Успех инвестиций в Россию будет зависеть от атмосферы надежности и предсказуемости

РЦБ
Издательский Дом

    РЦБ: Впервые компания Ford вышла на российский рынок еще в начале века, не так ли?

    Н. Б.:Основатель компании Генри Форд быстро понял, что его машины могут иметь спрос не только в США, но и в Европе. Буквально с первых лет существования компания развернула свою деятельность в Англии, а затем и по всей Европе. Первый автомобиль марки Ford был продан в России уже в 1907 г. Сохранились и сведения о его цене - 3,5 тыс. руб.
    Современная же история компании Ford в России берет свое начало в 1991 г., когда на рынок пришли первые наши дилеры. С 1991 по 1995 гг. вся деятельность координировалась из Англии и США: наши представители время от времени приезжали в Россию и контролировали работу дилеров на месте. В те годы у нас еще не было достаточных знаний о российском автомобильном рынке, и это, конечно, затрудняло работу.
    В конце 1994 г. председатель совета директоров компании Ford Алекс Тротман выступил с новой инициативной программой развития - <Форд-2000>. Согласно этой программе Ford к 2000 г. должен стать лидером мирового автомобилестроения. Для этого необходимо существенно увеличить свое присутствие на новых рынках. Ряд планов в рамках этой программы связан, в частности, и с Россией. Если раньше наше присутствие здесь было не очень ощутимым, то теперь мы намерены значительно расширить его.
    В апреле 1996 г. нами было открыто представительство, а летом 1997 г. компания Ford была официально зарегистрирована как российская компания Ford Motors Company LLC. Мы все время увеличиваем капиталовложения в России, постоянно расширяем дилерскую сеть и повышаем техническое мастерство наших дилеров.
    А значит, качество обслуживания наших клиентов будет повышаться.
    Еще одним шагом к новому мировому лидерству компании Ford является создание в Восточной Европе сборочных производств. Первый шаг в странах СНГ - создание такого производства в Белоруссии - уже сделан. Сейчас аналогичные переговоры ведутся в России.

    РЦБ:С кем конкретно они ведутся?

    Н. Б.:Пока они не завершены (а ведутся эти переговоры уже значительно долго), мне не хотелось бы говорить что-либо конкретное. Никаких официальных документов пока не подписано. Но, когда <все точки над i> будут расставлены, об этом станет известно.

    РЦБ:Как скоро завершатся эти переговоры?

    Н. Б.:Их скорое и успешное завершение - в интересах нашей компании, поскольку именно с ним мы связываем свои возможности расширения присутствия компании Ford в России.

    РЦБ:Каковы объемы экспорта автомобилей, производимых вами в Белоруссии?

    Н. Б.:Сейчас, при работе в одну смену, СП <Форд-Юнион> в Белоруссии может выпускать около 6300 автомобилей в год. И 90% из них экспортируется в Россию. Технически у нас есть возможность расширения производства - прежде всего за счет перехода на работу в 2 и даже 3 смены. Это позволило бы выпускать ежегодно до 18000 автомобилей. Возможно также увеличение объемов производства за счет расширения самой производственной базы. Аналогичный подход компания Ford будет использовать и в России. Поначалу мы ограничимся сборочным производством, но с течением времени наш партнер будет производить необходимые комплектующие и узлы. Потому, собственно, мы изначально выбираем производственную площадку достаточно большого объема.
    Стратегия компании Ford - в увеличении числа компонентов, производимых непосредственно в стране сборки. Это касается и Белоруссии, и будущего российского производства. Такая стратегия позволит значительно снизить стоимость автомобиля.

    РЦБ:Каковы основные сложности, возникающие при организации производства комплектующих в России?

    Н. Б.:С одной стороны, постоянные поставщики комплектующих (не только для автомобилей Ford, но и для автомобилей других зарубежных компаний) отлично понимают и разделяют наши требования к ценовой политике, проблемам доставки и т.д. Но при этом они не имеют достаточного опыта работы на российском рынке. С другой - российские поставщики и производители комплектующих для отечественных автомобилей имеют огромный опыт работы именно в России, но им не хватает знания производственного процесса в том смысле, в каком его понимают компания Ford и другие зарубежные автомобильные производители.
    Наша основная задача - объединить лучшее, отбросив плохое. Иными словами, найти людей, которые одновременно обладают умением работать на российском рынке и в то же время прекрасно понимают и разделяют те требования, которые Ford предъявляет к качеству продукции, скорости производства и т.д. Мы уверены, что через 5-10 лет в России обязательно будет организована необходимая база для производства комплектующих. Она будет состоять как из российских производителей, которые к тому времени достаточно окрепнут, так и из зарубежных партнеров, имеющих мощности для работы непосредственно в России.
    Инвестиции в российскую экономику будут зависеть от степени уверенности, которую обретут зарубежные автопроизводители, заинтересованные в производстве комплектующих непосредственно в России. И если все заявленные совместные проекты начнут успешно реализовываться, они будут способствовать увеличению этой уверенности и стабильности рынка в целом. Компания Ford постоянно работает со своими поставщиками, чтобы убедить их в надежности российского рынка, подвигнуть их к приходу на этот рынок и созданию здесь совместных производств.

