Перспективы развития инфраструктуры фондового рынка в 2000 г.

Томлянович Cтепан

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ СТРАТЕГИИ УЧАСТНИКОВ

    Из практики последних лет очевидно, что состояние российского рынка и активность его участников существенным образом зависят от политической обстановки в стране, которая, по крайней мере, в начале 2000 г. будет определяться результатами президентских выборов.

  • Макроэкономическая ситуация также, к сожалению, далека от стабильности. Ее будут формировать в первую очередь внешние факторы, такие как отношения с МВФ и конъюнктура рынков энергоносителей. Ключевым внутренним фактором, по-видимому, останется борьба олигархических группировок за контроль над основными секторами экономики, сохраняющими эффективность (в основном в сырьевых отраслях).
        Существенное изменение нынешнего состояния экономики вероятно лишь в среднесрочной перспективе (3-5 лет).
        Прирост объема инвестиций на отечественном рынке ценных бумаг в ближайшие 1-2 года будет обеспечиваться на 90% за счет притока спекулятивного капитала из-за рубежа и лишь на 10% - за счет привлечения отечественных инвесторов (в основном физических лиц). Это достаточно существенно ограничивает набор возможных стратегий развития для участников рынка и, в частности, для субъектов инфраструктуры.
  • Доминирование иностранных инвесторов приведет к продолжению начавшейся с августа 1998 г. консолидации финансовой инфраструктуры, укрупнению брокерских и регистраторских компаний, ликвидации или объединению некоторых расчетных депозитариев, клиринговых центров и фондовых бирж. Влияние иностранных инвесторов и выдвигаемые ими требования по оперативности и качеству обслуживания, управлению рисками будут также в немалой степени способствовать возрастанию роли информационных технологий.
  • Развитие <розничных> операций с мелкой и средней клиентурой своим первым следствием должно иметь создание системы институциональных инвесторов при условии, конечно, что у государственных органов найдется время внести в законодательство изменения, устраняющие барьеры на пути их развития. Технологии ритейлового обслуживания пока в новинку для большинства российских участников фондового рынка (хотя прецеденты успешной работы уже имеются), и их разработка и внедрение также потребуют пристального внимания к новым информационным решениям.
  • В любом случае конкуренция на наиболее перспективных сегментах рынка неизбежно будет возрастать. Успех в этой борьбе на ближайший год будет в значительной степени определяться готовностью участников мириться с нулевой или отрицательной рентабельностью бизнеса и инвестировать дополнительные средства в его развитие. Затяжной характер кризиса позволяет прогнозировать, что количество победителей в этой борьбе будет весьма ограничено, соответственно возможности получения ими существенных доходов (по мере восстановления рынка в среднесрочной перспективе) значительно возрастут.
  • Среди организаторов торговли основными действующими лицами выступят крупнейшие биржевые группы (ММВБ-НДЦ и РТС-ДКК), имеющие в своем составе расчетные депозитарии. Конкуренция между ними будет вестись как путем расширения спектра предлагаемых услуг, так и через установление демпинговых тарифов, в том числе за депозитарное обслуживание. Фактическое отсутствие ограничений на обслуживание расчетными депозитариями мелкой и средней клиентуры - главной целевой группы кастодианов - приведет к обострению конкуренции между этими различными группами депозитариев, что в принципе не соответствует международной практике.
