Электросвязь: в ожидании вторичных эмиссий

Андрианов Валентин

Овчинникова Наталья

ПРИВАТИЗАЦИЯ

    Приватизация региональных операторов началась в 1993 г. В соответствии с постановлением правительства РФ № 1003 от 22.12.92 г. <О приватизации предприятий связи> контрольный пакет акций компаний закреплялся в федеральной собственности сроком на три года. Из состава предприятий связи и информатики выделялись подразделения почтовой связи, телевидения и радиовещания с последующим образованием на их базе государственных предприятий. Таким образом сформировалось три основных направления - электросвязь, почтовая связь, телевидение и радиовещание. (Для эксплуатации междугородных и международных каналов связи была создана компания <Ростелеком>.) Большинство компаний электросвязи были приватизированы по второму варианту льгот, за исключением некоторых предприятий (Уралсвязьинформ, <Электросвязь> Республик Адыгея и Хакасия - по первому варианту).
    В сентябре 1995 г. в соответствии с указом Президента РФ, постановлениями правительства и распоряжением Госкомимущества было создано ОАО <Инвестиционная компания связи> (<Связьинвест>). В уставный капитал компании были внесены государственные пакеты акций региональных операторов (как правило, это 38% уставного капитала, т.е. 50,7% обыкновенных акций), в мае 1997 г. к ним были присоединены и пакеты акций акционерных обществ <Ростелеком>, <Центральный телеграф>, <Гипро-связь>, <Екатеринбургская ГТС>, что привело к увеличению уставного капитала Связьинвеста более чем в 2 раза.
    В данный момент в холдинг <Связьинвест> входят 88 компаний (рис. 1).
    В состав Связьинвеста не вошли операторы Татарстана, Башкорто-стана, Чечни, Ингушетии, Тувы, Чукотского АО, а также компании <Сахателеком>. Доля голосующих акций Связьинвеста в Московской ГТС и в ОАО <Связь> Республики Коми - меньше 50%.
    Управление отраслью ранее осуществляло Министерство связи РФ, которое в марте 1997 г. согласно указу Президента РФ <О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти> преобразовано в Государственный комитет по связи и информатизации.

ОБОРУДОВАНИЕ

    Развитие телекоммуникационной сети России шло крайне неравномерно. В Центральном экономическом районе, где проживает 21% населения, номерная емкость составляет 32% общероссийской (рис. 2, 3). Разрыв между этими показателями еще выше в Северо-Западном районе (почти в 2 раза). Сильное отставание в емкости по отношению к населению наблюдается в Поволжском, Уральском и Северо-Кавказском районах.
    Качественное состояние станций в среднем различается незначительно. По доле (более 20% в общей емкости) квазиэлектронных и электронных станций выделяются операторы Уральского и Западно-Сибирского районов. Аутсайдерами выступают Центральный и Поволжский районы (рис. 4).

СЕТИ СВЯЗИ

    Российская телефонная сеть делится на три уровня: локальную, внутрироссийскую и международную. Все операторы, за исключением городских телефонных сетей, действуют на трех уровнях. При выходе на междугородную и международную сеть они взаимодействуют с Ростелекомом, арендуя у него каналы и отчисляя за это часть доходов от исходящего трафика.
    Международная связь. В 1991 г. бывший СССР имел чуть более 1100 международных каналов связи, одну международную станцию емкостью около 4 тыс. каналов и одну международную станцию сети <Телекс>. Техническая емкость международных линий связи, которыми в данный момент располагает Россия, превышает 70 тыс. цифровых каналов, 10 международных телефонных станций общей емкостью 110 тыс. каналов. За 1993-1997 гг. введены в эксплуатацию цифровые волоконно-оптические линии связи Россия - Дания, Италия - Турция - Украина - Россия, Россия - Япония - Корея, а также радиорелейная линия Москва - Хабаровск. Таким образом, у России появились три независимых выхода на международную сеть. Автоматическая телефонная связь налажена со 180 странами. Сейчас можно сказать, что инфраструктура международной связи в России создана.
    Междугородная и внутризоновая связь. Междугородная связь по России осуществляется преимущественно по аналоговым трактам. Для обеспечения качества связи, соответствующего мировым стандартам, Ростелеком, на долю которого приходится около 95% внутрироссийского трафика, проводит цифровизацию каналов. В 1998 г. планируется связать цифровые АМТС всех зон цифровыми трактами, предоставив потребителю выход на цифровую междугородную транзитную сеть. В рамках данной программы цифровую емкость транзитных станций в 1998 г. предполагается увеличить на 66 тыс. комплектов (в 1997 г. их прирост составил 31,7 тыс.).
    В 1997 г. было введено в эксплуатацию 15 цифровых междугородных станций общей монтированной емкостью 55 тыс. каналов, проложено 9200 км радиорелейных и 6400 км кабельных линий связи.
    Одной из главных характеристик качества связи является процент отказов от обслуживания в общем количестве вызовов, поступивших на АМТС. В среднем по России этот показатель составляет 64,9%. В этом случае потери несет не только клиент, но и провайдер. Причина - нехватка каналов. Так, в 1997 г. было задействовано 350 первичных цифровых трактов (10500 каналов) и организовано 12,4 тыс. направлений автоматической связи, что привело к росту трафика на 408 млн тарифоминут.
    В 1998 г. будет открыто 14 тыс. новых направлений автоматической связи, пропускная способность увеличена в 1,5 раза, а междугородный трафик - на 10%.
    Развитие внутризоновой связи в различных экономических районах России происходит по-разному. Это можно проследить по Уральскому региону (рис. 5). Так, доля цифровых внутризоновых каналов в Республике Удмуртия и Оренбургской области различается в 90 раз. В Курганской области доля емкости, приходящейся на цифровые АТС, в 17,3 раза меньше, чем в Пермской. Подобная дифференциация качества каналов затрудняет работу всех операторов, не позволяет в полной мере использовать возможности нового оборудования, если на другом конце канала не способны принять сигнал.

ТЕЛЕФОНИЗАЦИЯ

    Телефонизация считается законченной (по мировым стандартам), если плотность составляет 40 телефонов на 100 жителей. У нас она почти в два раза ниже, чем в развитых странах; к 2000 г. ее предполагается повысить до 27% (по городской - 29,8%, сельской - 14,2%).
    В 1997 г. прирост телефонных номеров остался на уровне предыдущего и составил около 2,2 млн (по плану - 3 млн), что почти в два раза больше, чем в 1990 г. В 1998 г. его предполагается довести до 3 млн. Реализация программы <Российский народный телефон>, осуществление которой началось в 1994 г., позволит решить проблему полной телефонизации страны за 7-10 лет.
    Прирост задействованной мощности в 1997 г. составил 1875 тыс. номеров по городским (ГТС) и 125 по сельским телефонным станциям (СТС), причем количество основных телефонных аппаратов на местной сети возросло на 850 тыс., подвижной радиотелефонной связи - на 200 тыс. номеров.
    Программа <Российский народный телефон> принята в 1995 г. и рассчитана на 10 лет. Ее основная идея заключалась в привлечении средств населения для ввода в эксплуатацию 10 млн телефонных номеров. Первоначально предусматривалась определенная государственная поддержка, в том числе в виде ассигнований из федерального бюджета.
    В 1996 г. была выделена небольшая сумма, в 1997 г. денег не было вообще, прогноз на 1998 г. тоже пессимистический.
    Для финансирования строительства новых телефонных сетей используются внутренние источники предприятий и средства физических и юридических лиц. В 1997 г. от населения было привлечено 638 млн деноминир. руб. Ввод номеров по программе составил 767 тыс. (всего по Связьинвесту - 1867 тыс., по России - 2230 тыс.). Наиболее характерной схемой привлечения средств является выпуск облигаций, погашение которых происходит установкой телефона.

НОВЫЕ УСЛУГИ

    В последние годы, стремясь расширить зону своего действия за счет новых сегментов рынка, региональные операторы электросвязи стали выходить на рынок подвижной радиотелефонной связи и персонального радиовызова. Не желая привлекать к себе особого внимания антимонопольного комитета, компании выступают в качестве учредителей местных сотовых и пейджинговых операторов, что помогает не только предотвратить уход клиентов с высокой платежеспособностью к конкурентам, но и разнообразием услуг привлечь новых.
    Вскоре следует ожидать и сетевого бума в России. Многие региональные операторы осваивают рынок Интернет-услуг, причем в этом случае преследуется не только удовлетворение нужд клиентов, но и своих собственных. Так, многие предприятия электросвязи размещают информацию о себе на веб-страницах.
    Вполне вероятной кажется перспектива создания национального поставщика Интернет-услуг. Им может стать недавно учрежденное Ростелекомом и Релкомом ЗАО <РТК-Интернет>. Ростелеком способен подключить к Интернету абонентов любого региона по телефонной сети общего пользования в рамках доступной ему нумерации, поэтому новой компании не приходится опасаться конкурентов. Ростелеком арендовал по шесть международных каналов для Интернет-трафика у British Telecom и европейского концерна Unisourse, строит порты доступа в Москве, Петербурге, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске (стоимость каждого порта - 300 тыс. долл.).

ПРОИЗВОДИТЕЛИ ОБОРУДОВАНИЯ

    Связь относится к разряду тех отраслей, которые в прошлом развивались на базе импортного оборудования, поставки шли в основном из стран СЭВ и Югославии. Оборудование в России выпускалось на сумму в 2 раза меньшую, чем выделялось на развитие отрасли. С переходом на децентрализованное обеспечение закупкой коммутационного оборудования стали заниматься сами предприятия.
    За пять лет (с 1993 по 1997 гг.) иностранными компаниями было поставлено оборудования на 5 млн номеров (табл. 1). В 1993-1996 гг. правительством РФ были установлены лимиты кредита банков Германии на общую сумму 860 млн немецких марок. Были закуплены аккумуляторные батареи, кабельная продукция, системы передачи, в том числе SDH, измерительная техника, коммутационное оборудование Alkatel 1000 S12 фирмы Alkatel, EWSD фирмы Siemens общей емкостью около 1,5 млн портов, что позволило провести реконструкцию междугородных телефонных станций в 39 регионах России.

Фирма-поставщик

Страна

Тип оборудования

Объем поставок, тыс. портов

Alkatel Sel

Германия

S-12

948,11

Siemens

"

EWSD

734,75

Italtel

Италия

L-UT

723,7

Ericsson Nicola Tesla

Хорватия

AXE-10

443,4

Alkatel Bell

Бельгия

S-12

395,35

Iskratel

Словения

Si-2000

276,47

Iskratel

"

EWSD

263,96

NEC

Япония

NEAX-61

247

Lucent Technologies

Нидерланды

5-ESS

187,7

Samsung

Корея

TDX-1B, SDX-100

182,6

Lucky Goldstar

"

Starex

123,25

Bosch

Германия

EWSD

67,8

Ericsson

Швеция

AXE-10

58

Netas

Турция

DSM-100, DRX-4

50

Fujitsu

Япония

Fetex-150

12,2

Hanwha

Корея

ODEX-100

10,2

    Наличие большого количества поставщиков привело к проблеме стыковки коммутационного оборудования различных типов (в России их 16).
    В данный момент Госкомсвязью принимаются меры по сокращению номенклатуры применяемого импортного коммуникационного оборудования. Связьинвесту было поручено заключать с крупными производителями рамочные соглашения, в соответствии с которыми региональными компаниями должны быть подписаны контракты. Со многими поставщиками были подписаны меморандумы <О взаимопонимании и основных принципах сотрудничества в развитии сетей и средств связи на территории России>. С девятью фирмами, которые выполняют принятые на себя в меморандумах обязательства или поставили большой объем коммутационного оборудования в Россию, подписаны рамочные соглашения (Alkatel, Ericsson, Iskra-tel, Italtel, Lucky Goldstar, Lucent Technologies, Samsung, Siemens, Su-mitomo).
    Крупнейшие фирмы - производители телекоммуникационного оборудования, учитывая финансовое положение операторов связи и заинтересованность в развитии комплекса связи, при закупке оборудования предоставляют отсрочку платежей и кредиты со сроками погашения до 5 лет в зависимости от объемов договоров.
    Наряду с прямыми поставками оборудования иностранные фирмы организуют в России и его производство. Например, на петербургском заводе (акционеры - холдинг <Телекоминвест>, японские компании NEC, Mitsui и Sumitomo) выпуск комплектующих к АТС (плат и модулей) ведется по технологии корпорации NEC. Потребители телефонных линий - операторы сетей общего пользования Москвы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга. Проектная мощность завода - 1,2 млн телефонных линий в год при себестоимости 145 долл. - в данный момент задействована лишь наполовину.
    Российский рынок волоконно-оптических кабелей постепенно завоевывает отечественная компания <Севкабель> (Санкт-Петербург).
    С 1998 г. на мощностях ЗАО <Русская телефонная компания> (образована в 1994 г.) будет начато производство АТС, радиорелейного оборудования связи, оборудования уплотнения, радиотелефонных трубок. Потенциальная мощность производства - 2 млн номеров в год. Основным потребителем продукции завода станет Связьинвест, который уже заключил соглашение на поставку 1,2 млн номеров АТС. Производство коммутационной техники будет вестись на базе завода <Микроприбор> в г. Конаково. Данное производство благодаря его низкой стоимости (100 долл. за номер) способно составить конкуренцию зарубежным фирмам Alkatel, Ericsson, у которых стоимость одного номера достигает 150-160 долл. Положительным фактором в этой связи станет введение НДС на ввозимую технику.
    Новым способом финансирования закупок оборудования становится лизинг. В 1996 г. Ростелеком выступил единственным акционером лизинговой компании ЗАО <РТК-лизинг>.
    С 1997 г. все контракты Ростелекома по строительству линий дальней связи осуществляются с помощью этой компании. Через РТК-лизинг уже было реализовано несколько проектов, в частности по развитию сотовой связи в нескольких регионах России.
    В апреле 1997 г. было учреждено АО <Руслизингсвязь>. Уставный капитал компании - 7 млн долл.; среди учредителей - Связьинвест, Кубаньэлектросвязь, Красноярскэлектро-связь, Самараэлектросвязь, Нижегородсвязьинформ, Уралсвязьинформ, ММТ (Санкт-Петербург), Автобанк, Ингосстрах, Международный фонд экономических реформ. Руслизингсвязь занимается закупкой и передачей в лизинг российским региональным операторам связи необходимого телекоммуникационного оборудования как иностранных, так и отечественных производителей.

ТАРИФЫ И СЕБЕСТОИМОСТЬ

    Тарифное регулирование деятельности операторов электросвязи проводится на двух уровнях. Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи утверждает цены на международную и междугородную связь для всех категорий пользователей. Тарифы на местную телефонную связь устанавливаются на уровне регионов или областей и утверждаются структурами управления на местах.
    В тарифной сетке пользователи делятся на три категории: население, бюджетные и хозрасчетные организации. В силу того что обслуживание первых двух категорий нерентабельно, предприятия связи устанавливают завышенные тарифы для коммерческих структур. Перекрестное субсидирование по некоторым регионам доходит до 700-900%. Большинство региональных компаний проводят дифференциацию тарифов не только по категориям пользователей, но и по типам телефонных станций - тарифы ГТС и СТС различаются в среднем в 1,5 раза. Некоторые операторы (Мурманэлектросвязь, Новгородтелеком, <Электросвязь> Владимирской, Орловской, Кемеровской областей) устанавливают более высокие тарифы на подключение номеров цифровых АТС.
    В марте 1997 г. принято постановление правительства № 265, в котором изложены принципы тарифного регулирования на ближайшие два года. В 1997 г. тарифы для населения необходимо было повысить до 80% себестоимости, а до конца 1999 г. по этому виду услуг операторы должны выйти на уровень нулевой рентабельности. Реально по итогам 1997 г. удалось достичь в среднем уровня 70% себестоимости, но в некоторых районах этот показатель составил лишь 50%.
    В перспективе предполагается выровнять тарифы для всех типов юридических лиц (для бюджетных организаций они будут увеличены, для хозрасчетных - несколько уменьшены).
    Повременная оплата. В данный момент нагрузка на сети операторов не сбалансирована по времени суток и дням недели, поэтому введение повременной оплаты позволит перераспределить нагрузку.
    Почти все региональные операторы имеют на своих сетях аппаратуру повременного учета стоимости разговоров (АПУС), но на февраль 1998 г. повременная оплата введена в 9 областях России. В этих районах фиксированная абонентная плата для владельцев телефонов, оборудованных АПУС, как правило, меньше стандартной. Установленный лимит времени разговоров, сверх которого взимается оплата, колеблется в зависимости от категории пользователей (для юридических лиц он выше) и составляет порядка 300 мин в месяц. Стоимость 1 мин разговора - от 2 до 12 коп. для населения и от 3 до 44 коп. для хозрасчетных организаций.
    Испытания новой системы показывают, что тот, кто пользуется телефоном для личных, бытовых, а не коммерческих целей, выигрывает от нововведения или, по крайней мере, ничего не теряет.
    Тарифы на международную связь устанавливаются по согласованию с другими странами и считаются ими завышенными, в то же время для Ростелекома предоставление этих услуг невыгодно. В России проблема состоит в том, что на территории всей страны действует единый тариф на зарубежные разговоры, который различается только по четырем зонам - Европа, Америка, Азия, Африка (так, стоимость разговоров Новосибирск - Вена и Москва - Вена одинакова). Но прежде чем выпустить трафик на магистральную сеть, необходимо обслужить его и внутри страны (на линии Новосибирск - Москва), за что пользователь не платит.
    С другой стороны, в России невозможно достичь требуемой доходности за счет большого объема предоставленных услуг из-за низкой занятости линий связи. Так, международная линия у нас занята 9 мин в год, в Германии - 43 мин, в Великобритании - 48 мин.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

    Региональные компании по эффективности своей деятельности различаются весьма существенно (табл. 2).

    Значение по Связьинвесту
максимальное среднее минимальное

Доход на номер емкости, руб. *

1996 5790 1225 433

Ямалэлектросвязь, Электросвязь Новоси-бирской обл., Хантымансийскокртелеком

  1997** 3180 690 279

Ямалэлектросвязь, Хантымансийскокртелеком, "Электросвязь" Новосибирской обл.

Прибыль на номер емкости, руб.*

1996 1303 193 16

Ямалэлектросвязь, Хантымансийскокртелеком, "Электросвязь" Новосибирской обл.

  1997** 644 102 9

Хантымансийскокртелеком, "Электросвязь" Новосибирской обл., Ямалэлектросвязь

Прибыль на одного работника, руб.*

1996 68436 9495 3247

Екатеринбургская МТС, Хантымансийскокр-телеком, Ямалэлектросвязь

  1997** 28376 5218 2160

Хантымансийскокртелеком, Екатеринбургская МТС, Новосибирская ГТС

Прибыльность продаж (ROS),%

1996 51,9 15,76 2,34

Московский ММТ, "Электросвязь" Калужской обл., Петербургский ММТ

  1997** 31,54 14,83 2,06

Уралсвязьинформ, Новосибирская ГТС, Челябинсксвязьинформ

    Чрезвычайно важной проблемой всех российских предприятий электросвязи является дебиторская задолженность. Размер задолженности, как правило, сопоставим с квартальной выручкой компаний, в ряде случаев даже превосходит ее.
    В структуре дебиторской задолженности можно выделить бюджетные организации федерального уровня (Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Федеральная служба по телевидению и радиовещанию и др.), на чью долю приходится порядка 20% всех долгов (рис. 6). Взыскание долгов с этой группы потребителей проблематично из-за отсутствия средств у должников и реальных рычагов воздействия на них со стороны операторов.
    Практикуется бартерная форма оплаты услуг (например, одно из предприятий таким образом получило два локомотива). Самая <беспроблемная> группа потребителей - население, поскольку оно имеет <живые> деньги и на него можно воздействовать путем отключения телефона. Стоит отметить, что отключение телефона - крайняя мера и практикуется нечасто. Однако если платежеспособность городского населения вполне достаточна для пользования услугами связи, то в сельской местности происходит реальный отсев потребителей (как индивидуальных пользователей, так и сельхозпроизводителей).
    Прекращение взаимозачетов осложнило проблему дебиторской задолженности, хотя ранее взаимозачеты были ограничены величиной долгов перед бюджетом и не могли решить эту проблему полностью. Как правило, ранее за счет взаимозачетов удавалось погашать порядка 5-10% задолженности.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ КАПИТАЛА В ОТРАСЛЬ

    Политика предприятий связи в отношении финансирования своих инвестиционных проектов определяется владельцем контрольного пакета акций. При вынесении решения о новой эмиссии принимаются во внимание: во-первых, наличие развитого рынка акций эмитента и их ликвидность; во-вторых, имидж предприятия на рынке и среди инвесторов; в-третьих, наличие конкретного инвестиционного проекта, защищенного бизнес-планом; в-четвертых, требуется достаточно четкое осознание компанией-эмитентом того, кто выкупит остаток эмиссии (после приобретения Связьинвестом пакета, позволяющего ему сохранить контроль над компанией).
    На конец апреля 1997 г. в списке предприятий - кандидатов на проведение новых эмиссий, - которые удовлетворяют перечисленным выше критериям, числилось 27 предприятий. Стоит отметить, что Связьинвест намерен осуществлять достаточно жесткий контроль за тем, как реализуются инвестиционные проекты его зависимых предприятий, под которые будут осуществляться новые эмиссии.
    Реально процесс проведения вторичных эмиссий может начаться не ранее, чем состоится продажа второго пакета акций Связьинвеста. Масштабы проведения этих эмиссий будут определяться как суммой, которую удастся получить за этот пакет, так и долей средств от продажи, которая достанется Связьинвесту.
    Неразвитость рынка акций ряда компаний - один из важных факторов, который будет сдерживать процесс вторичных эмиссий. Именно поэтому ОАО <Связьинвест> проводит программы повышения ликвидности рынка акций своих зависимых компаний. Кроме того, существуют намерения использовать конвертируемые облигации для привлечения капитала своими зависимыми компаниями.
    Размещение конвертируемых облигаций удобно тем, что цену конвертации можно задать таким образом, чтобы не продавать акции дешевле, чем это можно будет сделать в будущем. Очевидно, что в таком случае компании будут заинтересованы в развитии рынка своих акций, и это должно сделать их более дружественными по отношению к инвесторам. Однако и тогда главной преградой является вопрос, как Связьинвест будет сохранять свою долю в компаниях, ведь выпуск конвертируемых облигаций подразумевает проведение эмиссии в будущем.
    К апрелю 1998 г. пять предприятий, входящих в Связьинвест, осуществили программы ADR первого уровня (Кубаньэлектросвязь, Уралсвязьинформ, Тюменьтелеком, Нижегородсвязьинформ, <Электросвязь> Ростовской области и Ростелеком). Кроме того, Ростелеком осуществил программу ADR второго уровня. В процессе подготовки программ ADR первого уровня находятся еще три предприятия (Связьинформ Челябинской области, Связьинформ Самарской области, Хантымансийскокртелеком).
    Программы ADR третьего уровня можно реализовывать только после того, как у Связьинвеста появятся средства для выкупа своей доли в новых эмиссиях. Учитывая, что конкурс по продаже второго пакета акций ОАО <Связьинвест> назначен на сентябрь этого года, то процесс выхода предприятий связи на западные рынки капитала с новыми эмиссиями может начаться не ранее конца 1998 г.
    В то же время возможен вариант повышения уровня ADR, реализованный АО <Ростелеком>. ADR на акции Ростелекома торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже. К тому времени, когда для этого эмитента станет возможным привлечение капитала на западном рынке, он будет иметь определенную известность среди инвесторов, получит историю котировок своих ADR. В результате проблем при размещении новой эмиссии будет значительно меньше.
    Однако Ростелеком нельзя сравнивать с региональными операторами ни по величине капитализации, ни по выполняемым функциям. То, что может быть понятно руководству Ростелекома, может быть совсем неочевидным для менеджмента региональных предприятий связи. Существует так называемая кривая опыта, которая подтверждает вывод о том, что <набивать шишки> лучше всего постепенно и что делать все сразу хорошо удается далеко не многим. Именно поэтому планы по выходу на западные рынки сразу с программами ADR третьего уровня представляются весьма спорными.
    Еще одним способом привлечения капитала на мировом рынке является выпуск еврооблигаций, но он доступен лишь крупным заемщикам, например Московской ГТС, которая в марте 1998 г. разместила облигации на сумму 150 млн долл. сроком на три года.
    В стоимость заимствований входят фиксированные издержки (например, оплата услуг аудиторов и юристов); в случае проведения эмиссий еврооблигаций меньшего объема доля этих издержек в общем объеме займа будет выше и долговое финансирование окажется весьма недешевым. Стоит отметить, что для проведения эмиссии долговых бумаг не требуется разрешения акционеров, и, учитывая все проблемы при проведении новых эмиссий акций, этот способ привлечения капитала может быть весьма перспективным.

РЫНОК АКЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ СВЯЗИ

    Практически на протяжении всего 1997 г. акции предприятий связи пользовались популярностью у инвесторов. При этом чем больше были размеры предприятия и чем более информационно открытым оно было, тем больший был интерес к нему. В течение всего года продолжался процесс скупки акций у населения, причем в первую очередь скупались акции больших предприятий. В результате структура акционерного капитала значительно изменилась в пользу увеличения в нем доли портфельных инвесторов, которые не склонны к проведению спекулятивных операций. Кризис фондового рынка в октябре 1997 г. не только вызвал падение котировок акций предприятий связи, но и привел к кризису ликвидности на этом рынке. Многие операторы столкнулись с невозможностью продать более или менее крупные пакеты бумаг, не <продавливая> при этом рынок.
    К настоящему моменту акции предприятий связи трудно назвать недооцененными. Большинство из них оценено рынком на уровне аналогичных компаний в Восточной Европе. Во время максимального подъема на рынке в августе 1997 г. капитализация в расчете на линию у некоторых операторов превышала отметку 1000 долл., что более характерно для телефонных компаний развитых стран. Поэтому вполне очевидно, что потенциал роста у этих бумаг существенно меньше, чем у менее ликвидных бумаг в других отраслях. Наиболее вероятно, что рост акций предприятий связи будет обусловлен прежде всего фундаментальными причинами. Интерес к этим бумагам будет проявляться в большей степени со стороны консервативных инвесторов, которые не склонны к проведению спекулятивных операций. Как правило, бумаги держатся ими в портфелях по нескольку лет, что неизбежно отразится на ликвидности акций предприятий связи.
    Положительным моментом является то, что практически все бумаги предприятий связи торгуются на организованном рынке (РТС или РТС-2). В прошлом году было объявлено, что реестры всех предприятий связи будут переданы для ведения в Регистратор-Связь. Близость реестра к месту основной торговли акциями, безусловно, снижает риски и облегчает процесс перерегистрации, но концентрация всех реестров в одном месте накладывает высокие требования на регистратора.
    Еще один важный для рынка аспект - <вес> акций и их число. Некоторые предприятия имеют достаточно дорогие, <тяжелые> бумаги. Наиболее яркий пример - акции МГТС, котировки которых в период пика на рынке превышали 2000 долл. Кроме того, при небольшом уставном капитале и высоком номинале акций количество бумаг у предприятия невелико, что при прочих равных условиях облегчает процесс их скупки. После того как эти бумаги окажутся у портфельных инвесторов, их ликвидность опять-таки снизится.
    Связь - одна из стратегических отраслей. Государство заинтересовано в прибыльности предприятий связи и должно благоприятствовать ее развитию. Технологический потенциал отрасли постоянно наращивается за счет проводимой модернизации. В пер-спективе прибыльность предприятий отрасли в значительной степени будет зависеть от макроэкономических факторов (в частности, от наличия платежеспособного спроса на услуги связи).
    Акции предприятий связи представляют большой интерес для портфельных инвесторов. Однако процесс скупки акций у трудовых коллективов ряда предприятий еще не завершен, что дает основания для того, чтобы прогнозировать всплески спекулятивной активности по акциям данных эмитентов.

© ЗАО "Группа РЦБ".