Организация торговли опционами необходима финансовому рынку

РЦБ
Издательский Дом

    РЦБ:Сама по себе идея торговли опционами не нова, и на российских рынках уже предпринимались попытки ее реализации. Почему компания <Опцион Сервис> решила организовать внебиржевую площадку по торговле опционами именно сейчас?

    Д. Ф.:Отечественный рынок корпоративных ценных бумаг в настоящее время находится в состоянии коллапса: он хаотичен и неликвиден. Торги ведутся по акциям всего лишь 10-15 эмитентов. Это совершенно ненормально для рынка такой огромной и богатой страны, как Россия.
    С точки зрения развития рынка опционный контракт является, без преувеличения, уникальным финансовым инструментом, ибо он позволяет вести активную игру как спекулянтам, так и хеджерам. А это, в свою очередь, вызывает вполне понятное рыночное оживление. Судя по информации, которой я располагаю, участники российского рынка уже давно нуждаются в подобном инструменте.
    Теперь поговорим о том, почему предыдущие попытки наладить в России торговлю опционами потерпели фиаско.
    Во-первых, в январе 1997 г. Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг было выпущено положение № 1 от 30.01.97 г., объясняющее, что такое опцион и как им надлежит торговать. К сожалению, тот инструмент, который описан в этом документе, не имеет с опционным контрактом практически ничего общего. По сути дела, постановление ФКЦБ трактует опцион как обыкновенную ценную бумагу, операции с которой требуют выпуска проспекта эмиссии. Но основное преимущество опционного контракта заключается как раз в оперативности работы с ним! Трейдер должен иметь возможность выпустить опцион именно в тот момент, когда он сочтет нужным это сделать. А на регистрацию проспекта эмиссии требуется время, и немалое.
    Во-вторых, существует письмо Государственной налоговой инспекции по г. Москве № 11-13/18283 от 26.08.97 г., согласно которому премия на опционный контракт подлежит обложению НДС. Это нонсенс. С одной стороны, рыночная цена (премия) опциона настолько близка к теоретической (в которую, безусловно, не входит НДС), что, включая в цену НДС, мы <убиваем> рынок. С другой - надписатель опционного контракта принимает на себя некие обязательства сегодня, выполнять которые ему, возможно, придется в ином отчетном периоде. Таким образом, нельзя с уверенностью сказать, что полученная премия - это прибыль или добавленная цена.
    Одним из основных препятствий на пути развития опционного рынка является крайняя узость и несовершенство соответствующей нормативной базы. Я вряд ли сильно ошибусь, если скажу, что в настоящее время понятие <опционный контракт> фигурирует в лучшем случае в двух-трех постановлениях ФКЦБ. А ведь практически на всех рынках мира опцион является не только самым привычным, но и необходимым финансовым инструментом. Кроме того, неграмотное налогообложение опционных сделок не позволяет биржевым площадкам организовать торговлю опционными контрактами.

    РЦБ:Компания <Опцион Сервис> наверняка проводила предварительную работу, выясняла мнение участников рынка по поводу их желания и возможного участия в торговле опционными контрактами. Как была организована эта работа? Каковы ее результаты?

    Д. Ф.:Я знаком со многими участниками российского фондового рынка. Среди них есть крупные инвесторы, имеющие солидные портфели ценных бумаг, и рыночные спекулянты. Разумеется, я обсуждал с ними возможные перспективы развития опционного рынка. Высказанные ими мнения, конечно, различались по содержанию, но в одном они были единодушны: отсутствие в России развитой системы опционной торговли - это абсурд.
    Убедившись в заинтересованности профессиональных участников рынка, компания <Опцион Сервис> организовала в Москве двухдневный семинар, посвященный новым возможностям и техническим приемам торговли опционными контрактами. В нем приняли участие представители примерно 60 банков и компаний. Именно в ходе семинара перед нами встала проблема внесения залогов.

    РЦБ:Какие опционные контракты котируются на вашей площадке?

    Д. Ф.:Я не хотел бы никого обидеть, но очень многие участники российского рынка пока еще не подготовлены к работе с опционными контрактами. Конечно, существует ряд компаний, успешно пользующихся услугами трейдеров-американцев или россиян, прошедших подготовку в Соединенных Штатах; возможно, отдельные <самородки> смогли научиться грамотно оперировать с опционами, не покидая Россию. Но большинство рыночных игроков сегодня даже не понимает сути опционных контрактов и, что самое печальное, не дает себе труда заглянуть в соответствующие справочники и учебные пособия. Поэтому наша площадка в качестве ориентира предоставляет участникам теоретическое значение премии опционов на все <голубые фишки>, включая акции РАО <Газпром>, а также на технический индекс РТС.
    Кроме того, мы планируем в обозримом будущем достичь с одним из провайдеров финансовой информации соглашения о публикации в режиме реального времени специализированных индексов по трем отраслям: нефтяной, энергетике и телекоммуникациям. С одной стороны, этот шаг предоставит портфельным менеджерам дополнительные возможности по хеджированию, с другой - вызовет несомненный спекулятивный интерес и в конечном счете повысит ликвидность опционного рынка.

