региона как напрямую, так и опосредованно - путем создания дополнительных рабочих мест.
    В целях обеспечения полного и своевременного погашения обязательств правительства Ярославской области создается резервный фонд займа, который находится в управлении у торгового и платежного агента займа - инвестиционного банка <Восток-Запад>.

© ЗАО "Группа РЦБ".