Анализ состояния рисков профессиональных участников на рынке ценных бумаг

Домбровский Андрей
Директор ООО "АФМ Страховые консультанты и брокеры"

ОТ СИТУАЦИИ К ПРОБЛЕМЕ

    Сразу хочу отметить, что возможности использования страховых технологий давно интересовали профессиональных участников рынка ценных бумаг в России. Работая в Ингосстрахе, я регулярно сталкивался с <экзотическими> запросами страхования риска утраты информации из компьютерных баз данных или риска получения поддельных документов, которые мне тогда казались попросту причудой звонившего человека.
    Затем эти вопросы стали пробуждать профессиональное любопытство, которое нашло реализацию в работе, организованной ресурсным секретариатом ФКЦБ России по изучению возможностей страхования рисков участников рынка ценных бумаг.
    Ингосстрах всегда уделял большое внимание новым технологиям, поэтому решение подключиться к этому проекту было принято быстро. Сначала вся работа строилась исключительно на изучении опыта иностранных коллег - страховщиков по страхованию данной категории рисков. Затем были созданы аналоги западных страховых продуктов, которые были адаптированы к законодательству, практике и особенностям рынка ценных бумаг в России. Достаточно продолжительным оказался период лицензирования этих продуктов, поскольку ничего подобного до сих пор ни одна страховая компания в России не делала.

НОВЫЕ ВИДЫ СТРАХОВАНИЯ

    За основу были взяты международные стандартные страховые продукты, в частности Полис комплексного страхования убытков от противоправных действий сотрудников и третьих лиц, так называемый BBB Policy, который, несмотря на то что был разработан для банковских организаций, очень широко используется и в отношении других финансовых институтов, и не только для них.
    Основная цель этого полиса - защита от наиболее вероятных и тяжелых по последствиям рисков действий сотрудников, носящих корыстный или вандалистический характер, а также от риска получения поддельных документов, ценных бумаг, средств оплаты и т.д.
    Проведенные опросы и исследования показали, что в российской практике эти риски (особенно вторая группа) также вероятны и опасны для финансовых институтов, как и на Западе. Поэтому я абсолютно убежден, что этот вид страховой защиты должен стать стержнем любой страховой программы для финансового института.
    Также был разработан полис по страхованию убытков от электронных и компьютерных преступлений - аналог зарубежного Computer Crime Policy, который, хоть и похож на предыдущий, все же специально выделен в силу специфики риска, вытекающего из использования компьютерного оборудования и программного обеспечения.
    Данный полис является дополнительным по отношению к комплексному полису по страхованию убытков от противоправных действий сотрудников и третьих лиц и предлагается предприятиям, которые действительно подвержены этому риску, т.е. используют в своей деятельности электронные средства хранения и передачи данных.
    В совокупности с полисом по страхованию имущества страхователя от злоумышленных действий третьих лиц, который уже вполне традиционен для России, эти два новых полиса покрывают практически весь возможный спектр так называемых <криминальных рисков> профессионального участника, т.е. непосредственно вытекающих из преступных действий.
    Анализ рисков профессиональных участников рынка ценных бумаг выявил помимо рисков противоправных действий также возможность ущерба в результате действий, носящих характер небрежности или ошибок. В связи с тем что данные события не связаны с преступными действиями, их страхование выделено в отдельный вид.
    По устоявшейся традиции и аналогии с зарубежной практикой этот вид страхования относится к страхованию ответственности профессионального участника рынка ценных бумаг, в то время как страхование рисков противоправных действий относится к страхованию имущества.
    Суть такой классификации - в определении страхового случая. В полисах по страхованию противоправных действий сотрудников и третьих лиц и электронных и компьютерных преступлений страховым случаем является сам факт совершения конкретного преступления, в то время как при страховании ответственности требуется установление обязанности возмещения убытков профессиональным участником, чьи действия носили характер небрежности или ошибки. Таким образом, в первом случае процедура выплаты страхового возмещения упрощена для быстроты урегулирования убытков, что, конечно, делается в интересах пострадавшего от преступления профессионального участника, а во втором - она намеренно усложнена опять же для защиты его интересов и установления действительной ответственности перед пострадавшими лицами.
    При создании собственных страховых продуктов для профессиональных участников рынка ценных бумаг некоторые российские страховые компании делали весьма существенную ошибку, смешивая вышеуказанные виды страхования в один - страхование ответственности профессионального участника. Мотивировалось это тем, что последствием, например, получения поддельного документа профессиональным участником будет причинение ущерба владельцу ценных бумаг, который в ряде случаев вправе взыскать свои убытки с профессионального участника, который хранил или вел учет прав на ценные бумаги.
    На самом деле при совершении преступления очевидно, что ответственность за убытки, которые оно повлекло, как и уголовная ответственность, должна быть возложена на преступника, а гражданско-правовая ответственность профессионального участника возникает при наличии его вины, противоправности действий и причинно-следственной связи его действий с убытками.
    В случае с получением поддельных документов речь может идти о несовершении достаточных действий для установления подлинности документа из-за небрежности, но, как правило, профессиональные участники предпринимают все необходимые действия, установленные законодательством, следовательно, элемент противоправности в их действиях отсутствует, что исключает ответственность профессионального участника.
    Правда, судебная практика знает случаи, когда ответственность возлагается на профессионального участника даже при отсутствии его вины, но таких случаев не так много. Подобная неоднозначность судебных решений еще раз свидетельствует о справедливости разделения страхования ответственности профессионального участника и страхования убытков от противоправных действий сотрудников и третьих лиц, что, как я говорил ранее, является общепринятым в международной практике страхования принципом.
    Помимо описанных видов страхования, специально разработанных для защиты от рисков, связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг и в сфере финансов, весьма перспективным представляется более широкое использование страхования вполне обычного вида - страхования электронного оборудования.
    Профессиональные участники рынка ценных бумаг для ведения учета и осуществления операций в электронном виде используют весьма дорогостоящее оборудование, которое помимо рисков противоправных действий, включенных в вышеуказанные полисы, подвержено своим специфическим рискам, таким как возгорание, короткое замыкание, повреждение дымом и т.д. В результате промедления при восстановлении поврежденного или замены погибшего оборудования вероятность возникновения убытков профессионального участника или его клиентов значительно возрастает. Поэтому важность этого вида страхования, на мой взгляд, явно недооценена профессиональными участниками.
    Существующие риски профессиональных участников, связанные с повреждением или гибелью имущества в результате событий форс-мажорного характера, таких как пожар, стихийные бедствия, повреждения водой и т.д., на мой взгляд, успешно решаются с помощью классического страхования имущества, в том числе и ценных бумаг, от огня и сопутствующих рисков, которое предлагается практически всеми страховыми компаниями России.

