Решение указанных проблем не может быть простым и универсальным. Условно проблемы, связанные с оценкой компаний, можно разделить на две категории:
    Необходимость оценки отечественных компаний в настоящее время в основном связана с перераспределением собственности, приватизированной в начале 90-х годов. Объектами оценки, как правило, выступают открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий. Стоимость открытых компаний (собственного капитала или доли в нем) обычно определяется на основе рыночных котировок акций. Такой метод работает в условиях хорошо развитого фондового рынка при наличии постоянных котировок акций оцениваемой компании. Применить этот метод для определения стоимости отечественных компаний в большинстве случаев невозможно, так как открытая по организационно-правовой форме компания является закрытой по содержанию (за исключением некоторых, российские акционерные компании не имеют рыночных котировок акций) или акции, выставленные в листингах, являются низколиквидными.
    Многие российские компании, являющиеся объектами оценки, это средние или крупные предприятия с номенклатурой выпускаемой продукции, измеряемой сотнями или тысячами наименований. Номенклатура товарно-материальных запасов на этих предприятиях может составлять десятки и сотни тысяч наименований. Количество машин и оборудования также может измеряться десятками тысяч единиц. Это является следствием монополизма и <натурализации хозяйства> в условиях распределительной системы хозяйствования. Использование инструментария, применяемого для оценки мелких компаний, в данном случае недостаточно.
    Различно и значение факторов, участвующих в создании стоимости. Глобальная тенденция, складывающаяся в мире, свидетельствует о том, что такой ресурс, как земля, теряет свое доминирующее значение при рассмотрении бизнеса.
    Для предприятий переходной экономики фактор земли или, в более общем смысле, фактор местоположения объекта играет существенную роль (большие размеры территории предприятий, наличие соответствующей инфраструктуры в регионе). Для многих предприятий важным фактором является удаленность поставщиков сырья. Транспортные тарифы в некоторых случаях оказываются одним из наибольших элементов затрат в структуре себестоимости продукции. Типичной ситуацией для многих российских предприятий является неэффективный менеджмент.
    Особенностью является также то, что достаточно сложно выявить реальные отношения по поводу собственности между акционерами компании, установить аффилированных лиц. Специфика российских компаний - в наличии слоя акционеров, в некоторых случаях значительного, которые получили акции бесплатно или почти бесплатно в процессе приватизации. Мотивация поведения этих акционеров существенно отличается от мотивации обычных инвесторов.
    Рассмотрим специфику использования общепринятых концепций оценки.
    Цель оценки. Правильное ее определение - одна из важнейших задач начального этапа работ. Без четкого понимания проблем клиента и того, какую функцию будет выполнять результат оценки, невозможно определить ни объект оценки, ни методику проведения исследования, ни требуемую базу оценки. Решение задачи осложняется также тем, что руководители или собственники компании пытаются решить разные проблемы в рамках одной работы. Достаточно типична ситуация, когда заказчик одну и ту же оценку предполагает использовать для переоценки основных фондов предприятия, оценки имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал, и для принятия решения о реструктурировании компании. Оценщик должен четко определить и согласовать с заказчиком цель работы, определить базу оценки, идентифицировать объект оценки и обосновать необходимость использования той или иной методики. На этом этапе важно согласование применяемых стандартов оценочной деятельности. Из-за отсутствия отечественных стандартов оценки бизнеса часто используются стандарты Американского общества оценщиков.
    Дата оценки. Во многом она определяется целями работы, но также следует учесть и возможность получения необходимой информации по оцениваемому объекту и по рынку на указанную дату. Для многих российских компаний получить финансовую отчетность на дату, отличную от даты регулярного предоставления отчетности в регулирующие органы, просто невозможно.
    Информационное обеспечение - основа процесса оценки бизнеса. Сбор информации, как правило, начинается на подготовительных этапах оценки, когда определяется объем работ и готовится к подписанию контракт на проведение оценки. Без предварительного анализа объемов необходимой информации, источников ее получения и затрат (финансовых и трудовых) невозможно правильно составить график проведения оценки, определить методику проведения работ и сформировать бюджет проекта.
