Проблемы российского settlement management

Алексеев Андрей

Роман Дмитрий

    Основная задача любой инвестиционной компании - получение максимальной прибыли от управления портфелями активов (своими и клиентов). Большинство инвестиционных компаний выделяют три основные стадии в цикле управления портфелем: принятие решения о необходимости заклю-чения сделки (портфельный менеджер); заключение сделки с контраген-том (трейдер); оформление сделки и обеспечение документооборота с внешними организациями (бэк-офис и бухгалтерия).
    На каждом из этих этапов (в большинстве случаев) информация дублируется, что приводит к появлению ошибок, увеличению времени и расходов на обеспечение всей цепочки управления. Также необходимо отметить, что эффективное управление портфелем невозможно без быстрой, корректной обработки документов с минимальными затратами и риском, поэтому наиболее уязвимым звеном в этой цепочке является осуществление документооборота между участниками сделки (settlement management): инвестором, брокером, банком, депозитарием, клиринговой палатой и т.д.
    В связи с этим для увеличения эффективности работы компании перед бэк-офисом ставятся такие важные задачи, как:

  • получение и предоставление своевременной, точной и полной информации по сделкам;
  • контроль за исполнением обязательств своих и контрагента;
  • увеличение скорости оборачиваемости средств за счет сокращения времени оформления сделки;
  • уменьшение рисков от недобросовестной работы контрагентов и промежуточных звеньев.     Неразвитость документооборота (отсутствие единых форматов документов и логики их обработки) приводит к трудностям автоматизации обработки документов и реализации сквозного процесса заключения сделки (Straight Through Processing). Проблема еще более усложняется, если принять во внимание различные способы коммуникаций между участниками (от факсимильных и почтовых сообщений до электронной почты и SWIFT-сообщений).
        Для эффективной работы внутри организации и взаимодействия с внешними участниками процесса оформления сделки требуется унифицированное описание сделки в качестве базы для единого информационного пространства в организации, на основании которого формируются документы для внутреннего и внешнего использования. Средством эффективного взаимодействия с внешними участниками является стандартизация документов тех и других (как это принято, например, в банковской сфере). Уже существуют устоявшиеся правила взаимодействия между некоторыми участниками сделки, но этот процесс не рассматривается комплексно, как единое целое. Все участники взаимодействуют парами, и пока не существует единой цепочки, для создания которой необходимо унифицировать документы взаимодействия и разработать правила их прохождения, учитывая интересы и специфику всех участников сделки, различных схем оформления сделок и типов финансовых инструментов.
        Создание единого поля для документооборота по сделке позволит всем участникам сделки сократить сроки заключения сделок, передачи прав и оплаты, а также снизить:
  • накладные расходы;
  • риски, связанные с неправильным и/или несвоевременным оформление документов;
  • риски путем внедрения DvP и неттинга (netting) уже на стороне участника сделок, а не только в центральном расчетном узле (clearing house);
  • транзакционные издержки.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".