Белоруссия рассчитывает на себя

Тарасов Владимир

ФИНАНСЫ: КРИЗИС ИЗ-ЗА ПАССИВНОСТИ

    Опасения попасть в зависимость от иностранных кредиторов заставляют правительство Белоруссии опираться на внутренние ресурсы страны и отказываться от увеличения внешней государственной задолженности. Исключение - Россия, на финансирование со стороны которой правительство РБ рассчитывает в обмен на свою лояльность в ряде вопросов.
    В конце 1997 г. Белоруссия была довольно близка к реализации этих планов: критические для РБ долги перед РАО <Газпром> снизились примерно до 100 млн долл., а по итогам года отрицательное сальдо в торговле с Россией сократилось практически до нуля. Но планам все же не суждено было сбыться.
    В начале года сократилась доля поступающей в РБ валютной выручки и, напротив, резко возросла доля бартерных операций во внешней торговле с Россией. По данным Национального банка, в январе - феврале 1998 г. поступление валютной выручки на счета предприятий уменьшилось по сравнению с январем - февралем 1997 г. на 22%, хотя экспорт вырос примерно на четверть. Поэтому ожидаемого притока валюты страна не получила и долг перед <Газпромом> за два последние зимние месяца не сократился, а вырос примерно вдвое.
    Ситуацию усугубил и президент РБ, который в преддверии встречи глав государств СНГ, планировавшейся на вторую половину марта, довольно критически высказывался по поводу экономической политики правительства РФ. Возможно, поэтому <Газпром> занял более жесткую, чем обычно, позицию на переговорах с РБ и потребовал оплаты в 1998 г. 70% поставок газа в валюте или российских рублях вместо 30% в 1997 г. Белоруссия не смогла выполнить это требование, и <Газпром> в марте в очередной раз сообщил о намерении ограничить поставки газа в РБ.
    Но валютный кризис начался несколько ранее, в конце февраля, когда стали известны намерения правительства РБ выделить деньги на финансирование посевной и жилищного строительства в размере нескольких триллионов рублей.
    До этого Национальный банк РБ поддерживал курс рубля на ММВБ посредством валютных интервенций самостоятельно или с помощью некоторых российских банков.
    В конце февраля он прекратил это делать, что могло быть вызвано как отсутствием у него валюты, так и желанием провести спекулятивные операции или обесценить рублевые средства на счетах нерезидентов. Действие, а если точнее, бездействие Нацбанка во время кризиса так и осталось необъясненным. Ситуацию можно было легко исправить посредством привлечения 50-100 млн долл. США, так как на счетах нерезидентов РБ в марте находилось около 1,5 трлн белорусских рублей. Впрочем, подобное пассивное поведение государственных чиновников является неизбежным и естественным в условиях жесткой централизации власти. Они не обладают полномочиями, необходимыми для решения задач, которые перед ними поставлены.
    На межбанковском валютном рынке в Москве курс доллара США вырос с 44000 белорусских руб. за доллар США в середине февраля до 50000 руб. в конце февраля, затем - до 53000 руб. к 6 марта и до 60000 руб. - 12 марта. До конца марта курс на межбанковском рынке колебался в интервале 55000-60000 белорусских руб. Внебиржевой рынок в РБ повторял изменения курсов в России. Начался и рост цен на товары внутри республики.
    Премьер-министр РБ Сергей Линг и председатель правления Нацбанка РБ Геннадий Алейников 13 марта посетили Москву и провели переговоры с председателем правления Центробанка РФ Сергеем Дубининым. Переговоры закончились безрезультатно. По всей видимости, российская сторона опасалась, что в случае предоставления новых средств Белоруссии без гарантий возврата увеличатся шансы повторения очередного <нулевого варианта>.
    После того как усилия премьер-министра РБ и председателя Национального банка ни к чему не привели, в ход событий вмешался президент, который отдал распоряжение вернуть курс белорусского рубля к его значению в начале марта.
    20 марта он сместил с должности трех членов и председателя правления Нацбанка РБ Геннадия Алейникова. Председателем правления был назначен первый заместитель премьер-министра РБ Петр Прокопович, и одновременно Национальный банк был подчинен Совету министров.
    Распоряжению президента подчинились белорусские банки и торговля. Однако российские финансовые структуры указания, естественно, не выполнили, и курс белорусского рубля в России не снизился. В связи с этим Национальный банк запретил с 23 до 27 марта перевод белорусских рублей со счетов резидентов РБ на счета нерезидентов (с небольшими исключениями). Центробанк России в ответ прекратил торги белорусским рублем на ММВБ и выставление официального курса белорусского рубля по отношению к российскому, рекомендовав российским банкам воздерживаться от проведения операций с белорусским расчетным билетом до полного выяснения ситуации.

ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА: ВНУТРЕННИЙ ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК

    Совет министров РБ 21 марта 1998 г. принял программу неотложных мер по стабилизации валютного рынка и обменного курса белорусского рубля. Главное направление - перевод основного объема валютных операций на внутренний рынок республики, обеспечение контроля за валютными операциями со стороны государства, а также использование внутренних валютных резервов РБ.
    Некоторые меры Национальный банк пытался принять еще до наступления кризиса. Так, в конце февраля он ограничил перечисление средств в белорусских рублях на счета нерезидентов, а с 22 января на Межбанковской валютной бирже была организована дополнительная торговая сессия, на которой он покупал валюту по цене, приближенной к курсу на межбанковском рынке, что отвлекло часть средств с рынка в России.
    Все эти меры оказались недостаточными, поэтому намечены к реализации новые идеи. Правительство собирается ввести дополнительные гарантии вкладов населения в иностранной валюте. Во втором полугодии 1998 г. планируется провести выпуск облигаций сберегательного займа для физических лиц в белорусских рублях. Намечены шаги по уменьшению импорта и доли бартерных операций в торговле.
    Ряд мер направлен на увеличение привлекательности инвестиций в белорусскую экономику посредством развития свободных экономических зон и обеспечения льгот для иностранных инвесторов.
    В программе неотложных мер ничего не сказано о тех шагах для реальной стабилизации ситуации с белорусским рублем, без которых выход из кризиса невозможен, но которые должны быть предприняты в России. Это - предмет переговоров между РБ и РФ на высшем уровне.

ГКО: ПОВЫСИТЬ СТАВКИ НЕ РЕШИЛИСЬ

    Национальный банк РБ в 1998 г. пытался кардинально изменить политику, проводимую на рынке государственного долга в РБ, и пробовал делать то, на что уже давно пошли Россия и Украина, - увеличивать объем внешних заимствований посредством выпуска государственных ценных бумаг. Но осуществить эту операцию до конца так и не удалось.
    Министерство финансов с начала года продолжало практику установления аукционной доходности на уровне ставки рефинансирования, которая составляла 40% годовых (см. таблицу). При росте потребительских цен на 3,9 и 3,1% (в январе и феврале соответственно) такая доходность не привлекала инвесторов, и объемы спроса и размещения на аукционах были крайне незначительными - около 100 млрд руб. еженедельно при объявленных объемах эмиссии 600-700 млрд руб. (начиная с февраля аукционы ГКО начали проводиться еженедельно по вторникам).
    Ставка рефинансирования Нацбанка с 19 февраля была повышена до 50% годовых, но и этого было явно недостаточно.
    Только перед самой отставкой правления Национального банка удалось добиться изменения политики в отношении размещения государственных ценных бумаг: аукционная доходность ГКО начала расти. В марте на 81-м и 82-м аукционах - до 53,62 и 55,01% годовых соответственно для облигаций, приобретенных по минимальной цене. Но увеличение доходности практически не сказалось на объемах размещения, так как валютный кризис был уже в разгаре, а новые ставки все равно не дотягивали до прогнозируемых темпов инфляции и обесценивания белорусского рубля.
    Правительство РБ так и не решилось на резкое увеличение доходности и привлечение таким образом свободных рублевых средств нерезидентов. Министерство финансов не воспользовалось и другим общепринятым в мировой практике способом увеличения привлекательности облигаций - уменьшением срока их обращения, - продолжая выпускать ГКО на 11 месяцев.
    После смены руководства Нацбанка на аукционе в конце марта была повторена доходность облигаций 82-го выпуска. Нельзя исключить, что политика повышения привлекательности белорусских ГКО в каком-то виде будет продолжена, хотя про государственные ценные бумаги в программе неотложных мер сказано только то, что доходность по ним должна быть положительной. С 1 апреля уменьшена и ставка рефинансирования Нацбанка - до 44%.
    Обязательные котировки ГКО новых выпусков на Межбанковской валютной бирже в Минске после их начала 16 января так и не стали регулярными. Основная причина - возможность для банков совершать сделки вне биржи с облигациями выпусков 1997 г. Тем не менее в марте в отдельные дни сделки заключались уже на миллиарды рублей, а в целом за март объем торгов на МВБ составил 34 млрд руб. (менее 1% от объема сделок с ГКО на вторичном рынке за месяц).

