РТС и Технический центр РТС проводят работу по оптимизации внутреннего учета в мелких и средних компаниях, по повышению общей культуры российского рынка ценных бумаг. Стандартизация бизнес-процессов и документов, сопровождающих проведение сделок, значительно облегчила бы жизнь и чиновникам РТС, заинтересованным в эффективном регулировании рынка, и разработчикам систем автоматизации, для которых унификация бизнес-процессов и документов означает гарантию широкого спроса на их продукт. Необходимый этап в деле приведения этого <хозяйства> в порядок - масштабный мониторинг деятельности различных участников рынка, прежде всего самих инвестиционных компаний, выявления сходных и специфических для компаний приемов внутреннего учета, особенностей организационных структур их бэк-офисов, характера внешних и внутренних коммуникаций.
    Такое исследование вот уже несколько месяцев проводится силами РТС и Технического центра РТС. Основным приемом сбора материала на первом этапе была работа в <поле>, т.е. в самих инвестиционных компаниях.
    Кропотливый и трудоемкий процесс проведения полевых исследований включал: интервью начальников и сотрудников бэк-офисов и других подразделений компаний (тесно к нему примыкающих), разработчиков систем автоматизации; анализ документов НАУФОР, ФКЦБ, ПАРТАД и ДКК, материалов семинаров, посвященных различным аспектам деятельности бэк-офисов, заседаний комитетов РТС, кулуарных обсуждений; консультации с юристами и экспертами. Проанализировано более 100 магнитофонных и видеозаписей. Рассмотрим некоторые общие для российского фондового рынка проблемы автоматизации деятельности бэк-офиса.
    Хотя неоднократно высказывались претензии к существующим системам автоматизации работы бэк-офисов, правомерно говорить о готовности компаний к автоматизации собственной учетной деятельности. Этот факт ставит перед разработчиками программных продуктов несколько важных вопросов: кто их потенциальный заказчик, каков уровень требований, предъявляемых к возможному программному продукту?
    Большинство инвестиционных компаний находятся в стадии становления: формируются кадровый состав, организационная структура бэк-офисов, их собственный спектр бизнеса. Эти процессы происходят под влиянием общей ситуации на рынке, изменений в системе законодательства, запросов клиентуры, финансовых и организационных возможностей компаний. Соответственно и требования компаний к автоматизации конкретных процедур проведения сделок различаются незначительно.
    Система автоматизации бэк-офиса должна:
    Развитие организационной структуры бэк-офиса по мере роста компаний идет разными путями. Ориентируясь на западные стандарты распределения функций по подразделениям бэк-офиса, в рамках российских инвестиционных компаний организуются такие отделы, как:
    1. Технология проведения сделок в бэк-офисах большинства инвестиционных компаний носит фрагментарный, упрощенный характер, плохо отрефлексирована организаторами бэк-офисного производства.
    2. Требования компаний к разработчикам программных продуктов отличаются нечеткостью, отсутствует целостный взгляд на работу учетного подразделения. За пресловутой спецификой бэк-офисов чаще всего скрывается низкая готовность инвестиционных компаний к автоматизации их внутренней учетной деятельности.
    3. Мотивация в создании или приобретении автоматизированной системы учета декларируется, но носит, скорее, внешний характер: не отстать от других компаний, защититься от контролирующих организаций, избежать чрезмерного раздувания штата сотрудников.
    4. В условиях быстрого роста, расширения структуры бизнеса, а также в кризисных ситуациях компании предпочитают делать ставку не на технологию (систему автоматизации), а на специалистов определенного типа.
    5. Разработчики систем автоматизации бэк-офиса вынуждены выполнять неспецифическую для них функцию рефлексии над бизнес-процессами бэк-офисов различных инвестиционных компаний, воссоздания технологии внутреннего учета. Такая задача по силам только междисциплинарному исследовательскому коллективу, который работал бы в тесном сотрудничестве с комитетами представительной организации (типа РТС), в чьи функции входит стандартизация процедур и документов по проведению сделок.
    При анализе деятельности российских инвестиционных компаний нужно всегда иметь в виду особенности культурных норм и отношений, на которые они ориентируются и которые разительно не похожи на западные. Западный рынок выглядит более организованным, автоматизированным, упорядоченным. Но таковы особенности и западной цивилизации, по сути технологического общества. Прагматизму взаимоотношений между его агентами противостоит интимная доверительность традиционных обществ, к которым относится Россия. Разработке многочисленных и развитых технологий противостоит их имитация. Для представителя традиционного общества важнее выразить и сохранить свою позицию и имидж на рынке, чем целенаправленно и осознанно накапливать прибыль. Под технологией на западе понимается упорядоченный, строго фиксированный и вариативный в известных пределах набор процедур, выполнение которых гарантирует результат.
    У нас технология - прежде всего ансамбль ролевых отношений, который должен быть готовым играть каждый раз по-новому в зависимости от ситуации на рынке, от настроения начальства или взаимоотношений с контрагентом, придерживаясь некоторого общего плана и ориентируясь в принципе на положительный, но формирующийся только в процессе проведения сделки результат. <Бэк-офис знает>, - вот типичный ответ начальника бэк-офиса на вопросы о возможных вариациях в проведении операций внутреннего учета его подчиненными. Наш специалист - это человек, который отвечает за определенный участок работы, он должен быть готов проявить инициативу, почувствовать слабые места в проведении сделки, среагировать на опасную или неопределенную ситуацию адекватными действиями. Критерий успешности его деятельности - завершенность этапа проведения сделки, за который он отвечает. В условиях неразвитого российского рынка ему приходится учитывать гораздо больше внешних факторов, так как именно они создают неопределенность в его деятельности, и риски для его компании и для него самого в виде угрозы потерять свое место.
    Создание централизованных расчетных центров типа ДКК и ЦСД (центр сверки договоров) при современном уровне автоматизации и уже описанном типе работы пока только увеличит коммуникативную нагрузку на специалистов инвестиционных компаний, хотя и уменьшит курьерские расходы. Приходится сожалеть, что создание системы автоматизации бэк-офиса при всей актуальности остается пока стратегической задачей.
    До сих пор задача автоматизации бэк-офиса не ставилась корректно, а следовательно, ни один из существующих программных продуктов не отражает в полной мере специфику ведения внутреннего учета в российских инвестиционных компаниях, а также сложившиеся в мировой практике требования к пользовательскому интерфейсу.