Энергетическая безопасность в сетях политической конъюнктуры

Гайдук Инна

СТАНЦИЯ <300 МИЛЛИОНОВ>

    Стремительно упав с 570 млн тонн в 1987 г. до 306 млн тонн в 1995 г., добыча нефти по России замерла на уровне зыбкого баланса, чуть превышающего 300 млн тонн.
    По прогнозам, в 1999 г. в России будет добыто около 303 млн тонн нефти. Экспорт в дальнее зарубежье составит около 110 млн тонн, в ближнее зарубежье должно быть отправлено немногим более 20 млн тонн. Поставки нефти нефтяными компаниями на российские НПЗ составят примерно 160 млн тонн.
    Такой расклад означает практически двукратное сокращение объемов нефтедобычи и внутреннего потребления нефтепродуктов по сравнению с периодом 8-летней давности.
    Успокоительный миф о пороге энергетической безопасности на уровне в 300 млн тонн добычи нефти в год не выдерживает критики. С такими объемами можно лишь худо-бедно поддерживать дышащую на ладан производственную сферу, сократившуюся за годы реформ на 2/3. Похоже, из альтернативы <жить или выживать> профильные министерства выбирают второе. Но если понимать энергетическую безопасность как способность страны к созиданию, к возрождению своей некогда могучей экономики, то вряд ли сегодняшнее состояние нефтяной отрасли можно считать удовлетворительным и говорить о сохранении энергобезопасности России.

Компания 1997 г. 1998 г. 1999 г. (прогноз)
Эксплуатацион-ное бурение Разведочное бурение Эксплуатацион-ное бурение Разведочное бурение Эксплуатацион-ное бурение Разведочное бурение

ЛУКОЙЛ

1 334,0

180,9

483,8

139,5

486,6

209,9

ЮКОС

604,4

86,3

298,5

61,7

213,8

42,3

Сургутнефтегаз

1 592,4

143,1

1 423,2

158,2

1 465,2

165,0

СИДАНКО

448,7

67,1

233,5

32,6

249,0

65,1

Татнефть

602,3

65,5

492,3

30,9

430,3

21,6

Тюменская НК

159,8

39,1

65,9

14,8

315,8

14,1

Сибнефть

726,2

116,1

464,1

100,1

225,7

56,3

Башнефть

259,4

123,3

128,7

101,0

133,1

84,3

Роснефть

447,5

69,5

172,8

62,1

315,2

37,5

Славнефть

315,5

35,2

248,5

27,4

376,3

48,0

Восточная НК

385,6

35,9

222,4

25,4

40,5

21,8

ОНАКО

121,1

38,7

75,7

33,9

135,9

35,9

КомиТЭК

0,8

1,1

1,3

1,3

0 0

Всего

6 997,7

1 006,7

4 310,7

789,7

4 387,5

801,8

    Самым опасным симптомом состояния отрасли стало снижение прироста запасов по сравнению с объемами добычи нефти (с начала 1994 г.). Происходит <проедание> запасов, остановить которое в состоянии лишь массированные инвестиции в поисково-разведочные работы. С начала 90-х годов масштабы эксплуатационного бурения на нефть сократились в 4,6, разведочного - в 3,9 раза. Одновременно вырос удельный вес бездействующего фонда нефтяных скважин в 2,8 раза.
    В первой половине 1999 г. на фоне роста мировых цен на нефть и сохранения низких внутренних цен возросшая выручка нефтяных компаний позволила несколько поднять показатели разведочного и эксплуатационного бурения соответственно на 1,58 и 1,78%, но по сравнению с предыдущим четырехкратным спадом - это капля в море. И хотя в абсолютных цифрах в первой половине 1999 г. на 1,1% вырос эксплуатационный фонд скважин и на 1,65% - фонд добывающих скважин, динамика ввода новых мощностей остается удручающей: мы имеем сокращение на 15% по сравнению с 1998 г. Иначе говоря, продолжается практика <выжимания соков> из того, что получила отрасль в наследство от прежних времен.
    С позиций наращивания ресурсного потенциала, огромное значение имеет объем инвестиций в отрасль.
    Судя по прогнозу на 1999 г., суммарные капиталовложения по ВИНК вырастут на 7,35%, причем по отдельным компаниям этот рост превысит уровень 1998 г. более чем в 2 раза. Но особого повода для успокоения нет - в долларовом эквиваленте даже самый оптимистичный сценарий капиталовложений едва тянет на 40% от соответствующих показателей 1998 г. Поэтому не стоит ждать увеличения производственного потенциала отрасли в 1999 г., которое логически должно было последовать за ростом мировых цен на нефть при сохранении низких внутренних цен на поисково-разведочные работы, СМР и воспроизводство основных фондов.

