<Киа-Балтика> готовит эмиссию акций

Кашлев Сергей

ДОЛЕВОЕ УЧАСТИЕ

    В состав учредителей предприятия <Киа-Балтика> входят АО <Машинвест> (являющееся частью Международной группы <Интерприватизация>), а также АО <Янтарь> (судостроительный завод, на территории которого разместилось предприятие). Основной инвестор и соответственно акционер <Киа-Балтики> - холдинг <Автотор>. Уставный капитал компании составляет 27,5 млн руб. Концерн Кia Motors долевого участия в АО не имеет: с ним подписаны контракты на поставку комплектующих, генеральное техническое и лицензионное соглашения. Таким образом, <Киа-Балтика> открыта для новых инвесторов. Работу по привлечению таковых как на российском, так и на зарубежном рынках ведет фонд <Интерприватизация>.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

    Ранее на <Киа-Балтике> производилось три основных модели автомобилей: Kia-Avella, Clarus и Rocsta. В конце февраля к ним присоединятся еще две модели - Sportage и Kia-Sephia. Всего в 1998 г. <Киа-Балтика> планирует выпустить около 14000 автомобилей.
    В Калининграде работают два автосборочных производства. Первое - <Автотор-1> - создано на площадях завода <Калининградбуммаш> и является основным производителем автомобилей из SKD-комплектов (мощность пускового комплекса составляет 20000 автомобилей в год). Новый завод - <Киа-Балтика> - располагается на конверсионных площадях судостроительного завода <Янтарь>. В отличие от <Автотора-1> он имеет настоящие конвейерные линии, что позволит производить до 50000 автомобилей ежегодно. Первая пущенная конвейерная линия позволит выпускать 6 моделей автомобилей с годовой мощностью 20000 штук. Она предназначена для сборки автомобилей из SKD-комплектов.
    В дальнейшем руководство предприятия планирует все большее количество технологических операций производить на самом заводе. В 1998 г. сборка будет осуществляться не из SKD-, а из СКD-комплектов, т.е. сварка кузова и окраска будут производиться непосредственно на предприятии. С этой целью сейчас ведется строительство цеха окраски. Сейчас на <Киа-Балтике> установлено современное оборудование с высокой степенью механизации сборочных операций. Помимо этого, <Киа-Балтика> и ряд смежных заводов Калининградской области уже ведут подготовку к выпуску различных комплектующих: сидений, светотехники, деталей обивки, электрооборудования, систем выхлопа, колодок, дисков колес и т.д. Всего же в течение ближайших четырех лет в России предполагается наладить производство до 65% всех комплектующих1.
    Создание <Киа-Балтики> даст Калининградской области от 18 до 20 тыс. рабочих мест как в сфере непосредственного производства автомобилей и их комплектующих, так и в организации сервисного обслуживания продажи. В этой связи важное значение имеют перспективы, открывающиеся перед многими машино-строительными и особенно конверсионными предприятиями.
    Средний годовой оборот <Киа-Балтики> при выходе на полную мощность составит свыше 1 млрд долл. Это обеспечит дополнительные поступления средств в бюджеты всех уровней, фонд социального страхования и пенсионный фонд.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ РЫНОК СБЫТА

    Интересно, что предприятие, проработавшее всего несколько месяцев, уже успело заявить о себе на отечественном рынке, опередив по объему продаж многих продавцов корейских автомобилей. Однако о появлении реальной конкуренции с крупнейшими российскими производителями говорить пока рано.
    По оценкам экспертов, автомобили <Киа-Балтики> класса <В> - Kia-Avella и Kia-Sephia - по классу и по ценам близки к продукции АвтоВАЗа, а по эксплуатационно-техническим характеристикам куда более современны. По уровню же оснащенности Kia-Avella и Kia-Sephia значительно превосходят даже последние модели ВАЗа. Однако АвтоВАЗ выпустил в 1997 г. почти 800 тыс. автомобилей малого класса, в то время как проектная мощность <Киа-Балтики> составляет сейчас всего 40 тыс. То же самое можно сказать и о потенциальном конкуренте <Волги> - седане бизнес-класса. Разница в их техническом уровне сказывается и на уровне цен (<ГАЗ-3110> на треть дешевле Clarus). Кроме того, на ГАЗе в 1997 г. сошло с конвейера более 120 тыс. автомобилей, в то время как седанов Clarus в 1998 г. планируется выпустить 3-4 тыс. штук.
    К достоинствам <Киа-Балтики> можно отнести довольно разнообразный ассортимент выпускаемой и готовящейся к выпуску продукции: Predgio - микроавтобус, машина типа <РАФ>; Sportage - внедорожник, не имеющий аналогов на нашем рынке; Roсsta - тоже внедорожник (автомобиль, схожий с джипом Wran-gler) - просто не имеет конкурентов.
    В основном первые 600 автомобилей, собранные на <Киа-Балтике>, были проданы в московском регионе, где работают шесть дилеров завода. Однако в этом году <Киа-Балтика> планирует значительно расширить свою дилерскую сеть на юге России, на Урале, в Поволжье и в Сибири.

ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

    Продукция <Киа-Балтики> достаточно конкурентоспособна на отечественном рынке. Отпускные заводские цены по различным моделям составляют от 9 до 21 тыс. долл., что на 30-35% ниже цен на прямой импорт тех же моделей (с учетом отсутствия таможенных пошлин).
    Завод <Киа-Балтика> имеет возможность продавать свои машины по более низким, чем у основных отечественных и иностранных конкурентов, ценам. Так, рыночная цена Kia-Avella (с учетом всех налогов) составляет в зависимости от комплектации от 10,5 до 12 тыс. долл. За автомобиль Kia-Sephia покупателю придется заплатить 11,5-14 тыс. долл., а за джип Sportage и седан Clarus - около 20 тыс. Руководство <Киа-Балтики> обещает в ближайшие два года снизить отпускные цены на Kia-Avella и Clarus на 15-20%. Это станет возможным (и не отразится на уровне рентабельности компании) в том случае, если будут освоены проектные мощности предприятия - 100-120 тыс. автомобилей в год. Кроме того, при установке отечественных комплектующих появятся дополнительные резервы для снижения стоимости калининградских автомобилей.
    В целях снижения внепроизводственных затрат, в частности по транспортировке автомобилей, <Киа-Балтика> закупила сейчас 30 специальных железнодорожных вагонов для перевозки автомобилей. По оценкам экономистов компании, это позволит снизить цену каждой машины еще на 154 долл.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И СЕРТИФИКАЦИЯ

    Неоспоримым достоинством нового проекта является то, что лицензию на производство 6 моделей автомобилей Kia удалось получить достаточно дешево. При этом Kia Motors передает своему <балтийскому брату> полный объем технической документации, лицензий, патентов, <ноу-хау>, необходимых для производства автомобилей и комплектующих деталей, узлов и агрегатов. Сегодня Kia Motors экспортирует свои автомобили более чем в 120 стран мира, причем в 12 странах (Китае, Иране, Германии и ряде других) организованы автосборочные производства. В США ежегодно продается до 140 тыс. автомобилей Кia. В целом же в мире каждые 40 секунд продается один такой автомобиль.
    В прошлом году руководством завода были решены практически все имевшие место проблемы с таможней. Согласно подписанному ГТК и ТПП генеральному сертификату автомобили <Киа-Балтика> считаются произведенными в России, поэтому их ввоз на отечественный рынок не требует уплаты пошлины.
    Производство и продукция <Киа-Балтики> сертифицированы Госстандартом России. Все производимые марки автомобилей адаптированы к российским климатическим и дорожно-эксплуатационным условиям:

  • основные детали кузова изготовлены из цинхрометалла;
  • сам кузов защищен антикоррозийной мастикой;
  • системы питания и смазки разработаны с учетом применения тех топлив и масел, которые характерны именно для России;
  • возможна заправка автомобилей и этилированными сортами бензина;
  • с учетом климатических условий двигатель отрегулирован на холодный пуск при низких температурах;
  • автомобили комплектуются аккумуляторами повышенной емкости, что облегчает запуск зимой;
  • усилены подвески с целью приемлемой эксплуатации даже на плохих дорогах.

    ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ

        К концу прошлого года завод имел 2,5 млрд руб. (в ценах 1997 г.) задолженности кредиторам (из них более 60% составляют долгосрочные кредиты). Что касается задолженности перед федеральным бюджетом, то к середине 1998 г. руководство <Киа-Балтики> планирует полностью ликвидировать ее.
        В настоящее время <Киа-Балтика> вложила в оборудование, технологии и помещения 82 млн долл. Еще около 120 млн долл. необходимы для кредитования оборотных средств. Кроме того, по предварительным оценкам, потребуется еще более 1 млрд долл. на освоение производства комплектующих в России (в первую очередь на местных заводах.)
        Следует отметить, что первоначальный проект кредитования <Киа-Балтики> со стороны Кia Motors может быть изменен в связи с мировым финансовым кризисом, особенно сильно затронувшим всю Юго-Восточную Азию, и Корею в частности.
        В 1997 г. финансовые трудности Кia Motors уже привели к сокращению кредитных линий калининградскому заводу, что стало основной причиной приостановки конвейеров2. И все же согласно заявлениям руководства <Киа-Балтики> Кia Motors не отказывается от взятых на себя обязательств по кредитованию завода. И это подтверждается правительственными и банковскими гарантиями, а также фактом возобновления инвестиций.
        За 9 месяцев 1997 г. доходы от производства автомобилей на <Киа-Балтике> составили 4145,9 млн руб. при полной себестоимости продукции 3902 млн руб. Таким образом, уже в 1997 г. (при невысоких начальных объемах производства) рентабельность <Киа-Балтики> составила 5-6%. По мере увеличения объема производства доля постоянных расходов уменьшится, что будет способствовать дальнейшему росту рентабельности компании.

    <КИА-БАЛТИКА> ГОТОВИТСЯ К ВСТУПЛЕНИЮ В РТС

        В ближайшее время ЗАО <Киа-Балтика> будет реорганизовано в открытое акционерное общество. Для этого будет проведена переоценка уставного капитала предприятия в соответствии с рыночной стоимостью его активов по ценам 1998 г. Ориентировочно величина уставного капитала составит в 1998 г. около 350 млн руб. В течение 1998 г. (по мере ввода в строй новых производственных мощностей, а именно цехов окраски и сварки) АО <Киа-Балтика> будет проводить дополнительную эмиссию акций в целях доведения уставного капитала до 500-550 млн руб. Как только эти производственные мощности начнут работу, будут завершены окончательное строительство и укомплектование производственных цехов. К этому времени руководство <Киа-Балтики> планирует провести независимый аудит финансового состояния компании и подать заявку на включение своих акций в листинг РТС-2.
        К началу 1998 г. реорганизована организационная структура холдинга <Автотор>, в который входит <Киа-Балтика>. Сам холдинг реорганизуется в открытое акционерное общество с уставным капиталом не менее 90 млн долл. В частности, в 1998 г. в состав холдинга войдут еще несколько предприятий Калиниградской области, что предусмотрено региональной программой локализации производства комплектующих изделий для моделей <Киа> на территории Калининградской свободной экономической зоны.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".