Как проникнуть на рынок Северо-Запада

Баёв Сергей
Член президиума Национального инвестиционного совета, CFA, канд. экон. наук

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ ВЫБИРАЕТ ИНОСТРАННЫЙ ИНВЕСТОР

    Несмотря на противоречия российского налогового законодательства, недостаточно эффективную арбитражную систему и общий макроэкономический дисбаланс, присутствие иностранного капитала в экономике Санкт-Петербурга постоянно растет. Вот некоторые примеры: новый завод компании Coca-Cola в районе международного аэропорта, завод Assi Domain по производству гофрокартона, завод лифтового оборудования компании Otis и еще порядка 300 реализованных проектов.
    Если принять во внимание деятельность совместных предприятий и иные корпоративные формы, то зарубежные стратегические инвесторы участвуют в более чем 4000 предприятий Санкт-Петербурга.
    Объем прямых иностранных инвестиций также неуклонно растет.
    В 1998 г. он ожидается на уровне 240 млн долл., т.е. возрастет по сравнению с 1997 г. на 40%.
    Основу этого роста закладывают зарубежные производственные компании, уже принявшие стратегическое решение развивать свои мощности на Северо-Западе России.
    Способы проникновения на российский рынок:

  • создание совместного предприятия с российским партнером;
  • организация производства <с нуля> (green filed);
  • приобретение активов или бизнеса путем приватизации или реструктуризации;
  • приобретение и/или поглощение развитых компаний.

    СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

        Традиционно иностранные компании начинают свою деятельность в России, создавая совместные предприятия с местными компаниями из того же сектора экономики, реже - с предприятиями других отраслей. В 1997 г. было зарегистрировано 2805 совместных предприятий различных форм собственности. В качестве партнеров выступали компании Финляндии, США, Германии, Великобритании и Швеции. Несомненно, что на первых этапах развития рыночных отношений в России такая стратегия была успешной, поскольку обеспечивала легкий доступ иностранцев на внутренний рынок, получение дешевых ресурсов для экспорта и другие синергические эффекты.
        Однако анализ современных тенденций показывает недолговечность стратегии совместной деятельности. Российские партнеры быстро постигают тонкости западных технологий, методы управления и подходы к работе на рынке. Привлекательность дальнейших совместных действий становится для них менее очевидной.
        Многие иностранные компании с удивлением обнаруживают, что быть партнером в совместном предприятии в России совсем не значит иметь пропорциональную долю в финансовых потоках партнерства, в активах совместного предприятия. Более того, в течение продолжительного времени финансовые потоки совместных предприятий обслуживают потребности российских партнеров.

    НОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО

        Строительство нового завода или организация компании <с нуля> как способ экспансии на национальный рынок приобретает все большую популярность. Эта стратегия дает возможность международным концернам, таким как Nestle или Ford, добиться индивидуальных условий, получить льготы в налогообложении, местоположении, отчислениях на инфраструктуру при переговорах с конкретными ответственными лицами и ведомствами до начала непосредственной реализации проекта. Эта возможность стимулирует активность потенциальных инвесторов, причем как международных промышленных концернов, так и тех, кто занят в отраслях с повышенным уровнем конкуренции - пищевой промышленности или сфере услуг.
        Главное в этой стратегии - ино-странцы могут определить свой статус на рынке до начала реализации проектов.
        Дополнительные преимущества также достаточно очевидны: большая автономия, отсутствие скрытых обязательств и избыточных активов, так как бизнес основывается на требованиях текущей ситуации.
        Негативная сторона страте-гии - затраты на создание нового бизнеса чаще всего бывают выше стоимости его замещения, в то время как акции большинства российских компаний продаются с дисконтом к стоимости их чистых активов. Еще одно препятствие кроется в неочевидной на фоне российской безработицы проблеме поиска квалифицированных кадров.
        Западные компании, используя стратегию создания новых предприятий <с нуля>, должны учитывать также уровень конкуренции, с которой они могут столкнуться.
        Региональные компании в пищевой промышленности, энергетическом машиностроении, телекоммуникациях, финансовых услугах, нефтепереработке, дистрибуции и др. на равных могут противостоять появляющимся на местном рынке западным конкурентам.
        Примечателен еще один факт: развитые российские предприятия зачастую финансируются иностранными финансовыми инвесторами, вложения которых в компании Санкт-Петербурга в 1998 г. могут выйти на уровень прямых инвестиций стратегических инвесторов и составить 150-200 млн долл.

    ЭКСПАНСИЯ ЧЕРЕЗ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЮ

        Приобретение бизнеса через приватизацию для ряда западных компаний (Unilever, Tetra Laval, Sinebruchoff, Kraft Jacobs Suchard, ABB) прошло успешно.
        Несмотря на высокие темпы приватизации, в Санкт-Петербурге существует немало возможностей расширения присутствия через приобретение государственной собственности, особенно в гостиничном секторе, коммерческой недвижимости, на предприятиях транспорта и инфраструктуры.
        В собственности города находится более 60% гостиничного сектора и большинство коммерческой недвижимости. Многие из этих объектов включены в план приватизации до конца 1999 г. К антистимулирующим факторам в приватизации можно отнести желание приватизационных агентств оценить бизнес для западного инвестора со значительной премией к существующей рыночной цене.
        Расширение деятельности компаний путем покупки активов предприятий-банкротов будет основной движущей силой развития первичного рынка собственности в 1998-1999 гг.
        Правительство Санкт-Петербурга заняло конструктивную позицию в отношении неплатежеспособных компаний и компаний с низким качеством менеджмента. Ведь смена собственника и возрождение предприятий увеличивают налоговые поступления и расширяют поле для бизнеса еще двум-трем поставщикам/потребителям продукции.
        Вероятно, банкротства станут более частыми с вступлением в силу нового закона о банкротстве. Используя положения этого закона, уже сейчас на 60% петербургских предприятий можно вводить антикризисное управление.
        С другой стороны, когда западная компания намерена приобрести активы местной фирмы через механизм банкротства, она должна обратить особое внимание на непредвиденные обстоятельства, возможные отчисления социального характера, избыточные и устаревшие активы и другие факторы риска.

    ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК

        Кризис фондового рынка в конце 1997 г. скорректировал капитализацию практически всех компаний в России.
        Многие местные банки и другие финансовые инвесторы, испытывающие трудности с ликвидностью, предлагают на продажу большие доли в предприятиях Северо-Запада по цене не выше 30-40% от стоимости их чистых активов или по соотношению P/E, равному 2. Инвесторы, приобретающие такие компании, автоматически получают долю на рынке, торговую марку и проникают внутрь сложившихся отношений в определенном секторе.
        Тем не менее западные инвесторы, нацеленные на покупку акций через блок-трансфер, должны учитывать возможность возникновения конфликтов с менеджментом данных предприятий, который рассматривает намерения инвесторов как посягательство на независимость и управленческий контроль. Нельзя приуменьшать и ужесточение конкуренции со стороны местных фирм, которые рассматривают появление через блок-трансфер иностранного партнера у их конкурента как прямое посягательство на их долю рынка и инициируют новый виток конкурентной борьбы.
        Наилучшим вариантом стратегии приобретения является покупка инвестором нового выпуска акций эмитента на заранее оговоренных условиях. Инвестиции в компанию через новую эмиссию при прочих равных условиях увеличивают стоимость приобретенного бизнеса и его способность генерировать доход. Дополнительно инвестор получает выгоды от согласованности стратегии с менеджментом, и основная часть инвестиций идет на развитие компании.
        Так, например, приобретение 50% акций местного производителя одежды компанией Kurt Kellermann позволило скандинавскому стратегическому инвестору сэкономить средства, необходимые для вхождения в рынок и противостояния конкурентам, чем если бы Kurt Kellermann создавал здесь предприятие <с нуля>. Те же выгоды имел итальянский концерн Parmalat от сотрудничества с Петмолом.
        В настоящее время в Санкт-Петербурге наблюдается резкий рост агрессивных и ориентированных на рынок компаний, руководимых прогрессивным менеджментом, имеющим твердую финансовую дисциплину. Хотя такие компании и являются базой для закрепления западного <стратега> на российском рынке, но всегда достаточно дорого себя оценивают и предпочитают конкурировать с иностранцами, зачастую получая ресурсы для данного противостояния от зарубежных финансовых инвесторов.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Анализ существующих инвестиционных тенденций показывает, что стратегические иностранные инвестиции в 1998-1999 гг. будут осуществляться главным образом путем консолидации обанкротившихся предприятий, создания производств <с нуля> и через покупку новых выпусков акций развитых компаний Санкт-Петербурга.
        Но лучшая стратегия - это та, которая сформулирована для конкретного случая и которая отражает влияние конкурентной среды, протекционистской политики местного правительства, преимуществ западных технологий и многих других факторов. В конечном итоге, решение о том, какая стратегия более всего подходит для проникновения на рынок Санкт-Петербурга, принимают сами инвесторы.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".