Особенности оценки российских компаний

Школьников Юрий

    Решение указанных проблем не может быть простым и универсальным. Условно проблемы, связанные с оценкой компаний, можно разделить на две категории:

  • оценка стоимости активов компании;
  • оценка стоимости собственного капитала компании, доли в собственном капитале или пакета акций.
        Первая группа оценок связана с ситуациями, когда предполагаются сделки с имуществом предприятия, внесение имущества в качестве вклада в уставный капитал, ликвидация компании. В зависимости от объекта оценки (недвижимость, машины и оборудование, нематериальные активы) используются соответствующие подходы и методы оценки этих активов. Строго говоря, оценка активов не является оценкой компании как хозяйствующего субъекта. Неправомерно отождествлять оценку стоимости акций с оценкой активов компании1. Оценка активов, как основа для оценки пакета акций или капитала компании, применима в некоторых случаях или для некоторых типов компаний (например, холдинговых или инвестиционных).
        Оценка второй группы необходима в случае предполагаемой продажи компании или пакета акций, залога ценных бумаг компании, слияния или поглощения, принятия решения о дополнительной эмиссии ценных бумаг.
        Прежде чем охарактеризовать процесс оценки компании, необходимо остановиться на особенностях российских компаний.

    СВОЕОБРАЗИЕ КОМПАНИЙ

        Необходимость оценки отечественных компаний в настоящее время в основном связана с перераспределением собственности, приватизированной в начале 90-х годов. Объектами оценки, как правило, выступают открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий. Стоимость открытых компаний (собственного капитала или доли в нем) обычно определяется на основе рыночных котировок акций. Такой метод работает в условиях хорошо развитого фондового рынка при наличии постоянных котировок акций оцениваемой компании. Применить этот метод для определения стоимости отечественных компаний в большинстве случаев невозможно, так как открытая по организационно-правовой форме компания является закрытой по содержанию (за исключением некоторых, российские акционерные компании не имеют рыночных котировок акций) или акции, выставленные в листингах, являются низколиквидными.
        Многие российские компании, являющиеся объектами оценки, это средние или крупные предприятия с номенклатурой выпускаемой продукции, измеряемой сотнями или тысячами наименований. Номенклатура товарно-материальных запасов на этих предприятиях может составлять десятки и сотни тысяч наименований. Количество машин и оборудования также может измеряться десятками тысяч единиц. Это является следствием монополизма и <натурализации хозяйства> в условиях распределительной системы хозяйствования. Использование инструментария, применяемого для оценки мелких компаний, в данном случае недостаточно.
        Различно и значение факторов, участвующих в создании стоимости. Глобальная тенденция, складывающаяся в мире, свидетельствует о том, что такой ресурс, как земля, теряет свое доминирующее значение при рассмотрении бизнеса.
        Для предприятий переходной экономики фактор земли или, в более общем смысле, фактор местоположения объекта играет существенную роль (большие размеры территории предприятий, наличие соответствующей инфраструктуры в регионе). Для многих предприятий важным фактором является удаленность поставщиков сырья. Транспортные тарифы в некоторых случаях оказываются одним из наибольших элементов затрат в структуре себестоимости продукции. Типичной ситуацией для многих российских предприятий является неэффективный менеджмент.
        Особенностью является также то, что достаточно сложно выявить реальные отношения по поводу собственности между акционерами компании, установить аффилированных лиц. Специфика российских компаний - в наличии слоя акционеров, в некоторых случаях значительного, которые получили акции бесплатно или почти бесплатно в процессе приватизации. Мотивация поведения этих акционеров существенно отличается от мотивации обычных инвесторов.
        Рассмотрим специфику использования общепринятых концепций оценки.

    ОЦЕНКА БИЗНЕСА (ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ)