    По источникам информацию условно можно разделить на получаемую на рынке и получаемую в оцениваемой компании.
    По типу информация может быть юридической, финансовой, технической (и технологической), коммерческой.
    По масштабам - общеэкономическая, отраслевая, информация об отдельном предприятии и его подразделениях.
    Каждая из представленных классификаций помогает определить объем и роль информации, собираемой для определения стоимости собственного капитала компании, доли в собственном капитале или пакета акций.
    Общеэкономическая информация играет стержневую роль. Анализ отрасли, к которой относится оцениваемая компания, анализ самой компании должны осуществляться в контексте тех тенденций, которые присущи экономике в целом.
    Эта информация общедоступна, но одинаковые показатели могут быть рассчитаны по-разному. Как правило, имеет смысл проанализировать как официальные, так и альтернативные источники информации. Развитие информационных сетевых технологий облегчает поиск актуальной информации. Достаточно быстро растет количество периодических изданий, имеющих электронные версии.
    Информация об отрасли охватывает вопросы нормативного регулирования деятельности предприятий отрасли, специфику налогового регулирования, динамику цен на сырье и готовую продукцию.
    Отраслевая информация может охватывать не только национальный рынок. Особенно это важно в ситуации переходной экономики в условиях интеграции внутреннего рынка в глобальную систему, когда происходит активное проникновение на национальный рынок транснациональных компаний.
    Проблема получения информации на рынке об отдельном предприятии возникает в случае проверки информации, полученной на предприятии, и для получения информации о предприятиях-аналогах, которая используется в первую очередь для соотнесения различных показателей и коэффициентов с отраслевыми данными. Источников получения информации о деятельности предприятий уже достаточно много, и их количество постоянно увеличивается. По российским компаниям общедоступной является информация об открытых акционерных компаниях.
    Важнейшим показателем качества полученной информации является ее достоверность. Оценщик не может проверить всю информацию, и в этих случаях указывается ее источник. Поэтому при сборе информации важным моментом является ссылка на источник данных. Если фирма, предоставившая информацию, просит не указывать источник, это должно послужить сигналом для дополнительной проверки такой информации, и если проверка невозможна или нецелесообразна, то необходимо отказаться от использования этой информации.
    Концепция рынка. Стоимость может быть определена путем анализа продаж сопоставимых объектов. Рыночный подход является общим способом определения оценочной стоимости предприятий, доли акционеров в капитале предприятий или ценных бумаг.
    В рамках этого подхода используются один или более методов, основанных на сравнении данного предприятия с аналогичными предприятиями, долями акционеров в капитале предприятий и ценными бумагами, уже реализованными на рынке.
    Примерами методов, применяемых в рамках рыночного подхода, являются метод компании-аналога и анализ ретроспективных сделок, затрагивающих права собственности оцениваемой компании.
    Данные о рыночных сделках по компаниям, долям акционеров в капитале компаний или ценным бумагам могут служить источником объективной эмпирической информации для выведения стоимостных показателей, применимых в оценке бизнеса.
    Концепция дохода. Эта концепция в большей степени отвечает основной оценочной предпосылке, так как предполагаемого инвестора в первую очередь интересуют будущие доходы от владения бизнесом. Концепция предполагает составление прогноза доходов и их приведение к текущей стоимости.
    В рамках рассматриваемого подхода можно использовать как методы капитализации доходов, так и методы дисконтирования будущих доходов.
    При использовании метода капитализации репрезентативная величина доходов делится на коэффициент капитализации для пересчета доходов предприятия в его стоимость.
    Методы дисконтирования будущих доходов основаны на оценке доходов в будущем для каждого из нескольких временны?х промежутков. Эти доходы пересчитываются в стоимость путем использования ставки дисконта и техники текущей стоимости.
    Концепция затрат. Стоимость может быть определена по затратам, которые необходимы для воспроизводства или замены собственности за вычетом поправки на износ. Подход на основе активов в оценке бизнеса может быть аналогичен затратному подходу, применяемому в других областях.
