По данным Счетной палаты РФ, информацию о своем бюджете представили 62 субъекта Российской Федерации из 89. Для большинства из них характерен быстрый рост дефицита бюджета и долга. (Динамика дефицита бюджета и долга представлена в таблице.)
Период |
Дефицит бюджета к расхо-дам, % |
Долг к расхо-дам, % (на конец периода) |
Номиналь-ный долг на конец периода, трлн руб. |
1995 г. |
1,48 | 10,28 | 12,8 |
1996 г. |
4,14 | 16,3 | 30,1 |
Первое по-лугодие 1997 г. |
9,3 | 30,00 (прогноз на конец года) | 41,4 |
    Выручку от размещения некоторых долговых обязательств эмитенты зачастую не считают источником финансирования дефицита бюджета. Из-за отсутствия единой методологии учета источников финансирования субфедеральных бюджетов сравнивать данные сложно.
    Очевидна тенденция роста объема долга. Ее можно объяснить попытками финансировать растущий дефицит бюджетов. Это вызывает обеспокоенность федерального правительства, и, естественно, в первую очередь Министерства финансов и Центрального банка России. Однако решить проблему только путем жесткого контроля трудно. Введение ограничений порождает новые формы заимствований, иногда более опасные, чем запрещенные ранее. Ими могут быть гарантии, осуществлять контроль за которыми намного сложнее, чем за эмиссиями ценных бумаг.
    В этой связи интересно проследить динамику относительных долей разных видов заимствований за последнее время (cм. рисунок).
    Как видим, основная часть долгов приходится на облигации и гарантии.
    Заметный рост объема гарантий наблюдается с конца 1996 г., а объема эмиссий облигаций - с начала 1997 г. Это можно объяснить принятием в начале 1997 г. федерального закона, который запретил субъектам Федерации и органам местного самоуправления обязываться по векселям, и необходимостью рефинансирования задолженности по ним, существовавшей к этому моменту.
    Другие факторы - стабилизация финансовых рынков и удешевление стоимости заимствования, особенно при помощи появившихся в этом году евробондов субъектов Федерации.
    Приведенные данные свидетельствуют о том, что в 1997 г. более половины всех долгов субъектов Федерации и органов местного самоуправления было оформлено в виде ценных бумаг, в том числе свыше 35% - в виде облигаций. Трудно привести более убедительный довод в пользу необходимости уделять самое пристальное внимание этим эмиссиям.
    Чтобы оценить ситуацию, необходимо проанализировать не только количественные показатели субфедеральных и муниципальных займов, но и качественные, в первую очередь структуру займов и способ использования привлеченных средств.
    Помимо обычных облигаций существуют долговые обязательства, которые погашаются не деньгами. Основные неденежные способы погашения:
    Созданием и развитием инфраструктуры развитых рынков (депозитариев, бирж и т.п.) озабочены в первую очередь сами профессиональные участники рынка. На них же падает и основная финансовая нагрузка. Власти занимаются только регулированием и надзором.
    В нашей стране с легкой руки Центробанка инвесторы и профессиональные участники рынка ожидают, что эмитент сам позаботится о создании инфраструктуры рынка. Делается это под лозунгом обеспечения ликвидности выпуска, но, по сути, никто не подсчитывал, во что оно обходится эмитенту, и не дешевле ли отказаться от него, использовав частное размещение или уже существующие структуры. Известны случаи, когда агенты администрации, ответственные за поддержание ликвидности местных облигаций, получали просто вознаграждение <от оборота>. Оборот, конечно, есть, но превалируют при этом интересы агента, а не эмитента.
    Нельзя забывать об амбициях регионов: не иметь своего регионального <рыночка> ценных бумаг не престижно.
    За неимением других образцов инфраструктура зачастую копирует систему Центральный банк РФ - Московская межбанковская валютная биржа - Национальный депозитарный центр. Но то, что окупается на объемах ГКО, может оказаться разорительным для более скромных выпусков.
    Реально первичное размещение проходит по одной из трех схем:
    Средства, привлеченные путем эмиссии облигаций или иных финансовых инструментов, используются по двум основным направлениям:
    Особняком стоят <сельские> облигации субъектов Федерации. Они были выпущены во исполнение постановления правительства России № 224 от 26 февраля 1997 г. <Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 г.> с целью реструктуризации задолженности субъектов Федерации федеральному бюджету за поставки в агрокомплекс по товарному кредиту 1996 г. На 1 октября 1997 г. <сельские> облигации были эмитированы 54 субъектами Федерации. Средства поступают не субъектам, а в федеральный бюджет в погашение долгов. Поэтому вопрос об их использовании субъектами не стоит.
