Маргинальные секторы нефтяной промышленности

Мишняков Виктор

Волчугина Мария

ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ

    Рынок акций российских нефтяных компаний имеет самую продолжительную историю. Нефтяная промышленность, дающая более 30% ВВП России, остается самой привлекательной для инвесторов. Добыча нефти и газа - чрезвычайно капиталоемкое производство. Более 70% российской добычи ведется в труднодоступных районах Сибири и Крайнего Севера. Такие элементы основных и оборотных средств, как скважины, бурильные трубы, качалки, подвержены экстремальным климатическим воздействиям. Прирост запасов нефти и газа при текущей разведанности территории также ожидается в регионах с суровыми климатическими условиями.
    Могут ли секторы, производящие основные и оборотные средства для нефтедобычи, а также оказывающие сервисные услуги, представлять интерес для инвесторов?
    Нами рассмотрено несколько потенциальных направлений:

  • нефтяное машиностроение;
  • трубные заводы;
  • бурение;
  • геология;
  • геофизика.     Интерес к каждому направлению объясняется следующим. Производимое ими оборудование, оказываемые услуги до ' роги. Однако без них добыча нефти невозможна. Оборачиваемость таких элементов, как буровые трубы, долота, очень высока, но и потребности в них всегда велики. Ремонт скважин актуален, особенно в настоящее время, когда до 30% скважин эксплуатационного фонда бездействует и отдается приоритет вторичным методам прироста добычи.
        В статье предполагается осветить проблемы инвестиционной привлекательности таких маргинальных по отношению к нефтедобыче секторов, как геология и геофизика.
        Большая часть предприятий данных подотраслей приватизированы и в принципе привлекательны для потенциального инвестора хотя бы потому, что услуги по приросту запасов, по геологическому и геофизическому исследованию скважин всегда будут востребованы, что может гарантировать относительно постоянный приток денег от добывающих предприятий.

    ОСОБЕННОСТИ НЕФТЕГЕОЛОГИЧЕСКИХ И ГЕОФИЗИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

  • Географическая ограниченность проведения полевых геологических и геофизических работ. Это наиболее характерно для болотистых районов Тимано-Печоры и Сибири, где работа на вездеходах, бурение под сейсмозаряды возможны лишь зимой благодаря сезонному промерзанию.
        Еще одна географическая особенность полевых работ связана с экологией. Если в районах тундры геофизической съемке не мешает растительность, то в таежном Приобье проведение геофизических исследований, особенно 3D съемки, связано с вырубкой просек. Это приводит к экологическим нарушениям и резкому удорожанию работ.
  • Привязанность к определенным административно-ограниченным территориям. При этом сами предприятия чрезвычайно мелкие. Так появились компании типа Башнефтегеофизика, Пермнефтегеофизика или Оренбурггеология. Их бизнес территориально ограничен. Они не занимаются полевой сейсмосъемкой, однако имеют постоянного заказчика на промысловую геофизику.
        Российские геологические и геофизические предприятия отличаются от иностранных аналогов. Перечислим их особенности.
  • Часть предприятий - структурные подразделения приватизированных вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Если некоторые из них поглощены на 100%, например Башнефтегеофизика Башнефтью, то другие - лишь на 38%. Здесь есть вероятность обмена на единую акцию. При отсутствии рынка акций геологических и геофизических предприятий, какими бы ни были коэффициенты конвертации, инвестирование в эти предприятия с точки зрения обмена исключительно выгодно. К таким предприятиям относятся Оренбурггеология - <дочка> НК <ОНАКО>, Томскнефтегазгеология - НК <ВНК>, Мегионнефтегазгеология - НК <Славнефть>, Енисейнефтегазгеофизика и Енисейнефтегазгеология - НК <ВостСибнефтегаз>, Ноябрьскнефтегазгеофизика - НК <Сибнефть>.
  • Многие российские геологические предприятия сами являются независимыми недропользователями, что выводит их на уровень оценки добывающих объединений.
  • Россия не производит оборудование для съемки 3D. Это автоматически ограничивает возможности российских геофизиков. Они могут заниматься лишь промысловым каротажем скважин и съемкой 2D. Поэтому данные предприятия всегда будут испытывать прессинг конкуренции со стороны иностранных геофизических компаний типа CGG и геофизических СП типа Petro Alliance.

