Фондовый рынок: движение без остановок

РЦБ
Издательский Дом

    Работа Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг в 1997 г. была направлена на решение основной задачи - защиту прав инвестора. Это направление деятельности всегда было для ФКЦБ России магистральным - и в момент ее создания, и в период становления, и сейчас.
    В минувшем году задача защиты прав инвестора получила общегосударственное звучание. Это законодательно оформилось после того, как летом Президент России Борис Ельцин подписал указ <О государственной комиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовых рынках России>, тем самым еще раз подчеркнув важность задачи. Комиссию, созданную при правительстве России, возглавил премьер-министр Виктор Черномырдин, а одним из его заместителей стал председатель ФКЦБ.
    За два прошедших года ФКЦБ России разработала практически полную нормативную базу функционирования рынка ценных бумаг - регламентирована деятельность профессиональных участников, эмитентов и регистрирующих органов при осуществлении выпусков ценных бумаг, деятельность всех структурных элементов паевых инвестиционных фондов. Было выпущено 53 постановления и 17 распоряжений (в том числе в 1997 г. - 48 и 12 соответственно) по деятельности российских эмитентов корпоративных ценных бумаг, по вопросам регистрации и обращения ценных бумаг, раскрытия информации; по регулированию деятельности брокеров, дилеров, депозитариев, регистраторов, организаторов внебиржевой и биржевой торговли ценными бума-гами, доверительному управлению, функционированию саморегулируемой организации. Была законодательно урегулирована работа по аттестации специалистов, по регламентации деятельности паевых и чековых инвестиционных фондов.
    Завершена совместная с Банком России, Минфином России и представителями профессионального сообщества работа над подготовкой постановления ФКЦБ России, регламентирующего клиринговую деятельность.
    Подготовлен, согласован с Минфином России и Банком России и направлен в правительство Российской Федерации проект постановления правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и обращения ценных бумаг акционерных обществ при изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков.
    Несколько законодательных и нормативных актов, разработанных ФКЦБ России в минувшем году, находятся сейчас на рассмотрении в Государственной думе, аппарате правительства или администрации Президента.
    В первую очередь это: проекты федеральных законов <О внесении изме-нений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР>, <Об инвестиционных фондах>, <О негосударственном пенсионном обеспечении>, проекты указов Президента Российской Федерации <О неотложных мерах по защите прав вкладчиков>, <О внесении изменений в нормативные правовые акты Президента Российской Федерации в связи с федеральными законами "О рынке ценных бумаг" и "Об акционерных обществах">, <О дальнейшем совершенствовании деятельности инвестиционных фондов>, <О дополнительных мерах по регулированию деятельности негосударственных пенсионных фондов>.
    Важнейшим итогом минувшего года, несомненно, является создание целостной системы регулирования фондового рынка. Эта система базируется на четком распределении полномочий и сфер ответственности между государственными органами и саморегулируемыми организациями профессиональных участников. На сегодня часть функций ФКЦБ России по регулированию региональных фондовых рынков взяли на себя региональные отделения. Их сейчас 15. Им переданы вопросы регистрации проспектов эмиссии большинства эмитентов, вопросы лицензирования, аттестации специалистов, контроля за деятельностью профессиональных участников на региональных рынках.
    ФКЦБ России подписаны соглашения о сотрудничестве в области развития региональных рынков с администрациями Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Омска. Это позитивно сказывается на развитии рынка ценных бумаг в данных регионах.
    Распределены полномочия между ФКЦБ России, Банком России и Минфином России. Центробанку переданы полномочия по регистрации выпусков ценных бумаг кредитных организаций, регулированию их деятельности в качестве профессиональных участников на фондовом рынке. Минфином будут осуществляться функции по регистрации выпусков федеральных и субфедеральных ценных бумаг, ценных бумаг страховых компаний, а также ценных бумаг компаний, выпускаемых в целях реструктуризации задолженности перед бюджетом.
    Активно включились в процесс регулирования рынка две саморегулируемые организации - ПАРТАД и НАУФОР.
    Важнейшей заботой ФКЦБ России в минувшем году, как и прежде, было лицензирование профессиональных участников фондового рынка: выдано свыше 3100 лицензий более чем 1500 профессиональным участникам и биржам.
    Продолжена работа по лицензированию регистраторов, совершенствованию их деятельности и их укрупнению.3
    Впервые была разработана и апробирована на практике система лицензирования депозитариев. Лицензии получили как банковские, так и небанковские структуры. Осенью прошлого года Президентом России был подписан указ <Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации>, что, без сомнения, стимулировало создание национальной депозитарной системы и центрального депозитария.
    Также в этом году ФКЦБ России приступила к регистрации выпусков и отчетов о выпусках ценных бумаг российских акционерных обществ по новым, соответствующим международным, стандартам, которые были приняты в конце 1996 г. Было зарегистрировано около 3000 выпусков и порядка 1900 отчетов о выпусках ценных бумаг.
    Только центральный аппарат комиссии зарегистрировал 115 выпусков и отчетов по выпускам корпоративных ценных бумаг на сумму более 40 трлн руб., из которых 19 эмиссий на сумму свыше 3 трлн руб. были осуществлены с целью привлечения инвестиций в развитие предприятий.
    Необходимо отметить, что процесс регистрации выявил очень важную тенденцию в развитии корпоративного рынка - появление большого количества облигаций. Опыт показал, что в отличие от акций, выпуск и обращение которых сопровождается конфликтами и борьбой за контроль над предприятиями, обращение облигаций не несет таких сильных рисков для инвесторов. ФКЦБ России и ее региональные отделения уже зарегистрировали около 30 выпусков облигаций акционерных обществ на сумму, превышающую 30 млрд руб.
