НТВ МФД

Клычков Александр

ЧЕГО НЕТ В INTERNET?

    Наиболее продаваемым в Inter-net товаром по-прежнему является информация, и прежде всего финансовая. В то же время сложившаяся структура Internet не всегда в состоянии обеспечить выполнение этих требований. Во всяком случае, до недавнего времени считалось, что Internet - не лучшая среда для передачи той информации, на основе которой принимаются решения о проведении финансовых операций. Поэтому банки и финансовые компании традиционно используют специализированные сети, предлагаемые такими компаниями, как Reuters, Bloomberg, Dow Jones и др. Эти сети имеют централизованное управление и обеспечивают требуемое качество работы. Однако для многих небольших компаний (и особенно российских) использование этих сетей обходится слишком дорого, и им необходима альтернатива, гарантирующая приемлемое качество, но при небольшой цене.
    Финансовая информация (например, ход торгов на какой-либо бирже) передается одновременно мно-гим потребителям. Поэтому наиболее подходящей для распространения таких данных является push-технология. Однако ее массовое применение приводит к сильной загрузке каналов связи, что для России и российских регионов (где отсутствует развитая коммуникационная инфраструктура и линии связи имеют очень плохое качество) не приемлемо.
    В этой связи все более серьезное место в общей структуре Internet занимает новый сегмент - спутниковые широковещательные системы. Принцип работы таких систем заключается в сборе необходимых данных каким-либо информационным центром, который передает их на спутник, а оттуда информация транслируется непосредственно потребителям. Для приема информации используется стандартный комплект спутникового телевидения (<тарелка> и тюнер) и специальное устройство приема данных, вход которого подключается к тюнеру, а выход - к СОМ-порту персонального компьютера. Драйвер устройства приема данных обеспечивает запись информации на диск.
    Главное достоинство таких систем заключается в том, что информация доставляется всем потребителям одновременно и без задержек, но дополнительной нагрузки на комму-никации при этом не создается - независимо от того, какое количество клиентов одновременно получает информацию. А единственный их <недостаток> - необходимость приобретения клиентами дополнительного оборудования, обеспечивающего прием сигнала со спутника: сейчас это оборудование получило настолько широкое распространение, что цены на него резко упали и даже в России стоимость спутникового комплекта не превышает 200 долл., что сопоставимо со стоимостью модема.
    В настоящее время в мире существует множество вариантов реализации таких систем, что и повышает их роль в общей структуре Internet.
    В качестве одного из примеров можно привести компанию International Satellite Communications Corporation - InterSat (www.intersat.com.). InterSat Financial Net-work дает возможность получать котировки, новости, данные и голосовые комментарии с бирж в реальном времени, а также любую другую голосовую информацию через спутник. InterSat арендует транспордер на спутнике Hughes Galaxy IV для трансляции на Северную Америку и PAS-1, PAS-2 для обслуживания более 70 стран в Латинской Америке и Европе. Для анализа данных в реальном времени используются специальные системы технического анализа. Помимо финансовой компания транслирует и самую различную информацию multimedia, включая изображение и звуковое сопровождение, что обеспечивается за счет высокой пропускной способности спутниковых каналов. Применяемая технология позволяет компании InterSat значительно снизить уровень цен на свои услуги по сравнению с компаниями, использующими традиционные каналы связи.
    Другим примером использования широковещательных спутниковых систем для передачи финансовой информации является компания Data Broadcasting Corporation - DBC (www.dbc.com.). Компания DBC передает данные небольшим финансовым компаниям и инвесторам, используя для этого спутники Panamsat-1 и Eutelsat-2F-1. Источниками информации для DBC являются более 50 бирж и внебиржевых торговых систем, а число клиентов превышает 30000.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ КОСМОСА

    Благодаря развитию систем спутникового телевидения в России широковещательная передача данных по спутниковым каналам также стала реальностью.
    Подтверждение тому - совместный проект информационного агентства МФД-ИнфоЦентр (www.mfd.msk.ru.) и популярной системы спутникового телевидения НТВ+ (рис. 1). В этом проекте для приема данных разработано устройство, подключаемое к спутниковому тюнеру и СОМ-порту персонального компьютера. Размеры устройства приема данных не превышают размеров пачки сигарет, а скорость передачи данных в этой системе - 64 кбит/с. Передача информации осуществляется через спутник ГАЛС 12.
    В настоящее время через популярную среди финансовых компаний информационную систему Dixi+, которая использует НТВ+, в режиме реального времени передается информация практически со всех наиболее активно работающих торговых площадок и бирж (РТС, МФБ, МФД, ММВБ, МЦФБ, РБ, СПбВБ, ФБ <Санкт-Петербург>), новости агентства Прайм-ТАСС, дайджесты и данные о предложениях и итогах на биржевом и внебиржевом сегментах рынка.
    Система МФД-ИнфоЦентра обеспечивает избирательную передачу информации различным группам получателей. Каждое устройство приема данных (УПД) имеет индивидуальный адрес и до 1000 групповых адресов, каждый из которых поставлен в соответствие определенному разделу информации. При установке в УПД записываются необходимые адреса. Таким образом можно получать как индивидуальные сообщения (почту), так и разделы информации, предназначенные для соответствующей группы получателей. Ненужные адреса стираются. Это гарантирует получение информации только теми, для кого она предназначена. Каковы перспективы развития данной системы?
    Емкость канала НТВ+ позволила создать новую версию с постоянной пропускной способностью 750 кбит/с, проходящую в настоящие время опытную эксплуатацию. Начало коммерческой эксплуатации запланировано на середину 1998 г. Помимо передачи финансовой информации эта система поможет обратиться к широкому кругу клиентов с рядом новых услуг, аналогичных предлагаемым всемирной сетью Internet.
    Так, среди клиентов последней особую популярность, как уже говорилось, имеет сейчас push-технология. Однако малая пропускная способность абонентских линий (особенно при плохом качестве связи) сдерживает ее эффективное использование. Выход - трансляция данных через систему спутникового вещания. На базе системы компьютерного вещания будет организован ряд push-каналов, ежедневно транслирующих информацию, представляющую интерес для различных групп потребителей.
    Схема, которую планирует реализовать МФД-ИнфоЦентр: компания собирает информацию, которая представляет потенциальный интерес для пользователей, а затем бесплатно рекламирует ее с тем, чтобы клиенты могли выбрать, на что они хотят подписаться, а на что нет. Просмотр информации осуществляется с помощью обычного Internet-браузера.
    Перспективность этого проекта поддерживается постоянно растущим количеством абонентов НТВ+, которым для приема информации из Internet необходимо лишь устройство приема данных. Отметим, что предлагаемая схема позволяет одновременно и принимать данные, и смотреть телепрограммы.
    Кроме того, в сотрудничестве с рядом региональных компаний, предоставляющих услуги по доступу в Internet, разработана гибридная схема получения данных клиентами. Провайдер Internet-услуг получает информацию от МФД-ИнфоЦентра по спутниковому каналу, а затем транслирует ее клиентам, заинтересованным в получении этих данных, по обычным коммуникационным каналам, используя push-технологию. В этом случае конечному получателю данных нет нужды устанавливать спутниковый приемный комплект: он использует те средства подключения к сети, которые у него уже есть. Провайдеры заинтересованы в такой схеме, поскольку она позволяет предоставлять своим клиентам новые услуги, не загружая дополнительной информацией магистральные каналы связи.
    Комбинированное использование push-технологии и спутниковых систем - вот одно из наиболее перспективных направлений развития Internet и одновременно - ответ на вопрос, поставленный в начале статьи.

© ЗАО "Группа РЦБ".