Лицом к <первым лицам>: автоматизация процедур принятия управленческих решений
Серов Михаил
    Вы - <первое лицо>, обладающее правом <первой> подписи.
    Скорее всего, это право досталось вам не по наследству. Поэтому подтверждать его надо ежедневно, по крайней мере для самого себя.
    Но теперь, когда усилием вашей воли могут двигаться миллионы рублей, только конечный финансовый результат становится мерой вашего умения распоряжаться деньгами. И каждый достигает этого результата по-своему, причем основных методов не так много:
    В данной статье речь идет исключительно об управлении банком в целом, а не отдельными сторонами или направлениями его финансовой деятельности. Основная цель управления финансами банка состоит в максимально эффективном использовании его финансовых, человеческих, технических и других ресурсов в процессе совместной деятельности всех банковских подразделений по решению стоящих перед ними стратегических, тактических и текущих задач. Достижение этой цели предполагает постановку и решение комплекса задач, определяющих содержание финансового менеджмента на уровне банка в целом, связанных технологией формирования и принятия управленческих решений. Основными из них являются:
    1) обоснование и принятие управленческих решений, определяющих стратегию и тактику банка, а также текущих решений на проведение конкретных финансовых операций;
    2) доведение и постановка задач подчиненным подразделениям и сотрудникам, а также организация их практического выполнения;
    3) всестороннее планирование на заданную перспективу финансовой деятельности как банка в целом, так и отдельных его подразделений;
    4) организация контроля и помощи подчиненным подразделениям и сотрудникам в вопросах практической реализации требований планов финансовой деятельности;
    5) подготовка руководящего состава, подразделений и сотрудников к возможным изменениям форм, методов, а также планов работы на финансовом и других рынках, в том числе и при возникновении неплановых ситуаций;
    6) непрерывный мониторинг (добывание, сбор, изучение, обработка, анализ и прогноз данных о состоянии и тенденциях) развития сегментов финансового рынка, рынков банковских услуг и банковских технологий, общей экономической ситуации, правового пространства и другой информации, используемой банком;
    7) поддержание высокого уровня профессиональной подготовки служащих и распределение функций между сотрудниками таким образом, чтобы их должностные обязанности выполнялись с требуемым качеством и оперативностью;
    8) организация и поддержание непрерывного взаимодействия и информационного обмена между подразделениями банка;
    9) проведение организационных и технических мероприятий по всестороннему обеспечению повседневной деятельности подразделений банка.
    Не все из перечисленных задач равнозначны по важности, трудоемкости и способам решения, а следовательно, и по возможности использования формальных (математических) процедур, обеспечивающих создание и применение соответствующих средств автоматизации.
    Так, четвертая, шестая, седьмая и восьмая задачи - наиболее простые для понимания и носят сугубо административный характер, занимая в общем объ-еме управленческих задач незначительное по трудоемкости место. Сложнее задачи оценки и прогнозирования развития финансового рынка (маркетинговые исследования). А самые сложные и трудоемкие - задачи планирования финансовой деятельности банка на заданную перспективу (формирование и обоснование оптимальных управленческих решений).
    Посмотрим, как обстоят дела с автоматизацией управленческой деятельности <первых лиц>. Как это ни парадоксально, но в лучшем случае (и то далеко не везде) в банке автоматизирован документооборот, обеспечивающий поддержку наиболее простых из управленческих функций - административных. Максимально автоматизирована, как правило, функция анализа, использующая данные бухгалтерского и аналитического учета. Вместе с тем сколько-нибудь серьезные технологии (а значит, и средства автоматизации) решения самых сложных и трудоемких задач планирования в банках отсутствуют.
    В чем причины сложившейся ситуации?
    Как уже отмечалось ранее, сложность и отличительная особенность решения комплекса задач планирования - формирование (синтез) принципиально новой информации, неизвестной до их решения. Таковой в первую очередь являются пути (способы) действий, определяющие стратегию и тактику финансовой деятельности по достижению совокупности целей, стоящих перед банком в плановом периоде. Если к формируемым планам выдвигается некоторое требование оптимальности, то задача планирования превращается в классическую задачу оптимального управления (см.: Лаптырев Д. А. и др. Планирование финансовой деятельности банка: необходимость, возможность, эффективность. М.: АСА, 1995).
    Другими словами, решение задач планирования необходимо для ответа на вопрос, как должен работать банк, чтобы к концу планового периода достичь поставленных руководством целей (показателей) финансовой деятельности. Отсюда вытекают два основополагающих вывода: