Сертификация специализированного программного обеспечения фондового рынка

Щербо Виктор

    Несколько лет назад в РЦБ была опубликована первая статья об использовании специализированного программного обеспечения ведения реестра владельцев именных ценных бумаг. В ней впервые для специализированных компаний-регистраторов были описаны основные критерии выбора, использования и перспективы развития программных технологий ведения реестра акционерных обществ. Были даны описания и отличительные характеристики нескольких программных продуктов, прошедших процедуру сертификации и получивших первые сертификаты соответствия <Требованиям к программному обеспечению ведения реестра владельцев именных ценных бумаг> (далее - Требования), разработанным специалистами Профессиональной ассоциации регистраторов трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) при содействии членов ассоциации и разработчиков программ.
    В последнее время по данной теме был опубликован ряд статей1, а в предлагаемом вашему вниманию материале попробуем проследить весь путь, пройденный за это время к цивилизованному рынку программных продуктов для регистраторов, и в общих чертах спрогнозировать ситуацию в отношении программного обеспечения для автоматизации депозитарной деятельности. Последнее направление становится все более актуальным в связи с необходимостью оказания помощи при выборе программы депозитарного учета членами ассоциации, контроля за используемыми депозитарными компаниями программными продуктами и стандартизацией процессов информационного взаимодействия участников фондового рынка в целом.
    Известно, насколько важным и ответственным моментом для инвесторов и эмитентов является выбор регистратора или депозитария, полностью соответствующих всем требованиям (критериям). Ведь от результатов четкой работы регистратора зависит прибыль владельца ценных бумаг по сделкам купли-продажи, скорость начисления владельцу ценных бумаг дивидендов, возможность участия в общем собрании и т.д.
    Для эмитента успешное решение этой задачи не менее важно, так как вопрос о том, кому доверить собственный реестр, решается не всегда просто и однозначно. Вот, к примеру, несколько критериев выбора: надежность хранения информации; закрытость данных реестра для несанкционированного доступа; информативность и быстрота подготовки аналитической информации по реестру, необходимой для принятия решений руководством компании, и их наглядность. Большинство из названных критериев, как видно, в большей степени зависят именно от технологии, применяемой регистратором для ведения реестра, в свою очередь напрямую зависящей от используемого программного обеспечения и оборудования.
    Для депозитарных компаний, основной целью которых в информационно-техническом плане является получение и хранение полной и достоверной информации о ценных бумагах на счетах клиентов и проводимых операциях, ситуация еще более сложная. Понятно, что, насколько гибким и удобным в использовании будет программное обеспечение, настолько эффективной будет и работа депозитария и перечень услуг, которые может предложить депозитарий своим клиентам. К сожалению, оценить функциональные, временные или эргономические возможности депозитарных программ все еще не представляется возможным. Причин тому много, часть из них будет описана ниже.
    Чтобы понять важность процесса сертификации специализированного программного обеспечения для фондового рынка, необходимо в общих чертах познакомиться с технологией работы компаний, занимающихся фиксацией в реестре прав собственности на ценные бумаги, принадлежащих их владельцам или выполняющих по депозитарному договору учет и хранение ценных бумаг.
    Каждое действие регистратора, в результате которого произойдет изменение информации в реестре владельцев ценных бумаг, состоит из множества отдельных элементов или операций: приема бумажных документов от владельца ценных бумаг, эмитента или судебных органов; сверки с имеющейся в реестре информацией о собственнике; проверки допустимости проведения операции, ее исполнения и выдачи необходимых отчетных документов и выписок для владельца и т.д. Все эти операции выполняет оператор или администратор реестра с помощью компьютеров и соответствующих программ, внося необходимую информацию в электронные файлы или базы данных.
    За всем этим стоит сложный и трудоемкий процесс, облегчить который может удобный и надежный инструмент - специализированное программное обеспечение. Если на начальном этапе автоматизации ведения реестра можно было использовать и калькулятор, то сегодня ведение реестра на бумаге для регистраторов уже невозможно и отошло в прошлое. Слишком велик объем информации, с которым необходимо справляться регистратору в режиме реального времени и при этом обеспечить в процессе работы точное исполнение всех нормативных и законодательных актов.

СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭМИТЕНТОВ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЕДУЩИХ РЕЕСТРЫ

    По данным ИНФИ ПАРТАД, эмитенты, самостоятельно ведущие собственные реестры, в последнее время стараются использовать сертифицированное специализированное программное обеспечение ведения реестра, чтобы облегчить себе жизнь. Это снимает с эмитента ряд проблем по подготовке необходимых отчетных документов, таких как выписки и журналы из системы ведения реестра, и упрощает процедуру проведения операций в реестре. Кстати, использование сертифицированного программного обеспечения эмитентом, самостоятельно ведущим реестр, определено в Постановлении ФКЦБ России № 27. Среди сертифицированных ПАРТАД программных продуктов несколько разработок были адаптированы специально для эмитентов. Прежде всего в них сведена, по возможности к минимуму, стоимость продукта за счет некоторых ограничений, не влияющих, впрочем, на процесс ведения реестра и не нарушающих Требований ПАРТАД к программному обеспечению. Кроме того, разработчиками введены ограничения на количество лицевых счетов, которые можно учитывать в программе (500) и количество реестров (1).
    В настоящее время ИНФИ ПАРТАД проводит консультации эмитентов по выбору и использованию программного обеспечения ведения реестра, осуществляет подбор необходимой версии программы с учетом индивидуальных особенностей эмитента.

О СЛОЖНОСТИ ПРОЦЕССА ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РЕГИСТРАТОРАМИ

    Действительно, за последнее время процесс укрупнения регистраторов привел к тому, что у отдельных регистраторов в системах ведения реестра учитываются суммарно по всем реестрам более миллиона лицевых счетов и сотни эмитентов. Некоторые регистраторы за квартал проводят в системе ведения реестра несколько десятков тысяч операций. Цифры взяты из данных, предоставленных членами ассоциации для составления рейтинга компаний-регистраторов2. Процесс укрупнения регистраторов привел к тому, что существенно выросла филиальная сеть у многих регистраторов.
    Для специалистов по информационным технологиям это означает использование распределенных баз данных (в меньшем числе регистраторов) или, что встречается на практике чаще, сбор данных от филиалов и обработку их в центральной базе с последующим предоставлением реплецированной базы данных в филиал. Все шире используются средства электронной почты и специальные средства обеспечения кодирования передаваемых данных между филиалами компании и трансфер-агентами.
    Все это предъявляет повышенные требования к программным системам ведения реестра: типу используемой СУБД, надежности хранения данных, скорости выполнения операций. К сожалению, среди сертифицированных в ПАРТАД версий программных продуктов только около половины систем создавались с учетом требований сегодняшнего дня. Многие разработчики пошли по пути минимизации стоимости используемой регистратором программы, что, в общем, было оправданно с точки зрения маркетинговой политики компании-производителя. Из приведенной ниже таблицы видно, что система, рассчитанная для работы в DOS и написанная на языке программирования FoxPro 2.5, занимает первое место по числу продаж.

Компания-разработчик Процент от общего числа программ

ЗАО СП "АЛГИЗ" и "Депозитарий Ринако"

19,17

Собственная разработка компании-регистратора

19,16

ЗАО "Элдис-Софт"

15,00

ПФП "Квантэкс"

12,50

ЗАО "Амбер Софт"

5,83

АОЗТ "Ведение реестров компаний", НПП "ТЭКСИ"

5,83

ЗАО "РИККО"

5,00

ЗАО "Электронные и компьютерные технологии", ЗАО "АПИКТ"

3,33

ЗАО "АРБАТ"

2,50

ЗАО "Реестр-Сервис"

2,50

ЗАО "Диасофт"

1,67

ООО "Комета"

1,67

ООО "САМО-Софт"

1,67

ЗАО "СервоКомп"

1,67

ЗАО "Компьютерные системы для бизнеса" (CSBI EE)

0,83

SUNGUARD

0,83

АООТ "ФЭС ИНФОРМ"

0,83

    Несмотря на это, появление на рынке программы, написанной специалистами компании <Интеллек-туальные технологии> (Cognitive Technologies Ltd, г. Москва) для компьютера IBM AS/400 на платформе DB2 и поддерживающей дополнительные сервисные возможности, связанные с оптическим распознаванием данных на бумажных носителях, можно считать хорошим началом для выхода на новый уровень разработок.

