Технология работы трансфер-агентского центра
Pаместитель генерального директора ОАО "Регистратор НИКойл"
    Рынок регистраторских услуг сформировался в России на этапе быстрой приватизации и соответствующего роста числа акционеров. Торговля ценными бумагами находилась в зачаточном состоянии и основной задачей был точный и дешевый учет обмена приватизационных чеков на акции предприятий. Со временем рынок ценных бумаг развивался. Для ускорения проведения операций с ценными бумагами были созданы депозитарии, и большинство активных операторов перевели свои ценные бумаги из реестров в номинальное держание в депозитарии. В то же время технология, методы работы и набор услуг регистраторов за это время не изменились. Причин этому несколько. С одной стороны, регистраторы жестко ограничены требованиями по лицензированию, нормативными актами ФКЦБ России. С другой стороны, эмитенты (за исключением трех-четырех десятков), как правило, не заинтересованы в развитии рынка своих ценных бумаг, что влияет на методы работы регистраторов.
    В чем основные проблемы в работе с регистраторами? Требования к формам и оформлению документов у разных регистраторов различаются. С одной стороны, существуют требования ФКЦБ России к формам передаточного и залогового распоряжения, которые обязаны принимать все регистраторы. Но со своими формами документов регистраторы работают быстрее и эффективнее. Еще одна проблема - территориальная удаленность. Операторы рынка и регистраторы есть во всех регионах России, и их местоположение не всегда совпадает. В итоге требуются дополнительно время и средства для проведения сделок в реестрах. Существующие способы решения данного вопроса сводятся либо к использованию курьерской службы, либо к более или менее эффективным трансфер-агентским схемам, при которых и со стороны регистратора, и со стороны оператора рынка возникают дополнительные риски и затраты.
    Технология, принятая Трансфер-агентским центром (далее - ТАЦ), позволяет решить часть проблем работы регистраторов, в частности вопрос доставки поручений операторов рынка в реестры и получения ответа о результате проведения операции.
    Трансфер-агентский центр является некоммерческим партнерством, учрежденным Инфраструктурным институтом ПАРТАД и семью крупными регистраторами. ТАЦ предназначен для быстрой передачи поручений на проведение операций в учетной системе от профессиональных участников рынка и владельцев ценных бумаг (через трансфер-агентов) к регистраторам и депозитариям.
    Основной целью ТАЦ являются создание эффективной и прозрачной системы исполнения сделок с ценными бумагами, ускорение процесса перерегистрации прав собственности, удешевление транзакционных издержек для потребителей услуг учетной системы, защита участников рынка от недобросо-вестных действий, создание упорядоченной системы разграничения ответственности на разных этапах исполнения сделок, создание системы коллективного страхования деятельности участников системы.
    В работе ТАЦ принимают участие три вида участников:
    Центром системы является оператор системы, роль которого исполняет некоммерческое партнерство <Трансфер-агентский центр>.
    Все участники системы взаимодействуют между собой через оператора, основные функции которого состоят в следующем:
    Важным вопросом работы системы является доставка и сверка бумажных документов: поручений от операторов рынка в учетную систему, выписок, уведомлений и справок от учетного института к оператору рынка. Идеальным вариантом работы системы является использование только электронного документооборота. Однако перейти сразу от полностью документарного оборота к электронному затруднительно в связи с рядом причин, одной из которых является психологическая неподготовленность участников рынка. Прямых законодательных препятствий в вопросе использования электронных документов практически нет. Однако российское законодательство в вопросе электронных документов несколько несогласованно и противоречиво.
    В наиболее общем ви-де вопрос использования электронных документов рассмотрен в законе <Об информации, информатизации и защите информации>. (№ 24-ФЗ от 20 февраля 1995 г.). Он вводит два обобщающих понятия: <документ> (документированная информация) и <информационная система> (ст. 2).
    Первое означает зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Второе - усложненное, однако небесполезное для применения в юридическом смысле - относится к организационно упорядоченной совокупности документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
    По смыслу ст. 5 закона данные (информация), полученные, хранимые, обрабатываемые и передаваемые с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, могут признаваться в качестве документов, имеющих юридическую силу. Для этого такой документ должен быть оформлен с соблюдением норм, установленных соответствующим стандартом. Юридическая сила документа может подтверждаться электронной цифровой подписью.