  • Несмотря на жесткие конкурентные условия, банки-кастодианы будут продолжать развиваться и должно произойти их окончательное позиционирование на рынке.     Банковские депозитарии можно условно разделить на чисто российские и принадлежащие крупным иностранным банкам. Количество дееспособных российских кастодианов значительно сократилось после кризиса. Некоторые крупные и средние российские банки сейчас активно развивают депозитарные услуги, но на <раскрутку> этого продукта необходимо значительное время и ресурсы. С учетом отмеченной выше тенденции к консолидации бизнеса представляется, что число кастодиальных банков не достигнет докризисного уровня. Вероятно, начнется естественное расслоение кастодианов на универсальные и узкоспециализированные.
        Иностранные кастодианы, несмотря на достаточно высокие тарифы, в результате кризиса получили 100% рынка услуг для зарубежных инвесторов и часть оборотов российских компаний с нерезидентами. Сколько-нибудь серьезная конкуренция российских кастодианов с ними за обслуживание иностранных инвесторов в 2000 г. невозможна, но и их интерес к российской клиентуре пока ограничен.
  • Вызванная кризисом слабость банковской системы привела к тому, что ключевые позиции в инфраструктуре рынка ценных бумаг на сегодняшний день заняты крупными брокерскими компаниями, оказывающими совместно с брокерскими депозитарные, клиринговые, а иногда и расчетно-кассовые услуги (<клиринговые брокеры>). На фоне ожидаемого роста рынка эти компании скорее всего увеличат свое влияние на инфраструктуру.     Впрочем, для того чтобы брокерским компаниям стать инвестиционными банками (в западном понимании этого термина), отечественным брокерам необходимо существенно укрепить свои операционные и информационные технологии, системы внутреннего контроля и управления рисками, а также привлечь дополнительный капитал. Далеко не всем компаниям эта задача по плечу, и велика вероятность того, что, несмотря на подъем, число дееспособных брокерских компаний не будет увеличиваться такими темпами, как в середине 90-х годов, а, может быть, даже сократится. Круг потенциальных победителей в конкурентной борьбе (4-6 брокерских компаний) уже начинает просматриваться.
  • Регистраторский бизнес в 2000 г. также продолжит консолидацию: 5-10 крупнейших регистраторов при поддержке ПАРТАД скорее всего сконцентрируют в своих руках большинство реестров наиболее привлекательных компаний. По-видимому, неизбежны попытки регистраторов заключить некое <картельное соглашение> для фиксации существующих высоких расценок для участников рынка.     Несмотря на это, конкуренция между регистраторами за эмитентов, наверняка, обострится, причем вестись она будет, к сожалению, отнюдь не только экономическими методами. Обострится также конкуренция между регистраторами и депозитариями, особенно в части построения и использования трансфер-агентских сeтей и систем удаленного доступа.
        Точкой совпадения интересов как отдельных регистраторов, так и всех <учетных> субъектов инфраструктуры могут стать усилия по стандартизации документооборота и механизмов защиты и передачи информации.

    ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ

        Описанные выше особенности развития фондового рынка ставят перед любым его участником, а в особенности перед системообразующими инфраструктурными организациями, задачу повышения эффективности своей деятельности и снижения присущих ей рисков. Это необходимо, с одной стороны, в силу сохраняющейся кризисной ситуации, вынуждающей участников рынка сокращать затраты и повышать эффективность использования имеющихся ресурсов. С другой стороны, ожидания роста активности рынка в 2000 г. заставляют задуматься о повышении устойчивости и расширении функциональных возможностей используемых информационных систем, укреплении кадрового потенциала, расширении спектра предлагаемых услуг и донесении информации о них до максимально широкого круга потенциальных клиентов.
        Достижение этих целей позволит участникам рынка в полной мере реализовать свои конкурентные преимущества в условиях перехода вначале к спекулятивному, а затем и к структурному росту. Те участники рынка, которые не смогут изыскать достаточных ресурсов для инвестиций в развитие, скорее всего не смогут воспользоваться его плодами.
        Таким образом, каждый профессиональный участник рынка, вне зависимости от его специализации, имеет, по нашей оценке, не более полугода для решения следующих задач:

  • Оптимизация структуры и состава затрат, необходимых для обслуживания текущих операций и обеспечения стратегического развития при их общем сокращении.
        Общение с участниками рынка показывает, что, с одной стороны, несмотря на достаточно болезненные сокращения персонала и сворачивание инвестиционных программ, исчерпаны далеко не все источники сокращения непроизводительных расходов. С другой стороны, часто руководство компаний сокращает статьи расходов, определяющих возможности развития в среднесрочной перспективе. Главной причиной такого положения, на наш взгляд, является несовершенство сложившихся в таких фирмах систем управления.
  • Создание эффективно действующего механизма управления (в том числе управления развитием и рисками).     Если в период растущего рынка руководителям большинства компаний не хватало времени заняться <настройкой> систем управления, то после кризиса времени стало больше, однако в дефиците оказалось желание разбираться с <рутиной> и осознание стратегических перспектив. Постановка цели и выбор концепции развития - определяющие факторы успешного решения инфраструктурными организациями этой задачи. Помимо этого требуется четкое (желательно алгоритмическое) описание используемых технологий (в том числе технологий принятия решений) и разработка системы мер по их усовершенствованию.
  • Создание единого продуктового ряда по услугам участникам фондового рынка.     Наборы услуг, предлагаемые профессиональными участниками рынка своим клиентам, как правило, складывались <исторически>, т.е. скорее всего бессистемно. Число компаний, проводивших анализ доходности каждого предлагаемого продукта, можно сосчитать по пальцам одной руки. Часто выбор продукта определялся далеко не экономическими методами (достаточно вспомнить расхожую пословицу <Понты дороже денег>).
        В новых условиях включение тех или иных услуг в продуктовый ряд должно осуществляться на основании тщательного анализа их рентабельности. Для крупных организаций, готовых поддерживать широкий спектр услуг, актуально налаживание кросс-селлинга. Крупнейшие инфраструктурные организации уже демонстрируют желание и возможность организации продаж различных услуг по единым правилам.
        Для субъектов инфраструктуры, не могущих позволить себе роскошь поддержания универсального набора услуг (а таких абсолютное большинство), все большее значение будет приобретать специализация на <профильных> услугах. Это в свою очередь потребует развития кооперации между участниками рынка, а значит, и стандартизации используемых технологий.
  • Агрессивное продвижение предлагаемых услуг на приоритетных сегментах рынка.
        До недавнего времени реклама в СМИ являлась единственным средством распространения участниками рынка информации о своих услугах. При всех неоспоримых преимуществах этого канала он достаточно дорог.
        С развитием Интернета ситуация в корне изменилась. На первый план теперь выходит работа по совершенствованию корпоративных сайтов участников рынка, разработке и проведению баннерной рекламы.
        С подъемом рынка внимание к традиционной рекламе возрастет, но по сравнению с предыдущим циклом будут более активно использоваться относительно дешевые способы, такие, например, как создание сети агентских продаж.
  • Внедрение современных информационных технологий.
        Опыт 1997 г. показал, что большие объемы торговли таят в себе не меньшую угрозу благополучию фирмы, чем их практически полное отсутствие. Технология <бумажной> обработки операций не позволяет повысить эффективность работы выше определенного уровня. И если в предыдущие годы участники рынка автоматизировали в первую очередь учетные функции, то сегодня для обеспечения конкурентоспособности необходимо задуматься об автоматизации всей цепочки обмена данными с клиентами и контрагентами, а также все большего числа контрольных и даже управленческих функций.
        Возрастающая стоимость развития и поддержания бесперебойного функционирования информационных систем, с одной стороны, способствует уже описанному процессу укрупнения участников рынка, а с другой - приводит к их дальнейшей специализации.
        На новой фазе развития весьма вероятно появление все большего числа компаний - системных интеграторов, а также <технических центров> - организаций, берущих на себя хранение и обработку информации для участников рынка, так называемый аутсорсинг.
        Рост потребностей инфраструктуры в укреплении информационных систем должен привести к тому, что после многолетних неудачных попыток удастся договориться о разработке общерыночных стандартов электронного обмена данными и их защиты. Участие инфраструктурных организаций в выработке таких стандартов имеет и чисто утилитарный смысл, так как позволяет заблаговременно приспособить свои системы к внедряемым стандартам и укрепить свой позитивный имидж в глазах рынка.
        Колоссальный потенциал сети Интернет в организации обращения ценных бумаг пока только начинает использоваться наиболее <продвинутыми> участниками. Переход к использованию Интернета для торговли приведет к резкому сокращению комиссий, что в свою очередь даст толчок к развитию <розничных> услуг на фондовом рынке.

    РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ НА ДАННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

        По сложившейся в России недоброй традиции помимо политичес-ких рисков за пределами непосредственного контроля участников рынка находится и система государственного регулирования.
        Регулирующие органы воспринимаются рынком и зачастую действуют не как сервисные, по сути, организации, а как инструмент административного давления и принуждения. Часто близость тех или иных участников рынка к регуляторам является определяющей для успеха этой организации в <конкурентной> борьбе. Получение прав на эксклюзивное обслуживание тех или иных государственных программ позволяет участнику рынка получать стабильный и достаточно высокий доход, при том что отбор <уполномоченных> организаций не всегда осуществляется в соответствии с объективными показателями их деятельности.
        Соперничество между регулирующими органами приводило и приводит к существованию дублирующих друг друга инфраструктурных организаций, а отсутствие нормальной конкуренции между такими организациями - к удорожанию их услуг для участников рынка.
        На фоне сохраняющейся слабости российской инфраструктуры продолжается крайне опасный процесс - <перетекание> рынков российских ценных бумаг за рубеж в основном путем выпуска российскими эмитентами депозитарных расписок. Есть все основания полагать, что с началом выхода российской экономики из кризиса этот процесс только усилится. Это плата в том числе и за неэффективность системы регулирования отечественной инфраструктуры.
        Вообще говоря, основной функцией регулирующих органов в рыночной экономике должно быть поощрение конкуренции на каждом сегменте рынка и недопущение монополизации тех или иных функций отдельными участниками или группами. Именно на это, а не на утверждение своего авторитета или подавление соперников должны быть направлены основные усилия регуляторов фондового рынка.
        Наличие эффективных (в макроэкономическом смысле) рынков всех основных посреднических услуг, составляющих предмет деятельности финансовой инфраструктуры, - наилучший залог соблюдения прав инвесторов. Естественно, <системные> методы регулирования должны сочетаться с продуманной и эффективной пруденциальной и дисциплинарной политикой.
        Если говорить о конкретных шагах, которых участники рынка ожидают от регулирующих органов, можно назвать отмену постановления о запрете выполнения банками функций расчетного депозитария или, по крайней мере, доведение его до логического завершения и запрет расчетным депозитариям обслуживать клиентуру кастодианов.
        Совмещение функций депозитария и регистратора, распространенное на фондовых рынках некоторых развитых стран, также запрещено российским законодательством. Между тем на фоне усиливающей-ся концентрации бизнеса и растущих потребностей финансирования развития информационных технологий, выход банковских организаций на рынок регистраторских услуг мог бы привести к повышению их качества и снижению затрат участников рынка.
        Регулирующие органы могут внести свою лепту в создание общерыночных стандартов обмена данными и защиты информации, в том числе в рамках проекта создания центрального депозитария.
        Подводя итог, хотел бы заметить, что, несмотря на достигнутый в сложнейших условиях последних двух лет прогресс, испытанием для финансовой инфраструктуры в ее нынешнем состоянии является не только кризис, но и выход из него. И от того, насколько успешно она его преодолеет, будет зависеть не только внутренний <расклад сил> на фондовом рынке, но и общая привлекательность российского рынка в глазах международных инвесторов, а значит, и перспективы его перехода из разряда <экзотических> в более стабильное состояние.
        Субъектам инфраструктуры придется перестраиваться, в противном случае место нынешних ее <столпов> рано или поздно займут более мобильные организации.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".