Лицом к <первым лицам>: автоматизация процедур принятия управленческих решений

Лаптырев Дмитрий

Серов Михаил

    Вы - <первое лицо>, обладающее правом <первой> подписи.
    Скорее всего, это право досталось вам не по наследству. Поэтому подтверждать его надо ежедневно, по крайней мере для самого себя.
    Но теперь, когда усилием вашей воли могут двигаться миллионы рублей, только конечный финансовый результат становится мерой вашего умения распоряжаться деньгами. И каждый достигает этого результата по-своему, причем основных методов не так много:

  • политический - увидеть основные общегосударственные тенденции и <преломить> их через свой бизнес;
  • интуитивный - почувствовать, куда в очередной раз качнется маятник финансового рынка, и <качнуться> вместе с ним;
  • технический - подсчитать все до рубля: что было, что есть и попытаться сделать прогноз, что будет;
  • квалифицированный - научно обоснованный финансовый менеджмент.
        Наверно, вы хорошо представляете (даже испытали на практике) сущность и последствия управления финансами с помощью первых трех методов. А вот о применении последнего можно поспорить, особенно в плане технологий формирования и принятия управленческих решений. Почему?
        Попробуем в этом разобраться.

    АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ БАНКА

        В данной статье речь идет исключительно об управлении банком в целом, а не отдельными сторонами или направлениями его финансовой деятельности. Основная цель управления финансами банка состоит в максимально эффективном использовании его финансовых, человеческих, технических и других ресурсов в процессе совместной деятельности всех банковских подразделений по решению стоящих перед ними стратегических, тактических и текущих задач. Достижение этой цели предполагает постановку и решение комплекса задач, определяющих содержание финансового менеджмента на уровне банка в целом, связанных технологией формирования и принятия управленческих решений. Основными из них являются:
        1) обоснование и принятие управленческих решений, определяющих стратегию и тактику банка, а также текущих решений на проведение конкретных финансовых операций;
        2) доведение и постановка задач подчиненным подразделениям и сотрудникам, а также организация их практического выполнения;
        3) всестороннее планирование на заданную перспективу финансовой деятельности как банка в целом, так и отдельных его подразделений;
        4) организация контроля и помощи подчиненным подразделениям и сотрудникам в вопросах практической реализации требований планов финансовой деятельности;
        5) подготовка руководящего состава, подразделений и сотрудников к возможным изменениям форм, методов, а также планов работы на финансовом и других рынках, в том числе и при возникновении неплановых ситуаций;
        6) непрерывный мониторинг (добывание, сбор, изучение, обработка, анализ и прогноз данных о состоянии и тенденциях) развития сегментов финансового рынка, рынков банковских услуг и банковских технологий, общей экономической ситуации, правового пространства и другой информации, используемой банком;
        7) поддержание высокого уровня профессиональной подготовки служащих и распределение функций между сотрудниками таким образом, чтобы их должностные обязанности выполнялись с требуемым качеством и оперативностью;
        8) организация и поддержание непрерывного взаимодействия и информационного обмена между подразделениями банка;
        9) проведение организационных и технических мероприятий по всестороннему обеспечению повседневной деятельности подразделений банка.
        Не все из перечисленных задач равнозначны по важности, трудоемкости и способам решения, а следовательно, и по возможности использования формальных (математических) процедур, обеспечивающих создание и применение соответствующих средств автоматизации.
        Так, четвертая, шестая, седьмая и восьмая задачи - наиболее простые для понимания и носят сугубо административный характер, занимая в общем объ-еме управленческих задач незначительное по трудоемкости место. Сложнее задачи оценки и прогнозирования развития финансового рынка (маркетинговые исследования). А самые сложные и трудоемкие - задачи планирования финансовой деятельности банка на заданную перспективу (формирование и обоснование оптимальных управленческих решений).
        Посмотрим, как обстоят дела с автоматизацией управленческой деятельности <первых лиц>. Как это ни парадоксально, но в лучшем случае (и то далеко не везде) в банке автоматизирован документооборот, обеспечивающий поддержку наиболее простых из управленческих функций - административных. Максимально автоматизирована, как правило, функция анализа, использующая данные бухгалтерского и аналитического учета. Вместе с тем сколько-нибудь серьезные технологии (а значит, и средства автоматизации) решения самых сложных и трудоемких задач планирования в банках отсутствуют.
        В чем причины сложившейся ситуации?

    ПЛАНИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО ОБЛИКА БАНКА

        Как уже отмечалось ранее, сложность и отличительная особенность решения комплекса задач планирования - формирование (синтез) принципиально новой информации, неизвестной до их решения. Таковой в первую очередь являются пути (способы) действий, определяющие стратегию и тактику финансовой деятельности по достижению совокупности целей, стоящих перед банком в плановом периоде. Если к формируемым планам выдвигается некоторое требование оптимальности, то задача планирования превращается в классическую задачу оптимального управления (см.: Лаптырев Д. А. и др. Планирование финансовой деятельности банка: необходимость, возможность, эффективность. М.: АСА, 1995).
        Другими словами, решение задач планирования необходимо для ответа на вопрос, как должен работать банк, чтобы к концу планового периода достичь поставленных руководством целей (показателей) финансовой деятельности. Отсюда вытекают два основополагающих вывода:

  • руководство банка должно брать на себя труд и ответственность формулировки (как минимум) или обоснования (в идеале) целей и задач финансовой деятельности банка;
  • финансовая деятельность банка (в том числе цели и задачи его развития) должна быть формализуема настолько, чтобы для решения задач планирования можно было применить известные (а при необходимости разработать новые) математические методы.
        Естественно, данные выводы справедливы при соблюдении следующей исходной посылки: задачи выполняются только тогда, когда они ставятся, и если банк является управляемым объектом, то такие задачи должны быть сформулированы и для него. Вполне резонно может возникнуть вопрос: каким образом руководство банка может сформулировать достижимые цели или поставить выполнимые задачи? Если иметь в виду сколько-нибудь долгосрочное развитие банка, то сделать это без решения серьезных математических задач финансового планирования чрезвычайно сложно. Именно при их решении и находят достижимые значения параметров финансовой деятельности банка, характеризующих его цели и задачи, а также отвечающие им оптимальные способы действий на финансовом рынке.
        Как же на практике реализуется основная функция управления финансами банка - финансовое планирование?
        В подавляющем большинстве известных авторам отечественных банков как бы в буквальном толковании реализуется тезис: <Не существует ни теории, ни модели, которые непосредственно обеспечили бы выбор оптимальной финансовой стратегии. Следовательно, финансовое планирование осуществляется методом проб и ошибок>. Таким образом, постановка целей и задач банку сводится в лучшем случае к призывам максимально увеличить прибыль. Не останавливаясь подробно на принципиальной ошибочности такой (к сожалению, весьма типичной) постановки задачи, рассмотрим, как она реализуется на практике.

    (Окончание следует.)

  • © ЗАО "Группа РЦБ".