Организация управления в инвестиционно-заемной системе Москвы

Балабанов Андрей

ЛОГИКА ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

    Проектирование любой сложной социально-экономической системы (к такому классу относится инвестиционно-заемная система) немыслимо без четкого представления множества ее целей, функций и организационной схемы управления.
    Единство перечисленных позиций позволяет распределить общесистемные функции управления, реализуемые во имя достижения той или иной цели функционирования системы, на организационную структуру управления. При этом важно помнить, что функционально-целевые комплексы задач могут быть возложены на различные и многообразные организационные структуры, оптимальность которых определяется многими факторами, в том числе количеством и характером технологических процессов и операций.
    Собственно организационная структура не является первичной. Первичным является функционально-целевой комплекс задач, а вопрос о том, в каком именно подразделении или каким именно субъектом он будет реализован, относится к компетенции главного субъекта управления. Вместе с тем нельзя не признать, что организационное обеспечение системы во многом определяет как успех мероприятия, так и цену этого успеха.
    Попытаемся сформулировать логику построения организационного обеспечения. Как представляется, организация управления в инвестиционно-заемной системе базируется на четырех крупных проблемных группах:

  • институировании уполномоченных участников рынка облигаций;
  • институировании субъектов управляющей системы;
  • утверждении комплекса нормативно-распорядительных документов, базирующегося на постоянно меняющейся и совершенствующейся законодательной основе;
  • институировании базовой системы контрактов.
        Главным в вопросе институирования является функциональный подход. Поэтому опишем основные функции уполномоченных участников рынка городского облигационного займа.

    УПОЛНОМОЧЕННЫЕ УЧАСТНИКИ И ИХ ФУНКЦИИ

        Уполномоченный банк на рынке городских облигационных займов (ГОЗ) обеспечивает денежные расчеты с комитетом и участниками торгов по сделкам с облигациями в процессе размещения, обращения и погашения выпусков. Уполномоченный банк выполняет функции, связанные с открытием и ведением банковских счетов, аккумуляцией средств, исполнением платежей, учетом движения средств, взаиморасчетами, а также выполнением функций инвестиционного агента по поручению правительства Москвы.
        Уполномоченный депозитарий на рынке ГОЗ выполняет функции, связанные с открытием счетов участникам и инвесторам, учетом и движением облигаций, регистрацией прав собственности и их перехода, а также прав номинального держателя ценных бумаг.
        Депозитарий-корреспондент открывает счета депо в уполномоченном депозитарии для конкретной торговой системы; открывает и ведет счета дилеров и инвесторов; информирует участников системы о состоянии счетов; открывает и ведет счета андеррайтеров, инвесторов и номинальных держателей при обращении ГОЗ на внебиржевом рынке; осущест- вляет учет и движение ГОЗ по счетам депо, регистрацию перехода прав собственности или номинального держателя при получении соответствующих распоряжений от РКЦ, андеррайтеров и инвесторов.
        Расчетно-клиринговый центр на рынке ГОЗ выполняет функции, связанные с операциями по определению и зачету взаимных требований и обязательств участников по итогам торгов ГОЗ на каждой торговой площадке; формированием извещений и передачей их в торгово-клиринговые системы для проведения торгов; обработкой и формированием информации о движении средств по соответствующим счетам по итогам торгов, а также о состоянии рынка на каждой торговой площадке, передаваемой уполномоченному банку, уполномоченному депозитарию и депозитариям-корреспондентам.
        Торгово-клиринговые системы обеспечивают заключение сделок купли-продажи ГОЗ на биржевом или внебиржевом рынке и расчет взаимных обязательств участников по итогам торгов, проведение торгов; регистрацию сделок; составление расчетных документов по заключенным сделкам; предоставление расчетных документов РКЦ и депозитариям-корреспондентам.
        Биржевая торгово-клиринговая система создает условия для размещения выпусков ГОЗ на первичном аукционе и предоставляет возможность осуществления операций с ГОЗ на вторичном рынке в соответствии с проспектом эмиссии и условиями выпуска.
        Внебиржевая торговая система обеспечивает обращение ГОЗ в соответствии с проспектом эмиссии и условиями выпуска на внебиржевом рынке.
        Дилер выполняет функции финансового брокера при заключении сделок с ГОЗ от своего имени, за счет и по поручению инвестора; перечисляет денежные средства в уполномоченный банк на свой счет на покупку собственных ГОЗ и для инвестора-клиента, получает с этого счета денежные средства от уполномоченного банка при продаже или погашении ГОЗ собственных или инвестора-клиента; самостоятельно ведет отдельный учет собственных средств инвестора, а также собственных ГОЗ и инвестора в своем субдепозитарии; передает информацию в депозитарий-корреспондент о состоянии своих счетов депо и счетов депо инвесторов-клиентов.
        В целях совершенствования структуры управления инвестиционно-заемным процессом и надлежащего выполнения комплекса работ по обеспечению функционирования системы реализации облигационных займов Москвы, во исполнение п. 22 постановления правительства Москвы № 881 от 29.10.96 г. <О выпуске городских займов Москвы в 1996 - 1997 гг.> правительством Москвы было принято предложение комитета муниципальных займов и развития фондового рынка и департамента экономической политики и развития города Москвы о создании специализированных некоммерческих организаций. Эти организации обеспечивают реализацию комитетом муниципальных займов и развития фондового рынка функций по размещению и обслуживанию городских облигационных займов Москвы, а также осуществлению инвестиционной деятельности за счет средств указанных займов.