    Разумеется, смысл этой работы заключается не в том, чтобы формально зарегистрировать или отказать в регистрации выпуска корпоративных ценных бумаг. Важно, с одной стороны, заставить эмитента в ходе этой процедуры привести в соответствие с законодательством Российской Федерации свой устав, передать реестр независимому регистратору, зарегистрировать отчет по предыдущему выпуску, с другой - добиться у руководителей крупнейших российских предприятий понимания, что рынок ценных бумаг является важнейшим инструментом для привлечения капитала в развитие их объединений. Но все это - лишь при условии полного законопослушания, открытости как перед собственными акционерами, так и потенциальными инвесторами.
    Особое внимание в 1997 г. ФКЦБ России уделяла вопросу создания цивилизованных торговых площадок обращения эмиссионных ценных бумаг. Это означает прежде всего: упорядочивание деятельности уже существующих бирж, включая их лицензирование; поддержку новых биржевых и внебиржевых торговых систем при обеспечении полной отчетности по сделкам; совершенствование на основе детальной регламентации всех процедур торговли; недопущение использования инсайдерской информации владельцев ценных бумаг.
    Большая работа в прошлом году была проведена комиссией в области развития коллективных инвестиций, ведь это именно та система, которая рассчитана на привлечение средств от мелких инвесторов, рядовых граждан. За год практически создана нормативная база деятельности паевых инвестиционных фондов (ПИФов), и теперь уже можно говорить о том, что в России существует реально действующий институт паевых инвестиционных фондов.
    Всего год назад в России было зарегистрировано только 7 паевых инвестиционных фондов. Сегодня их 21. Выданы лицензии 22 управляющим компаниям, 5 специализированным депозитариям. Стоимость чистых активов ПИФов на конец 1997 г. составляла около 250 млрд руб.
    При этом в течение года происходила переориентация объектов вложений. Если на этапе становления ПИФов основным объектом вложения средств являлись государственные долговые финансовые инструменты, то теперь им все больше становятся корпоративные ценные бумаги. Это говорит о том, что доверие людей к паевым фондам растет и через систему ПИФов деньги населения начинают реально работать на развитие экономики России.
    Во многом это результат большой разъяснительной работы среди населения. При участии ФКЦБ России были созданы центры коллективных инвестиций в Москве, Иркутске, Новосибирске и Омске, где уже сегодня любой желающий может получить полную информацию о возможностях вложений в ПИФы. Планируется открыть подобные центры в Казани, Ростове, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, возможно - во Владивостоке и Челябинске.
    Одновременно с разработкой нормативной базы рынка ценных бумаг, проведением лицензирования его профессиональных участников, созданием института коллективных инвесторов, регистрацией выпусков ценных бумаг и отчетов по ним ФКЦБ России осуществлялись проверки участников рынка.
    Так, в 1997 г. ФКЦБ России и ее региональные отделения проверили около 300 компаний - профессиональных участников рынка. Среди них такие крупнейшие операторы фондового рынка, как ЗАО <Инвестиционная компания <Кредитанштальт-Грант>>, ЗАО <Према-Инвест>, Депозитарно-расчетный союз, Российская торговая система и Московская фондовая биржа.
    Кроме того, проведена проверка более 230 эмитентов корпоративных ценных бумаг по фактам нарушения прав акционеров, в том числе таких акционерных обществ, как <Лебединский ГОК>, <Кубанский гипс-Кнауф>. Проверены 16 субъектов систем паевых инвестиционных фондов, включая 8 управляющих компаний, 5 специализированных депозитариев, 3 агентов по размещению паев, а также 32 чековых инвестиционных фонда.
    За этот период собранные комиссией документы о безлицензионной деятельности 984 компаний были переданы в органы МВД России, почти по 600 из которых в настоящее время возбуждены уголовные дела. По 12 делам по просьбе надзорных органов ФКЦБ России была проведена детальная ревизия.
    Однако не всегда у комиссии есть возможность поступать с нарушителями по всей строгости закона: ее собственные полномочия как <карающего> органа сегодня весьма ограниченны. Если в отношении профессиональных участников рынка у ФКЦБ России еще есть определенные рычаги воздействия - приостановление деятельности и отзыв лицензии, отказ в регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг, приостановление их размещения, отказ в регистрации отчета, то повлиять на эмитента, акции которого уже находятся в обращении, ФКЦБ не может, а ведь именно в этих случаях чаще всего и нарушаются права акционеров. Дело в том, что законом <О рынке ценных бумаг> не предусмотрена ответственность за неисполнение предписаний ФКЦБ. Специалисты уже не раз говорили о необходимости введения такой ответственности как в закон <О рынке ценных бумаг>, так и в закон <Об акционерных обществах>.
    Настоящий момент в развитии ФКЦБ России, пожалуй, можно охарактеризовать как переломный: происходит смена приоритетов. Практически решены задачи переходного периода - становление, решение организационных вопросов по созданию центрального аппарата, региональных отделений, формирование кадров, создание минимально необходимой нормативной базы, проведение лицензирования и перелицензирования профессиональных участников рынка.
    Самое главное сейчас - активно приступать к созданию систем мониторинга, контроля, раскрытия информации и обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации по рынку ценных бумаг. Необходимо активизировать совместную деятельность с законодательными органами, профильными министерствами и ведомствами по принятию новых законов и внесению необходимых, продиктованных практикой поправок в действующее законодательство - в первую очередь по вопросам налогообложения и бухучета, проблемам введения ответственности за нарушение уже действующих норм законодательства.
    По своему содержанию все перечисленное взаимосвязано и имеет единую конечную цель - максимально защитить права инвесторов, что и составляет, как было сказано в самом начале, основную задачу ФКЦБ России.

© ЗАО "Группа РЦБ".