    Гражданское законодательство (п. 2 ст. 434 Гражданского кодекса РФ), называя способы заключения договоров в письменной форме, указывает, что договор может быть заключен также путем обмена документами посредством <...телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору>. Таким образом, современный гражданский закон признает иные варианты письменной формы договора, нежели традиционные документы на бумажном носителе, содержащие собственноручные подписи сторон.
    Для обеспечения достоверности электронных документов используется электронная цифровая подпись, которая одновременно служит подтверждением достоверности передаваемой при помощи ЭВМ документации, а также свидетельством того, что она составлена и подписана должным образом уполномоченным лицом. Технология цифровой подписи позволяет защитить информацию от несанкционированного прочтения, изменения и подлога вне зависимости от степени защиты канала связи. Электронная подпись также присутствует не только в законе об информации, но и в Гражданском кодексе РФ.
    В соответствии со ст. 160 ч. 2 Гражданского кодекса при совершении сделок допустимо использование <...электронной цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами или соглашением сторон>. Таким обраом, сделки, совершенные с применением электронно-цифровой подписи, отвечают формальным требованиям простой письменной формы.
    С данной нормой ГК РФ корреспондируют рекомендации, содержащиеся в письме Высшего ар-битражного суда РФ № С1-7/ОП-587 от 19 августа 1994 г.: <...в случае, когда стороны изготовили и подписали договор с помощью электронно-вычислительной техники, в которой использована система цифровой (электронной) подписи, они могут представлять в Арбитражный суд доказательства по спору, вытекающему из этого договора, также заверенные цифровой (электронной) подписью>.
    Однако следует признать, что существует проблема неподготовленности российских судов к рассмотрению спорных вопросов при работе с электронными документами. Для того чтобы быть полностью уверенным в юридически корректной процедуре работы системы, основанной полностью на электронном документе, необходимо иметь несколько прецедентов с положительным решением в Арбитражном суде.
    В связи с этим на первом этапе работы системы нельзя полностью отказаться от использования документов в бумажной форме. Передача документов производится единым пакетом с задержкой, оговоренной в правилах работы ТАЦ. При этом возникают риски непредоставления документа в бумажной форме по уже проведенной операции и риск несоответствия бумажного документа электронному сообщению. Эти риски принимает на себя трансфер-агентский центр, который гарантирует доставку документов и осуществление сверки электронных сообщений и бумажного документа.
    Для обеспечения функционирования системы ТАЦ принимает на себя ответственность за следующие действия:
    Подводя итог вышеизложенному, хотелось бы выделить следующее. Через Трансфер-агентский центр его члены будут предоставлять услуги широкому кругу профессиональных участников рынка: брокерам, дилерам, торговым системам, регистраторам, трансфер-агентам, депозитариям, банкам. Все они получают существенную выгоду от снижения затрат и рисков, связанных с исполнением сделок с ценными бумагами. Инициатива развития Трансфер-агентского центра поддерживается ключевыми саморегулируемыми и инфраструктурными организациями, профессиональными участниками рынка, а также ведущими российскими и зарубежными экспертами и специалистами. Важность формирования ТАЦ подчеркивается в докладе, подготовленном специалистами Всемирного банка.
    Трансфер-агентский центр открыт для присоединения к нему других участников по мере их готовности. Партнеры Трансфер-агентского центра берут на себя обязательства перейти на единую систему документооборота и осуществлять обмен документами в электронной форме по защищенным телекоммуникационным каналам. Это позволит лю-бому участнику рынка, пользующемуся услугами одного из членов Трансфер-агентского центра, быстро (в течение одного дня) и эффективно (с минимальными рисками и затратами) получить доступ практически в любой из сотен реестров, разбросанных по всей территории России, из одной точки. В результате существенно повышается эффективность инфраструктуры российского фондового рынка и создаются благоприятные условия для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики как от внутренних, так и от внешних инвесторов.
    Трансфер-агентский центр должен занять уникальную нишу в инфраструктуре российского рынка ценных бумаг. Развитие этого проекта позволит более полно реализовать интересы всех групп профессиональных участников фондового рынка. Создание ТАЦ обеспечит переход от системы физической доставки бумажных документов к их передаче в электронной форме по защищенным телекоммуникационным каналам.
    В перспективе это позволит отказаться от дорогостоящих, длительных и не гарантирующих полностью исполнения сделок поездок курьеров с документами к примерно 120 регистраторам, разбросанным по всей территории России.