Концепция дохода

Тихонов Олег

ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОИЗВОДЯТ... ДЕНЬГИ

    Оценка инвестиционной стоимости бизнеса прежде всего зависит от его перспектив. При определении инвестиционной стоимости предприятия учитывается только та часть его капитала, которая может приносить доходы в будущем. Очень важно, когда именно собственник будет получать доходы и с каким риском это сопряжено. Все эти факторы, влияющие на оценку бизнеса, могут быть учтены методами оценки, объединяемыми понятием доходного подхода. Доходный подход основан на предположении: потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес сумму, большую, чем текущая стоимость будущих доходов от этого бизнеса. Считается, что собственник тоже не продаст свой бизнес по цене ниже текущей стоимости прогнозируемых будущих доходов. Поэтому стороны придут к соглашению о рыночной цене, равной текущей стоимости будущих доходов.
    Такой подход к оценке считается наиболее приемлемым с точки зрения инвестиционных мотивов. Инвестор, вкладывающий деньги в действующее предприятие, покупает не набор активов, состоящий из зданий, сооружений, машин, оборудования, нематериальных ценностей и т.д., а поток будущих доходов, который позволит ему окупить вложенные средства, получить прибыль и повысить свое благосостояние. С этой точки зрения все предприятия, к каким бы отраслям экономики они ни принадлежали, производят один вид товарной продукции - деньги.
    Таким образом, доходный подход всегда применяется для определения инвестиционной стоимости бизнеса (стоимости для конкретного инвестора) и очень часто - для определения обоснованной рыночной стоимости (предполагаемой стоимости, уравновешивающей спрос и предложение на открытом рынке, т.е. стоимости для абстрактного покупателя).
    В рамках доходного подхода традиционно выделяют два основных метода (или две группы методов): капитализации и дисконтирования.
    Содержание обоих методов составляет прогнозирование того, что мы условно называем будущими доходами предприятия, и их преобразование в показатель текущей (приведенной) стоимости. Главное различие методов в том, что при капитализации берется так называемый репрезентативный доход (чистая прибыль, прибыль до уплаты налогов, валовая прибыль) за один временной период (обычно год), который преобразуется в показатель текущей стоимости путем простого деления на ставку капитализации.
    При дисконтировании выстраивается прогноз будущих доходов (в этой роли обычно выступает поток денежных средств - cash-flow) на несколько периодов, затем они по отдельности приводятся к текущей стоимости по формулам сложного процента.
    Необходимым и обязательным условием применения метода капитализации является допущение: в обозримом будущем доходы бизнеса останутся примерно на одном уровне, близком к нынешнему.
    Применение метода дисконтирования этим не обусловлено, он более объективен и детален. По отзывам западных специалистов, в 90% случаев использования доходного подхода для оценки средних и крупных предприятий применяется именно этот метод. Его наиболее распространенное название - метод дисконтированных денежных потоков (ДДП).
    Метод ДДП может быть использован для оценки любого действующего предприятия. Тем не менее в некоторых ситуациях он объективно дает
    наиболее точный результат. Например, для оценки предприятий, имеющих определенную историю хозяйственной деятельности (желательно, прибыльной) и находящихся на стадии роста или стабильного экономического развития. Метод ДДП в меньшей степени применим к оценке хронически убыточных предприятий (хотя и отрицательная величина стоимости бизнеса может быть фактом для принятия управленческих решений).
    Следует соблюдать осторожность, применяя этот метод для оценки новых предприятий, пусть даже и многообещающих. Отсутствие прибылей в ретроспективе затрудняет объективное прогнозирование будущих денежных потоков бизнеса.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОЦЕНКИ МЕТОДОМ ДДП

