Ульяновский автомобильный завод

Павлов Олег

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

    Расположенный в Ульяновске автомобильный завод являлся единственным в России производителем микроавтобусов и внедорожников до тех пор, пока в 1995 г. ГАЗ не приступил к выпуску <Газели>. На УАЗе также занимаются сборкой микроавтобусов, малотоннажных грузовиков и специализированных автомобилей на базе унифицированного шасси и комплектующих.
    УАЗ работает в уникальной рыночной нише, но стоит перед необходимостью обновления ассортимента продукции и запуска в серийное производство новых моделей для удовлетворения возросших требований потребителей к качеству и дизайну.
    Нескончаемые финансовые трудности замедлили развитие производства, хотя реструктуризация задолженности перед бюджетом должна способствовать их преодолению.
    Дефицит оборотных средств связан в первую очередь с плохо развитой системой сбыта и относительно невысокой степенью вертикальной интеграции производства.

ПРОИЗВОДСТВО

    Сейчас продукция завода считается устаревшей. Незначительная доработка существующих моделей не решает проблемы обновления ассортимента. Более того, в результате частых приостановок производства намеченный план по выпуску продукции в 1996 г. выполнен только на 85%. В 1997 г. производство, по предварительным оценкам, выросло на 38%, в первую очередь за счет хорошей реализации внедорожников (рис. 1).
    Стремясь повысить качество и улучшить дизайн своих автомобилей, УАЗ в 1998 г. планирует запустить в серию новые внедорожники на базе новой модели УАЗ-3160.

ПРОДАЖИ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ

    В 1996-1997 гг. компания испытывала значительные трудности с реализацией своей продукции. Снижение числа заказов от государственных организаций и сельскохозяйственных предприятий - главных клиентов УАЗа - привело к резкому падению спроса. По нашим прогнозам, по мере перехода завода к выпуску продукции, предназначенной для индивидуальных заказчиков, данный фактор будет играть все меньшую роль.
    Кроме того, наличие проблем с оборотным капиталом, связанных с высокой долей бартера при взаиморасчетах, привело к скоплению на предприятии готовой продукции. В середине 1996 г. пришлось на месяц остановить производство, так как на складах завода скопилось около 6000 единиц нереализованной продукции. Ситуация усугубилась из-за слабой вертикальной интеграции завода, самостоятельно производящего лишь небольшое количество комплектующих для своих автомобилей. Создание в экономике предпосылок для возвращения к расчетам за наличные снизит долю бартера.
    Наконец, появление на рынке недорогой <Газели> затруднило реализацию грузовиков УАЗ небольшим предприятиям. Тем не менее показатели по продаже полноприводных автомобилей, у которых нет импортных альтернатив, улучшились. В прошлом году УАЗ расширил производство внедорожников и сократил выпуск грузовиков, продемонстрировав свою ориентацию на автомобили высокой проходимости.

РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СБЫТА

    УАЗ имеет самую слаборазвитую систему сбыта среди отечественных производителей автотранспорта. Одной из главных причин этого является то, что раньше основная часть продукции предназначалась непосредственно для оборонной промышленности и сельского хозяйства. Сейчас продукцию компании реализуют более 100 независимых дилеров через 200 пунктов сбыта. В настоящий момент компания предпринимает усилия по созданию более контролируемой региональной сети дилеров, работающих по специальным контрактам (14 из них уже действуют).

ЭКСПОРТ

    Невысокое качество продукции УАЗа привело к падению спроса на нее за рубежом, особенно в США и Мексике (табл. 1). Однако благодаря невысоким ценам, надежности и удобству в эксплуатации расширяются продажи УАЗов в Африке и на Ближнем Востоке (например, в Египте, Эфиопии и Пакистане).

КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ

    В конце 1996 г. на заводе была установлена новая линия сборки, закупленная у АвтоВАЗа и немецкой компании Кука, с расчетной мощностью 60 тыс. кузовов в год. В 1998 г. завод планирует собрать около 15 тыс. новых внедорожников марки УАЗ-3160, оснастив их двигателями производства Ульяновского моторного завода, а также импортными дизельными двигателями <Пежо> и <Мерседеса>. Расчетная стоимость проекта - 215 млн долл. Финансирование планировалось осуществлять из внутренних источников и за счет выручки от ожидаемого инвестиционного конкурса по продаже 11%-й доли акций, удерживаемой в настоящий момент ГКИ. Планируемая оптовая цена внедорожника будет составлять около 17-20 тыс. долл.
    В 1997 г. компания представила новую модель джипа повышенной проходимости с увеличенной базой колес и удлиненным шасси УАЗ-3153. Девятиместный джип предназначен как для перевозки пассажиров, так и грузов (и может быть использован, например, на нефтяных и газовых месторождениях). Джип продолжает собою ряд моделей УАЗ повышенной надежности. В 1996 г. компания планировала выпустить около 150 единиц продукции. Оптовая цена новой модели составляет 55 млн руб. (около 9,5 тыс. долл.).
    Как недавно сообщалось, завод приобрел в собственность 320 гектаров земли, на которой размещаются заводские строения, за 29 млрд руб. (5 млн долл.). Покупка частично оплачена за счет бартера - продукция завода будет поставляться местным правительственным организациям. Сделка заключена на очень выгодных условиях, что свидетельствует о хороших взаимоотношениях между заводом и местными властями. Помимо этого, в результате сделки шансы УАЗ быть поглощенным иностранной компанией сильно возросли. Длительные переговоры с Daimler Benz были приостановлены в 1995 г. из-за непредсказуемой и нестабильной ситуации с налогообложением и правовой базой.

РЫНОК АКЦИЙ

    Рынок акций АО <УАЗ> до середины 1997 г. был неликвиден в основном в связи с отсутствием предложения со стороны их держателей. Летом 1997 г. торговля активизировалась, что было вызвано как ростом интереса инвесторов к акциям предприятий российской автомобильной промышленности, так и шагами по повышению информационной открытости, которые были предприняты компанией. В частности, представители компании впервые выступили на конференции для инвесторов.
    После недолгого оживления с конца осени активность на рынке акций УАЗа значительно снизилась (рис. 2.), уменьшились число участников на этом рынке и ликвидность акций. Основная причина - общий кризис фондового рынка. Из-за низкой ликвидности мало вероятно ожидать проявления интереса иностранных инвесторов к этим бумагам в краткосрочной перспективе. Ввиду всего вышеизложенного наиболее оправданной по отношению к акциям АО <Ульяновский автомобильный завод> является рекомендация <ничего не предпринимать>.

ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ПРОГНОЗЫ

    В 1997 г. руководство УАЗа объявило о своих планах реструктурирования задолженности (задолженность в федеральный бюджет на начало 1998 г. составляла 63,1 млн долл). Согласно правительственному постановлению, УАЗ передаст 50% плюс одна акция уставного капитала в качестве обеспечения ГКИ. Большинство голосующих акций будет реализовано, если завод просрочит выплату месячной задолженности в течение двух месяцев подряд.
    Однако позднее компания предложила правительству погасить задолженность предприятия за счет реализации на денежном аукционе 11%-го пакета акций, принадлежащего ГКИ. До конца 1997 г. вопрос с реструктуризацией задолженности так и не был решен.
    В целях стимулирования спроса и повышения доли продаж за наличные УАЗ предоставляет скидки в размере 30-40% от розничных цен на отдельные модели для потребителей, расплачивающихся наличными. Следовательно, по нашим оценкам, ожидается падение прибылей в 1997 г. В 1998 г. возможно улучшение ситуации в результате расширения ассортимента, снижения цен на комплектующие и повышения спроса.

© ЗАО "Группа РЦБ".