О КОМПАНИЯХ-РАЗРАБОТЧИКАХ

    В этом году в процессе сертификации приняли участие несколько новых компаний, располагающих необходимым опытом в разработках программных продуктов и систем. Это дает возможность пользователям подобрать необходимый программный продукт под свои финансовые и технические возможности. Часть компаний, с которыми тесно сотрудничает ПАРТАД и ИНФИ ПАРТАД в процессе разработки Требований, форматов и методик тестирования, располагают в своем арсенале и депозитарными разработками. Информация об этом есть на сайте ПАРТАД в Интернете и доступна по адресу: http://www.partad.ru
    Ниже приводится статистическая информация по компаниям-разработчикам, распространяющим на рынке программное обеспечение ведения реестра. Из приведенной таблицы видно, что регистраторы используют в основном коммерческие программные продукты ведения реестра (80%), оставшаяся доля приходится на самостоятельные разработки компаний-регистраторов.

О РЕЗУЛЬТАТАХ

    На сегодня процесс сертификации программного обеспечения ведения реестра, разработанного специализированными компаниями и членами ассоциации, в целом можно считать законченным. В течение 1999 г. в ИНФИ ПАРТАД были проверены более 50 программных продуктов. Проведены необходимые консультации со специалистами по их доработке и исправлению ошибок, обнаруженных в программах в процессе тестирования. В результате проведенной работы Комитет по стандартизации и сертификации ПАРТАД (КСС ПАРТАД) вынес решения о выдаче сертификатов соответствия на 41 программу ведения реестра.
    Конечно, опыт, приобретенный в столь длительном и трудоемком процессе тестирования программных продуктов, вскрыл и отдельные недостатки в <теории процесса>. Эксперты ИНФИ ПАРТАД и разработчики программ столкнулись прежде всего с неоднозначностью толкования отдельных пунктов Требований и отсутствием в ряде случаев законодательной базы для детальной проработки алгоритмов операций. Конечно, следует учитывать, что требования определяют только функциональное наполнение программы ведения реестра и не могут являться для разработчиков неким техническим заданием. Так как ведение реестров - процесс непрерывный, то КСС ПАРТАД взял на себя решение всех вопросов, касающихся использования программных продуктов ведения реестра и информационных технологий, используемых членами ассоциации. Практика проведения операций регистраторами в реестрах учитывается при обсуждении таких вопросов на заседаниях КСС ПАРТАД.
    По результатам тестирования программ ведения реестра и детальному обсуждению комитетом той или иной возникшей в процессе сертификации проблемы вносятся необходимые поправки в разрабатываемый КСС документ <Изменения и дополнения к Требованиям>. Кроме того, именно КСС ПАРТАД рассматривает списки изменений, внесенных в сертифицированное ранее программное обеспечение, и выносит решение о необходимости проведения повторного тестирования новой версии программы в соответствии с <Процедурой сертификации программного обеспечения ведения реестра владельцев именных ценных бумаг>, утвержденной советом директоров ПАРТАДа.
    Много времени КСС ПАРТАД уделяет разработке специальных электронных форматов передачи данных для организации информационного взаимодействия участников фондового рынка. Сейчас благодаря усилиям КСС и разработчиков программного обеспечения регистраторы могут передавать данные реестров в установленных форматах, что позволяет им существенно сократить время передачи реестра и свести ручной труд к минимуму. Проверка работы программных функций, обрабатывающих эти форматы, проводится в рамках сертификации программы ведения реестра, что позволило добиться быстрого внедрения данного формата.
    Для взаимодействия регистратора и номинальных держателей (депозитариев) комитетом был разработан еще один формат передачи данных в электронной форме. В ближайшее время предполагается согласовать с участниками фондового рынка и внедрить в практику <Электронные форматы информационного обмена между номинальным держателем и регистратором> с целью упрощения взаимодействия депозитарных компаний и регистраторов.
    В плане работы комитета на этот год есть еще несколько интересных направлений для проработки: стандартизация и унификация процессов информационного обмена филиальной системы регистратора и трансфер-агентских отношений; проработка блока выписки и контроля состояния счетов на оплату услуг регистратора; интерфейс электронной системы ведения с системой бухгалтерского учета.
    Таким образом, в этом году работа с производителями программных продуктов и профессиональными участниками рынка по обеспечению гарантий технической надежности систем учета прав собственности будет продолжена.

