Сохраняя и преумножая традиции

Баракин Анатолий

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ОБЛАСТИ

    Ярославская область издавна относится к промышленным регионам России. Исторически основным здесь было текстильное производство. Первые полотняные мануфактуры зародились на Ярославской земле более 200 лет тому назад. Второе столетие существует комбинат технических тканей <Красный Перекоп> (основанная еще при Петре I мануфактура купца Затрапезникова). Более 100 лет работают производства, выросшие из Тутаевской, Ростовской и Гаврилов-Ямской льняных мануфактур. Сначала они использовали местный лен, затем - сырье из Англии, а потом переключились на хлопок из Средней Азии.
    В конце XIX - начале XX вв. специализация Центральной России начала активно изменяться - стало развиваться машиностроение. В Ярославской губернии было основано несколько производств: с помощью шведской фирмы ASEA создана концессия по выпуску электрических машин переменного тока (в настоящее время Ярославский электромашиностроительный завод), в Рыбинске появились акционерное общество механических средств передвижения <Русский Рено> (Рыбинский моторостроительный завод) и др.
    После Октябрьской революции промышленная структура Ярославской области претерпела большие изменения. За годы первых пятилеток проведена реконструкция уже существующих предприятий текстильной, льноперерабатывающей, мясо-молочной промышленности, а также построены совершенно новые для Ярославской области предприятия.
    Построен и введен в эксплуатацию комплекс из нескольких производств по выпуску шин. Возникло пять заводов, фабрика и теплоэлектроцентраль, тесно связанные между собой производственным циклом. Эти предприятия должны были обеспечивать автомобильный транспорт шинами, резинотехническими изделиями. Крупными потребителями этой продукции должны были стать преобразованный из авторемонтного предприятия <Русский Лебедь> Ярославский государственный автозавод (ЯГАЗ), приступивший к тому времени к выпуску грузовых автомобилей и троллейбусов, а также предприятия Москвы и Нижнего Новгорода.
    Уже к середине 30-х годов в основном сформировалась отраслевая структура экономики области. В довоенное время бурный рост переживало производство средств производства. В текстильной промышленности наиболее высокие темпы роста были характерны для производства технических тканей.
    Во время Великой Отечественной войны первоочередной задачей стало развитие металлообработки, производства строительного сырья, горюче-смазочных материалов.
    С окончанием войны в экономике Ярославской области производство военной продукции не снизилось. Напротив, предприятия ВПК развивались бурными темпами. Появились современные отрасли - приборостроение, электроника и радиотехника. В 50-70-е годы происходит дальнейшая специализация промышленности. Сборка большегрузных самосвалов из Ярославля переводится в Кременчуг (Украина). Ярославский автозавод переориентируется на производство дизелей для белорусских и украинских грузовиков.

СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ

    Ярославская область относится к ярко выраженным индустриально-аграрным регионам. В середине 90-х годов доля занятых в промышленности составляла 37%, в сельском хозяйстве - 10%. В производстве промышленной продукции доля региона составила в 1996 г. 1,25%, в производстве сельскохозяйственной продукции - 0,79%.
    Среди регионов Центрального экономического района России Ярославская область по итогам января - октября 1997 г. по показателю общего объема производства промышленной продукции занимает 2-е место (13083 млрд руб.), а по среднедушевому объему промышленной продукции лидирует с большим отрывом от других областей (9,06 млн руб.). Показатели динамики объемов производства в октябре 1997 г. превысили среднероссийские на 4,5 процентных пункта. В январе - октябре 1997 г. объемы производства значительно превзошли уровень того же периода прошлого года, в том числе предприятий шинной промышленности (на 18,4%), автомобильного машиностроения (на 45,6%), фарфоро-фаянсовой (в 2,3 раза), производства натуральных кож (на 44,7%), табачно-махорочной (на 29,5%).
    По доле убыточных предприятий по итогам 1996 г. Ярославская область входит в группу регионов с низкой их долей. По обеспеченности бюджетных расходов собственным налоговым потенциалом регион входит в группу под названием <условные доноры> - обеспеченность составляет 1,3-1,5. По внешнеторговой ориентации область относится к регионам с умеренным преобладанием экспорта над импортом. Ярославская область слабо зависит от импорта продовольствия - она входит в группу регионов с долей импорта продовольствия от 5 до 15%.
    Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, топливная, химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая, легкая и пищевая.
    Предприятия области являются основными в стране поставщиками дизельных двигателей для большегрузных автомобилей, тракторов, топливной аппаратуры, различных шин, высококачественных продуктов, лакокрасочных, асбестовых и резинотехнических изделий, электродвигателей, технических тканей, полиграфического оборудования, изделий авиационного приборостроения, рыболовецких траулеров, катеров.
    Главной отраслью промышленности является машиностроение. На предприятиях машиностроительного комплекса занято 175 тыс. человек. Объем продукции машиностроения составил в 1996 г. 3741,3 млрд руб. (25% от всего объема промышленной продукции области). Наиболее значительными подотраслями машино-строения являются:

  • электротехническая (производство электротехнических машин, кабельная промышленность);
  • химическое и нефтяное машиностроение (полимерное, холодильное машиностроение, производство газоочистительного оборудования);
  • станкостроительная промышленность (производство деревообрабатывающего, металлорежущего оборудования, технологической оснастки);
  • приборостроение (производство авиационного, оборонного, судостроительного оборудования, радиооборудования);
  • судостроительная промышленность;
  • дизелестроение;
  • производство дорожных машин.
        Нефтеперерабатывающая промышленность занимает второе место по объему производства среди отраслей промышленности, представлена в области тремя предприятиями:
  • АО <Ярославнефтеоргсинтез> (входит в состав НК <Славнефть>);
  • Ярославский НПЗ (входит в состав НК <Славнефть>);
  • опытный завод ВНИИТ.
        Нефть поступает на перерабатывающие предприятия из Казахстана (эмбинская нефть), из Республики Коми, из Западной Сибири. Производство по переработке нефти в области полностью обеспечивает потребность региона и позволяет экспортировать часть своей продукции.
        Химическая и нефтехимическая промышленность является одной из старейших и ведущих отраслей промышленности в регионе. На долю комплекса приходится 19% товарной продукции (2960,7 млрд руб. в 1996 г.) - 3-е место после машиностроения и топливной промышленности. Крупнейшие предприятия отрасли в области:
  • АО <Лакокраска>;
  • ООО <Химический завод "Луч">;
  • АО <Завод "Магма">;
  • АО <Ярославский завод нефтяной тары>;
  • АО <Ярославрезинатехника>;
  • АО <СК ПРЕМЬЕР>;
  • АО <Славич>;
  • АО <НПП "Ярсинтез">;
  • АО <Ярославский шинный завод>.
        Легкая промышленность является старейшей отраслью в области, представлена предприятиями текстильной, швейной, кожевенно-меховой и обувной подотрасли. Объем продукции отрасли в 1996 г. составил 410 млрд руб. (2,9% от всего объема промышленного производства). Структура легкой промышленности характеризуется значительным преобладанием текстильной подотрасли: первичная обработка льна, производство хлопчатобумажных, льняных и шелковых тканей, текстильная галантерея, трикотажные изделия. На текстильную подотрасль приходится 79% продукции легкой промышленности Ярославской области.
        Пищевая промышленность занимает 4-е место по объему промышленного производства - 1345,1 млрд руб. (доля - 9,7%). Промышленность представлена крахмало-паточным, мукомольным, комбикормовым, кондитерским, ликероводочным, пивобезалкогольными, мясоперерабатывающими и молокоперерабатывающими предприятиями. В сфере переработки действует НПО <Углич>, в которое входит НИИмаслоделия и сыроделия со своими базовыми предприятиями.
        Крупнейшие предприятия отрасли:
  • ПО <Аронап>;
  • табачная фабрика <Балканская звезда>;
  • консервный завод <Поречский>;
  • АОЗТ <Раокон>;
  • АО <Ярпиво>.
        Лесная и деревообрабатывающая промышленность Ярославской области за 1996 г. выпустила продукции на 134,9 млрд руб. (1% от всего промышленного производства). В ней занято 3,5% промышленно-производственного персонала. Большинство видов лесопродукции в область завозится, хотя близость ее к лесодефицитным и безлесным районам России, наличие густой сети железных дорог и водных путей создают благоприятные условия для небольших поставок деловой древесины из области.
        Деревообрабатывающая промышленность выпускает 73% всей товарной продукции лесного комплекса области, включая такие виды продукции, как мебель, пиломатериалы, строительные детали, шпон, фанера. Основная отрасль деревообработки (30% товарной продукции) - мебельная промышленность. Основные предприятия отрасли: АООТ <Маяк>, АО <Русьмебель>.

    СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

        Сельское хозяйство области в большей мере специализировано на производстве продукции животноводства. Доля животноводства в производстве сельскохозяйственной продукции составляет 63%. Отрасль специализируется на разведении крупного рогатого скота молочно-мясного направления и птицеводстве.
        Сельское хозяйство, и в частности животноводство, испытывает затруднения. За 1997 г. продолжилось снижение поголовья скота, следствием этого стало сокращение производства мяса.
        Вместе с тем нельзя не отметить положительных моментов в развитии АПК. За 10 месяцев 1997 г. по сравнению с тем же периодом 1996 г. в хозяйствах области на 29 кг увеличился надой молока от каждой коровы. Несколько сократился падеж всех видов скота, поголовье птиц увеличилось на 60%.
        Растениеводство лишь обеспечивает кормами животноводческий комплекс. Это связано с тем, что область испытывает недостаток земельных ресурсов, а имеющиеся земли имеют низкое качество, в том числе из-за неблагоприятных природно-климатических условий.
        Северные и западные районы области издавна специализируются на выращивании льна, южные и восточные - на выращивании картофеля, Ярославский, Рыбинский и Ростовский районы - на производстве овощей.
        Несмотря на ряд положительных моментов, для стабилизации и увеличения сельскохозяйственного производства АПК области необходимы значительные инвестиции, приход в отрасль грамотных кадров, новой техники. Отрицательно сказывается на состоянии сельского хозяйства нарушение производственно-хозяйственных связей, трудности сбыта продукции. Сельское хозяйство области имеет большой внутренний потенциал, ведь до революции ярославская земля славилась производством разнообразных молочных продуктов.

    ТРАНСПОРТ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ОБЛАСТИ

        Область расположена на железнодорожных и водных путях из Центрального района к Уралу, на север и северо-запад европейской части страны. Традиционная транспортная ось области - река Волга. С давних времен через ярославские земли проходят пути из Балтийского и Белого морей к Среднему и Нижнему Поволжью, Уралу.
        Основные направления железных дорог: Москва - Владивосток, Ярославль - Нерехта - Иваново, Ярославль - Кострома - Галич. Основные автомобильные дороги: Москва - Ярославль - Вологда, Ярославль - Кострома, Ярославль - Рыбинск, Ростов - Углич - Рыбинск, Углич - Рыбинск - Череповец. Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 170 км на 1000 кв. км территории (в среднем по России - 28 км).
        Экономические связи области:

  • ввозятся нефть (из Поволжья и Западной Сибири), природный газ (из Западной Сибири), уголь (из Подмосковного бассейна, Донбасса, Кузбасса), прокат черных металлов (из Центрально-Черноземного района, с Урала);
  • вывозятся дизель-моторы и электродвигатели, шины и резинотехнические изделия, другая продукция. В структуре экспортных поставок области преобладают сырье и материалы (88%). Экспортируется дизельное топливо, топочный мазут, льноволокно, льняные ткани и т.д.
        Использование современных технологий и привлечение иностранного капитала позволят изменить структуру экспорта области, увеличив долю машин и оборудования с последующим повышением конкурентоспособности продукции машиностроительной и химической промышленности. Приоритетным направлением в области может стать туристско-рекреационная деятельность с привлечением иностранных фирм.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".