Как выбрать оператора связи?

Антоненко Сергей

    Что общего между компанией, производящей промышленную продукцию, и банком? На подобный вопрос, заданный рядовым гражданам, получим разнообразные ответы, от нигилистских <ничего общего> до банальных <деньги>.
    А что общего между банком и инвестиционной компанией? Ответы, пожалуй, будут схожими.
    А есть ли связь между промышленной корпорацией, банком и инвестиционной компанией? Отвечая на этот вопрос, профессиональный экономист начертит множество линий, иллюстрирующих движение капитала, инвестиции, банковские расчеты и многое другое. Однако между всеми названными структурами, как и между обычными людьми, существует одна связь - связь. Да, да, обычная связь, в том числе и телефонная. Между всеми частными и государственными предприятиями, банками и коммерческими структурами, органами власти и частными лицами есть нечто общее: все они нуждаются в качественной, надежной и экономичной связи.
    Разнообразие предлагаемых услуг связи ныне столь велико, что их перечисление может занять не одну страницу, - от обычного телефона до невероятных услуг виртуальных магазинов. Количество операторов связи, предлагающих эти услуги, растет быстрее, чем грибы после дождя.
    Как выбрать того единственного, который обеспечит все необходимые коммуникации и будет тщательно и почти бескорыстно поддерживать надежность и качество передачи информации, не забывая при этом удовлетворять ваши растущие потребности и предлагая все самое новое и нужное? Попробуем стать на позиции банка, побудем немного инвестиционной компанией, выберем среди массы предложений самые лучшие и обеспечим наших работников доступной, качественной, всегда работающей связью.
    Автор не намерен углубляться в технические детали организации связи и не претендует на лавры <первопроходца>, предоставляя уважаемым читателям неизвестную доселе информацию. Цель публикации - систематизировать хорошо известные специалистам факты и сделать их более понятными широкому кругу читателей.

ГЛАВА 1. БАНКОВСКАЯ

    Потребности банков в услугах связи могут быть непредсказуемыми и сильно различаться: <телефония плюс связь с филиалами по старому доброму протоколу Х.25> и <выделенные международные каналы связи плюс собственная ATM-сеть>. Рассмотрим наиболее типичные и необходимые любому банку услуги, оставив в стороне редкие запросы на что-нибудь <экзотическое>.
    Позвони мне, позвони:
    Телефон в наше время настолько привычен, что иногда кажется: он был всегда, еще до потопа. Человек конца ХХ в. не представляет жизнь без гудков в телефонной трубке. Однако не всегда телефонная связь дает повод только для радости. Что же необходимо сделать банку, чтобы вновь организуемая телефонная связь приносила только положительные эмоции и тем, кто ею пользуется, и тем, кто ее оплачивает?
    Безусловно, телефонная связь банка должна удовлетворять целому ряду требований.
    Первое - качество связи. Вряд ли начальник телекоммуникационной службы, обеспечивший банку телефонную связь, может рассчитывать на получение премии, если управляющий банком слышит в трубке хрипы и потрескивания и сам кричит что есть силы, пугая ждущих приема посетителей.
    Второе - надежность связи. Бесплодные попытки в течение часа дозвониться до абонента в другом городе не приведут в восторг и рядового клерка, а периодически неработающий телефонный аппарат вызовет справедливое негодование даже у терпеливого руководителя.
    Третье - безопасность связи. Безопасность ведения телефонных переговоров - тема отдельная. Если в результате утечки информации при телефонном разговоре банк лишится прибыли, то не поздоровится любому сотруднику, в том числе не знакомому со словосочетанием <оператор связи>.
    Четвертое - экономичность. Телефонные счета на огромные суммы за междугородные переговоры сотрудников в течение месяца могут привести к непредсказуемым решениям руководства.
    Как удовлетворить все эти требования и выбрать оптимальное предложение, если уже сейчас в Москве более десятка компаний, предлагающих услуги телефонии?
    Прежде всего необходимо выяснить, какой емкостью и каким оборудованием располагает оператор связи. Вероятность получения качественной и надежной услуги, включившись в современную цифровую станцию, на порядок выше, чем при использовании услуг АТС, смонтированной в конце 60-х годов. Нелишней будет информация о том, как будут организованы соединительные линии. Предпочтительными являются волоконно-оптические линии связи (ВОЛС). Они надежнее медных линий как с точки зрения безопасности передачи информации, так и с точки зрения качества организации связи. Проложенный оптический кабель позволит без труда организовать
    дополнительные услуги связи и легко модифицировать уже имеющиеся. Отважившись на организацию телефонной связи по медным линиям, банк рискует всякий раз превращаться в строительно-монтажную площадку, когда ему потребуется расширение спектра используемых услуг.
    Автору могут возразить, что качество телефонной связи определяется не только соединительными линиями и оборудованием, установленным в банке, но и аналогичными устройствами на другом конце провода. Несомненно, если абонент пользуется телефонной связью, организованной в эпоху плана ГОЭЛРО, то вряд ли он будет удовлетворен качеством связи. Однако рано или поздно все абоненты заменят не устраивающего их по качеству связи оператора. В итоге либо вы останетесь в одиночестве, либо будете вынуждены вложить средства вашего банка на организацию телефонной связи. Таким образом, выгода, основанная только на стоимости организации связи, окажется сиюминутной. Перефразируя англичан, мы не столь богаты, чтобы покупать дешевую телефонную связь.
    С точки зрения надежности ВОЛС также более привлекательны, особенно если оператор имеет собственную волоконно-оптическую сеть, да еще круглосуточный мониторинг состояния этой сети и хорошо организованную службу поддержки пользователей.
    Итак, руководствуясь тремя первыми критериями, вы выбрали нескольких операторов, чьими услугами можно смело воспользоваться. Остался последний критерий - ежемесячная оплата телефонных услуг. Необходимо провести тщательный анализ направлений вашего телефонного трафика. Различные операторы предлагают различные тарифы на междугородные и международные переговоры. Скажем, если основной телефонный трафик вашего банка приходится на переговоры между Москвой и Санкт-Петербургом, разумно воспользоваться услугами сети Комстар. Выгодными международными тарифами на ряд направлений располагают Совинтел, Комбеллга, Глобал Один, Комстар и др. - в Москве; Петерстар, Метроком, ЛЭИВО, BCL и др. - в Санкт-Петербурге.
    Возможна ситуация, когда банк ведет активные переговоры по разным направлениям. Тогда разумно воспользоваться услугами нескольких операторов и звонить в Европу по одному телефону, а в США - по другому.
    И вот, наконец, все взвешено, выбор сделан, управляющий банка взял ручку, чтобы подписать контракт: Стоп!.. Остановитесь!.. Вы можете совершить ошибку!.. Вам кажется, что вы выбрали наиболее надежную, качественную и безопасную связь. Вас устраивают ценовые условия и тарифы на междугородную связь. Но вы не обратили внимания на малозаметную, но важную деталь: компания берет оплату за телефонный трафик по внутригородским переговорам. Эта оплата - всего несколько центов в минуту: Но если ваши сотрудники должны постоянно пользоваться телефоном, то вся выгода, полученная за счет более низких установочных затрат, быстро превратится в дым. Не забывайте об этом. Не все то золото, что блестит...
    Страсти по Интернету
    Сегодня слово Интернет знакомо даже детям. Некоторые используют сеть для развлечений, другие - чтобы занять время, а третьи - для удовлетворения своего любопытства. Однако Интернет - это, безусловно, информация. Для любого банка жизненно важно своевременно получить разнообразную (не только финансовую) информацию. Как выбрать провайдера Интернета?
    Конечно, основным критерием выбора должно служить наличие собственных каналов связи для доступа в глобальную сеть. Чем большей емкостью собственных ресурсов располагает провайдер, тем больше возможности ваших терминалов, включенных в сеть провайдера.
    Как определить качество доступа к Интернету среди провайдеров первого уровня? Ведь ситуация на этом секторе рынка все время меняется: кто-то, считавшийся первым, <под завязку> загрузил свои ресурсы, другой, бывший второй, увеличил емкость своих каналов и вырвался вперед. Существует только один способ определить качество доступа в Интернет - попробовать его. Например, в Санкт-Петербурге Метроком предлагает своим клиентам бесплатное недельное тестирование доступа в Интернет. Если клиента устраивает качество в сочетании с планируемой оплатой услуги, он соглашается; если нет - ищет другого провайдера.
    Предположим, что после долгих (или недолгих) проб вы остановили выбор на каком-то провайдере. Однако этого мало. Надо организовать канал связи для доступа к сети провайдера. Безусловно, банк, как организация с большим штатом работников, нуждается в выделенном канале связи. Вряд ли руководству банка понравится, что сотрудники тратят рабочее время на установление соединения по коммутируемому каналу, а затем ожидают доступа к интересующей информации.
    Но какую среду выбрать для организации выделенного канала? Очевидно, надо выбирать оптику. Критерии те же: надежность, качество, простота модернизации. Выбрав ранее оптику для организации телефонной связи, банк получит канал для доступа в Интернет в существующем волоконно-оптическом кабеле при минимальной реконфигурации установленного ранее оборудования. Экономия, полученная при организации доступа к Интернет по медным парам, - не лучший способ сохранения капитала.
    Здесь мы подошли к еще одному критерию, который имеет существенное значение при выборе провайдера Интернета. Что делать техническим специалистам банка, если отсутствует связь с сетью Интернет? Безусловно, звонить поставщику услуг. Однако велика вероятность услышать в ответ, что проблема возникла у оператора, предоставившего банку канал связи, а с Интернетом все в порядке. Позвонив оператору связи, можно услышать обратное утверждение. Конечно, в какой-то момент связь восстановится, но сколько времени и сил будет потрачено зря!..
    Отсюда следует важный вывод: лучшее решение для банка - выбор провайдера, обладающего вдобавок собственной волоконно-оптической сетью и способного организовать услугу подключения к сети Интернет полностью. А учитывая содержание предыдущего раздела, можно добавить: провайдера, имеющего возможность предоставить наряду с этим качественную, надежную, безопасную и экономичную телефонную связь.
    Что нам стоит сеть построить?..
    Если банк имеет хотя бы два отделения, перед ним встанет проблема организации связи между голов-ным отделением и филиалом. Тем более если отделения банка находятся в разных городах. В этом случае недостаточно курьера, который целый день курсирует по городу с дискетами и конвертами в сумке. Выход только один - банку нужно строить собственную корпоративную сеть.
    Если потребности банка невелики, сеть можно организовать любым способом. Но если вопросы надежности, безопасности и качества передачи информации стоят у руководства банка не на последнем месте, то к выбору оператора связи, которому будет поручена организация корпоративной сети, необходимо подойти ответственно.
    Корпоративная сеть может начинаться с аренды одного цифрового канала связи необходимой емкости. Для этого канала можно использовать любую среду и выбрать наиболее дешевый способ, задействовав имеющиеся медные окончания. Тем более если руководство банка уверено, что слова о более высокой надежности и безопасности передачи информации при использовании ВОЛС - не более чем выдумка <хитроумных и коварных> операторов связи, направленная на <выбивание> дополнительных денежных средств с <доверчивых> клиентов.
    Предположим, однако, что ваш банк начал интенсивно развиваться, открывая новые отделения. А в вашем здании уже нет свободных медных пар. Что делать? Конечно, прокладывать новый медный кабель и, наверное, не в последний раз. <Лиха беда начало>: А если вы осознаете, что вам необходимо организовать и передачу голоса для создания единого внутреннего телефонного пространства между отделениями вашего банка, да еще и иметь возможность видеоконференцсвязь иногда организовать, тут вы поймете, как важно сделать правильный выбор в начале <большого пути>.
    Волоконно-оптический кабель, однажды проложенный в ваше здание, позволит вам получить любые возможные услуги связи в ближайшие 50 лет. Сколь легко и относительно недорого модернизировать связь, построенную на ВОЛС, столь тяжело и хлопотно проделать то же самое на медных линиях.
    В итоге затраты двух банков, выбравших различные пути развития, сравняются, а качество связи так и останется разным.
    Выбрав <оптический> путь развития, вы получите возможность применения новейших достижений технологии организации связи в вашей корпоративной сети. Для более эффективного использования канальных ресурсов вы можете применить технологию Frame Relay (ретрансляции кадров), позволяющую передавать различные типы информации в одном выделенном канале. А если позволяют средства, можно построить и корпоративную АТМ-сеть, обеспечив себе и банку спокойную жизнь в течение десяти лет.
    Сегодня собственные волоконно-оптические сети имеют в Москве Глобал Один, Макомнет, Совинтел и др.; в Санкт-Петербурге выбор меньше, зато и сделать его легче. Существует возможность организации связи по ВОЛС не только в пределах Москвы или Петербурга. Между рядом российских городов проложен оптический кабель, принадлежащий Ростелекому. Прекрасную возможность аренды каналов между городами Московской, Тверской, Ленинградской и Новгородской областей предоставляет компания <Раском>. Чем же руководствоваться банку, чтобы выбрать исполнителя своих желаний из нескольких владельцев волоконно-оптических сетей?
    Первое - надежность предоставляемой связи и уровень сервисного обслуживания корпоративной сети. Если оператор круглые сутки следит за работой именно вашей сети, если он даже при отключении вами электропитания на период праздников (а вы, конечно, забыли предупредить его об этом) способен разыскать вас, известить о возникшей проблеме и сообщить, что аварийная бригада уже находится у дверей вашего банка, - это ваш оператор.
Второе - гибкость предлагаемых технических решений. Если вам предложат выбор: ограничиться организацией каналов связи, т.е. транспортом для вашей информации, либо построить <под ключ> Frame Relay или АТМ-сеть, - это ваш оператор. В этом случае вы можете сами рассчитать, что экономически более целесообразно: оплачивать услуги по осуществлению технической поддержки установленного у вас дополнительного оборудования или содержать свой собственный штат квалифицированных специалистов.
    Если оператор настаивает на размещении базовых коммутаторов вашей корпоративной сети на своей территории, говоря, что при этом он обеспечит вам более высокое качество обслуживания, - не доверяйте ему вашу судьбу, он лукавит.
    Если вам предлагают на выбор различные варианты размещения и обслуживания оборудования вашей сети, честно рассказав о плюсах и минусах, - вы можете смело начинать сотрудничество. Гибкость при работе с клиентом и предоставление полной информации - это признак силы оператора, основанной на его знании.

(Окончание следует.)

© ЗАО "Группа РЦБ".