ПРОБЛЕМА, КОТОРУЮ НУЖНО БЫЛО РЕШИТЬ ВЧЕРА
    Необходимость разработки стандартов сообщений для электронного взаимодействия профессиональных участников на рынке ценных бумаг не вызывает сомнений. Уже не один год ведутся активные разговоры о том, что временны?е и материальные затраты на перерегистрацию прав собственности на ценные бумаги, связанные с неразвитостью инфраструктуры российского фондового рынка, могут привести к его серьезному кризису. Особенно остро данная проблема проявила себя в августе - октябре 1997 г., когда в период максимальной активности фондового рынка самым узким местом стал процесс перерегистрации прав собственности на ценные бумаги.
    Прежде всего такие затраты обусловлены значительными различия-ми в требованиях, предъявляемых к оформлению документов для перерегистрации прав собственности на ценные бумаги как регистраторами, так и депозитариями. Помимо перерегистрации как таковой, любой крупный профессиональный участник фондового рынка, будь то депозитарий или брокерская компания, рано или поздно сталкивается с проблемой стандартизации и автоматизации взаимодействия со своими клиентами и контрагентами.
    Профессиональные участники рынка ценных бумаг и разработчики программного обеспечения вынуждены заполнять существующий вакуум собственными, часто далекими от совершенства, разработками. Однако эти разработки, активно используемые в настоящее время, получают лишь локальное распространение. Очевидно, что чем дольше не будут предприниматься согласованные шаги по созданию и внедрению единых стандартов, тем большее сопротивление будут оказывать им участники, ссылаясь на собственный опыт.
    В настоящее время на фондовом рынке России отсутствует единое информационное пространство, а также затруднено взаимодействие с участниками мирового рынка. Естественно, с помощью одной только стандартизации глобальных проблем не решить, но создание системы стандартизованных сообщений дало бы основу для активизации работы по другим направлениям, особенно связанным с коммуникациями.
    Попытки стандартизации требований к оформлению документов, необходимых для перерегистрации прав собственности на ценные бумаги, предпринимались у нас неоднократно и на самых различных уровнях. Всем памятны усилия, затраченные на создание единого передаточного распоряжения для регистраторов. Однако только с выходом постановления ФКЦБ № 27 от 02.10.97 г. появилась форма передаточного распоряжения, обязательного к приему всеми регистраторами.
ПЕРВЫЕ ШАГИ
    В августе 1997 г. состоялось первое заседание рабочей группы по разработке стандартов сообщений для использования участниками российского рынка ценных бумаг, деятельность которой, собственно, и является предметом этой статьи.
    Активными участниками группы стали представители следующих организаций:
Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг;
Банка России;
Депозитарно-клиринговой компании;
Национального депозитарного центра;
Российской национальной ассоциации членов СВИФТ;
Технического центра РТС;
Инкомбанка;
Мосбизнесбанка;
банка <Российский кредит>;
Сбербанка (Москва);
ОНЭКСИМ Банка;
Депозитария <РИНАКО>;
Морган Гренфелл депозитария;
Центрального Московского депозитария;
Санкт-Петербургского РДЦ;
ряда других.
    Цель проекта <Разработка стандартов сообщений> была сформулирована следующим образом: разработать систему стандартизированных сообщений для информационного взаимодействия между российскими участниками фондового рынка с учетом дальнейшего подключения к мировому финансовому и фондовому сообществу с минимальными издержками.
    Форматы сообщений предполагается сделать максимально приближенными к форматам сообщений СВИФТ Категории 5, но с учетом российской специфики (которая будет проявляться как в особенностях использования отдельных сообщений и полей сообщений, так и в необходимости ввода новых форматов).
    Выбор системы сообщений СВИФТ в качестве базовой обусловлен следующими причинами:
ее распространенностью в мире;
развитием новых видов услуг, а также новых видов и форматов сообщений;
наличием свободных форматов.
    Вопрос о способе обмена сообщениями сознательно не рассматривался. При наличии стандартов сообщений участники могут обмениваться ими любым доступным способом - от почты и факса до любой электронной почты и собственно СВИФТ. Распространение форматов сообщений должно привести к появлению новых разработок программного обеспечения, автоматизирующих их передачу, обработку и частично генерацию. Очевидно, что участники рабочей группы предполагали возможность использования в будущем для обмена сообщениями собственно СВИФТ, как систему, с одной стороны, уже используемую в нашей стране (в основном банками), а с другой - обладающую высокой степенью надежности и защиты передаваемой информации.