    ОРГАНИЗАЦИИ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИЕ В СИСТЕМЕ, И ИХ ЗАДАЧИ

        <Москомзайм-маркет>. Организация и совершенствование технологии рыночного функционирования системы.
        <Москомзайм-инвестпроект>. Привлечение, проведение комплексной экспертизы, реализация сопровождения инвестиционных проектов, финансируемых за счет заемных средств, а также подготовка материалов Инвестиционному совету Москвы.
        <Москомзайм-финанс>. Планирование, текущее и оперативное управление экономикой, финансами и рисками инвестиционно-заемной системы, ведение оперативного учета и составление отчетности.
        <Москомзайм-имущество>. Управление залогами, предоставляемыми заемщиками в обеспечение инвестиционных кредитов.
        <Москомзайм-регионпроект>. Обеспечение взаимодействия и сотрудничества с регионами России в целях расширения возможностей инвестиционно-заемной системы.
        Основой успешной организации функционирования сложной системы (особенно социально-экономической) является четкая регламентация взаимоотношений между ее субъектами. Регламентация же, в свою очередь, базируется на отлаженном законодательстве и хорошо изученных технологических процессах и операциях, свойственных процессу функционирования системы.
        К сожалению, ни первое, ни второе не может быть признано достаточно отлаженным, чтобы можно было говорить о системе стандартов в области организации заемно-инвестиционного процесса. Видимо, это может быть объяснено определенной новизной как экономических отношений в системе, так и новизной самой системы. Возникает справедливый вопрос: как строить отношения между участниками системы в условиях недостаточно отработанных и законодательной базы, и технологий?
        По нашему мнению, единственный способ достижения управляемости заемно-инвестиционной системы и рациональной организации процесса ее функционирования на начальном этапе - перевод операций и процессов из плоскости технологической в плоскость договорных отношений, придавая тем самым законодательный статус этим операциям посредством применения положений Гражданского кодекса РФ. Такой подход позволил бы обеспечить постепенное расширение технологического института в заемно-инвестиционной системе по мере отработки операций, технологий и комплексных технологий и доведения их до уровня организационно-экономического механизма, а в перспективе и до автоматизации процессов.
        Описанные выше организационные формы, институирующие состав и функции участников заемно-инвестиционной системы, позволяют говорить о так называемой базовой системе контрактов (договоров), на основе которых функционирует пусковой комплекс системы.
        Попытаемся представить множество договоров в более упорядоченном виде, составив для этого <матрицу-шахматку>, на пересечении строк и столбцов которой, по нашему мнению, достаточно отчетливо вырисовывается базовый комплекс контрактов между уполномоченными участниками инвестиционно-заемной системы.

    ПРИНЦИПЫ, НА КОТОРЫХ СТРОИТСЯ СХЕМА

        Подавляющее число связей строится на договорной основе. Покажем те основные принципы и функции, которые закладывались в основу множества договоров.
        Принцип свободного обращения ГОЗ. Допускается обращение ГОЗ на биржевом и внебиржевом рынках, через специализированные торговые площадки, а также путем совершения прямых сделок между непосредственными владельцами ГОЗ.
        Принцип полного контроля. Комитет муниципальных займов и развития фондового рынка осуществляет контроль за всеми процессами размещения и обращения на рынке ГОЗ непосредственно или через полномочных представителей.
        Принцип распределения функций. Все участники рынка выполняют свои функции согласно соответствующему договору, заключенному с комитетом муниципальных займов и развития фондового рынка, а также договоров, заключенных между собой.
        Принцип ограниченного обмена информацией. Каждый участник рынка имеет доступ только к той информации, которая необходима ему для выполнения установленных функций. Он формирует и обеспечивает доступ или передачу информации только тем участникам, которым она необходима.
        Принцип разделения учета и движения денежных средств и облигаций ГОЗ:

  • учет и движение денежных средств при размещении и погашении ГОЗ осуществляется непосредственно через уполномоченный банк и РКЦ;
  • учет и движение денежных средств на вторичном рынке ГОЗ осуществляется через расчетные банки или РКЦ при торгово-клиринговых системах;
  • учет и движение облигаций ГОЗ осуществляют специализированные депозитарные организации на первичном и вторичном рынках.
        При обращении ГОЗ на первичном и вторичном, биржевом и внебиржевом рынках схема обеспечивает:
  • первичное размещение ГОЗ одновременно на биржевом и внебиржевом рынках в одном или нескольких регионах;
  • вторичное обращение ГОЗ одновременно на биржевом и внебиржевом рынках в одном или нескольких регионах;
  • отбор комитетом муниципальных займов и развития фондового рынка участников данной схемы;
  • быстрое проведение взаиморасчетов между всеми участниками сделок на рынке, что значительно повышает ликвидность ГОЗ;
  • доступ каждого дилера и инвестора на любые торговые площадки на биржевом и внебиржевом рынках. Это дает возможность совершать арбитражные сделки и извлекать дополнительную прибыль из операций с ГОЗ, что также значительно повышает ликвидность ГОЗ;
  • контроль комитета за всеми участниками на рынке, в том числе контроль и регулирование ценообразования, величины долга на первичном и вторичном рынках на всех этапах существования облигаций;
  • быстрое развертывание и сворачивание всей схемы, подключение к ней на любом этапе существования ГОЗ любых участников, удовлетворяющих требованиям комитета;
  • минимизацию трансакций при проведении взаиморасчетов между участниками по сделкам с ГОЗ.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".