    РЦБ:Каковы предполагаемый срок окупаемости и рентабельность инвестиций компании Ford в СП?

    Н. Б.:Инвестиции в Белоруссию составили около 20 млн долл. Мы понимаем, что это относительно небольшой объем. Что же касается производства в России, сейчас пока окончательного варианта соглашения с нашим партнером нет, указывать конкретные цифры и заявлять что-либо о прибыльности производства было бы некорректно. Но мы можем сказать: наша задача - достижение на всех производствах 5% рентабельности.

    РЦБ:Каковы Ваши оценки потребительского рынка России? В чем основные отличия потребительских вкусов на российском и американском рынках?

    Н. Б.:Ford как мировая компания имеет потенциальную возможность продаж автомобилей, разработанных для эксплуатации во всех частях света. Россия же - уникальный рынок. Здесь продаются автомобили всех марок и со всего мира. В этом смысле Россия для компании Ford - безусловно, очень перспективный и очень большой рынок. Это ответ на первую часть Вашего вопроса.
    Что касается второй части, то не так давно мы завершили большую исследовательскую программу, связанную с определением потребительских вкусов. Из 10 наиболее важных факторов, которые имеют значение для потребителей в России, почти три четверти имеют отношение к практическим задачам, связанным с использованием автомобиля. В их числе: цена автомобиля, стоимость эксплуатации, доступность покупки запасных частей, сервисного обслуживания. Также большое значение придается комфортности автомобиля и его динамическим качествам. Характеристики же, относящиеся к дизайну, занимают более низкую позицию, т.е. не являются приоритетными.
    Видимо, здесь сказывается относительная неразвитость сферы обслуживания и дилерской сети в России. Наша задача - изменить такое неблагоприятное положение вещей. Мы уверены, что так считает не только Ford, но и все крупнейшие зарубежные производители, активизировавшие поиски новых дилеров. Здесь же замечу, что в наших планах на 1998 г. - открытие школы технической подготовки дилеров компании Ford.

    РЦБ:Как Вы оцениваете емкость российского рынка для автомобилей марки Ford?

    Н. Б.:Сейчас наше присутствие не очень заметно. В 1997 г. компанией Ford было продано около 6000 автомобилей, что составляет менее 1% от потенциального числа автомобилей, которые могут продаваться в России. Емкость этого рынка, по оценкам наших экспертов, составляет 900000 автомобилей в год. Наше присутствие на российском рынке будет зависеть от того, насколько успешно пойдет расширение дилерских сетей, создание сборочных производств и наращивание производственных мощностей, а также от того, насколько нам удастся разработка таких автомобилей, которые по цене будут доступны российскому потребителю.
    Если все эти элементы будут воплощены в жизнь, то через 10 лет мы увеличим наше присутствие в России до уровня, сопоставимого с западно-европейским.
    В полной мере потенциал российского рынка не использован ни одним иностранным производителем автомобилей. И если мы приложим максимальные усилия, то Россия может оказаться даже более крупным нашим партнером, чем Западная Европа.

    РЦБ:Как таможенные пошлины влияют на динамику экспорта автомобилей?

    Н. Б.:Ограничивающе. Но мы с пониманием относимся к тому, что правительство ставит своей задачей развитие экономики внутри страны. Это, разумеется, требует значительных инвестиций в производственную базу. И высокими таможенными пошлинами государство делает более выгодным организацию производства, а не экспорт уже готовых автомобилей. Основное, что мы, как западные производители, хотели бы видеть, - это стабильность таможенного законодательства. Для тех автомобильных компаний, которые, как и Ford Motors Company LLC, хотят инвестировать в Россию, нужна атмосфера надежности и предсказуемости. Форд уверен в перспективности российской экономики в целом и автомобильного рынка, в частности. Наши планы, связанные с Россией, весьма и весьма серьезны.

© ЗАО "Группа РЦБ".