Технология работы трансфер-агентского центра

Жинкин Алексей
Pаместитель генерального директора ОАО "Регистратор НИКойл"

ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ ТРАНСФЕР-АГЕНТСКОГО ЦЕНТРА

    Рынок регистраторских услуг сформировался в России на этапе быстрой приватизации и соответствующего роста числа акционеров. Торговля ценными бумагами находилась в зачаточном состоянии и основной задачей был точный и дешевый учет обмена приватизационных чеков на акции предприятий. Со временем рынок ценных бумаг развивался. Для ускорения проведения операций с ценными бумагами были созданы депозитарии, и большинство активных операторов перевели свои ценные бумаги из реестров в номинальное держание в депозитарии. В то же время технология, методы работы и набор услуг регистраторов за это время не изменились. Причин этому несколько. С одной стороны, регистраторы жестко ограничены требованиями по лицензированию, нормативными актами ФКЦБ России. С другой стороны, эмитенты (за исключением трех-четырех десятков), как правило, не заинтересованы в развитии рынка своих ценных бумаг, что влияет на методы работы регистраторов.
    В чем основные проблемы в работе с регистраторами? Требования к формам и оформлению документов у разных регистраторов различаются. С одной стороны, существуют требования ФКЦБ России к формам передаточного и залогового распоряжения, которые обязаны принимать все регистраторы. Но со своими формами документов регистраторы работают быстрее и эффективнее. Еще одна проблема - территориальная удаленность. Операторы рынка и регистраторы есть во всех регионах России, и их местоположение не всегда совпадает. В итоге требуются дополнительно время и средства для проведения сделок в реестрах. Существующие способы решения данного вопроса сводятся либо к использованию курьерской службы, либо к более или менее эффективным трансфер-агентским схемам, при которых и со стороны регистратора, и со стороны оператора рынка возникают дополнительные риски и затраты.
    Технология, принятая Трансфер-агентским центром (далее - ТАЦ), позволяет решить часть проблем работы регистраторов, в частности вопрос доставки поручений операторов рынка в реестры и получения ответа о результате проведения операции.
    Трансфер-агентский центр является некоммерческим партнерством, учрежденным Инфраструктурным институтом ПАРТАД и семью крупными регистраторами. ТАЦ предназначен для быстрой передачи поручений на проведение операций в учетной системе от профессиональных участников рынка и владельцев ценных бумаг (через трансфер-агентов) к регистраторам и депозитариям.
    Основной целью ТАЦ являются создание эффективной и прозрачной системы исполнения сделок с ценными бумагами, ускорение процесса перерегистрации прав собственности, удешевление транзакционных издержек для потребителей услуг учетной системы, защита участников рынка от недобросо-вестных действий, создание упорядоченной системы разграничения ответственности на разных этапах исполнения сделок, создание системы коллективного страхования деятельности участников системы.

УЧАСТНИКИ СИСТЕМЫ

    В работе ТАЦ принимают участие три вида участников:

