В состав учредителей предприятия <Киа-Балтика> входят АО <Машинвест> (являющееся частью Международной группы <Интерприватизация>), а также АО <Янтарь> (судостроительный завод, на территории которого разместилось предприятие). Основной инвестор и соответственно акционер <Киа-Балтики> - холдинг <Автотор>. Уставный капитал компании составляет 27,5 млн руб. Концерн Кia Motors долевого участия в АО не имеет: с ним подписаны контракты на поставку комплектующих, генеральное техническое и лицензионное соглашения. Таким образом, <Киа-Балтика> открыта для новых инвесторов. Работу по привлечению таковых как на российском, так и на зарубежном рынках ведет фонд <Интерприватизация>.
    Ранее на <Киа-Балтике> производилось три основных модели автомобилей: Kia-Avella, Clarus и Rocsta. В конце февраля к ним присоединятся еще две модели - Sportage и Kia-Sephia. Всего в 1998 г. <Киа-Балтика> планирует выпустить около 14000 автомобилей.
    В Калининграде работают два автосборочных производства. Первое - <Автотор-1> - создано на площадях завода <Калининградбуммаш> и является основным производителем автомобилей из SKD-комплектов (мощность пускового комплекса составляет 20000 автомобилей в год). Новый завод - <Киа-Балтика> - располагается на конверсионных площадях судостроительного завода <Янтарь>. В отличие от <Автотора-1> он имеет настоящие конвейерные линии, что позволит производить до 50000 автомобилей ежегодно. Первая пущенная конвейерная линия позволит выпускать 6 моделей автомобилей с годовой мощностью 20000 штук. Она предназначена для сборки автомобилей из SKD-комплектов.
    В дальнейшем руководство предприятия планирует все большее количество технологических операций производить на самом заводе. В 1998 г. сборка будет осуществляться не из SKD-, а из СКD-комплектов, т.е. сварка кузова и окраска будут производиться непосредственно на предприятии. С этой целью сейчас ведется строительство цеха окраски. Сейчас на <Киа-Балтике> установлено современное оборудование с высокой степенью механизации сборочных операций. Помимо этого, <Киа-Балтика> и ряд смежных заводов Калининградской области уже ведут подготовку к выпуску различных комплектующих: сидений, светотехники, деталей обивки, электрооборудования, систем выхлопа, колодок, дисков колес и т.д. Всего же в течение ближайших четырех лет в России предполагается наладить производство до 65% всех комплектующих1.
    Создание <Киа-Балтики> даст Калининградской области от 18 до 20 тыс. рабочих мест как в сфере непосредственного производства автомобилей и их комплектующих, так и в организации сервисного обслуживания продажи. В этой связи важное значение имеют перспективы, открывающиеся перед многими машино-строительными и особенно конверсионными предприятиями.
    Средний годовой оборот <Киа-Балтики> при выходе на полную мощность составит свыше 1 млрд долл. Это обеспечит дополнительные поступления средств в бюджеты всех уровней, фонд социального страхования и пенсионный фонд.
    Интересно, что предприятие, проработавшее всего несколько месяцев, уже успело заявить о себе на отечественном рынке, опередив по объему продаж многих продавцов корейских автомобилей. Однако о появлении реальной конкуренции с крупнейшими российскими производителями говорить пока рано.
    По оценкам экспертов, автомобили <Киа-Балтики> класса <В> - Kia-Avella и Kia-Sephia - по классу и по ценам близки к продукции АвтоВАЗа, а по эксплуатационно-техническим характеристикам куда более современны. По уровню же оснащенности Kia-Avella и Kia-Sephia значительно превосходят даже последние модели ВАЗа. Однако АвтоВАЗ выпустил в 1997 г. почти 800 тыс. автомобилей малого класса, в то время как проектная мощность <Киа-Балтики> составляет сейчас всего 40 тыс. То же самое можно сказать и о потенциальном конкуренте <Волги> - седане бизнес-класса. Разница в их техническом уровне сказывается и на уровне цен (<ГАЗ-3110> на треть дешевле Clarus). Кроме того, на ГАЗе в 1997 г. сошло с конвейера более 120 тыс. автомобилей, в то время как седанов Clarus в 1998 г. планируется выпустить 3-4 тыс. штук.
    К достоинствам <Киа-Балтики> можно отнести довольно разнообразный ассортимент выпускаемой и готовящейся к выпуску продукции: Predgio - микроавтобус, машина типа <РАФ>; Sportage - внедорожник, не имеющий аналогов на нашем рынке; Roсsta - тоже внедорожник (автомобиль, схожий с джипом Wran-gler) - просто не имеет конкурентов.
    В основном первые 600 автомобилей, собранные на <Киа-Балтике>, были проданы в московском регионе, где работают шесть дилеров завода. Однако в этом году <Киа-Балтика> планирует значительно расширить свою дилерскую сеть на юге России, на Урале, в Поволжье и в Сибири.
    Продукция <Киа-Балтики> достаточно конкурентоспособна на отечественном рынке. Отпускные заводские цены по различным моделям составляют от 9 до 21 тыс. долл., что на 30-35% ниже цен на прямой импорт тех же моделей (с учетом отсутствия таможенных пошлин).
    Завод <Киа-Балтика> имеет возможность продавать свои машины по более низким, чем у основных отечественных и иностранных конкурентов, ценам. Так, рыночная цена Kia-Avella (с учетом всех налогов) составляет в зависимости от комплектации от 10,5 до 12 тыс. долл. За автомобиль Kia-Sephia покупателю придется заплатить 11,5-14 тыс. долл., а за джип Sportage и седан Clarus - около 20 тыс. Руководство <Киа-Балтики> обещает в ближайшие два года снизить отпускные цены на Kia-Avella и Clarus на 15-20%. Это станет возможным (и не отразится на уровне рентабельности компании) в том случае, если будут освоены проектные мощности предприятия - 100-120 тыс. автомобилей в год. Кроме того, при установке отечественных комплектующих появятся дополнительные резервы для снижения стоимости калининградских автомобилей.
    В целях снижения внепроизводственных затрат, в частности по транспортировке автомобилей, <Киа-Балтика> закупила сейчас 30 специальных железнодорожных вагонов для перевозки автомобилей. По оценкам экономистов компании, это позволит снизить цену каждой машины еще на 154 долл.
    Неоспоримым достоинством нового проекта является то, что лицензию на производство 6 моделей автомобилей Kia удалось получить достаточно дешево. При этом Kia Motors передает своему <балтийскому брату> полный объем технической документации, лицензий, патентов, <ноу-хау>, необходимых для производства автомобилей и комплектующих деталей, узлов и агрегатов. Сегодня Kia Motors экспортирует свои автомобили более чем в 120 стран мира, причем в 12 странах (Китае, Иране, Германии и ряде других) организованы автосборочные производства. В США ежегодно продается до 140 тыс. автомобилей Кia. В целом же в мире каждые 40 секунд продается один такой автомобиль.
    В прошлом году руководством завода были решены практически все имевшие место проблемы с таможней. Согласно подписанному ГТК и ТПП генеральному сертификату автомобили <Киа-Балтика> считаются произведенными в России, поэтому их ввоз на отечественный рынок не требует уплаты пошлины.
    Производство и продукция <Киа-Балтики> сертифицированы Госстандартом России. Все производимые марки автомобилей адаптированы к российским климатическим и дорожно-эксплуатационным условиям:
    К концу прошлого года завод имел 2,5 млрд руб. (в ценах 1997 г.) задолженности кредиторам (из них более 60% составляют долгосрочные кредиты). Что касается задолженности перед федеральным бюджетом, то к середине 1998 г. руководство <Киа-Балтики> планирует полностью ликвидировать ее.
    В настоящее время <Киа-Балтика> вложила в оборудование, технологии и помещения 82 млн долл. Еще около 120 млн долл. необходимы для кредитования оборотных средств. Кроме того, по предварительным оценкам, потребуется еще более 1 млрд долл. на освоение производства комплектующих в России (в первую очередь на местных заводах.)
    Следует отметить, что первоначальный проект кредитования <Киа-Балтики> со стороны Кia Motors может быть изменен в связи с мировым финансовым кризисом, особенно сильно затронувшим всю Юго-Восточную Азию, и Корею в частности.
    В 1997 г. финансовые трудности Кia Motors уже привели к сокращению кредитных линий калининградскому заводу, что стало основной причиной приостановки конвейеров2. И все же согласно заявлениям руководства <Киа-Балтики> Кia Motors не отказывается от взятых на себя обязательств по кредитованию завода. И это подтверждается правительственными и банковскими гарантиями, а также фактом возобновления инвестиций.
    За 9 месяцев 1997 г. доходы от производства автомобилей на <Киа-Балтике> составили 4145,9 млн руб. при полной себестоимости продукции 3902 млн руб. Таким образом, уже в 1997 г. (при невысоких начальных объемах производства) рентабельность <Киа-Балтики> составила 5-6%. По мере увеличения объема производства доля постоянных расходов уменьшится, что будет способствовать дальнейшему росту рентабельности компании.
    В ближайшее время ЗАО <Киа-Балтика> будет реорганизовано в открытое акционерное общество. Для этого будет проведена переоценка уставного капитала предприятия в соответствии с рыночной стоимостью его активов по ценам 1998 г. Ориентировочно величина уставного капитала составит в 1998 г. около 350 млн руб. В течение 1998 г. (по мере ввода в строй новых производственных мощностей, а именно цехов окраски и сварки) АО <Киа-Балтика> будет проводить дополнительную эмиссию акций в целях доведения уставного капитала до 500-550 млн руб. Как только эти производственные мощности начнут работу, будут завершены окончательное строительство и укомплектование производственных цехов. К этому времени руководство <Киа-Балтики> планирует провести независимый аудит финансового состояния компании и подать заявку на включение своих акций в листинг РТС-2.
    К началу 1998 г. реорганизована организационная структура холдинга <Автотор>, в который входит <Киа-Балтика>. Сам холдинг реорганизуется в открытое акционерное общество с уставным капиталом не менее 90 млн долл. В частности, в 1998 г. в состав холдинга войдут еще несколько предприятий Калиниградской области, что предусмотрено региональной программой локализации производства комплектующих изделий для моделей <Киа> на территории Калининградской свободной экономической зоны.