    В качестве результата своей деятельности рабочая группа планирует разработку документов, включающих в себя:
перечень сообщений при обмене между различными профессиональными участниками фондового рынка;
форматы сообщений с определением информационной нагрузки полей и необходимыми инструкциями и примерами по их заполнению;
описание наиболее типичных ситуаций, возникающих на фондовом рынке, с примерами информационных потоков (в виде стандартных сообщений) между их участниками.
    Эти документы принимаются организациями-участниками рабочей группы в качестве рекомендаций и предоставляются всем заинтересованным лицам, среди которых СВИФТ, ФКЦБ, ЦБ РФ, саморегулируемые организации, фирмы - разработчики программного обеспечения.
    Участники рабочей группы используют полученные документы в своей профессиональной деятельности с целью постепенно сделать разработки стандартами <де-факто>. В дальнейшем, возможно, эти документы будут положены в основу рекомендаций (либо требований) саморегулируемых организаций (НАУФОР, ПАРТАД), а также нормативных актов.
ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОБЛЕМЫ
    Группой достигнута предварительная договоренность с НАУФОР об использовании некоторых наработок, в частности по кодировке ценных бумаг и участников рынка. Кроме того, уже разработана <Инструкция по заполнению стандартных форм бланков сообщений на расчеты по ценным бумагам>, согласованная с НАУФОР.
    Комитет ПАРТАД <Сертификации и стандартизации> предполагает включить использование разрабатываемых стандартов в документ <Требования к программному обеспечению для регистраторов - членов ПАРТАД>. В настоящий момент эти требования перерабатываются ПАРТАД с учетом возможностей использования системы стандартизированных сообщений.
    Обсуждается вопрос с Российской национальной ассоциацией членов СВИФТ о совместной работе по переводу необходимой документации СВИФТ, в частности форматов Категории 5.
    На сегодня участниками рабочей группы подготовлены:
перевод основных сообщений СВИФТ Категории 5, а также разработан ряд собственных (<пользовательских>) форматов, отражающих специфику российского рынка;
первая версия документа, в котором приводятся некоторые стандартные ситуации на фондовом рынке и документооборот между его участниками с использованием разработанных форматов;
документ об использовании стандартных сообщений при взаимодействии профессиональных участников с регистраторами.
    Теперь о некоторых практических проблемах, с которыми столкнулась в своей деятельности рабочая группа.
    Одной из самых серьезных проблем стала корректность перевода некоторых слов и понятий, используемых СВИФТ. Эта проблема возникла как из-за уже сложившейся практики перевода, когда для одного понятия в разных профессиональных группах используют разные обозначения, так и в связи с отсутствием пока в России некоторых реалий западного рынка (и, естественно, наличия собственных особенностей).
    Другая проблема - присвоение кодов участникам рынка: как отправителям, так и получателям сообщений. Поскольку, как уже говорилось, стандартные сообщения могут передаваться с помощью различных телекоммуникационных систем, использование, например, только BIC-кода СВИФТ для идентификации участника не представляется возможным.
    Аналогичная проблема возникает с идентификацией участников операции уже непосредственно в сообщениях: поставщика ценных бумаг, получателя, бенефициара, инициатора сообщения и др. По этому вопросу также подготовлен рабочий документ.
    Еще одна проблема - это идентификация выпусков ценных бумаг в условиях отсутствия единого органа, присваивающего международно признанные коды (ISIN). На сегодня различные торговые системы присваивают котируемым бумагам собственные коды.
    Вышеперечисленные проблемы естественным образом подводят к необходимости создания специализированной организации (условное название: Агентство по ценным бумагам - Россия), ответственной, по крайней мере, за идентификацию российских участников фондового рынка и идентификацию выпусков ценных бумаг. В качестве инициаторов создания такой организации могли бы выступить совместно РТС, ДКК, НДЦ, ММВБ, НАУФОР, ПАРТАД при поддержке ФКЦБ и ЦБ РФ.