ПРИВАТИЗАЦИЯ: БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬСЯ

    Шагом, направленным на увеличение привлекательности инвестиций в белорусскую экономику, стал выпущенный 20 марта 1998 г. декрет президента РБ <О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в РБ>, который довольно существенно меняет порядок ее проведения.
    Приватизация будет продолжена - и это главное. Разрешено замороженное почти на год проведение акционирования предприятий республиканской собственности, которое будет проходить под жестким контролем властных структур. В частности, решение о приватизации предприятий с численностью свыше 4 тыс. работающих будет принимать президент. Для преобразования в АО требуется согласие трудового коллектива, хотя органы власти могут при желании обходиться и без него.
    Декретом вводится возможность передачи Мингосимуществом государственной доли акций в управление других республиканских органов государственной власти, а также в управление физических и юридических лиц. В некоторых случаях это способно повысить привлекательность приватизации, так как государственные пакеты акций могут передаваться в управление администрации АО или владельцам крупных пакетов акций.
    Кардинальные изменения претерпевает чековая приватизация. Бывшая обязательной по закону о разгосударствлении и приватизации реализация 50% акций АО за чеки <Имущество> забыта. Забыто и решение о специальном списке предприятий, акции которых могут обмениваться на чеки. Теперь Мингосимущество может принимать решение о величине доли акций, предназначенных для обмена на чеки, по любому из приватизируемых предприятий. Эта доля не может быть больше 50% от величины уставного фонда. Способы обмена остаются прежними: членам трудового коллектива, физическим лицам - через отделения Сбербанка, всем участникам приватизации - на специализированных чековых аукционах.
    Декретом введен и давно ожидаемый мораторий на продажу акций, приобретенных физическими лицами в процессе проведения льготной продажи акций членам трудового коллектива и в обмен на приватизационные чеки. Запрещено любое отчуждение таких акций до истечения срока проведения безвозмездной приватизации (1 июля 1999 г.).
    Революционным изменением, но противоположного характера, является решение о возможном установлении начальной цены продажи акций (в размере одной минимальной заработной платы) тех предприятий, у которых численность работающих менее 100, а задолженность по финансовым обязательствам равна или выше активной части баланса.
    Декрет оставил и множество нерешенных проблем, в частности не прояснил судьбу <золотой акции>, порядок введения которой пока не разработан. Не предусматривается и активизация продажи акций, находящихся в собственности государства, как, впрочем, и развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг.
    С 1 апреля этого года в Сберегательный банк РБ поступили акции еще 76 предприятий для обмена на приватизационные чеки. В их число входят в основном небольшие предприятия деревообработки, строительства, пищевой и легкой промышленностей.

ВЕКСЕЛЬ: И ТОТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

    Коммерческие банки так и не смогли добиться у правительства Белоруссии разрешения осуществить вексельные программы финансирования предприятий, поэтому в РБ в основном проводятся операции с товарными векселями. По-прежнему векселя активно используются для развязки неплатежей. Объем подобных операций после прекращения вексельной программы Мингорисполкома осенью 1997 г. снизился примерно на 50%, но к началу 1998 г. ста-билизировался на уровне, превышающем 1 трлн руб. развязанных неплатежей в месяц.
    В конце февраля Национальный банк РБ продолжил осуществление второго этапа собственной вексельной программы, организованной осенью прошедшего года. Его векселя предназначены для отвлечения с рынка денежных средств, появляющихся на нем вследствие финансирования уборочных работ. Осенью 1997 г. они были реализованы коммерческим банкам, перечислявшим рублевые средства в Национальный банк в пределах сроков и объемов заданий, установленных индивидуально для банков. Но обращения векселей на вторичном рынке практически не было (векселедержателями могут быть только резиденты РБ).
    К марту 1998 г. первый этап вексельной программы закончился и начался новый - уже в счет финансирования посевной. Он обещает быть более успешным, так как доход, полученный в процессе операций с этими векселями, налогами не облагается.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: ЛЬГОТЫ ВМЕСТО ДОХОДНОСТИ

    Не имея возможности привлечения инвесторов посредством повышения доходности ГКО, Национальный банк использовал другие варианты, в частности льготирование доходов по некоторым видам ценных бумаг.
    До 1998 г. от налогообложения были освобождены только доходы, получаемые от проведения операций с государственными ценными бумагами, которые выпускаются Минфином. В начале 1998 г. эти льготы были распространены на муниципальные облигации первого минского городского жилищного займа и ценные бумаги Национального банка РБ, эмитируемые с целью оперативного регулирования денежной массы (краткосрочные обязательства и векселя). Освобождение от налогов сделало эти ценные бумаги более привлекательными для коммерческих банков, нежели они были ранее, поскольку налогообложение делало их по сравнению с ГКО неконкурентоспособными. Теперь уже ГКО становятся неконкурентоспособными в связи с организацией их котировок на МВБ. Ведь это усложняет обращение последних.
    Значительно улучшаются условия для размещения жилищных облигаций минского экпериментального займа. Доход от операций с ними был освобожден от налогообложения указом президента еще в феврале прошедшего года, но организаторы займа добивались принятия закона. В новом законе льготы распространяются на физических и юридических лиц. К операциям, доход от которых льготируется, относятся все операции по купле-продаже, а также связанные с выплатой и получением процентов.
    Однако облигации займа находятся в обращении в весьма ограниченном объеме (около 30 млрд руб.), поэтому существенного влияния на ситуацию на финансовом рынке РБ они не окажут. Специфика минского эксперимента такова, что увеличения объемов размещения для его организаторов не требуется.
    Намного ранее, чем обычно, - 3 марта 1998 г. - Совет министров РБ совместно с Национальным банком принял постановление <О вывозе из РБ и ввозе в РБ ценных бумаг в 1998 г.>.
    Оно чрезвычайно лаконично и разрешает в установленном порядке вывоз ценных бумаг (акций, облигаций) белорусских эмитентов и ввоз в РБ для обращения на ее территории ценных бумаг, выпущенных ино-странными эмитентами. Без квот!
    Процедура обращения ценных бумаг установлена в <Порядке вывоза из РБ ценных бумаг белорусских эмитентов и ввоза в РБ ценных бумаг иностранных эмитентов>, принятом в прошлом году. Для вывоза ценных бумаг требуется обязательная регистрация, а для ввоза - еще и получение разрешения в Комитете по ценным бумагам.
    Из этого правила есть исключения - коммерческим банкам не требуется получать разрешение на покупку ценных бумаг иностранных эмитентов. Это установлено в дополнении к упомянутому <Порядку...>: движение ценных бумаг по счетам депо коммерческих банков-резидентов за пределами РБ по операциям, совершаемым на основании лицензии Нацбанка РБ, - не является ввозом ценных бумаг в РБ (для остальных белорусских резидентов ввозом является покупка ценной бумаги, а не пересечение ею государственной границы).

ПРОГНОЗ: НАСТУПАЕТ ВРЕМЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

    Назначение Петра Прокоповича председателем правления Нацбанка РБ означает победу одного из двух конкурирующих направлений в белорусской финансовой политике. Ранее в РБ существовали две силы, которые пытались осуществлять противоположные идеи. Петр Прокопович, по образованию инженер-строитель, известен в РБ как сторонник увеличения объемов денежной массы в обращении (без роста инфляции). Стремление правительства насытить экономику большим количеством рублей пытался сдерживать Национальный банк. Теперь сдерживающего фактора нет, вернее - таковым станет правительство и Центробанк России, позиция которых во многом будет определять финансовую политику в РБ.
    Однако теоретические взгляды нового премьера Белоруссии под воздействием обстоятельств и ответственности могут меняться, поэтому ожидать резких изменений принципов финансовой политики, за исключением полного перевода рынка белорусского рубля в РБ, в ближайшее время вряд ли стоит. Более вероятно установление жесткого контроля за движением денежных потоков в РБ со стороны государства, т.е. усиление той политики, которую и так начал проводить Национальный банк. Отметим, что вместе с ослаблением позиций Национального банка должно ухудшиться и положение коммерческих банков.
    Прежнее руководство Национального банка препятствовало осуществлению некоторых рискованных финансовых проектов, которые предлагались различными структурами. Теперь препятствий нет, поэтому возможно появление и осуществление различных экспериментов, в частности вексельных.
    Такой тактике может способствовать и распространенное в правительстве РБ мнение о том, что все делается правильно, надо только воспрепятствовать вывозу валюты из РБ и продержаться до того момента, когда рост производства и объема экспорта товаров в Россию позволит стабилизировать финансы.
    В течение 1997 г. Петр Прокопович возглавлял Совет по ценным бумагам при Совете министров РБ. Особого интереса к развитию фондового рынка он не проявлял, но разработке проектов не препятствовал. При нем были приняты несколько концептуальных решений об организации инфраструктуры белорусского рынка ценных бумаг, которые, впрочем, реализованы не были.
    Возможно, теперь их осуществление ускорится.

© ЗАО "Группа РЦБ".