Будущее за российскими автомобилями

РЦБ
Издательский Дом

    РЦБ: Уважаемый г-н Кувата, для начала несколько слов об истории прихода компании Honda на российский рынок.

    Я. К.: История официальных продаж автомобилей Honda на российском рынке была открыта японской торговой фирмой Kanematsu Corporation в 1990 г. Ею были представлены две модели легковых автомобилей - Civic и Accord. Среди покупателей большую часть составляли сотрудники иностранных посольств и компаний. В начале 1992 г. корпорация Honda одной из первых среди автомобильных компаний открыла в Москве свое представительство, а в конце того же года начала свою деятельность компания <Аояма Моторс> - наш официальный дистрибьютор.

    РЦБ:Каково Ваше мнение по поводу стремительного увеличения объемов продаж корейских малолитражных автомобилей на российском рынке? Считаете ли Вы, что производители из Восточной Азии через несколько лет будут доминировать на рынке России и стран СНГ?

    Я. К.:Я думаю, что будущее российского автомобильного рынка будет определяться российскими производителями, поскольку Россия обладает мощной производственной базой и хорошими возможностями для дальнейшего развития. Обычно в стране с мощной производственной автомобильной базой доля продаж автомобилей иностранного производства составляет менее 20% от общего количества машин, продающихся на рынке.
    Таможенные пошлины и расходы на транспортировку делают цены на ввозимые в Россию иностранные автомобили недостаточно конкурентоспособными по сравнению с ценами на автомобили, производимые внутри страны. Создание же крупномасштабного сборочного производства из иностранных комплектующих требует значительных капитальных вложений, что, в свою очередь, увеличивает стоимость конечной продукции. Поэтому, если у иностранного организатора сборочного производства отсутствуют действительно большие льготы, позволяющие ему поддерживать необходимый уровень инвестирования, едва ли он займет ведущее положение на российском рынке. Здесь будущее принадлежит автомобилям, собираемым на месте.

    РЦБ:Какова маркетинговая стратегия вашей компании?

    Я. К.:Компания Honda продает свою продукцию во всем мире. Наша сбытовая сеть охватывает Северную и Южную Америку, Европу, Японию и Азию. На мировом рынке покупатели предъявляют к нашей продукции различные требования в зависимости от региона. В 50-е годы, еще до того как Honda начала выпускать автомобили, основатель компании Соитиро Хонда ориентировал ее на интернационализацию производства, говоря, что необходимо <выпускать продукцию на рынке, для которого мы работаем>. Это заявление стало движущей силой глобальной стратегии фирмы Honda.
    На сегодня Honda помимо трех основных научно-исследовательских и двух испытательных центров, расположенных в Японии, располагает четырьмя научно-исследовательскими центрами за границей (в США, Германии, Великобритании и Таиланде), а также 115 производственными предприятиями в 54 странах мира.
    Наши цели - создание разветвленной сети продаж; постоянное внедрение новых научно-исследовательских разработок; производство современной продукции, способной конкурировать как на отдельных региональных рынках, так и на мировом рынке в целом.
    Региональный подход лучше учитывает особенности каждого рынка в отдельности, его задача - отвечать всем индивидуальным нуждам. Интеграция Honda в местные культуру и обычаи, а также использование местных ресурсов управления позволяют нашей компании лучше отвечать потребностям населения того региона, где мы работаем.

    РЦБ:Это общая стратегия компании, а какое место в ней Вы отводите России?

    Я. К.:Маркетинговая политика фирмы Honda на российском рынке определяется как краткосрочными, так и долгосрочными целями. Долгосрочная цель определена в соответствии с философией компании <производить там, где существует спрос>. Задачи на ближайшее будущее - улучшение обслуживания и расширение сети СТО с целью сохранения прочных и долгосрочных отношений с владельцами наших автомобилей; создание и поддержание привлекательного имиджа нашей компании с тем, чтобы как можно большее число наших потенциальных покупателей остановили свой выбор на автомобилях марки Honda.

    РЦБ:Какова динамика продаж вашей компании на рынках России и стран СНГ?

    Я. К.:Объемы наших продаж выглядят следующим образом:

 в 1994 г. в странах СНГ продано 312 автомобилей (в том числе в России - 214);
 в 1995 г. - 243 (в России - 191);
 в 1996 г. - 220 (в России - 190);
 в 1997 г. - 832 (в России - 773).
    Спрос все время увеличивается, и в 1998 г. наш официальный дистрибьютор в России <Аояма Моторс> планирует продать 2500 автомобилей.

    РЦБ:Есть ли у компании Honda планы инвестирования в российскую автомобильную промышленность? Предполагает ли компания создание сборочных производств на территории России?

    Я. К.:Сейчас трудно говорить об инвестиционных планах нашей компании в России. Каких-либо конкретных планов в настоящий момент не существует. С моей точки зрения, чтобы создать сборочное предприятие производительностью 100-200 тыс. автомобилей в год, потребуется сумма не менее 20 млрд долл. США.

    РЦБ:А в долгосрочной перспективе?

    Я. К.:Я верю в то, что организация автомобильного производства на территории России или стран СНГ возможна. Необходимо создавать на месте производство комплектующих узлов и деталей. На сегодня, как мне кажется, основными препятствиями для создания эффективного производства автомобилей, и не только компании Honda, являются частое изменение законодательства; недостаток надежных производителей компонентов и комплектующих; тяжелое налоговое бремя; сложная система ростаможивания.

    РЦБ:Как Вы думаете, в чем основная причина неконкурентоспособности отечественных автомобилей по сравнению с автомобилями иностранного производства? Это технологическое отставание или другие причины?

    Я. К.:Не думаю, что существует какая-либо существенная разница в уровне технологий между местными и ино-странными производителями. Основная проблема заключается в различном подходе к интеграции трех составных частей процесса создания автомобиля: разработки, производства и продажи. Все три компонента должны быть объединены в целостную систему, характеризующуюся высоким уровнем взаимосвязи и быстрым реагированием на запросы каждого из ее компонентов. Когда подобная система начнет применяться российскими производителями, российские автомобили станут конкурентоспособными не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.

© ЗАО "Группа РЦБ".