    СПЕЦИФИКА ГЕОЛОГИЧЕСКИХ И ГЕОФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ

        Геологические исследования включают: геолого-съемочные работы с составлением геологических карт различных масштабов, бурение скважин разного назначения и обработку полученной информации о строении и свойствах продуктивных пластов, а также параметров залежей и месторождений нефти и газа. Российские геологи различают:

  • опорные и параметрические скважины, бурящиеся на региональном этапе исследований в целях изучения геологического строения и перспектив нефтегазоносности;
  • структурные и поисковые скважины, бурящиеся на поисковом этапе исследований для детализации геологического строения нефтегазоносных структур;
  • разведочные скважины (наиболее известные потенциальным инвесторам по статистическим данным разведочного бурения), бурящиеся для оценки открытых залежей и месторождений. В России первыми двумя поисковыми скважинами открывалось до 75% месторождений, а первыми тремя - до 85%. После окончания разведочного этапа проводится пробная эксплуатация залежей, а разведочные скважины в последующем часто переводятся в эксплуатационный фонд.
        Геологические исследования проводятся в течение всей жизни месторождения. Изучается геохимия залежей, возможности выхода на новые горизонты, проводятся каротажные работы (те же, что и промысловиками-геофизиками) по изучению свойств эксплуатируемых пластов.
        Геофизические методы исследования используются на всех стадиях геолого-разведочных работ на нефть и газ. При этом применяются как полевые, так и скважные методы. Геофизические исследования принципиально различают на полевые и промысловые работы.
        К полевым методам относятся 2D и 3D съемки. Первая - аналог геологических работ регионального характера, а вторая используется для детального изучения структур обычно под горизонтальное бурение. Стоимость таких работ исключительно высока, однако эффективность бурения и добычи скважин на изученных участках резко возрастает.
        Геофизические исследования отдельных скважин (промысловая геофизика) направлены на изучение разреза скважин, физических параметров пластов. Обычно с их использованием производят и подсчет запасов углеводородов.

    ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ И ГЕОФИЗИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

        На будущее этого подсектора прежде всего влияет развитие предприятий нефтедобычи России. Чем больше объемы добываемой нефти (что, естественно, связано с уровнем потребления), тем больше средств будут тратить нефтедобытчики на услуги по приросту запасов или по промысловым исследованиям. При этом, вероятно, можно ждать следующих изменений:

  • Регионально ограниченные предприятия либо входящие в ВИНК будут специализироваться лишь на промысловых работах или использоваться нефтедобытчиками в виде квазидобывающих <дочек>, имеющих более льготный налоговый режим.
  • Путем слияний будут образовываться крупные геолого-геофизические предприятия, выполняющие комплекс работ в пределах России. Это снизит геологические и географические риски и соответственно повысит инвестиционную привлекательность. Именно такие компании будут реальными аналогами таких транснациональных корпораций, как Western Atlas (сейчас сравнение с иностранными аналогами условно).
  • Вероятно, будут акционированы те геолого-геофизические государственные предприятия, которые входят в группу предприятий Минприроды и работают на средства централизованных отчислений нефтяными компаниями в бюджет (налог на восстановление минерально-сырьевой базы).

    БИЗНЕС РОССИЙСКИХ ГЕОЛОГО-ГЕОФИЗИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

        По итогам геолого-разведочных работ в 1996 г. можно сделать вывод о сохраняющемся неудовлетворительном положении в подотраслях. По данным Минтопэнерго, прирост запасов по Российской Федерации составил около 193 млн тонн нефти (рис. 1) и 180 млрд куб. м газа. Такой прирост запасов обеспечил добычу лишь 64% отобранной нефти и 30% газа.
        Практически прирост разведанных запасов нефти в течение последних двух лет был получен в результате геолого-разведочных работ, проводимых добывающими АО, в распоряжении которых в 1995 г. оставалось до 65%, а в 1996 г. - до 50% от сумм отчислений на восстановление минерально-сырьевой базы.
        Чтобы стимулировать деятельность геолого-разведочных предприятий, многим из них стали выдаваться лицензии на добычу нефти и газа из разведанных ими месторождений. Для ВИНК, в состав которых входят некоторые геологические АО, это выгодно, так как последние обладают значительными налоговыми льготами. Для предприятий, проводящих исследования в перспективных нефтеносных регионах, это решение оказалось полезным с точки зрения их возможного преобразования в независимые добывающие компании. К таким регионам можно отнести Тимано-Печору (АО <Архангельскнефтегазгеологодобыча>) и Восточную Сибирь (АО <Енисейнефтегаз>). Если предприятия первой группы, входящие в ВИНК, обладают запасами А + В + С1 от 3 млн тонн (Томскнефтегазгеология, Обьнефтегазгеология) до 11 млн тонн (Оренбургнефтегазгеология), то второй группы - на порядок выше (АО <Архангельскнефтегаз-геологодобыча>: разрабатываемые - 103 млн тонн, подготовленные к разработке - 172 млн тонн и в разведке - 186 млн тонн). Объемы добычи нефти по всем геологическим предприятиям, имеющим лицензии, из года в год возрастают (табл. 1, рис. 2), идет активный прирост разведочного и даже эксплуатационного бурения, составляющего от 8 до 20 тыс. м в год.
        Динамика экспорта за 1994-1996 гг. по отдельным предприятиям и России в целом представлена в табл. 1 и на рис. 3.