ПЕРВЫЕ УСПЕХИ
12Пожалуй, максимального прогресса при разработке стандартов сообщений для обмена информацией между профессиональными участниками фондового рынка рабочей группе удалось достигнуть по сообщениям, получаемым и отправляемым регистратором. К наиболее вероятным причинам, по которым именно процесс взаимодействия регистратора и профессионального участника попал в центр внимания рабочей группы, можно отнести следующие.3
    Во-первых, регистраторы имеют наиболее хорошо проработанную законодательную базу, регламентирующую их деятельность. Первый законодательный акт о регистраторах был принят еще на заре формирования российского фондового рынка (распоряжение Госкомимущества РФ № 840-р от 18.04.94 г.). В последующих законодательных актах конкретизировались роль и место регистратора на фондовом рынке. Ныне действующее положение, утвержденное постановлением ФКЦБ № 27 от 02.10.97 г., содержит очень подробное описание регистраторской деятельности, что позволило избежать споров между участниками рабочей группы при определении перечня функций регистратора при его взаимодействии с профессиональным участником, выполнение которых предполагается осуществлять через обмен сообщениями.
    Во-вторых, основная доля перерегистраций прав собственности на ценные бумаги в текущий период времени приходится именно на регистраторские компании, а недостаточно высокий технологический уровень большинства из них приводит к тому, что процесс перерегистрации требует серьезных материальных и временны?х затрат.
    Разработка перечня и структуры сообщений для регистратора осуществлялась рабочей группой в несколько этапов. Первоначально был определен набор функций регистратора при взаимодействии с профессиональным участником, выполнение которых предполагается осуществлять через получение и отправку сообщений. Далее были отобраны конкретные сообщения СВИФТ, определена схема обмена сообщениями и информационная нагрузка отдельных полей. На следующем этапе планируется введение разработанного стандарта в практику использования участниками фондового рынка.
РЕКОМЕНДАЦИИ
    Участники рабочей группы изначально приняли решение отказаться от попыток представить абсолютно все стороны взаимодействия профессионального участника и регистратора в виде набора сообщений. Это решение было вызвано тем, что сообщения СВИФТ Категории 5, выбранные в качестве основы для разработки стандартов обмена сообщений между профессиональными участниками фондового рынка, ориентированы в основном на обмен информацией между профессиональными участниками или профессиональным участником и депозитарием и слабо отражают специфику взаимодействия с регистратором.
    Участники рабочей группы договорились не рассматривать в ближайшей перспективе:
технические операции (изменение реквизитов лицевого счета);
операции, связанные с движением ценных бумаг, при которых требуется открытие нового лицевого счета;
относительно редко осуществляемые операции (обременение обязательствами, блокировка).
    Обсуждались только информационные операции и операции, связанные с движением ценных бумаг между открытыми лицевыми счетами собственника, номинального держателя и доверительного управляющего (в любой комбинации).
    В результате были отобраны и рекомендованы для использования следующие сообщения СВИФТ Категории 5:
при отправке сообщений профессиональным участником - МТ522 <Поставка ценных бумаг без платежа> и МТ570 <Запрос отчета>;
при ответе регистратора - МТ532 <Подтверждение поставки ценных бумаг без платежа>, МТ534 <Уведомление о проблемах с расчетами>, МТ571 <Отчет о владении>, МТ572 <Отчет о переводах ценных бумаг>.
    Общая схема обмена сообщениями выглядит следующим образом. Инициатором обмена сообщениями всегда выступает профессиональный участник. Для осуществления операции перевода ценных бумаг профессиональный участник направляет регистратору сообщение МТ522. В качестве ответа регистратор использует или МТ532 в случае успешного выполнения операции, или МТ534 при отказе от проведения операции. Для получения информации о лицевом счете, в том числе о наличии на нем ценных бумаг, и о записях, внесенных регистратором в течение определенного периода времени, профессиональный участник направляет сообщение МТ570 с указанием характера затребованной информации. В качестве ответа регистратор высылает МТ571 или МТ572 соответственно. Указанный набор сообщений покрывает, по нашему мнению, более 90% всех операций, проводимых регистраторами.
    Поскольку структуры указанных сообщений жестко определены стандартами СВИФТ, то задача рабочей группы сводилась к определению перечня полей, необходимых для выполнения той или иной операции, и степени их информационной нагрузки.