О СУБЪЕКТАХ СТРАХОВАНИЯ

    Вместе с тем нельзя не отметить, что если с объектами страхования на сегодня картина вроде бы ясна и профессиональные участники рынка ценных бумаг не могут пожаловаться на скудность страховых продуктов по сравнению с зарубежными рынками, то с субъектами страхования складывается весьма проблематичная ситуация.
    Во-первых, указанные новые виды страхования пока предлагаются единичными страховыми компаниями, т.е. говорить о профессионализме страховщиков пока рано. Работа со страхованием от противоправных действий сотрудников и третьих лиц или страхованием от электронных и компьютерных преступлений требует достаточно высокого уровня специальных знаний у сотрудников, что большинство страховых компаний не всегда могут себе позволить.
    Во-вторых, довольно остро стоит проблема страховой емкости, поскольку убытки, например, от поддельных документов или преступных действий сотрудников, как правило, значительны, а средства страховщиков в большинстве случаев не позволяют принимать на себя такие риски, т.е. требуют перестрахования их на Западе, где пока весьма настороженно относятся к таким запросам.
    Справедливости ради следует заметить, что эти проблемы все же преодолимы. Я надеюсь, что в ближайшее время значительное количество российских страховых компаний включится в начатую Ингосстрахом работу по развитию страхования рисков профессиональных участников рынка ценных бумаг, что должно принести свои плоды. Конечно, существует угроза некоего хаотичного развития, которое имеет место в ряде направлений страховой деятельности, причем нельзя недооценивать вред от его последствий.
    Однако применительно к рынку ценных бумаг существующие требования к страховым компаниям, содержанию договора страхования и иные требования, утвержденные одним из регуляторов рынка ценных бумаг - ПАРТАД, устанавливают некое единообразие полисов и вполне надежно защищают членов ассоциации от возможной недобросовестности со стороны страховых компаний.
    Вопрос регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг очень тесно связан с другой проблемой развития возможностей использования страховых технологий на рынке ценных бумаг. Эта проблема, кстати, общая для российского страхового рынка, связана с естественным нежеланием профессиональных участников, несмотря на очевидные преимущества страхования, нести расходы, которые иногда могут быть достаточно весомы.
    Как правило, эта проблема эффективно преодолевается путем введения требований, устанавливающих необходимость страхования, что произошло и в отношении таких категорий профессиональных участников рынка ценных бумаг, как регистраторы и депозитарии.
    Как известно, ПАРТАД утвердил программу снижения рисков профессиональных участников рынка ценных бумаг.
    Эта программа требует от регистраторов заключения договоров страхования ответственности за ущерб, причиненный при осуществлении профессиональной деятельности, а именно в результате ошибок или небрежности. От депозитариев в случае совмещения депозитарной и иных видов деятельности программа требует страхования комплекса рисков, куда входят:

  • риск убытков от противоправных действий сотрудников и третьих лиц;
  • риск убытков в результате электронных и компьютерных преступлений;
  • риск ответственности за ошибки и небрежность, допущенные в процессе осуществления профессиональной деятельности.     Иногда можно услышать негативные отзывы о принуждении к страхованию. В ответ я могу лишь привести в качестве примера опыт многих зарубежных стран, где страхование этих рисков относится к обязательным видам страхования. Кроме того, страхование является лишь частью комплекса мер по снижению рисков, который постепенно внедряется для всего рынка ценных бумаг, т.е. это масштабный процесс, основной целью которого является предоставление дополнительных и необходимых гарантий защиты прав инвестора.
        Достижение этой цели, естественно, очень важно для профессиональных участников, поэтому они должны более терпимо относиться к неудобствам, которые возникают в связи с этим. В качестве аналогии можно привести пример о необходимости несения расходов на средства противопожарной безопасности, которые сполна окупаются при пожаре.
        Помимо такого способа внедрения страхования, как требования ассоциации, широко применяются косвенные механизмы, когда требование страхования закреплено не в регулирующем документе, а содержится в качестве общепринятого требования клиентов профессионального участника или иных потребителей услуг профессионального участника рынка ценных бумаг. На мой взгляд, этот способ воздействия должен следовать за первым, т.е. быть его продуманным и логическим продолжением.

    И СНОВА - ПРОБЛЕМЫ...

        В заключение хочу еще раз отметить прогрессивную роль ПАРТАД в отношении выработки мер по защите интересов инвесторов и своих членов с помощью страхования. Принятая ПАРТАД программа снижения рисков профессиональных участников рынка ценных бумаг - значительный шаг в сто-рону развития института страхования рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и создания цивилизованного механизма гарантий возмещения возможного ущерба инвестору.
        Вместе с тем не могу не высказать сожаления, что другая саморегулируемая организация на фондовом рынке - Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) уделяет крайне мало внимания возможностям страхования, сосредоточившись на использовании гарантийных фондов. Механизм возмещения убытков посредством гарантийных фондов слабо развит в России и, вероятно, останется еще какое-то время в таком состоянии. Этот факт в совокупности с другими минусами системы защиты с помощью гарантийных фондов делает ее на сегодня невозможной. Таким образом, игнорирование возможностей страхования означает, что значительная часть профессиональных участников рын-ка ценных бумаг, членов НАУФОР, осуществляют управление своими рисками на свое усмотрение, что, на мой взгляд, существенно снижает уровень защищенности инвесторов, которые доверяют свои средства профучастникам рынка ценных бумаг.
        Вместе с тем профессиональные участники рынка ценных бумаг, учрежденные иностранными лицами, либо защищены глобальными полисами головной зарубежной организации, либо сразу приобретают страховое покрытие рисков, действуя так сказать <по привычке>, применяя стандарты, принятые у них <дома>, в результате чего имеют дополнительные преимущества перед чисто российскими профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Многие российские компании, понимая эту уязвимость, самостоятельно изучают возможности страхования своих рисков, а затем заключают договоры страхования, причем следует отметить, что они, как правило, очень тщательно проработаны, а размеры приобретаемого страхового покрытия имеют весьма солидный размер даже по иностранным меркам.
        Тем не менее страхо-вание рисков профессиональных участников рынка ценных бумаг следует внедрять именно как необходимый элемент комплекса мер по защите имущественных интересов инвестора и профессиональных участников рынка ценных бумаг. При этом, учитывая сложность законодательного закрепления подобных требований и последующую необходимость их коррекции, основную роль по внедрению этих механизмов должны сыграть саморегулируемые организации (СРО) профессиональных участников рынка ценных бумаг.
        Со своей стороны Ингосстрах будет продолжать работать над совершенствованием страховых продуктов, предназначенных для использования профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также созданием новых.
        В целях развития этого направления, помимо сотрудничества со СРО, мы собираемся осуществлять пропаганду страхования рисков профучастников рынка ценных бумаг традиционными методами.
        В рамках этой кампании предполагается проведение конференций на тему управления рисками и страхования, публикация материалов как теоретического характера, так и обзоров практики страхования, статистических исследований и обсуждения проблем. Представляется целесообразным открытие постоянной конференции в Интернете на тему страхования рисков профессиональных участников рынка ценных бумаг, где могут обсуждаться <горячие> вопросы. Кстати, информационная страница по вопросам страхования уже существует на сайте ПАРТАД.
        В качестве резюме могу сказать следующее: возник важный механизм защиты интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, развивается новый институт страховой деятельности, скорее всего их ожидает бурное развитие. Вместе с тем трудно предугадать, во что это выльется, но совершенно очевидно, что страховая защита рисков профессиональных участников рынка ценных бумаг в России есть и это - не миф.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".