        Цель оценки. Правильное ее определение - одна из важнейших задач начального этапа работ. Без четкого понимания проблем клиента и того, какую функцию будет выполнять результат оценки, невозможно определить ни объект оценки, ни методику проведения исследования, ни требуемую базу оценки. Решение задачи осложняется также тем, что руководители или собственники компании пытаются решить разные проблемы в рамках одной работы. Достаточно типична ситуация, когда заказчик одну и ту же оценку предполагает использовать для переоценки основных фондов предприятия, оценки имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал, и для принятия решения о реструктурировании компании. Оценщик должен четко определить и согласовать с заказчиком цель работы, определить базу оценки, идентифицировать объект оценки и обосновать необходимость использования той или иной методики. На этом этапе важно согласование применяемых стандартов оценочной деятельности. Из-за отсутствия отечественных стандартов оценки бизнеса часто используются стандарты Американского общества оценщиков.
        Дата оценки. Во многом она определяется целями работы, но также следует учесть и возможность получения необходимой информации по оцениваемому объекту и по рынку на указанную дату. Для многих российских компаний получить финансовую отчетность на дату, отличную от даты регулярного предоставления отчетности в регулирующие органы, просто невозможно.
        Информационное обеспечение - основа процесса оценки бизнеса. Сбор информации, как правило, начинается на подготовительных этапах оценки, когда определяется объем работ и готовится к подписанию контракт на проведение оценки. Без предварительного анализа объемов необходимой информации, источников ее получения и затрат (финансовых и трудовых) невозможно правильно составить график проведения оценки, определить методику проведения работ и сформировать бюджет проекта.
        По источникам информацию условно можно разделить на получаемую на рынке и получаемую в оцениваемой компании.
        По типу информация может быть юридической, финансовой, технической (и технологической), коммерческой.
        По масштабам - общеэкономическая, отраслевая, информация об отдельном предприятии и его подразделениях.
        Каждая из представленных классификаций помогает определить объем и роль информации, собираемой для определения стоимости собственного капитала компании, доли в собственном капитале или пакета акций.
        Общеэкономическая информация играет стержневую роль. Анализ отрасли, к которой относится оцениваемая компания, анализ самой компании должны осуществляться в контексте тех тенденций, которые присущи экономике в целом.
        Эта информация общедоступна, но одинаковые показатели могут быть рассчитаны по-разному. Как правило, имеет смысл проанализировать как официальные, так и альтернативные источники информации. Развитие информационных сетевых технологий облегчает поиск актуальной информации. Достаточно быстро растет количество периодических изданий, имеющих электронные версии.
        Информация об отрасли охватывает вопросы нормативного регулирования деятельности предприятий отрасли, специфику налогового регулирования, динамику цен на сырье и готовую продукцию.
        Отраслевая информация может охватывать не только национальный рынок. Особенно это важно в ситуации переходной экономики в условиях интеграции внутреннего рынка в глобальную систему, когда происходит активное проникновение на национальный рынок транснациональных компаний.
        Проблема получения информации на рынке об отдельном предприятии возникает в случае проверки информации, полученной на предприятии, и для получения информации о предприятиях-аналогах, которая используется в первую очередь для соотнесения различных показателей и коэффициентов с отраслевыми данными. Источников получения информации о деятельности предприятий уже достаточно много, и их количество постоянно увеличивается. По российским компаниям общедоступной является информация об открытых акционерных компаниях.
        Важнейшим показателем качества полученной информации является ее достоверность. Оценщик не может проверить всю информацию, и в этих случаях указывается ее источник. Поэтому при сборе информации важным моментом является ссылка на источник данных. Если фирма, предоставившая информацию, просит не указывать источник, это должно послужить сигналом для дополнительной проверки такой информации, и если проверка невозможна или нецелесообразна, то необходимо отказаться от использования этой информации.

    ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА

        Концепция рынка. Стоимость может быть определена путем анализа продаж сопоставимых объектов. Рыночный подход является общим способом определения оценочной стоимости предприятий, доли акционеров в капитале предприятий или ценных бумаг.
        В рамках этого подхода используются один или более методов, основанных на сравнении данного предприятия с аналогичными предприятиями, долями акционеров в капитале предприятий и ценными бумагами, уже реализованными на рынке.
        Примерами методов, применяемых в рамках рыночного подхода, являются метод компании-аналога и анализ ретроспективных сделок, затрагивающих права собственности оцениваемой компании.
        Данные о рыночных сделках по компаниям, долям акционеров в капитале компаний или ценным бумагам могут служить источником объективной эмпирической информации для выведения стоимостных показателей, применимых в оценке бизнеса.
        Концепция дохода. Эта концепция в большей степени отвечает основной оценочной предпосылке, так как предполагаемого инвестора в первую очередь интересуют будущие доходы от владения бизнесом. Концепция предполагает составление прогноза доходов и их приведение к текущей стоимости.
        В рамках рассматриваемого подхода можно использовать как методы капитализации доходов, так и методы дисконтирования будущих доходов.
        При использовании метода капитализации репрезентативная величина доходов делится на коэффициент капитализации для пересчета доходов предприятия в его стоимость.
        Методы дисконтирования будущих доходов основаны на оценке доходов в будущем для каждого из нескольких временны?х промежутков. Эти доходы пересчитываются в стоимость путем использования ставки дисконта и техники текущей стоимости.
        Концепция затрат. Стоимость может быть определена по затратам, которые необходимы для воспроизводства или замены собственности за вычетом поправки на износ. Подход на основе активов в оценке бизнеса может быть аналогичен затратному подходу, применяемому в других областях.
        Подход на основе активов следует применять при проведении оценки на уровне предприятия в целом. При оценке стоимости долей отдельных акционеров в капитале предприятия использование подхода на основе активов не обязательно.
        Подход на основе активов не должен быть единственно возможным при выполнении задания на оценку, когда компания-производитель рассматривается в качестве <действующего предприятия>, за исключением тех случаев, когда он обычно используется покупателями и продавцами.
        Балансовая стоимость редко адекватно отражает стоимость чистых активов. Тем не менее каждая цифра баланса учитывает конкретные активы или обязательства, поэтому может служить удобной отправной точкой для оценки активов.
        Для определения стоимости активов на основе бухгалтерского баланса необходимо:

  • трансформировать бухгалтерский баланс в соответствии с действующим планом счетов;
  • внести учетные поправки;
  • оценить материальную собственность (недвижимость, машины и оборудование, производственные запасы) по рыночной стоимости;
  • выявить и оценить нематериальные активы;
  • перевести финансовые активы в чистую реализуемую стоимость;
  • перевести обязательства в текущую стоимость;
  • определить стоимость собственного капитала как разницу между совокупной стоимостью активов и текущей стоимостью обязательств.

    ПОДХОД КОМПАНИИ-АНАЛОГА ПРИ ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА

        При оценке закрытых компаний (под закрытой компанией в данном случае подразумевается не организационно-правовая форма компании, а наличие сделок с корпоративными ценными бумагами на фондовом рынке) полезно провести сопоставление с компаниями, акции которых имеют рыночные котировки. Данный подход (его обычно называют подходом компании-аналога) позволяет определить стоимость акций исходя из реальных цен сделок подобных (сопоставимых) компаний.
        Неоспоримым преимуществом этого подхода к оценке является то, что эксперт работает с информацией по реальным рыночным сделкам. Чем ближе время проведения сделки к дате определения стоимости, тем более точным будет отражение складывающейся на рынке практики поведения покупателей и продавцов. Для компаний, имеющих котировки акций на фондовом рынке, практически не составляет сложности получить данные на любую дату.
        Однако указанное преимущество подхода, основанного на фактических сделках с корпоративными ценными бумагами, имеет и обратную сторону - в расчет принимается только ретроспективная информация. Для потенциального инвестора часто более важно предвидеть будущие доходы, которые им могут быть получены от владения оцениваемыми активами. Разрешение данного противоречия в практике оценочной деятельности реализуется путем применения различных подходов к оценке.
        Практика применения подхода компании-аналога предполагает определенную последовательность этапов и выполнение стандартных процедур.
        Оценка бизнеса (пакета акций, доли в капитале) закрытой компании прежде всего предполагает работу эксперта с финансовой документацией компании. Поэтому начальный этап - получение финансовой отчетности оцениваемой компании за репрезентативный период. Длительность репрезентативного периода в каждом конкретном случае определяется индивидуально, но общее требование - он должен охватывать достаточный период деятельности компании, чтобы выявить существующие в ее (компании) развитии закономерности и тенденции. В зарубежной практике продолжительность периода обычно пять лет.
        На следующем этапе необходимо произвести трансформацию и нормализацию финансовой отчетности оцениваемой компании. Трансформацией называется представление бухгалтерской отчетности в форме, принятой в западных странах. Именно в такой форме имеется финансовая информация по компаниям, которые могут выступать в качестве сопоставимых.
        Нормализация отчетности проводится с целью определения доходов и расходов компании, характерных для нормально функционирующего бизнеса. Цель этих процедур - элиминировать влияние всех случайных факторов при анализе бизнеса для более корректного сопоставления с компаниями-аналогами.
        Поиск и отбор сопоставимых компаний - ключевой момент при использовании данного подхода. Выбор действительно сопоставимых компаний является одним из наиболее сложных этапов в применении этого метода. Основная сложность состоит в том, что предполагается сопоставлять во многом несопоставимые объекты. В открытых и закрытых компаниях существенно различаются корпоративная стратегия, учетная и дивидендная политика и многие другие параметры.
        Формирование списка компаний, которые могут быть отобраны в качестве сопоставимых, предполагает несколько итераций. Вначале в соответствии с классификацией необходимо определить Standard Industrial Classification - SIC-код оцениваемой компании и по различным источникам составить список компаний с аналогичным кодом. Если необходимая информация по компаниям с аналогичным SIC-кодом отсутствует, список можно дополнить компаниями других отраслей, имеющими сходные инвестиционные характеристики. В дальнейшем из списка нужно выбрать <кандидатов> в сопоставимые компании. В качестве критериев отбора могут быть использованы:

  • одинаковый сегмент рынка;
  • диверсифицированность продукции/деятельности;
  • стадия развития компании;
  • размеры компании;
  • географические факторы;
  • стратегия деятельности и перспективы развития;
  • финансовые характеристики.
        При выборе компаний по указанным критериям важным является наличие финансовой отчетности отобранных компаний. Используя приведенные выше или другие существенные характеристики, влияющие на стоимость компании, необходимо сузить список компаний-аналогов до относительно небольшого количества.
        Обычно в качестве компаний, используемых для сопоставления с оцениваемой, предпочтительнее использовать данные по национальному рынку. Но в случае отсутствия таких данных или их недостаточного количества поиск необходимо проводить в глобальном масштабе.
        По каждой из оставшихся компаний необходимо тщательно проанализировать финансовую отчетность за репрезентативный период. Желательно, чтобы по отобранным компаниям имелась финансовая отчетность за тот же промежуток времени, что и для оцениваемой. В этом случае можно более точно проследить тенденции, характерные как для оцениваемой, так и для сопоставимых компаний. При наличии необходимой информации нужно провести корректировку финансовой отчетности сопоставимых компаний.
        Проведение финансового анализа, который включает: анализ коэффициентов заемных средств (структура капитала), анализ коэффициентов собственных оборотных средств (ликвидность), сопоставление балансовых отчетов стандартного формата, отчетов о прибылях и убытках стандартного формата, анализ операционных коэффициентов (доход на активы, доход на собственный капитал и т.д.) позволяет отобрать действительно сопоставимые с оцениваемой компании.
        Следующий этап - определить, какой из оценочных мультипликаторов наиболее применим для оцениваемой компании. Для анализа компании может быть выбрано несколько оценочных коэффициентов и рассчитано несколько показателей стоимости. Оценщик должен принимать во внимание относительную значимость каждого показателя стоимости, используемого при подготовке оценочного заключения о стоимости.
        Наиболее часто используются следующие оценочные мультипликаторы:
  • цена/валовые доходы (P/R);
  • цена/прибыль до налогообложения (P/EBT);
  • цена/чистая прибыль (P/E);
  • цена/денежный поток (P/CF);
  • цена/балансовая стоимость собственного капитала (P/BV).
        Выбор наиболее уместного мультипликатора определяется в каждой конкретной ситуации.
        Показатель цена/валовые доходы более применим, когда оцениваемая и сопоставимые компании имеют сходные операционные расходы. В основном это компании сферы услуг.
        Мультипликатор цена/чистая прибыль - наиболее часто рассчитываемый показатель - особенно уместен, когда прибыль относительно высока и отражает реальное экономическое состояние компании.
        Мультипликатор цена/прибыль до налогообложения более предпочтителен для сопоставления компаний, имеющих различные налоговые условия.
        Показатель цена/денежный поток особенно уместен, когда компания имеет относительно низкий доход, сравниваемый с амортизацией.
        Показатель цена/балансовая стоимость собственного капитала наиболее применим к компаниям, имеющим на балансе значительные величины активов, и когда имеется устойчивая связь между показателем балансовой стоимости и генерируемым компанией доходом.
        Завершающим этапом применения данного подхода к оценке компании является умножение соответствующего показателя оцениваемой компании на мультипликатор компании-аналога. Если используется несколько мультипликаторов - определить удельный вес каждого результата и сделать окончательный вывод.
        Полученная величина, если необходимо, корректируется на величину рыночной стоимости избыточных и неоперационных активов.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".