    ФИНАНСИРОВАНИЕ ГЕОЛОГО-ГЕОФИЗИЧЕСКИХ РАБОТ

        Средства на проведение геолого-геофизических работ в СССР аккумулировались в специальном бюджетном фонде геолого-разведочных работ (ГРР), образованном за счет централизованных отчислений нефтедобывающих объединений. Часть работ по разведочному бурению и промысловой геофизике добывающие предприятия проводили, используя собственные средства.
        С 1992 г., после приватизации, отчисления на ГРР были трансформированы в налог на восстановление минерально-сырьевой базы (ВМСБ). Он предназначен компенсировать затраты геологов и геофизиков по разведке тех запасов нефти и газа, лицензии на разработку которых были бесплатно переданы добывающим предприятиям в 1992-1993 гг.
        С этого же периода недропользование приобретает платный характер с выдачей лицензии на разведку и разработку. Согласно закону <О недрах> налог на ВМСБ для нефтяных предприятий составляет 10% от денежного выражения объема добытой нефти. При этом часть налога идет в федеральный бюджет, а часть - в местные и региональные органы, оттуда - в распоряжение местных <Геолкомов>.
        В настоящее время вопрос о финансирования геолого-разведочных работ должен рассматриваться комплексно. Во-первых, при общем снижении производства, ухудшении финансового состояния многих компаний резко сократился объем инвестиций в разведку нефти и газа. Во-вторых, резко увеличилась себестоимость ГРР. В-третьих, сами нефтяные компании получили возможность оставлять часть средств ВМСБ у себя, проводя разведочное бурение и промысловую геофизику самостоятельно. Перед геологическими и геофизическими компаниями встала проблема финансового выживания в таких условиях.
        По возможностям финансирования своей деятельности, а значит, и по степени инвестиционной привлекательности (в порядке ее убывания) все геолого-геофизические предприятия можно разделить на следующие группы:

  • предприятия, сохранившие прежние функции и получившие право на недропользование, т.е. ведущие самостоятельную добычу нефти (Оренбурггеология, Томскнефтегазгеология, Мегионнефтегазгеология, Обьнефтегазгеология, Ухтанефтегазгеология и др.). Многие из них входят в структуры ВИНК;
  • предприятия, имеющие возможность оказывать сервисные услуги, прежде всего по промысловой геофизике, за которые добывающие предприятия расплачиваются наличными либо сырой нефтью (Ноябрьскнефтегазгеофизика, Тюменьнефтегазгеофизика, Пурнефтегазгеология). Ими могут быть и маленькие региональные предприятия типа Пермьнефтегазгеология, Башнефтегеофизика, Удмуртгеология;
  • геофизики, работающие на перспективных нефтегазоносных площадках, либо те, которые могут привлекаться к совместным работам по PSA (Ухтанефтегазгеофизика, Печоранефтегазгеофизика, Архангельскгеофизика, Сахалиннефтегазгеофизика, Прикаспийскгеофизика);
  • прочие.

    ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ГЕОЛОГО-ГЕОФИЗИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

        Провести адекватную оценку финансового состояния геолого-геофизических предприятий невозможно из-за отсутствия данных балансов по 90% из них. Однако есть несколько особенностей, которые отличают эти предприятия от других предприятий нефтяной отрасли.
        Предприятия геологии и геофизики оказывают сервисные услуги нефтедобытчикам. В отличие от добывающих предприятий доля основных средств в активах невелика, а доля запасов материалов существенна (см., например, рис. 4, 5). Эта особенность типична для российских предприятий в такой же степени, как и для международных, несмотря на значительную разницу в масштабах их бизнеса.
        На структуре оборотных средств в геологоразведке заметно отражается сезонность и необходимость в связи с этим создания больших материальных запасов перед началом полевых работ. В результате более высок удельный вес вспомогательных материалов, инструмента и инвентаря, составляющих зачастую более половины всей суммы оборотных средств, находящихся в распоряжении геолого-геофизических предприятий.
        До 20% оборотных средств составляют запасы продовольственных и промышленных товаров, которые приобретаются до начала полевого сезона и расходуются постепенно в период работы геолого-геофизических партий.
        Специфика работы в отдаленных регионах вынуждает многие предприятия, проводящие поисковое бурение, создавать запасы таких дорогостоящих средств, как долота, муфты, бурильные трубы и т.д. Причем запас создается обычно перед началом работ, т.е. в осенний период.
        В геолого-поисковых и геолого-разведочных предприятиях, проводящих поисково-разведочное бурение или занимающихся полевой сейсмосъемкой, наибольший удельный вес оборотных средств приходится на незавершенное производство. Сюда относятся затраты на работы с продолжительным производственным циклом - буровые работы под взрывчатку в сейсморазведке, топографические работы, монтаж и демонтаж бурового оборудования в глубоком разведочном бурении, строительство временных сооружений. При этом в структуре оборотных средств геологоразведки (без поискового бурения) должны отсутствовать покупные полуфабрикаты и готовая продукция.
        Таким образом, структура баланса обусловлена сезонными особенностями, связанными с накоплением запасов вспомогательных материалов. Это соответствующим образом отражается на рентабельности предприятий. Кроме того, геологи и геофизики во многом зависят от нефтедобытчиков. В этом отношении российские предприятия схожи с зарубежными аналогами. Эффективность их деятельности, несмотря на большую диверсификацию геологических рисков (т.е. работу в нескольких географических регионах или странах), зависит от таких факторов, как цена на нефть, спрос на нефть, потребности нефтедобытчиков в запасах.
        В связи с этим неустойчивость финансового состояния характерна как для российских, так и для зарубежных предприятий; амплитуда колебания прибыли и убытков у тех и других компаний может быть достаточно высокой.
        Поисковые работы относятся к рискованным. Поэтому многие международные компании проводят их за счет заемного капитала, в связи с чем значение коэффициента Debt/Equity Ratio для некоторых превышает 1 (табл. 2). Высокая доля накапливаемых запасов материалов приводит и к более высоким нормативным значениям коэффициента Current Ratio, изменяющегося по геолого-геофизическим предприятиям от 2,5 до 4,5. Высокая прибыль при удачных поисковых работах для данных некапиталоемких отраслей приводит и к более высоким, чем у добывающих предприятий, значениям ROE и ROA, однако геологические риски приводят к тому, что компании несут убытки иногда даже чаще, чем получают прибыль.

    РЫНОК АКЦИЙ ГЕОЛОГО-ГЕОФИЗИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

        Приватизация предприятий началась еще в 1992 г., однако лишь единицы провели ее полностью. У многих планы приватизации менялись, и первые акции были распределены лишь в 1994-1995 гг. Использовался как первый, так и второй варианты льгот приватизации. Причем, если геофизические предприятия приватизированы практически все, то половина геологических предприятий остаются государственными (большая часть из них входит в систему предприятий Минприроды).
        Рынка акций компаний в настоящее время не существует. Из известных 40 геологических предприятий в настоящее время приватизировано более 20, из 20 геофизических приватизировано 12. Объем информации о приватизации этих предприятий чрезвычайно ограничен. Ни одно из них не котируется в системе РТС, и лишь по два геологических и геофизических предприятия представлены в системе AK&M. Из различных источников, в том числе из журнала <Реформа>, известно, что по 10 предприятиям геологии проводились региональные денежные аукционы и еще по трем совершались внебиржевые сделки. Однако цены были исключительно индикативными. Из предприятий геофизики известно лишь два, по которым проводились региональные аукционы. Наибольший интерес, в том числе и среди иностранных инвесторов, был проявлен к АО <Енисейнефтегазгеофизика>.
        Имеющиеся данные (табл. 3) позволяют предположить, что акции российских геолого-геофизических предприятий недооценены, причем по сравнению как с международными аналогами, так и с сектором добычи нефти и газа, к которому данная подотрасль наиболее близка по своему бизнесу.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".