  • учетная система (депозитарии и регистраторы) - производит учет прав собственности в реестрах владельцев ценных бумаг и на счетах депо;
  • операторы рынка (брокеры, дилеры, депозитарии) - осуществляют сделки с собственными ценными бумагами и бумагами клиентов; могут подавать через ТАЦ поручения на операции со своими лицевыми счетами или счетами, на которые выдана доверенность от зарегистрированного лица или депонента;
  • трансфер-агенты - осуществляют прием документов от зарегистрированных лиц и депонентов и передачу поручения в ТАЦ для исполнения операции в одном из подключенных реестров или депозитариев и собственно трансфер-агентский центр как оператор системы.
        Функции участников системы различаются, и эти различия закреплены в правилах работы системы и договорах о присоединении участника к системе. Учетная система осуществляет учет прав на ценные бумаги - исполняет поручения участников рынка на проведение операций. Операторы рынка получают возможность проведения операций с собственными ценными бумагами и бумагами своих клиентов. Трансфер-агент обеспечивает доступ в учетную систему для владельцев ценных бумаг, которые не могут напрямую осуществить подключение к системе из-за несоответствия требованиям к участнику системы.
        Трансфер-агентский центр осуществляет передачу поручений в электронном виде от операторов и трансфер-агентов в учетные организации для исполнения и передает результаты проведения операции обратно. Операция в реестре осуществляется на основе поручения в электронной форме.
        Для обеспечения работы системы ТАЦ принимает правила работы, которые описывают порядок:
  • подготовки и передачи поручений в учетную систему;
  • обработки поручений в учетной системе;
  • передачи ответа о проведении операции в учетной системе инициатору операции;
  • использования электронной подписи и шифрования;
  • разбора конфликтных ситуаций;
  • передачи поручений в бумажной форме и выдачи выписок и уведомлений;
  • оплаты услуг партнерства и учетного института и осуществляет контроль за их исполнением со стороны участников системы.
        Члены ТАЦ подключаются к системе на основании договоров о присоединении, в которых оговариваются признание правил ТАЦ и ответственность члена системы и ТАЦ. Для каждого вида участника существует специальная форма договора.
        Участники системы являются членами партнерства и могут оказывать влияние на технологию и правила работы системы. Первоначально правила работы принимаются собранием членов партнерства. В дальнейшем изменения в правила вносятся советом партнерства на основе принятого собранием <Положения о внесении изменений в правила работы некоммерческого партнерства <Трансфер-агентский центр>>.
        В соответствии с <Положением...> предложения по внесению изменений в правила могут быть внесены любым членом партнерства, директором и советом партнерства. Директор партнерства обязан на ближайшем заседании совета включить вопрос о внесении изменений в правила. Решение об их внесении принимается советом партнерства единогласно.
        При присоединении к системе регистратор объявляет список реестров, к которым предоставляется доступ через Трансфер-агентский центр, который в свою очередь распространяет данный список среди всех участников системы. Операторы рынка предоставляют в систему список своих клиентов и доверенности от клиентов на право проведения операций по их счетам, данный список ТАЦ рассылает по учетным организациям, в которых открыты указанные счета. Трансфер-агент заключает договор, дающий право на прием поручений от владельцев ценных бумаг ко всем учетным институтам, подключенным к системе, и обязуется гарантировать подписи владельцев по принятым документам. Под гарантией подписи на передаточных распоряжениях понимается принятие трансфер-агентом ответственности за подлинность подписи лица, передающего акции, на передаточных распоряжениях и других поручениях в реестр.
        Подключение трансфер-агента производится в два этапа. После заключения договора о присоединении к системе устанавливается лимит ответственности трансфер-агента и регистраторы извещаются о подключении нового трансфер-агента. Регистраторы в определенный правилами ТАЦ срок имеют право ограничить или запретить прием поручений в свои реестры через данного трансфер-агента. При установлении вето одним из регистраторов ТАЦ извещает трансфер-агента об указанном факте.
        Предел ответственности трансфер-агента - величина его чистых ликвидных активов, в пределах которой он несет имущественную ответственность. Под чистыми ликвидными активами трансфер-агента понимается коэффициент, характеризующий его платежеспособность, рассчитанный в соответствии с правилами и требованиями ПАРТАД, приведенными в <Условиях регистрации договоров гарантии подписи>, заключаемых членами ПАРТАД.

    ФУНКЦИИ УЧАСТНИКОВ

        Центром системы является оператор системы, роль которого исполняет некоммерческое партнерство <Трансфер-агентский центр>.
        Все участники системы взаимодействуют между собой через оператора, основные функции которого состоят в следующем:

  • оформление (формирование) юридической базы системы (принятие правил работы, правил разбора конфликтных ситуаций, правил гарантии подписи, форм типовых договоров);
  • проверка технических, методических и организационных возможностей при присоединении к системе новых членов;
  • определение условий подключения к системе;
  • оперативная координация деятельности всей системы в целом;
  • развитие технологии работы системы;
  • прием поручений от операторов рынка в электронной и бумажной форме;
  • хранение, обработка и передача данных учетным институтам;
  • проверка результатов исполнения поручений и рассылка результатов проведения операций их инициаторам;
  • прием претензий участников системы.
        Учетные организации осуществляют исполнение поручений. Вся деятельность учетной организации вне системы не претерпевает изменений. При выполнении сделок, полученных по системе ТАЦ, учетная организация должна суметь осуществить:
  • прием поручений от оператора системы в электронной форме. При этом все полученные поручения рассматриваются им как гарантированные;
  • исполнение поручений по системе ТАЦ в режиме T + 0;
  • выдачу отчетов по результатам проведенных операций в электронной форме;
  • сверку исполненных поручений с журналом поручений, полученным от ТАЦ;
  • инициирование рассмотрения претензий участников системы.
        С помощью трансфер-агентов обеспечивается доступ к реестрам для мелких инвесторов, что в дальнейшем может послужить базой для привлечения средств населения на фондовый рынок. Основными функциями трансфер-агента в системе являются:
  • прием поручений от участников рынка и доставка их оператору системы для передачи в учетную организацию;
  • получение результатов обработки поручений через оператора системы и выдача их инициаторам операции от имени учетной организации;
  • отправка оператору системы исходных поручений инвесторов в бумажном виде;
  • сверка принятых от клиентов поручений с журналом поручений, полученным от ТАЦ;
  • получение подлинников документов (выписок, справок, уведомлений) из учетной системы по требованию клиента.     Операторы рынка получают удобный инструмент для быстрого исполнения поручений на проведение операций с ценными бумагами. Основными функциями операторов рынка в системе являются:
  • формирование и отправка оператору системы поручений на проведение операций в бумажной и электронной форме;
  • сверка отправленных поручений с журналом поручений, полученным от ТАЦ;
  • прием и обработка ответа из учетной системы о результатах проведения операции.     Операторы рынка и транфер-агенты обязаны соблюдать ряд принципов:
  • для оформления документов на проведение операций в реестре в бумажной форме используются типовые формы, одобренные ПАРТАД;
  • любое сообщение, переданное по системе, должно основываться на документе, подписанном зарегистрированным лицом или его уполномоченным представителем;
  • участник системы обязан удостовериться в правильности и полноте заполнения документов на проведение операций в учетной системе;
  • при отправке электронного сообщения по системе участник гарантирует полное соответствие содержания сообщения бумажному поручению.     Принципиальными моментами в работе системы являются следующие:
  • ТАЦ осуществляет передачу поручений от операторов рынка и трансфер-агентов в учетную систему;
  • ТАЦ осуществляет контроль отправки и доставку ответа учетной системы инициатору операции;
  • все передаваемые сообщения подписываются электронной подписью и шифруются;
  • исполнение операции в учетной системе производится по электронному поручению;     ТАЦ является посредником прохождения информации от оператора рынка в учетную систему и обратно и может выступать в суде в качестве свидетеля при возникновении спорных вопросов.

    ЭЛЕКТРОННЫЕ И БУМАЖНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

        Важным вопросом работы системы является доставка и сверка бумажных документов: поручений от операторов рынка в учетную систему, выписок, уведомлений и справок от учетного института к оператору рынка. Идеальным вариантом работы системы является использование только электронного документооборота. Однако перейти сразу от полностью документарного оборота к электронному затруднительно в связи с рядом причин, одной из которых является психологическая неподготовленность участников рынка. Прямых законодательных препятствий в вопросе использования электронных документов практически нет. Однако российское законодательство в вопросе электронных документов несколько несогласованно и противоречиво.
        В наиболее общем ви-де вопрос использования электронных документов рассмотрен в законе <Об информации, информатизации и защите информации>. (№ 24-ФЗ от 20 февраля 1995 г.). Он вводит два обобщающих понятия: <документ> (документированная информация) и <информационная система> (ст. 2).
        Первое означает зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Второе - усложненное, однако небесполезное для применения в юридическом смысле - относится к организационно упорядоченной совокупности документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
        По смыслу ст. 5 закона данные (информация), полученные, хранимые, обрабатываемые и передаваемые с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, могут признаваться в качестве документов, имеющих юридическую силу. Для этого такой документ должен быть оформлен с соблюдением норм, установленных соответствующим стандартом. Юридическая сила документа может подтверждаться электронной цифровой подписью.
        Гражданское законодательство (п. 2 ст. 434 Гражданского кодекса РФ), называя способы заключения договоров в письменной форме, указывает, что договор может быть заключен также путем обмена документами посредством <...телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору>. Таким образом, современный гражданский закон признает иные варианты письменной формы договора, нежели традиционные документы на бумажном носителе, содержащие собственноручные подписи сторон.
        Для обеспечения достоверности электронных документов используется электронная цифровая подпись, которая одновременно служит подтверждением достоверности передаваемой при помощи ЭВМ документации, а также свидетельством того, что она составлена и подписана должным образом уполномоченным лицом. Технология цифровой подписи позволяет защитить информацию от несанкционированного прочтения, изменения и подлога вне зависимости от степени защиты канала связи. Электронная подпись также присутствует не только в законе об информации, но и в Гражданском кодексе РФ.
        В соответствии со ст. 160 ч. 2 Гражданского кодекса при совершении сделок допустимо использование <...электронной цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами или соглашением сторон>. Таким обраом, сделки, совершенные с применением электронно-цифровой подписи, отвечают формальным требованиям простой письменной формы.
        С данной нормой ГК РФ корреспондируют рекомендации, содержащиеся в письме Высшего ар-битражного суда РФ № С1-7/ОП-587 от 19 августа 1994 г.: <...в случае, когда стороны изготовили и подписали договор с помощью электронно-вычислительной техники, в которой использована система цифровой (электронной) подписи, они могут представлять в Арбитражный суд доказательства по спору, вытекающему из этого договора, также заверенные цифровой (электронной) подписью>.
        Однако следует признать, что существует проблема неподготовленности российских судов к рассмотрению спорных вопросов при работе с электронными документами. Для того чтобы быть полностью уверенным в юридически корректной процедуре работы системы, основанной полностью на электронном документе, необходимо иметь несколько прецедентов с положительным решением в Арбитражном суде.
        В связи с этим на первом этапе работы системы нельзя полностью отказаться от использования документов в бумажной форме. Передача документов производится единым пакетом с задержкой, оговоренной в правилах работы ТАЦ. При этом возникают риски непредоставления документа в бумажной форме по уже проведенной операции и риск несоответствия бумажного документа электронному сообщению. Эти риски принимает на себя трансфер-агентский центр, который гарантирует доставку документов и осуществление сверки электронных сообщений и бумажного документа.

    РИСКИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

        Для обеспечения функционирования системы ТАЦ принимает на себя ответственность за следующие действия:

  • за правильность и своевременность передачи электронных сообщений;
  • за идентичность переданного инициатором операции и полученного учетной системой сообщения (неискажение информации);
  • за поставку участниками системы бумажных документов, подтверждающих электронные сообщения.
        Риски ТАЦ обеспечиваются договорами страхования, собственными средствами ТАЦ и участников системы. Риск ошибок и некорректных действий персонала несут участники системы и ТАЦ. Риск незаконных действий третьих лиц и компьютерных преступлений несет в целом система, и в качестве их покрытия используются гарантийный фонд ТАЦ и договора страхования участников системы и ТАЦ. Для уменьшения рисков используются жесткие регламенты работы с электронной подписью и шифрованием, приема документов от клиентов системы, разграничения прав по доступу к программному обеспечению и документам. Регламенты описаны в правилах ТАЦ и закрепляются договорами присоединения к системе участников.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Подводя итог вышеизложенному, хотелось бы выделить следующее. Через Трансфер-агентский центр его члены будут предоставлять услуги широкому кругу профессиональных участников рынка: брокерам, дилерам, торговым системам, регистраторам, трансфер-агентам, депозитариям, банкам. Все они получают существенную выгоду от снижения затрат и рисков, связанных с исполнением сделок с ценными бумагами. Инициатива развития Трансфер-агентского центра поддерживается ключевыми саморегулируемыми и инфраструктурными организациями, профессиональными участниками рынка, а также ведущими российскими и зарубежными экспертами и специалистами. Важность формирования ТАЦ подчеркивается в докладе, подготовленном специалистами Всемирного банка.
        Трансфер-агентский центр открыт для присоединения к нему других участников по мере их готовности. Партнеры Трансфер-агентского центра берут на себя обязательства перейти на единую систему документооборота и осуществлять обмен документами в электронной форме по защищенным телекоммуникационным каналам. Это позволит лю-бому участнику рынка, пользующемуся услугами одного из членов Трансфер-агентского центра, быстро (в течение одного дня) и эффективно (с минимальными рисками и затратами) получить доступ практически в любой из сотен реестров, разбросанных по всей территории России, из одной точки. В результате существенно повышается эффективность инфраструктуры российского фондового рынка и создаются благоприятные условия для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики как от внутренних, так и от внешних инвесторов.
        Трансфер-агентский центр должен занять уникальную нишу в инфраструктуре российского рынка ценных бумаг. Развитие этого проекта позволит более полно реализовать интересы всех групп профессиональных участников фондового рынка. Создание ТАЦ обеспечит переход от системы физической доставки бумажных документов к их передаче в электронной форме по защищенным телекоммуникационным каналам.
        В перспективе это позволит отказаться от дорогостоящих, длительных и не гарантирующих полностью исполнения сделок поездок курьеров с документами к примерно 120 регистраторам, разбросанным по всей территории России.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".