    Выбор модели денежного потока
    Мы можем применять одну из двух моделей денежного потока: ДП для собственного капитала или ДП для всего инвестированного капитала. Ниже приведены основные составляющие денежного потока для собственного капитала:
    чистая прибыль после уплаты налогов + амортизационные отчисления +(-) уменьшение (прирост) чистого оборотного капитала +(-) уменьшение (прирост) инвестиций в основные средства +(-) прирост (уменьшение) долгосрочной задолженности = денежный поток
    Применяя вторую модель - модель денежного потока для всего инвестированного капитала, мы не различаем собственный и заемный капитал предприятия и считаем совокупный денежный поток. Исходя из этого мы прибавляем к денежному потоку выплаты процентов по задолженности, которые ранее вычли при расчете чистой прибыли. Поскольку проценты по задолженности вычитались из прибыли до уплаты налогов, возвращая их назад, следует уменьшить их сумму на величину налога на прибыль. Итогом расчета по второй модели является рыночная стоимость всего инвестированного капитала предприятия.
    В обеих моделях денежный поток может быть рассчитан как на номинальной основе (в текущих ценах), так и на реальной основе (с учетом фактора инфляции).
    Согласно методу ДДП, стоимость предприятия определяется на основе будущих, а не прошлых денежных потоков. Поэтому задача оценщика - сделать прогноз денежного потока (на основе прогнозных отчетов о движении денежных средств) на какой-то будущий временной период начиная с текущего года. В качестве прогнозного берется период, который должен продолжаться до тех пор, пока темпы роста компании не стабилизируются (предполагается, что в постпрогнозный период должны быть стабильные долгосрочные темпы роста или бесконечный поток доходов).
    В странах с развитой рыночной экономикой прогнозный период для оценки предприятия, в зависимости от целей оценки и конкретной ситуации, может составлять от 5 до 10 лет. В странах с переходной экономикой, где велик элемент нестабильности и адекватные долгосрочные прогнозы особенно затруднены, на наш взгляд, допустимо сокращение прогнозного периода до трех лет.
    Анализ валовой выручки и ее прогноз
    Детально рассматривается и учитывается целый ряд факторов. Среди них:

  • номенклатура выпускаемой продукции;
  • объемы производства и цены на продукцию;
  • ретроспективные темпы роста предприятия;
  • спрос на продукцию;
  • темпы инфляции;
  • имеющиеся производственные мощности;
  • перспективы и возможные последствия капитальных вложений;
  • общая ситуация в экономике, определяющая перспективы спроса;
  • ситуация в конкретной отрасли с учетом существующего уровня конкуренции;
  • доля оцениваемого предприятия на рынке;
  • долгосрочные темпы роста в постпрогнозный период;
  • планы менеджеров данного предприятия.
        Следует придерживаться общего правила: прогноз валовой выручки должен быть логически совместимым с ретроспективными показателями деятельности предприятия и отрасли в целом. Оценки, основанные на прогнозах, которые заметно расходятся с историческими тенденциями, выглядят подозрительно.
        Задача оценщика - определить тенденцию изменения доли реального рынка, удерживаемой оцениваемым предприятием с точки зрения спроса и потребностей конечных потребителей. При этом целесообразно проанализировать:
  • долю рынка, принадлежащую предприятию в данное время;
  • ретроспективную тенденцию изменения этой доли (постоянство, сокращение или увеличение);
  • бизнес-план предприятия.
        Особое внимание следует обратить на то, каким образом предприятие планирует сохранить или увеличить долю рынка (при помощи снижения цен, дополнительных маркетинговых издержек или путем повышения качества производимой продукции).
        Анализ и прогноз расходов
        На данном этапе оценщик должен:
  • изучить структуру расходов, в особенности соотношение постоянных и переменных издержек;
  • оценить инфляционные ожидания для каждой категории издержек;
  • изучить единовременные и чрезвычайные статьи расходов, которые могут фигурировать в финансовой отчетности за прошлые годы, но в будущем не встретятся;
  • определить амортизационные отчисления, исходя из нынешнего наличия активов и из будущего их прироста и выбытия;
  • рассчитать затраты на выплату процентов по кредитам на основе прогнозируемых уровней задолженности;
  • сравнить прогнозируемые расходы с соответствующими показателями для предприятий-конкурентов или с аналогичными среднеотраслевыми показателями.
        Для оценки бизнеса важны два вида классификации издержек. Первая - деление издержек на постоянные и переменные.
        Постоянные издержки не зависят от изменения объемов производства (административные и управленческие расходы; амортизационные отчисления; расходы по сбыту за вычетом комиссионных; арендная плата; налог на имущество и т.д.).
        Переменные же издержки (сырье и материалы; заработная плата основного производственного персонала; расход топлива и энергии на производственные нужды) обычно пропорциональны объемам производства. Эта классификация используется прежде всего при проведении анализа безубыточности, а также для оптимизации структуры выпускаемой продукции.
        Вторая классификация - деление издержек на прямые и косвенные. Она применяется для отнесения издержек на определенный вид продукции.
        Четкое и единообразное деление на прямые и косвенные постоянные издержки особенно важно для поддержания однородной отчетности по всем подразделениям.
        На одном уровне отчетности постоянные издержки могут быть прямыми, а на другом (более детальном) - косвенными. Например, на уровне производственной линии расходы на отопление - прямые, а на уровне отчетности по видам продукции они становятся косвенными, так как стоимость отопления практически невозможно отнести на конкретный вид продукции.

    (Окончание следует.)

  • © ЗАО "Группа РЦБ".