О ПЕРСПЕКТИВАХ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ (СЕРТИФИКАЦИИ) ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕПОЗИТАРИЕВ

    Первая попытка со стороны ПАРТАД организовать подготовку процесса экспертизы программного обеспечения для депозитариев была сделана в апреле 1998 г. В ПАРТАД состоялось заседание рабочей группы по разработке рекомендаций к программному обеспечению депозитарной деятельности. Через некоторое время, на втором заседании группы, совместно с представителями ФКЦБ России, Банка России, специалистами компаний-разработчиков и представителями депозитарных компаний была разработана и утверждена структура документа, определяющего общие требования к программному обеспечению депозитарной деятельности. В основу документа были положены наработки ПАРТАД по <Требованиям к программному обеспечению для ведения реестра владельцев именных ценных бумаг>. К сожалению, работы по наполнению данного документа были приостановлены в связи с отсутствием на тот момент необходимых нормативных материалов и стандартов, регламентирующих основные принципы депозитарного учета некредитных организаций (<Правил ведения депозитарного учета>), а также единого подхода к учету депозитарных операций кредитных и некредитных организаций.
    В течение 1999 г. рабочей группой Комитета депозитариев ПАРТАД был разработан ряд документов, которые могут быть положены в основу процесса разработки <Требований к программному обеспечению для депозитарного учета>, необходимых для подготовки процесса экспертизы или сертификации программного обеспечения депозитарной деятельности.
    Сейчас уже согласованы и рекомендованы к использованию депозитариями-членами ПАРТАД в качестве составной части <Правил осуществления депозитарной деятельности> (далее - Правила) документы, представляющие интерес с точки зрения разработки <Требований к программному обеспечению для депозитарного учета>. К ним относятся:

  • условия осуществления депозитарной деятельности (клиентский регламент);
  • правила ведения учета депозитарных операций;
  • правила внутреннего контроля.
        Правила включают в себя документы, которые могут быть использованы депозитарием при разработке собственных документов. Они содержат основные требования нормативных документов к порядку осуществления депозитарной деятельности и носят рекомендательный характер.
        Рекомендательный характер правил, вероятно, будет означать для разработчиков <Требований к программному обеспечению для депозитарного учета> не самый жесткий подход к составу операций или составу выходных отчетов и журналов по их включению в этот документ. В связи с этим на начальном этапе сертификация может носить добровольный характер и вестись по принципу экспертных оценок программных продуктов. В ближайшее время экспертам ИНФИ ПАРТАД предстоит разработать ряд необходимых дополнительных документов, определяющих процедуру или методику проверок и определить наиболее информативную форму отчетов по результатам проведения тестирования для дальнейшего использования всеми заинтересованными лицами. Если вспомнить историю процесса сертификации программ ведения реестра, то в целом ситуация выглядит похожей. От простого - к сложному, от добровольного - к обязательному. Хочется надеяться, что в этом году совместными усилиями специалистов ПАРТАД, ИНФИ ПАРТАД, членов ассоциации и компаний-разработчиков процесс, связанный с экспертизой программного обеспечения для депозитариев, будет запущен и принесет определенную пользу участникам фондового рынка.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".