    Объемы эмиссий (5612,5 млрд неденоминир. руб. на 1 октября 1997 г.) не отражают экономических потребностей субъектов, а потому проблема их соотнесения с бюджетом субъектов стоит особенно остро. Эта проблема решается иногда путем приема облигаций в зачет платежей в областной бюджет или расчетами товарами, услугами или собственностью субъекта Федерации (Омская область).
    Поскольку инициатива проведения эмиссии исходит не от субъектов, а от правительства, условия размещения и обращения выбирались не ими. Облигации обращаются на ММВБ, торговым агентом является банк <Международная финансовая компания>, депозитарием глобальных сертификатов - депозитарий ОНЭКСИМ Банка. До потенциальных покупателей поздно доводится информация (например, о нижнем пределе цены) об очередных аукционах по размещению облигаций (иногда за два дня до аукциона), что снижает спрос на облигации.
    Основными положительными моментами следует признать то, что состоялась первая масштабная попытка секьюритизовать долги субъектов Федерации, а также то, что в перспективе будет создан консолидированный рынок региональных облигаций.
    Важным событием 1997 г. был выход нескольких субъектов Федерации на международный рынок. Эти выпуски еврооблигаций регулируются указами Президента России1. Такие <дешевые> деньги достаточно опасны, так как выплаты по ним должны осуществляться в валюте. В принципе таким правом следует наделить всех субъектов - доноров федерального бюджета. Но для этого необходимо соответствующее регулирование рынка субфедеральных и муниципальных облигаций. Пока же встречаются довольно экзотические бумаги типа <валютных векселей Совета Министров Республики Хакасия>, законность выпуска которых рассматривает Прокуратура РФ и Прокуратура Республики Хакасия.
    Законодательное обеспечение региональных эмиссий явно недостаточно. Основу его составляют законы о местном самоуправлении и бюджетных правах исполнительных органов власти. Закон <О рынке ценных бумаг> также практически обходит их молчанием.
    Между тем специфика таких эмиссий очевидна: эмитент находится в особом положении как в отношении принятия решения о выпуске, так и в отношении ответственности за свои обязательства. Ведь в случае невыполнения обязательств корпорацией она может быть подвергнута процедуре банкротства. Для субъекта Федерации это, очевидно, невозможно. В то же время примеры неспособности своевременно выполнить обязательства по облигациям уже есть.
    Для того чтобы справится с ситуацией, можно использовать разные механизмы. Закон <Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг>, который был недавно принят Государственной думой, придерживается позиции максимально жесткого превентивного контроля за такими эмиссиями. Он вводит ограничения объемов, схем финансовой отчетности и других норм, которые призваны максимально сократить риски непогашения обязательств. Эта позиция получила поддержку правительства и его ведомств, имеющих отношение к региональным облигациям. В то же время органы власти федерального уровня получили существенно большую свободу в эмиссии ценных бумаг.
    Жесткие нормы сильно ограничили возможность регионов проводить независимую от центра финансовую политику, что явилось причиной отклонения законопроекта в Совете Федерации. Наибольшей критике подверглись ограничения, привязывающие максимальный объем долга к доходной части бюджета субъекта (не более 15%) или муниципального образования (не свыше 10%), а также требования использования эмиссий лишь для покрытия бюджетного дефицита, которые неявно следуют из сопоставления указанного закона и бюджетного законодательства.
    В настоящее время создана комиссия, в которую входят представители Государственной думы и Совета Федерации. Задача комиссии - выработка компромиссного варианта закона.
    На этапе разработки закона представители регионов вели себя крайне пассивно. Реально в работе участвовали лишь москвичи. Поэтому неудивительно, что у представителей субъектов Федерации текст, предложенный Думой, вызывает многочисленные возражения.
    Пока трудно сказать, в какой форме будет достигнут компромисс. Это зависит от того, какие позиции займут стороны. Наибольшая опасность состоит в том, что процесс переговоров может неоправданно затянуться, что оставит без регулирования важнейший и активно развивающийся сегмент рынка ценных бумаг.