    РЦБ:Почему компания <Опцион Сервис> решила сделать ставку именно на внебиржевую торговую площадку?

    Д. Ф.:Преимущество внебиржевого рынка заключается в том, что он не страдает излишней нормативной зарегулированностью.
    Но у внебиржевой формы организации торгов есть как минимум один серьезный недостаток. Как известно, надежность и ликвидность биржевого срочного рынка поддерживаются системой залогов. А на внебиржевом рынке подобная система до сих пор не создана. Однако компания <Опцион Сервис> твердо намерена изменить существующее положение вещей. В настоящее время мы проводим с одним из крупнейших российских банков переговоры, посвященные именно этой проблеме. Над ней работают юристы, задача которых - согласовать интересы договаривающихся сторон и создать пакет документов.

    РЦБ:Но не приведет ли подобная форма организации торгов к автоматическому переносу проблем, существующих сейчас на форвардном рынке, на рынок опционных контрактов?

    Д. Ф.:Роковым фактором для форвардного рынка стало опять-таки отсутствие залогов. Вообще, я считаю это обстоятельство если не единственным, то одним из крупнейших препятствий на пути развития внебиржевого срочного рынка.
    Сегодня в Москве есть три биржи, где котируются фьючерсные контракты (как известно, все различие между фьючерсным и форвардным контрактами заключается в том, что первый торгуется на биржевом рынке, а второй - на внебиржевом). Я имею в виду Российскую биржу, ММВБ и МЦФБ. Эти биржи самостоятельно проводят клиринг и берут залоги. Результат налицо - рынок функционирует. Вместе с тем я могу назвать как минимум две столичные внебиржевые площадки, специализирующиеся на форвардных контрактах, дела у которых сегодня идут отнюдь не блестяще. Почему? Да потому что в свое время эти структуры решили не обременять себя введением залогов, вероятно, думая, что вполне обойдутся и без них.
    И обходились - до первого серьезного кризиса. Когда рынок <провалился>, многие участники сочли возможным нарушить свои обязательства, чтобы сохранить деньги. В итоге на рынке появились лимиты и доверие к форвардным контрактам оказалось подорвано.

    РЦБ:Какие цели ставит перед собой ваша торговая площадка? Каковы принципы и механизмы ее функционирования?

    Д. Ф.:Наша глобальная цель - покончить с разного рода лимитами, во власти которых находится сегодня внебиржевой срочный рынок. На мой взгляд, понятие <рынок> просто несовместимо с понятием <лимит>. А текущая задача состоит в том, чтобы как можно быстрее решить вопрос залогового обеспечения.
    Работа нашей торговой площадки строится довольно просто. Мы разыскиваем продавцов и покупателей, сводим их позиции по ценам, показываем теоретическую цену опционного контракта. Если оба контрагента соглашаются с размерами премии, то происходит сделка, с которой площадка получает соответствующую комиссию.

    РЦБ:Как у вас решается проблема информационного обеспечения? Где и в каком виде участники рынка могут получить сведения о текущих котировках, а также принципах функционирования площадки?

    Д. Ф.:Как я уже говорил, в будущем мы планируем выставлять свои котировки в сети Интернет (сначала по закрытии дня, впоследствии в режиме реального времени). Но все это будет иметь смысл лишь в том случае, если нам удастся тем или иным образом решить проблему с залогами. По сути, сейчас наша площадка работает главным образом для того, чтобы участники рынка привыкли к новому инструменту, а брокеры приобрели опыт работы с опционными контрактами.

    РЦБ:Каковы первые итоги функционирования внебиржевой площадки? Насколько активно идут торги?

    Д. Ф.:На сегодня заключено несколько десятков сделок. Конечно, это небольшая цифра. Но я консультировался по этому поводу с организаторами нескольких весьма популярных ныне спотовых внебиржевых площадок. По их словам, им в свое время приходилось ждать первых сделок в течение нескольких месяцев. Поэтому я возьму на себя смелость утверждать, что достигнутые нами результаты не столь и плохи. Во всяком случае, участники рынка явно заинтересовались возможностями нового инструмента, хотя отсутствие залоговой системы очень негативно сказывается на их активности.

    РЦБ:Какие, на Ваш взгляд, следует предпринять шаги для развития рынка?

    О. Д.:Во всем мире опционные контракты являются неотъемлемой частью рынка ценных бумаг. Этот факт не требует доказательств и не вызывает сомнения у рыночных игроков, будь то мелкие спекулянты или крупнейшие паевые фонды. Другое дело, как скоро российские участники оценят всю привлекательность опционов в плане спекулятивных и хеджерских операций.
    В настоящее время они, к сожалению, пока еще не рискуют полностью использовать возможности нового финансового инструмента. Я полагаю, это объясняется не только техническими, но и психологическими причинами. Ведь людям свойственно испытывать инстинктивное недоверие при встрече с чем-то новым и необычным.
    Ближайшие задачи по развитию опционного рынка видятся мне следующим образом.
    Во-первых, необходимо проведение широкой образовательной работы. Сюда будет включена как организация тематических семинаров, так и частный обмен мнениями с участниками торгов.
    Во-вторых, мы должны максимально усовершенствовать технические аспекты торговли опционными контрактами, т.е. решить проблему залогового обеспечения и создать соответствующую юридическую базу. К сожалению (или к счастью), данные вопросы сегодня еще не решены на официальном уровне. С одной стороны, это позволяет нам относительно свободно интерпретировать существующее законодательство, с другой - любые наши новации и самостоятельные разработки могут быть запрещены государственными инстанциями.
    Российские трейдеры ничуть не глупее своих американских или немецких коллег. И как только им будут предоставлены эффективные и безрисковые торговые технологии, они очень быстро освоят приемы опционной торговли.

    РЦБ:Предусматривается ли введение на вашей торговой площадке новых контрактов?

    О. Д.:Сегодня мы котируем опционные контракты на акции всех наиболее ликвидных российских компаний. Конечно, можно было бы выставлять котировки по всем эмитентам, чьи акции обращаются на рынке. Но подобные расчеты имели бы исключительно академический характер. Кроме того, на нашей площадке котируется технический индекс РТС. Планируем ли мы вводить новые контракты? Безу-словно - по мере развития рынка.

    РЦБ:Намеревается ли ваша компания предпринять какие-либо шаги по стимулированию ликвидности рынка? В частности, возможно ли введение института маркет-мейкеров?

    О. Д.:Взять на себя роль маркет-мейкеров могут только по-настоящему крупные компании. Но они никогда не сделают этого, если на опционном рынке не будет отработана система залогового обеспечения. Разумеется, после создания такой системы (мне она представляется в виде своеобразного депозитария, принимающего залоги у контрагентов) мы намерены установить институт маркет-мейкеров. Крупные компании смогут безопасно помещать свои и принимать чужие залоги в этом гипотетическом депозитарии.
    Очевидно, что внебиржевая площадка имеет принципиальные отличия от биржи. Впрочем, надо отметить, что российские операторы весьма своеобразно толкуют общепринятое понятие <биржа>. Та структура, которая в России именуется биржей, на самом деле таковой не является. Это совершенно иная форма организации рынка, хотя и располагающая биржевой атрибутикой. Но исторически сложилось так, что внебиржевые площадки не имеют права (или не желают) принимать на себя депозитарные функции. Следовательно, возникает потребность в независимом депозитарии, роль которого мог бы взять на себя какой-нибудь крупный банк, пользующийся всеобщим доверием.

    РЦБ:Заинтересовала ли иностранных операторов рынка идея организации опционной торговли в России?

    О. Д.:Безусловно. Не далее как месяц назад мы встречались с американскими трейдерами компании Lihman Brothers, специализирующимися на торговле опционными контрактами. Их мнение было на редкость единодушным: коль скоро у крупных банков имеются большие портфели ценных бумаг, значит, есть и необходимость хеджировать их, применяя наиболее гибкие рыночные инструменты. Разумеется, в этих целях можно использовать фьючерсные контракты. Но опционы по сравнению с фьючерсами выглядят более предпочтительно. Единственное, что необходимо сейчас российскому рынку, - это технологически отлаженный и юридически зафиксированный механизм опционной торговли.
    Примерно то же было сказано трейдером ING Bank, торгующим сейчас опционами в Лондоне: <Дайте нам отшлифованный инструмент торгов, и вопрос о том, нужен опцион рынку или нет, отпадет сам по себе>.
    Международные инвесторы заинтересованы в организации в России рынка опционных контрактов, эти инструменты им нужны.

    Д. Ф.:Должен добавить, что несколько дней назад я имел встречу с трейдерами одной из крупных российских компаний, представляющих американский капитал. Они также проявили большую заинтересованность в торговле опционными контрактами.

    РЦБ:Какие проблемы следует решить в первую очередь для превращения опционных контрактов в один из ведущих инструментов хеджерской политики и спекулятивной игры, как это наблюдается в настоящее время на Западе?

    О. Д.:Проблема первостепенной важности - разработка унифицированной юридической базы под контракты между контрагентами (а также между контрагентами и площадкой, между контрагентами и потенциальным депозитарием).
    Вторая проблема касается создания залогового депозитария. Трейдеры компаний зачастую не сходятся во мнении относительно того или иного банка. Понятно, что учесть все их пожелания не представляется возможным. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы достичь договоренности с одним из самых крупных и надежных российских банков и свести к минимуму противоречия между участниками торгов.
    Нельзя забывать и о проблеме уменьшения информационной асим-метрии любого вида. Участники рынка должны объективно оценить возможности опционной торговли. Я уверен, что через некоторое время на рынок выйдут крупные компании, которые начнут оперировать с новым финансовым инструментом и станут выполнять функции маркет-мейкеров.

© ЗАО "Группа РЦБ".