Программа подготовки управленческих кадров

РЦБ
Издательский Дом

    РЦБ:Татьяна Алексеевна, расскажите, пожалуйста, о программе подготовки управленческих кадров.
    В связи с чем возникла необходимость в ней?

    Т. К.:Одна из главных задач программы подготовки управленческих кадров - сближение системы менеджмента в России с общемировой.
    Вторая задача - установление деловых и дружеских контактов ее участников с российскими и зарубежными коллегами. Это очень важно, так как известно, что при совместной работе больше доверяют конкретной личности.
    Цель федеральной программы подготовки кадров - формирование такого корпуса управленцев, которые в дальнейшем могли бы успешно работать с западными участниками рынка. С прошедшими переподготовку специалистами в первую очередь будут контактировать иностранные специалисты и инвесторы. В ходе реализации программы участники, с одной стороны, получают необходимые знания, а с другой - перенимают зарубежный опыт.
    Программа не является российским изобретением. После второй мировой войны по плану Маршалла Америка помогала в обучении специалистов Германии. Несмотря на то что в нашей стране компаниями руководят преимущественно молодые люди, которые в советское время не занимали руководящих постов, российский менеджмент остается <советским>. Это неудивительно, так как современное поколение - продукт советского социума.

    РЦБ:Как финансируется программа?

    Т. К.:Исходя из положений программы, 40% средств выделяет федеральный бюджет, приблизительно 40% - региональные бюджеты, а 20% - это средства предприятий, участвующих в программе. Стажировку полностью финансирует зарубежная сторона. Федеральные средства расходуются на обучение в российских вузах и проезд специалистов на стажировку за границу.
    Региональные средства направляются на создание региональных отделений, на оплату экспертов, на проведение семинаров после стажировок и на текущие расходы отделений в течение года. Предприятия выделяют средства на сохранение заработной платы своего специалиста, обучающегося с отрывом от производства. В России обучение может происходить еще в вечерней и заочной формах.

    РЦБ:Как долго будет действовать федеральная программа по подготовке управленческих кадров?
    На каком этапе она находится?

    Т. К.:В постановлениях о программе говорится, что она рассчитана, по крайней мере, на ближайшие три-пять лет.
    Основные этапы программы подготовки управленческих кадров следующие. Вначале региональные отделения проводят конкурсный отбор кандидатов, которые намерены участвовать в программе. Второй этап - обучение участников в отобранных российских учебных заведениях. Заключительный этап - отбор специалистов и направление их на стажировку за рубеж.
    Основное внимание в программе уделено регионам, и в первую очередь повышению уровня менеджмента на предприятиях. Поэтому главную организующую роль в программе играет Федеральная комиссия с ее разветвленной сетью региональных отделений по всей стране. В настоящее время создано 79 отделений. Количество региональных отделений немного меньше числа субъектов Российской Федерации, так как в нескольких регионах квота участников составляет всего 1. В этом случае одно региональное отделение будет охватывать сразу несколько территорий. Региональные отделения создавались в регионах в разное время. Первые отделения появились в декабре 1997 г.
    Перед началом работы региональных отделений в Москве было проведено два крупных совещания: 9 декабря 1997 г. - для председателей региональных отделений, а 20 февраля 1998 г. - для председателей конкурсных комиссий в составе отделений. На первом обсуждалась стратегия работы отделений в рамках федеральной программы, а на втором председателям конкурсных комиссий были выданы единые психологические тесты, тесты по иностранным языкам от British Cancel, от французского посольства и от института Гете (Германия). Таким образом, была создана единая методика отбора кандидатов на всей территории России. Это важно, так как после обучения специалисты должны иметь одинаковый образовательный уровень, иначе иностранным компаниям, отбирающим российских участников на стажировку, будет трудно определиться. Кроме того, проводится аттестационный экзамен по результатам обучения в российских вузах.
    Для обкатки технологии программы в ноябре 1997 г. был запущен пилотный проект. Его особенность состоит в том, что сразу после отбора кандидаты направляются на стажировку за рубеж. В пилотном проекте участвуют 8 стран - Германия, США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Италия, Франция. Всего за границу должны уехать 383 человека. В феврале уехали на стажировку в Японию 130 специалистов, в Германию - 23, в Канаду - 7. В марте были подготовлены группы для отъезда в Италию, США, Великобританию. В конце апреля первые участники пилотного проекта возвратились в Россию. К концу мая пилотный проект будет практически завершен.
    Базовый проект, помимо отбора конкурсантов и стажировки, включает обучение в российских учебных заведениях. После публикации 13 января 1998 г. в <Российской газете> положений программы подготовки управленческих кадров региональные отделения начали принимать документы от кандидатов. Срок приема документов - не менее 1,5 месяца. Многие региональные отделения продлили срок набора. Например, московское отделение до сих пор принимает документы от кандидатов. До конца марта все региональные отделения представили Федеральной комиссии списки кандидатов. Примерно одновременно с началом отбора кандидатов региональными отделениями начался тендер учебных заведений.
    После отбора участники были распределены по российским учебным заведениям. В середине мая началось обучение. Период обучения может продолжаться от 1,5 до 6 месяцев. После того как специалисты пройдут подготовку в ведущих российских заведениях, они защищают дипломные работы и сдают государственные экзамены. Следующий важный этап - отбор иностранными компаниями российских участников для стажировки за рубежом. На сегодня 14 стран на межправительственном уровне заключили договоры с Россией о том, что они принимают российских специалистов на стажировку.

    РЦБ:Какова структура регионального отделения Федеральной комиссии по подготовке управленческих кадров? Какие на него возложены полномочия?

    Т. К.:Первые лица в региональном отделении - председатель и ответственный секретарь. Председателем регионального отделения, как правило, является либо заместитель главы администрации региона, либо руководитель департамента экономики. Ранг председателя очень важен, так как этим задается уровень федеральной программы.
    Ответственный секретарь занимается преимущественно подбором экспертов в региональную комиссию. Чаще всего экспертами становятся специалисты из образовательных учреждений, так как при отборе кандидатов учитываются знания иностранного языка, психологические качества, а также уровень знаний по маркетингу, финансам и менеджменту.
    Те региональные отделения, которые пригласили экспертов сразу из нескольких учебных заведений, оказались в выигрыше, так как у них появилась возможность выбора. Кроме того, в отдельных регионах к подбору экспертов привлекались и рекрутинговые агентства, которые имеют навыки отбора персонала. При отборе кандидатов важно оценить не столько знания, сколько комплекс личностных и профессиональных качеств.
    Кандидаты при отборе тестируются непосредственно экспертами из региональных отделений. Регионы сами должны определить, кого именно они хотят послать на обучение. Региональным комиссиям рекомендовалось брать с предприятия не одного специалиста, а несколько, тем самым создавая команды управленцев. Но эти предприятия должны быть значимы для регионов. Таким образом, обучая специалистов, работающих на крупных предприятиях, можно реально помочь восстановлению экономики в регионах.

    РЦБ:По каким критериям определяется количество участников от каждого региона?

    Т. К.:Субъектам Федерации выделяется определенная квота участвующих в программе, которая пропорциональна числу работающих в регионе. В итоге в этом году в России пройдут обучение 5000 человек. Но не все из них поедут на стажировку за рубеж.

    РЦБ:Можно ли сравнивать программу подготовки профессиональных участников ФКЦБ с программой подготовки управленческих кадров?

    Т. К.:Обе программы имеют много общего. Но ФКЦБ готовит профессиональных участников в компаниях, работающих на финансовом рынке, а наша программа готовит менеджеров для этих компаний, т.е. управленческий корпус. До сих пор руководителями отделов этих компаний были только профессионалы по финансовому рынку, но подразумевалось, что они должны быть профессионалами и в области менеджмента.

    РЦБ:В программе указаны две основные группы участников: предприятия и организации различных отраслей народного хозяйства и специалисты - частные лица. Есть ли различия в критериях отбора среди представителей предприятий и частных лиц?

    Т. К.:Специалистами названы все кандидаты, которые участвуют в программе. Так как изначально это менеджерская программа, то кандидат - это специалист в области менеджмента. Например, ведущий инженер не может участвовать в нашей программе. Конкурсант должен быть, по крайней мере, главным инженером или хотя бы руководителем отдела.
    В отборе участвуют специалисты, которые имеют профессиональный стаж работы не менее трех лет, из которых один год - управленческого опыта.
    В программе упомянута еще одна категория участников - военнослужащие. Об их трудоустройстве говорят давно. Для них возрастная планка поднята до 40 лет. Заявлений от бывших военнослужащих поступает очень много.

    РЦБ:Программа предусматривает подготовку специалистов высокого ранга - руководителей высшего и среднего звена. Поэтому важно качество образования. Как будут проводиться тендеры - конкурсные отборы учебных заведений, которые намерены принять участие в обучении специалистов?
    Какие требования предъявляются к учебным заведениям?

    Т. К.:Процедура отбора учебных заведений такова: после публикации (13 января 1998 г.) положений о конкурсном отборе российских образовательных учреждений для подготовки управленческих кадров учебные заведения в течение месяца должны были подать заявки. Все вузы подавали только формальные документы, дающие право на ведение обучения по данному типу программы, - лицензии, аттестации, аккредитации. Затем в течение 10 дней комиссия во главе с министром образования проводила отбор образовательных заведений по формальным критериям. После предварительного отбора 70 вузов были рекомендованы к участию в программе, а 50 - условно рекомендованы.
    20 марта истек срок подачи отобранными образовательными учреждениями своих программ. Следующий этап - конкурс программ. 30 марта комиссия по учебным заведениям выдала Федеральной комиссии окончательные списки образовательных учреждений, которые рекомендованы и прошли конкурс.
    Списки вузов, прошедших предварительный отбор, были направлены в региональные отделения. 31 марта отделения прислали в Федеральную комиссию списки кандидатов, прошедших конкурсный отбор, с указанием - в каком из трех вузов слушатель намерен обучаться. Была разработана компьютерная программа. В нее внесли все данные об участнике по региональному принципу и по специализации - финансы, маркетинг и менеджмент. В итоге государственное финансирование получил только тот вуз, который был выбран кандидатом.
    В программе участвуют учебные заведения всей России. При этом не требуется, чтобы у всех вузов были единые программы. В положениях программы обозначены только основные направления.
    Учебным заведениям, особенно региональным, рекомендовано объединяться в консорциумы с сильными и крупными вузами. Таким образом, благодаря реализации программы повышается не только уровень управленческого персонала в регионах, но и оказывается помощь региональным вузам в улучшении своих образовательных программ. Средства, выделяемые на программу, эффективны вдвойне: с одной стороны, они расходуются на обучение менеджеров, а с другой - способствуют повышению уровня преподавания в вузах.

    РЦБ:Возникали ли проблемы с тем, что преимущественное положение в программе могли занять столичные вузы или вузы крупных городов?

    Т. К.:Такая опасность, конечно, существовала. Действительно, столичные вузы обеспечивают более высокий уровень образования. Но эта проблема была решена с самого начала - Москва получила квоту 1000 человек (из 5000). По Санкт-Петербургу квота не установлена, но он может получить участников только из Северо-Западного экономического района. Если говорить об обучении с отрывом от производства, то его продолжительность имеет пределы. Например, если программа обучения рассчитана на 6 месяцев, то на такой длительный срок ни одна организация не отпустит своего специалиста. Обучение примет либо вечернюю, либо заочную формы.

    РЦБ:Каким образом слушатели обеспечиваются учебными пособиями?

    Т. К.:Каждое образовательное учреждение обеспечивает пособиями своих слушателей. Например, у <Мирбиса> уже отработана система. Каждый курс обеспечивается либо типографскими пособиями, либо материалами, которые мы делаем сами. Например, по финансам есть много учебников. Поэтому мы сделали их дайджест, составили специальный сборник задач.

    РЦБ:Список образовательных учреждений будет меняться или он неизмененный?

    Т. К.:Это интересный вопрос, затрагивающий тему мониторинга. По итогам первого базового проекта будет проведен мониторинг образовательных учреждений, анализ учебных программ каждого вуза и уровня специалистов, прошедших обучение в определенном учебном заведении. Затем будет учитываться количество участников из каждого вуза, поехавших на стажировку за границу. Образовательные заведения, не соответствующие гордому званию передового российского вуза, уже не будут участниками на следующий год. Предусмотрена ротация учебных заведений порядка 25-30%.

    РЦБ:На равных ли условиях выступают государственные и коммерческие вузы?

    Т.К.:Самое главное, чтобы вуз имел аккредитацию. Тем более не существует понятия <коммерческий вуз>, а есть негосударственное образовательное учреждение. Учебное заведение, имеющее аккредитацию, по профилю должно соответствовать программе, в которой оно участвует. Если вуз не аккредитован, то он может войти в консорциум с другим образовательным учреждением, у которого есть диплом, но, например, не хватает гибкости программы. Известно, что негосударственные учебные институты, особенно работающие в сфере бизнес-образования, более гибки и ориентированы на потребности рынка.

    РЦБ:Вторая, не менее важная часть учебной программы - стажировка специалистов за границей.
    Расскажите, пожалуйста, о ней подробнее.

    Т. К.:Сейчас можно говорить о стажировке, опираясь на опыт пилотного проекта. При его подготовке было принято решение, что конкурсантами будут либо специалисты, имеющие большой опыт управленческой деятельности (не менее 3-5 лет), либо получившие менеджерское образование. При отборе взоры были обращены прежде всего на российские школы бизнеса, работающие не первый год. Например, в <Мирбисе> из 40 человек было отобрано на стажировку 28. Москвичи и петербуржцы подготовлены лучше - из двух кандидатов отбирался один.
    У региональных - из четверых выбирался один участник. Это, наверное, произошло и потому, что в пилотном проекте использовалась методика, разработанная в рамках проекта Tasis, которая во всем мире сегодня считается наиболее качественной. К кандидатам предъявлялись повышенные требования.
    В базовом проекте требования к кандидатам снижены, так как в него включен этап обучения в российских вузах. В пилотном же проекте отобранные кандидаты сразу отправляются на стажировку в иностранные компании. Поэтому комиссия была вынуждена проводить тщательный отбор участников. Это сразу сказалось на числе отказов с иностранной стороны. Например, из первой группы в 30 человек, которая собиралась в Германию, было отказано всего четверым кандидатам.
    Пилотный проект был разработан очень быстро. Зарубежные страны предложили России уже разработанные программы стажировок. Но у каждой страны программа имела собственный формат. Например, американцы предложили программу продолжительностью 6 недель и почти без адаптационного периода. В Германии и Голландии, наоборот, предусматривалась продолжительная адаптационная и образовательная часть в программе стажировки.
    Российская сторона предъявила основные требования к стажировке - она должна длиться не менее одного месяца и участники максимальное время стажируются на рабочих местах. Сегодня стажировка в пилотном проекте обычно строится следующим образом: в течение недели - адаптационная программа, дальше собственно стажировка и в конце - неделя по follow up.
    Стажировку полностью финансирует зарубежная сторона. Западные доноры платят за проживание и питание участников и полностью оплачивают собственно стажировку российских специалистов. Практически во всех странах в программе приняли участие те компании, которые планируют или уже работают в нашей стране. Очень активно в программе участвует Германия. В базовом проекте немецкая сторона готова принять на стажировку 1000 человек. Под это число специалистов уже выделено порядка 5 млн немецких марок.

    РЦБ:В базовом проекте участвует 5000 специалистов. Сколько поедет на стажировку?

    Т. К.:Сейчас трудно сказать. Например, только Германия готова принять до 1000 человек. Но сможет ли российская сторона предложить 1000 человек с хорошим знанием немецкого языка? При отборе стажеров больше трудностей будет у российской стороны, потому что необходимо подготовить определенное количество участников, которые по уровню знаний будут соответствовать западным стандартам. Все иностранные методики отбора тщательно отработаны. В них оцениваются различные качества личности, которые способствуют усвоению навыков и знаний, комплекс психологических качеств - открытость, склонность к восприятию инноваций, понимание культурных различий, коммуникационные навыки. Например, немецкая сторона оценивает кандидатов на стажировку по 13 параметрам. Отбор очень важен, так как при небольшом количестве участников (5000 человек в масштабах России!) всегда рассчитывают на эффект накопления - специалисты, прошедшие обучение в России и за рубежом, обучат в дальнейшем других.     В рамках программы подготовки управленческих кадров предусматривается создание банка данных участников. Это важный мотивационный аспект для кандидатов, которые хотят участвовать в программе. Специалисты, которые будут занесены в федеральный банк данных, - это реальные претенденты на должности руководителей крупных предприятий, государственных структур, корпораций. Участие в программе - это своего рода шанс войти в состав новой управленческой номенклатуры, работающей профессионально.

    РЦБ:Будет ли существовать проблема устройства на работу специалистов, прошедших подготовку, проблема ухода со старых мест?

    Т. К.:Существует постановление о типовом контракте участника программы. В его условиях оговаривается, что специалист может уйти с предприятия, которое направило его на обучение, если оно не предоставляет ему управленческой должности. В этом случае специалист имеет право обратиться в региональное отделение Федеральной комиссии для разрешения данной проблемы. На обучение истрачены государственные средства, и никто не намерен их терять.
    Через полгода после окончания стажировки будет проведен семинар для ее участников, чтобы подвести окончательные итоги. Кстати, в рамках программы уже создана ассоциация стажеров президентской программы. Задача этого объединения - помогать друг другу, обучать и консультировать.
    Проблема невостребованности подготовленных специалистов, особенно в регионах, действительно существует. Специалисты хотят быть полезными своей стране, жить и работать в России.

© ЗАО "Группа РЦБ".