    Подход на основе активов следует применять при проведении оценки на уровне предприятия в целом. При оценке стоимости долей отдельных акционеров в капитале предприятия использование подхода на основе активов не обязательно.
    Подход на основе активов не должен быть единственно возможным при выполнении задания на оценку, когда компания-производитель рассматривается в качестве <действующего предприятия>, за исключением тех случаев, когда он обычно используется покупателями и продавцами.
    Балансовая стоимость редко адекватно отражает стоимость чистых активов. Тем не менее каждая цифра баланса учитывает конкретные активы или обязательства, поэтому может служить удобной отправной точкой для оценки активов.
    Для определения стоимости активов на основе бухгалтерского баланса необходимо:
    При оценке закрытых компаний (под закрытой компанией в данном случае подразумевается не организационно-правовая форма компании, а наличие сделок с корпоративными ценными бумагами на фондовом рынке) полезно провести сопоставление с компаниями, акции которых имеют рыночные котировки. Данный подход (его обычно называют подходом компании-аналога) позволяет определить стоимость акций исходя из реальных цен сделок подобных (сопоставимых) компаний.
    Неоспоримым преимуществом этого подхода к оценке является то, что эксперт работает с информацией по реальным рыночным сделкам. Чем ближе время проведения сделки к дате определения стоимости, тем более точным будет отражение складывающейся на рынке практики поведения покупателей и продавцов. Для компаний, имеющих котировки акций на фондовом рынке, практически не составляет сложности получить данные на любую дату.
    Однако указанное преимущество подхода, основанного на фактических сделках с корпоративными ценными бумагами, имеет и обратную сторону - в расчет принимается только ретроспективная информация. Для потенциального инвестора часто более важно предвидеть будущие доходы, которые им могут быть получены от владения оцениваемыми активами. Разрешение данного противоречия в практике оценочной деятельности реализуется путем применения различных подходов к оценке.
    Практика применения подхода компании-аналога предполагает определенную последовательность этапов и выполнение стандартных процедур.
    Оценка бизнеса (пакета акций, доли в капитале) закрытой компании прежде всего предполагает работу эксперта с финансовой документацией компании. Поэтому начальный этап - получение финансовой отчетности оцениваемой компании за репрезентативный период. Длительность репрезентативного периода в каждом конкретном случае определяется индивидуально, но общее требование - он должен охватывать достаточный период деятельности компании, чтобы выявить существующие в ее (компании) развитии закономерности и тенденции. В зарубежной практике продолжительность периода обычно пять лет.
    На следующем этапе необходимо произвести трансформацию и нормализацию финансовой отчетности оцениваемой компании. Трансформацией называется представление бухгалтерской отчетности в форме, принятой в западных странах. Именно в такой форме имеется финансовая информация по компаниям, которые могут выступать в качестве сопоставимых.
    Нормализация отчетности проводится с целью определения доходов и расходов компании, характерных для нормально функционирующего бизнеса. Цель этих процедур - элиминировать влияние всех случайных факторов при анализе бизнеса для более корректного сопоставления с компаниями-аналогами.
    Поиск и отбор сопоставимых компаний - ключевой момент при использовании данного подхода. Выбор действительно сопоставимых компаний является одним из наиболее сложных этапов в применении этого метода. Основная сложность состоит в том, что предполагается сопоставлять во многом несопоставимые объекты. В открытых и закрытых компаниях существенно различаются корпоративная стратегия, учетная и дивидендная политика и многие другие параметры.
    Формирование списка компаний, которые могут быть отобраны в качестве сопоставимых, предполагает несколько итераций. Вначале в соответствии с классификацией необходимо определить Standard Industrial Classification - SIC-код оцениваемой компании и по различным источникам составить список компаний с аналогичным кодом. Если необходимая информация по компаниям с аналогичным SIC-кодом отсутствует, список можно дополнить компаниями других отраслей, имеющими сходные инвестиционные характеристики. В дальнейшем из списка нужно выбрать <кандидатов> в сопоставимые компании. В качестве критериев отбора могут быть использованы: