Особенности рынка региональных займов

Баринов Виктор

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУЩЕННЫХ ЗАЙМОВ

    Рынок облигаций субъектов РФ и органов местного самоуправления является одним из самых динамично развивающихся сегментов фондового рынка России. Региональными администрациями облигационные займы начали выпускаться с 1992 г. Всего по состоянию на 1 января 1998 г. Минфином России было зарегистрировано 466 проспектов эмиссий облигационных займов субъектов РФ и органов местного самоуправления на общую сумму 49509 млрд руб. по номинальной стоимости, в том числе в 1997 г. 313 проспектов на общую сумму 29488 млрд руб. Таким образом, в истекшем году было зарегистрировано более 67% от общего количества выпущенных займов, а сумма их эмиссий составила почти 60% от общей суммы осуществленных в 1992-1997 гг. эмиссий.
    В сравнении с 1996 г. общее количество зарегистрированных эмиссий возросло с 39 до 313, т.е. более чем в 8 раз, а суммарный объем эмиссий возрос с 10789,3 млрд руб. до 29349,5 млрд, т.е. почти в 2,1 раза. Интенсивному развитию рынка региональных облигаций в 1997 г. способствовали значительное снижение доходности на рынке федеральных займов, а также фактический запрет на выпуск векселей органами субфедеральной и местной власти в связи с принятием в марте 1997 г. федерального закона <О простом и переводном векселе>. До принятия этого закона администрациями ряда территорий осуществлялись широкие вексельные программы. Удобство выпуска векселей для администраций состояло в том, что их не надо было регистрировать и выплачивать соответствующий регистрационный налог. В связи с запретом на выпуск региональных векселей в целях привлечения необходимых денежных средств администрации регионов вынуждены были обратиться к такому финансовому инструменту, как выпуск облигаций.
    Рост количества зарегистрированных региональных займов и объемов заимствований во многом был обусловлен также и тем, что в 1997 г. был впервые осуществлен (в <добровольно-принудительном> порядке) выпуск субъектами РФ большого количества так называемых <сельских> займов общим числом 201 на сумму 7233 млрд руб. Однако и без их учета общий рост региональных облигационных займов был довольно высоким:
    с 39 - в 1996 г. до 112 - в 1997 г. (превышение в 2,9 раза - по числу займов и с 10789,3 млрд руб. до 22115,5 млрд - по общему объему эмиссий).
    Из общего количества зарегистрированных в 1997 г. облигационных займов 291 заем был выпущен субъектами РФ и 22 займа - органами местного самоуправления.
    Самые крупные эмитенты по суммарным объемам выпуска облигационных займов в 1997 г.: Москва - 7472 млрд руб., Санкт-Петербург - 2972,7 млрд, Оренбургская об-ласть - 2189,2 млрд, Республика Татарстан - 1500 млрд, Республика Саха (Якутия) - 1427,7 млрд руб.
    Несмотря на динамичное развитие рынка региональных облигационных займов, их доля в структуре российского рынка облигаций остается довольно незначительной. Так, в 1997 г. федеральным правительством было выпущено облигационных займов на общую сумму 415 трлн руб. против 29,3 трлн руб. региональных займов. Таким образом, доля региональных займов в общем объеме выпущенных в России облигационных займов составила всего около 6,6%.

РАЗМЕРЫ И СРОКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЗАЙМОВ

    Выпущенные в 1997 г. субъектами РФ и органами местного самоуправления облигационные займы в основной своей массе были мелкими и средними. Крупных займов с объемами заимствования свыше 100 млрд руб. было выпущено только 50, т.е. менее 16% от общего количества. Причем если в период 1992-1996 гг. наблюдалась общая тенденция к укрупнению выпускаемых займов, то в 1997 г. эта тенденция сменилась на противоположную (см. таблицу).
    Как видно из таблицы, количество займов с мелкими и средними объемами эмиссий в 1997 г. (в сравнении с 1996 г.) возросло, а количество займов с крупными эмиссиями снизилось.
    В подавляющем большинстве случаев выпущенные региональными органами власти облигационные займы были кратко- и среднесрочными. Займов со сроком заимствования до 1 года в 1997 г. было выпущено 51 (16,3% от общего количества), со сроком заимствования 1-5 лет - 254 (81,2%), со сроком заимствования более 5 лет - только 8 займов (2,6%). Максимальные сроки заимствований (25 лет) в 1997 г. имели жилищные облигационные займы г. Дубны (Московская обл.) и Ярославля. Подобная структура займов была обусловлена:

  • трудностями выпуска долгосрочных займов в связи с неустойчивостью финансово-экономической ситуации в стране;
  • <пилотным> характером значительного количества займов, выпускаемых новыми эмитентами, которые для начала предпочитают выпуск облигаций на небольшие сроки и суммы;
  • примером эмиссии <сельских> облигаций, условия выпуска которых предполагали небольшие суммы и короткие сроки (1, 2 и 3 года).

    ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ВЫПУЩЕННЫХ ЗАЙМОВ

        Субъектами РФ и органами местного самоуправления в 1997 г. выпускались различные типы облигаций. В общей структуре выпусков в 1997 г. были представлены: <сельские> облигации - 211 выпусков, ГКО-образные займы - 97, жилищные облигации - 8, евробонды - 3, прочие - 4. Структура займов, выпущенных в 1997 г., в сравнении с 1996 г. претерпела существенные изменения в связи с появлением новых для рынка субфедеральных займов видов - евробондов и особенно <сельских> облигаций. В 1996 г. из 39 зарегистрированных Минфином РФ займов 34 были ГКО-образными займами и 5 - жилищными.
        По форме выпуска в 1997 г. в структуре региональных займов существенную долю занимали именные бездокументарные облигации, на которые приходилось 93,5% всех выпусков; доля документарных облигаций на предъявителя составляла 5,8%, а именных документарных - 0,3%.
        Как показывает анализ, доля предъявительских ценных бумаг среди облигаций региональных займов постоянно снижается, что является, безусловно, прогрессивным явлением.

    НОВЫЕ ФОРМЫ ЗАИМСТВОВАНИЙ

        В 1997 г. на рынке региональных облигаций появились две новые формы заимствования: <сельские> облигации и евробонды.1.1. Система UNIX различает БОЛЬШИЕ и малые буквы, и к этому можно привыкнуть.
        <Сельские> облигации
        Выпуск <сельских> облигаций, составивший 24,5% общего объема эмиссии этого года, фактически является переоформлением долга субъектов РФ федеральному бюджету по бюджетным ссудам, выданным под товарные кредиты сельскохозяйственным предприятиям на покупку горюче-смазочных материалов и комбикормов. К моменту выпуска <сельских> облигаций общая сумма задолженности регионов по этим кредитам составляла 7,7 трлн руб.
        <Сельские> облигации выпускались в бездокументарной форме номиналом 10 млн руб. тремя траншами со сроком погашения 1, 2 и 3 года и с купонной ставкой 10% годовых.
        Условиями выпуска предусматривалось, что для погашения обязательств по <сельским> облигациям в региональных бюджетах 1998-2000 гг. должна быть выделена специальная защищенная статья расходов на обслуживание задолженности по этим займам, а также предусмотрена возможность внебюджетных гарантий и досрочного выкупа и погашения облигаций эмитентами.
        В качестве единого депозитария по <сельским> облигациям выступал ОНЭКСИМ Банк, а глобальным торговым агентом - банк МФК, который являлся также и одним из четырех платежных агентов по этим займам.
        На начальных этапах реализации <сельских> облигаций установление Минфином РФ единой цены отсечения для различных по степени риска регионов, а также для <коротких> и <длинных> серий привело к трудностям в реализации <сельских> облигаций ряда эмитентов. Так, на первых торгах по всем займам была установлена цена отсечения в 88% от номинала, что обеспечивало доходность по облигациям со сроком обращения 1 год - 25% годовых, а 2- и 3-летних облигаций - не выше 20% годовых. В последующем недостаточно высокий спрос на <сельские> облигации побудил Минфин РФ изменить свой подход к определению цены отсечения. К концу года на каждую ценную бумагу устанавливалась отдельная минимальная цена, которая в зависимости от <финансовой надежности> эмитента колебалась от 64 до 72% от номинала на 3-летние облигации, от 70 до 78% - на 2-летние и от 77 до 88% - на годовые.
        Евробонды
        В 1997 г. три субъекта РФ осуществили выпуск и успешное размещение евробондов: Москва - выпуск 3-летних еврооблигаций на сумму 500 млн долл., Санкт-Петербург - выпуск 5-летних еврооблигаций на сумму 300 млн долл. и Нижегородская область - выпуск 5-летних еврооблигаций на сумму 100 млн долл. В апреле 1997 г. Минфином РФ были утверждены <Стандарты эмиссии внешних облигационных займов органов исполнительной власти Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области>, положения которых были затем распространены на планируемый выпуск еврозаймов Республики Коми, Ленинградской, Орловской и Самарской областей. О своих намерениях по выпуску евробондов заявили также Красноярский край, Пермская, Иркутская, Челябинская, Астраханская области и ряд других регионов.
        Необходимость выпуска еврозаймов администрации субъектов Федерации объясняют потребностью привлечения дешевых и долгосрочных финансовых ресурсов для инвестирования их в региональные проекты. Между тем опыт уже разместивших свои еврозаймы субъектов показывает, что привлеченные по ним средства используются эмитентами не только на инвестирование их в развитие городского хозяйства и высокодоходные коммерческие проекты (Москва), но и на рефинансирование своей внутренней задолженности (Санкт-Петербург).

    ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА РЕГИОНАЛЬНЫХ ЗАЙМОВ В 1997 ГОДУ

        На основании изложенного выше можно указать на следующие особенности рынка региональных облигаций в 1997 г.:

  • зависимость числа и доходности осуществленных эмиссий региональных займов от объемов и доходности федеральных облигаций;
  • бурный рост как общего количества выпущенных займов, так и объемов осуществленных по ним заимствований;
  • <пилотный> характер большинства выпущенных займов;
  • появление на данном сегменте фондового рынка новых видов облигаций - евробондов и <сельских> облигаций;
  • значительный вес ГКО-образных займов, имеющих нецелевой характер;
  • преимущественно краткосрочный и среднесрочный характер займов при малых и средних объемах заимствования.

    * * *

        В публикуемом материале использованы данные, предоставленные Министерством финансов РФ и агентством <Интерфакс>.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".