Депозитарная деятельность

Алексеев Михаил
Президент, Председатель Правления Роспромбанка

ДЕПОНЕНТЫ

    Принятие депонентами решений
    Круг принимаемых решений. При выборе депозитария депоненты принимают важные стратегические решения, определяя:

  • какие виды услуг им нужны;
  • как должно быть организовано депозитарное обслуживание;
  • каким образом должны строиться отношения с депозитариями при осуществлении глобальных инвестиций в разных регионах мирового финансового рынка.     Депозитарные и сопутствующие услуги. Все виды услуг, связанных с депозитарной деятельностью, можно условно разделить на три группы: основные, косвенные (добавляющие стоимость) и сопутствующие (дополнительные).
        Основные услуги: К ним относятся:
  • расчеты (поставка ценных бумаг и денег по заключенным сделкам);
  • хранение ценных бумаг;
  • выплата доходов (получение и перечисление дивидендов и процентов, а также обеспечение поступлений клиентам доходов, распределяемых в иных формах, например, через предоставление опционов, выплату капитала, бесплатное распределение акций);
  • корпоративные действия (получение и передача информации о событиях, происходящих в акционерном обществе, изменении его ценных бумаг, организация голосования на собраниях эмитентов ценных бумаг);
  • конверсия валюты;
  • удержание налогов;
  • обслуживание денежных счетов;
  • представление отчетности;
  • перерегистрация прав собственности на ценные бумаги.     Косвенные услуги. К ним относятся:
  • кредитование бумагами (одалживание ценных бумаг взаймы);
  • инвестиционный учет (учет движения средств инвестиционных фондов);
  • оценка активов инвестиционных фондов (расчет текущей рыночной стоимости портфеля ценных бумаг и финансовых активов, приобретенных инвестиционным фондом);
  • обобщение результатов инвестиционной деятельности;
  • клиринг (расчет взаимных обязательств сторон) по срочным инструментам (опционам, фьючерсам и др.);
  • аналитическое обеспечение (исследование различных сегментов рынка ценных бумаг и составление на этой основе обзоров, отчетов и справок).     Сопутствующие услуги. К ним относятся:
  • представление кредитных линий;
  • брокерские операции;
  • обслуживание на срочном рынке;
  • администрирование (организация обслуживания клиентов) пенсионных фондов;
  • администрирование паевых инвестиционных фондов;
  • доверительное управление активами.     Принятие решения об организации обслуживания. Депозитарное обслуживание клиента может быть организовано: клиентом самостоятельно; путем передачи части функций внешнему депозитарию; через стратегическое партнерство с депозитарием. Определение потребности в депозитарных услугах и выбор способа организации депозитарного обслуживания депоненты часто осуществляют в несколько этапов.
        Первый этап - определение спроса и предложения. Депонент должен получить информацию об услугах, которые депозитарий уже оказывает и планирует оказывать в будущем, а также составить прогноз своих потребностей в депозитарном обслуживании на перспективу. На уровень потребностей депонента могут влиять разные обстоятельства, в том числе запросы его собственной клиентуры, состояние конкурентной среды, требования регулирующих органов, общее изменение ситуации на рынке.
        Второй этап - анализ соответствия услуг депозитария потребностям. На основании полученной на первом этапе информации и сделанных предварительных выводов депонент должен определить, насколько полно депозитарий (с учетом планов развития) способен удовлетворить его будущим запросам.
        Третий этап - возможности передачи депозитарию функций. Депонент должен разделить все функции, выполнение которых необходимо для успешного осуществления им своей деятельности, на две группы: те, которые он безусловно должен осуществлять самостоятельно, и те, которые в принципе могут быть переданы депозитарию. В расчет могут быть приняты многие обстоятельства, в том числе: стратегическая важность услуги, возможность самостоятельно оказывать ее на конкурентоспособном уровне, уровень издержек и риска в случае самостоятельного выполнения различных функций и передачи их на сторону, наличие возможных альтернатив.
        Четвертый этап - определение функций, передаваемых депозитарию. Клиент должен окончательно решить, какие функции передать депозитарию, а какие выполнять самостоятельно. Может быть принято решение о целесообразности вступления с депозитарием в партнерские отношения.
        Преимущества партнерства. При определенных условиях тесное партнерское взаимодействие может оказаться выгодно как депозитарию, так и депоненту. Депозитарий получает возможность комплексно обслуживать партнера по многим направлениям. Это способствует расширению объемов предоставляемых депозитарных услуг. Депоненту партнерство с депозитарием позволяет:
  • специализироваться в областях, в которых он наиболее компетентен; прочие функции передать партнеру;
  • довести до сведения депозитария четкие представления об уровне и содержании своих требований;
  • понять возможности депозитария, его персонала и спектр услуг;
  • развивать продукты и услуги, которые наиболее полно отвечают потребностям клиентов;
  • обмениваться опытом, знаниями, технологиями, что снижает совокупный уровень затрат на развитие бизнеса;
  • снизить уровень комиссионных, выплачиваемых депозитарию, потери которого, в свою очередь, компенсируются за счет расширения объемов услуг.     Выбор подхода к построению депозитарной сети. При определении способов сотрудничества с депозитарием депоненты должны установить не только перечень услуг, выполнение которых они готовы возложить на него, но и оптимальные подходы к организации депозитарного обслуживания в части построения депозитарной сети для обеспечения глобальных (зарубежных) инвестиций. Можно выделить пять подходов: глобальный, региональный, прямой, операционный и смешанный.
        Глобальный подход связан с использованием одного депозитария по всем видам услуг одновременно на всех рынках (рис. 1).
        Региональный подход. В каждом регионе мира депонент использует одну депозитарную организацию, отвечающую за представление всего спектра услуг в данном регионе. Региональная депозитарная организация сама устанавливает отношения с субдепозитарными организациями и центральными депозитариями на местах (рис. 2).
        Прямой подход. Депонент устанавливает связи со всеми организациями, используемыми при осуществлении депозитарных услуг в странах, где он инвестирует в ценные бумаги, без привлечения глобальных или региональных посредников. Потребитель сам вступает в отношения с рядом депозитарных организаций в каждом регионе мира (рис. 3).
        Операционный подход связан с использованием депонентом для каждого вида депозитарных операций (их группы) одного депозитария, наилучшим образом оказывающего подобного рода услуги. Этот подход связан также с делегированием указанным депозитариям прав самостоятельно устанавливать депозитарные отношения в различных регионах по операциям, для выполнения которых они выбраны (рис. 4).
        Смешанный подход - сочетание перечисленных выше подходов. Депонент может пользоваться услугами глобального депозитарного агента, но в отдельных регионах самостоятельно устанавливать отношения с региональными агентами или напрямую с привлекаемыми депозитариями и, кроме того, выполнение отдельных операций в различных регионах передавать специализированным депозитариям (рис. 5).
        Оценка депонентами депозитариев
        Решение о том, насколько тот или иной депозитарий удовлетворяет требованиям, депонентами может приниматься одним из трех методов: неформальным; формальным; сравнением со стандартными показателями.
        Неформальные оценки. Неформальное принятие решений заключается в выработке представлений о работе депозитария на основании встреч с его представителями. Обычно представители депонента, наделенные полномочиями принимать соответствующие решения на своем уровне, встречаются с руководством депозитария раз в полгода или год.
        Непосредственные исполнители, регулярно контактирующие с депозитарием, могут поделиться своими впечатлениями о его работе и сформулировать свои пожелания по ее улучшению. Однако мало кто на исполнительском уровне может непредвзято, всесторонне и компетентно оценить все положительные и отрицательные стороны сотрудничества с тем или иным депозитарием. Такую оценку можно дать только на основе отслеживания формальных количественных и качественных показателей взаимодействия с депозитарием, что требует затрат времени, сил, финансовых ресурсов, технологической подготовки, организации и в силу дефицита указанных ресурсов часто не обеспечивается.
        Трудно сформировать объективную оценку и на уровне руководящих лиц депонента, основываясь только на результатах личных встреч и переговоров с исполнителями. Тем не менее метод неформального принятия решений укоренился в деловой практике выбора депозитария из-за его простоты.
        Неспособность оценить работу депозитария, опираясь на формальные количественные и качественные показатели, безусловно, следует рассматривать как недостаток управления инвестиционным процессом. Принимая во внимание большие потери, которые депонент может понести в результате неправильного выбора депозитария и неоптимального построения отношений с ним, упрощенный неформальный подход можно оценить как весьма рискованный. Поэтому в последнее время снижается количество решений, принимаемых неформально. Начинают преобладать более структурированные, формальные подходы.
        Формальные оценки. Наиболее эффективным и структурированным методом оценки инвесторами уровня депозитарного обслуживания является подготовка так называемого соглашения об уровне услуг (Service Level Agreement, SLA), детально описывающего требования инвестора к депозитарию.
        Цель такого соглашения - достижение формальных договоренностей о качестве работы депозитария с тем, чтобы в перспективе иметь прочную основу для оценки его деятельности.
        Для заключения соглашения об услугах представители инвестора и депозитария должны детально обсудить технологию работы депозитария, пожелания инвестора, сложившуюся на рынке практику оказания соответствующих услуг и на этой основе определить минимальные требования к качеству работы депозитария.
        Требования должны быть изложены в тексте соглашения, которое по форме ближе к инструкции о работе депозитария и порядке его взаимодействия с депонентом, чем к юридическому договору.
        Соглашение об услугах обычно лишь описывает пожелания к стандартам работы депозитария, не все из которых могут реально выдерживаться на практике в любой момент времени, и не содержит упоминания о санкциях за отклонение от этих стандартов.3
        Для оценки реализации соглашения обычно необходимо выполнить следующие условия: определить услуги, уровень которых можно количественно выразить для каждой области депозитарной деятельности; определить способы получения и методы оценки данных о работе депозитария; подготовить простую и наглядную отчетность об итогах работы депозитария и организовать ее регулярное представление.
        Сравнение показателей. Еще один метод формальной оценки работы депозитария - сравнение параметров его деятельности с некоторыми средними показателями, складывающимися по отрасли в целом. Сами средние показатели могут быть выявлены либо в результате специальных опросов широкого круга депонентов, пользующихся депозитарными услугами, либо в ходе добровольного обмена данными между ограниченным кругом инвесторов. Важно определить четкую методику расчета количественных и качественных показателей работы депозитариев и источники информации для этих расчетов. Наиболее приемлемым является заполнение потребителями депозитарных услуг единообразно составленных форм опросных листов. Для объективного анализа результатов работы разных депозитариев важно правильно определить перечень организаций, средние показатели работы которых могут быть взяты за основу для выработки оценочных показателей по отрасли.
        Оценка организации отношений. Оценки депонентами депозитария, особенно неформальные, в значительной степени зависят от того, как организовано их обслуживание, в частности как налажено взаимодействие между представителями депозитария и представителями депонента. Депозитарии практикуют подходы к организации отношений с депонентами через менеджеров счета; центры обслуживания; прямой доступ к подразделениям депозитария.
        Взаимодействие через менеджеров счета. Все оперативные вопросы представители депонента решают через сотрудника депозитария, непосредственно отвечающего за обслуживание организации, в которой они работают (менеджера счета). Менеджер счета, в свою очередь, берет на себя организацию всех оперативных контактов с подразделениями и сотрудниками внутри самого депозитария. Общие контакты и решение вопросов стратегического взаимодействия между депозитарием и депонентом осуществляются через менеджеров, которые поддерживают отношения с руководящими сотрудниками организации-депонента и помогают решать глобальные проблемы в случае их возникновения (рис. 6).
        Взаимодействие через центр контактов. Взаимодействие может быть организовано через единый центр контактов. Одно или несколько лиц берут на себя решение всех вопросов, связанных с обслуживанием депонента, как оперативного, так и общего стратегического характера. Лица, входящие в единый центр контактов, передают полученную от депонента информацию в разные подразделения депозитария и, наоборот, сообщают поступившие из подразделений сведения депоненту (рис. 7).
        Прямое взаимодействие. В этом случае в каждом подразделении депозитария выделяются сотрудники, с которыми представители депонента могут поддерживать прямые контакты (рис. 8).
        Для того чтобы депонент имел возможность составить объективное мнение о работе депозитария, его представители должны регулярно осуществлять взаимодействие с сотрудниками депозитария на различных уровнях по различным поводам. Оптимизация такого взаимодействия достигается благодаря сочетанию стратегических, тактических и операционных контактов.
        Обсуждения на всех трех уровнях должны строиться на информации о результатах деятельности депозитария по выполнению условий соглашения об уровне услуг и сравнении этой информации с показателями по рынку депозитарных услуг в целом. Депонент должен самостоятельно следить за развитием событий в сфере депозитарных операций, оценивать финансовое состояние депозитария, кредитные рейтинги, изменения в деловой стратегии.
        Стратегические контакты должны осуществляться раз в год или в полгода на уровне высшего руководства депонента и депозитария.
        Тактические контакты целесообразно осуществлять раз в квартал или месяц на уровне операционных менеджеров среднего уровня.
        Операционные контакты осуществляются на ежедневной основе на уровне исполнителей.
        Смена депонентом депозитария
        Иногда депоненты вынуждены принять решение о смене депозитария. В этом случае они должны назначить выбранную неформальным методом новую депозитарную организацию из числа тех, в отношении которой имеются рекомендации из заслуживающих доверия источников, либо объявить формальный процесс тендера.
        Причины смены депозитария. Опросы показывают, что в среднем 90% депонентов удовлетворены уровнем обслуживания. Поэтому смена депозитария - не такое уж частое явление. Опросы депонентов показывают, что наиболее велика вероятность смены депозитарной организации банковскими учреждениями.
        Главная причина - неудовлетворенность уровнем основных услуг. По этой причине происходит более половины случаев замены одного депозитария другим.
        Другая причина смены депозита-рия - желание консолидировать структуры, оказывающие депозитарные услуги с целью повышения эффективности управления ими.
        Смена депозитария может произойти и по ряду специфических причин.
        В частности, потребители депозитарных услуг могут пожелать снизить издержки, связанные с использованием посреднических депозитарных организаций, оказаться неудовлетворенными уровнем сопутствующих услуг, скоростью получения отчетности, системной функциональностью, стандартами отчетности, уровнем связи с рынком, профессионализмом персонала.
        Принятие решения о новом депозитарии. Формальный процесс обследования депозитарных организаций с целью выбора структуры, которая будет оказывать депозитарные услуги, обычно осуществляется в несколько этапов.
        На первом составляется расширенный список кандидатов на обследование.
        На втором подготавливается развернутый перечень вопросов к кандидатам и осуществляется его рассылка.
        На третьем осуществляется анализ полученных от потенциальных кандидатов ответов на вопросы и на этой основе составляется краткий перечень наиболее вероятных кандидатов.
        На четвертом принимается решение о назначении депозитарной организации.
        Формальный подход к выбору депозитарной организации имеет как достоинства, так и недостатки.
        Достоинства заключаются в возможности сравнить услуги, оказываемые различными конкурирующими депозитарными организациями; развитии понимания лучших стандартов рыночной депозитарной практики; лучшем понимании внутренних требований и возможностей улучшения собственной деятельности; создании условий для выторговывания наиболее благоприятных условий депозитарного обслуживания.
        Недостатки формального подхода к выбору нового депозитария связаны с необходимостью значительных затрат ресурсов на его осуществление; возможностью затягивания процесса назначения новой депозитарной организации.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".