Компания 1997 г. 1998 г. 1999 г. (прогноз)
Эксплуатацион-ное бурение Разведочное бурение Эксплуатацион-ное бурение Разведочное бурение Эксплуатацион-ное бурение Разведочное бурение

ЛУКОЙЛ

1 334,0 180,9 483,8 139,5 486,6 209,9

ЮКОС

604,4 86,3 298,5 61,7 213,8 42,3

Сургутнефтегаз

1 592,4 143,1 1 423,2 158,2 1 465,2 165,0

СИДАНКО

448,7 67,1 233,5 32,6 249,0 65,1

Татнефть

602,3 65,5 492,3 30,9 430,3 21,6

Тюменская НК

159,8 39,1 65,9 14,8 315,8 14,1

Сибнефть

726,2 116,1 464,1 100,1 225,7 56,3

Башнефть

259,4 123,3 128,7 101,0 133,1 84,3

Роснефть

447,5 69,5 172,8 62,1 315,2 37,5

Славнефть

315,5 35,2 248,5 27,4 376,3 48,0

Восточная НК

385,6 35,9 222,4 25,4 40,5 21,8

ОНАКО

121,1 38,7 75,7 33,9 135,9 35,9

КомиТЭК

0,8 1,1 1,3 1,3 0 0

Всего

6 997,7 1 006,7 4 310,7 789,7 4 387,5 801,8

    Да и у федеральной власти нет такой цели - увеличить нефтедобычу.
    Красной нитью во всех программных документах Правительства РФ проходит задача стабилизации добычи, но никак ни ее роста. К тому же в давно принятых программах не учитывался политический фактор.
    В 2000 г. вкладывать в отрасль будет нечего, деньги <будут выбирать> нужных парламентариев и, главное, нужного Президента.
    <Осторожно, двери закрываются! Следующая станция - <290 миллионов>?>

РЕАЛИИ ПРОИЗВОДСТВА

    Со <средней температурой> по отрасли в 1999 г. все вроде бы понятно: цена на нефть растет, добыча топчется на месте.

Компания 1998 г. 1999 г. (прогноз)
Добываю-щих Простаи-вающих Всего Ввод новых скважин Добываю-щих Простаи-вающих Всего Ввод новых скважин

ЛУКОЙЛ

16 294 3 414 19 708 290 16 578 3 452 20 030 216

ЮКОС

9 521 5 377 14 898 201 9 625 5 302 14 927 87

Сургутнефтегаз

12 466 2 040 14 506 629 13 000 1 735 14 735 627

СИДАНКО

7 135 3 750 10 885 152 7 288 3 817 11 105 153

Татнефть

16 770 3 830 20 600 296 16 303 4 132 20 435 260

Тюменская НК

5 378 4 777 10 155 67 5 727 5 038 10 765 69

Сибнефть

3 963 2 987 6 950 209 4 017 3 362 7 379 101

Башнефть

13 207 1 863 15 070 141 12 890 2 286 15 176 107

Роснефть

5 846 1 696 7 542 125 6 307 1 570 7 877 137

Славнефть

2 696 887 3 583 111 2 960 695 3 655 175

Восточная НК

2 361 1 611 3 972 109 2 458 1 505 3 963 32

Онако

1 766 1 034 2 800 40 1 817 1 031 2 848 50

КомиТЭК

682 904 1 586 6 694 897 1 591 6

Всего НК

98 239 35 035 133 274 2 376 99 857 34 913 134 770 2 021

    А как живут отдельные компании? Естественно, снижение отраслевого показателя добычи нефти говорит о том, что у большинства компаний дела идут не лучшим образом. Но не будем грешить против истины и отметим позитивные тенденции, наметившиеся в первой половине 1999 г. в ряде ВИНК.
    Явных лидеров два: по абсолютным показателям лидирует ЛУКОЙЛ, но по совокупности объемных и качественных показателей динамики наиболее успешно работает Сургутнефтегаз.
    По результатам первой половины 1999 г. у него сплошные <плюсы>: рост добычи - 4,54%, увеличение поставок нефти на <Киришинефтеоргсинтез> - 15,84%, первичная переработка возросла на 8,05%.
    Компания нарастила свое присутствие на внутреннем рынке нефти: ее доля среди ВИНК повысилась с 13,3 до 14,0%. Закрепились и без того лидирующие позиции компании в эксплуатационном и разведочном бурении: рост проходки в эксплуатационном бурении составил 2,95%, в разведочном бурении - 4,27%. Доля компании в эксплуатационном бурении среди ВИНК выросла с 33,02 до 33,39% (одна компания покрывает, по сути, треть объема эксплуатационного бурения в отрасли), в разведочном - с 20,03 до 20,58%.
    Наращивается и фонд скважин, он увеличился на 1,6%, в том числе добывающих - на 4,28%. Хотя темпы ввода новых скважин не изменились, доля компании в суммарном вводе среди ВИНК выросла с 26,47 до 31,04%. Таким образом, и по вводу новых скважин компания прочно удерживает позиции лидера и также обеспечивает практически 1/3 отраслевого ввода новых скважин.
    Объем инвестиций вырос на 76,6%. Но вот экспорт сократился почти на 10%. Это, кстати, еще одно подтверждение тому, насколько неблагодарна в России роль лидера.
    Потерял часть экспортной квоты и ЛУКОЙЛ. У компании, возглавляемой В. Алекперовым, ряд показателей несколько хуже, чем у Сургутнефтегаза, но надо помнить, что именно ЛУКОЙЛ прочно удерживает среди ВИНК первую позицию по многим объемным показателям.
    Добыча нефти почти не изменилась (+0,01%), немного выросли поставки нефти своим НПЗ (на 3,93%), соответственно возросла и первичная переработка (на 4,18%). Компания практически не увеличила свое присутствие на внутреннем рынке нефти (удельный вес повысился с 20,3 до 20,4%).

Компания 1997 г. 1998 г. 1999 г. (прогноз)

ЛУКОЙЛ

13 890,6 18 465,9 16 758,4

ЮКОС

9 137,9 12 207,3 13 343,1

Сургутнефтегаз

11 668,5 14 282,7 12 887,4

СИДАНКО

5 214,9 6 139,9 4 680,4

Татнефть

5 973,8 8 478,8 7 501,5

Тюменская НК

3 449,4 6 986,8 8 418,9

Сибнефть

4 798,8 5 761,8 5 460,5

Башнефть

3 558,9 3 791,2 4 028,9

Роснефть

6 189,3 6 865,0 5 494,9

Славнефть

2 922,9 4 480,8 4 363,3

Восточная НК

2 850,0 3 250,9 2 087,9

ОНАКО

1 925,7 1 894,4 2 016,8

КомиТЭК

858,6 1 468,9 1 671,7

Всего

72 798,8 94 989,4 88 937,3

Всего по России

105 398,0 113 624,0 110 728,5

    Рост проходки в эксплуатационном бурении невелик (+0,58%), что повлияло на снижение доли компании в эксплуатационном бурении среди ВИНК с 11,22 до 11,09%. Но в разведочном бурении подвижки очень ощутимы (+50,48%), поэтому доля компании здесь резко выросла - с 17,66 до 26,18%. По разведочному бурению ЛУКОЙЛ в первой половине 1999 г. опередил Сургутнефтегаз.
    Фонд скважин вырос на 1,6%, в том числе добывающих - на 1,74%. Но по вводу новых скважин нефтяная компания несколько сдала позиции 1998 г.: ее доля в суммарном вводе новых скважин снизилась с 12,21 до 10,68%.
    Объем инвестиций уменьшился за первую половину 1999 г. на 5,91% (в рублях), а в долларовом эквиваленте спад очень значительный - на 63%.
    По остальным ВИНК картина следующая.
    В первой половине 1999 г. по добыче нефти 100%-й рубеж преодолели, помимо уже упомянутых Сургутнефтегаза и ЛУКОЙЛа, только три компании: ОНАКО, Славнефть и КомиТЭК.
    Следовало бы ждать закономерного роста экспорта нефти у этих компаний, но корректировка экспортных квот была произведена следующим образом: у ТНК - рост на 20,5%, у КомиТЭК - на 13,81%, у ЮКОСА - на 9,3%, у Башнефти - на 6,27%, у ОНАКО - на 6,46%. Наиболее существенное сокращение экспорта произошло у ВНК - на 35,77%, у СИДАНКО - на 24,77%, у Роснефти - на 19,96% и у Татнефти - на 11,53%.
    По поставкам нефти на внутренний рынок резкий рост у Роснефти - на 47,85% и у ТНК - на 36,26%, и, как следствие, у них же резко выросла первичная переработка нефти соответственно на 74,24 и 35,68%.
    По эксплуатационному бурению абсолютный рекорд последних лет среди ВИНК показала ТНК - рост в 4,79 раза, но это не тот случай, когда рекорды куются в поте лица: в 1998 г. компания пробурила лишь 66 тыс. м, меньше только у КомиТЭК. Существенно возросла проходка в эксплуатационном бурении у госкомпаний: у Роснефти - на 82,4%, у Славнефти - на 51,43% и у ОНАКО - на 79,55%. В 1998 г. на долю этих трех компаний приходилось 11,5% от общероссийских объемов бурения, в 1999 г. - 18,9%. В разведочном бурении лидируют по приросту объемов СИДАНКО (99,8%) и Славнефть (75,16%). У большинства компаний спад проходки продолжился.
    Ввод скважин 1998 г. позволил практически всем компаниям нарастить фонд скважин 1999 г.; суммарный фонд сократился только у Татнефти и ВНК. В первой половине 1999 г. картина с вводом новых скважин сменилась на противоположную. Большинство компаний сократили ввод новых скважин, наиболее ощутимо ВНК - на 70,40%, Сибнефть - на 51,76%, ЮКОС - на 56,86%, Башнефть - на 24,20%. Это обстоятельство особенно настораживает, поскольку при наблюдаемом сегодня росте цен на мировом рынке нефти инвестиционные проекты практически все становятся рентабельными, а порог нерентабельного дебита понижается. Ощутимый прогресс по вводу новых скважин наблюдался только у Славнефти (рост на 58,06%) и ОНАКО (рост на 26,04%).
    Капитальные вложения в рублях уве-личились у Славнефти (207,7%), ТНК (167,1%) и Роснефти (117,7%), но в долларовом эквиваленте даже у них весьма существенный спад. Снизились капитальные вложения у КомиТЭК (на 80%), у ЮКОСа (58,3%), у Татнефти (37,5%).
    Таким образом, картина по отдельным компаниям весьма противоречива. На общем фоне помимо лидеров - Сургутнефтегаза и ЛУКОЙЛА наращивают суммарные результаты госкомпании Роснефть и Славнефть, старается не отстать от них и ОНАКО, по многим показателям существенный рост у ТНК. Сильно сдали позиции в первой половине 1999 г. ЮКОС и Сибнефть.
    Процессы последних лет существенно отразились на табеле о рангах среди ВИНК. До 1997 г. в первой тройке компаний - лидеров по добыче нефти 1-е, 2-е и 3-е места занимали соответственно ЛУКОЙЛ, ЮКОС и Сургутнефтегаз, но с 1998 г. Сургутнефтегаз потеснил ЮКОС на 3-е место. Разумеется, если принять в расчет приобретение ЮКОСОМ ВНК, он вновь окажется на 2-м месте после ЛУКОЙЛА, но пока ВНК является ОАО и не произошел переход на единую акцию: ВНК - сама по себе, ЮКОС - то же.

Компания 1997 г. 1998 г. 1999 г. (прогноз)

ЛУКОЙЛ

18 975,0 16 636,9 17 290,1

ЮКОС

21 918,3 19 826,7 18 788,0

Сургутнефтегаз

14 808,9 15 993,2 18 526,2

СИДАНКО

15 541,8 11 909,2 13 664,9

Татнефть

5 060,6 6 190,2 6 037,6

Тюменская НК

4 547,6 8 160,5 11 119,1

Сибнефть

16 217,2 13 132,2 12 623,1

Башнефть

6 581,2 5 611,7 5 740,9

Роснефть

5 559,7 4 281,5 6 330,2

Славнефть

7 750,3 8 418,5 8 999,3

Восточная НК

5 756,9 4 937,9 5 223,4

ОНАКО

4 739,2 4 420,3 3 886,3

КомиТЭК

3 633,1 2 662,0 1 928,9

Всего по России

171 513,7 157 621,1 158 325,9

    Среди компаний второй тройки места тасуются ежегодно. Если в 1994 г. на 4-м месте находилась компания СИДАНКО, то начиная с 1995 г. на это место уверенно вышла Татнефть. Борьба между ТНК и СИДАНКО за 5-е и 6-е места ведется уже на протяжении 1994-1999 гг.
    с переменным успехом. Так, если в 1994 и 1995 гг. ТНК была на 6-м месте среди ВИНК, то в 1996-1997 гг. она переместилась на 5-е место, потеснив на 6-е СИДАНКО.
    В 1998 г. СИДАНКО <отвоевывает> 5-е место, но не надолго - по итогам шести месяцев 1999 г. вновь ТНК на 5-м месте.

НАЛОГОВЫЕ МИФЫ

    Причинно-следственная цепочка <налоги - инвестиции - поддержание уровня добычи> представляется одним из определяющих моментов в обеспечении энергетической безопасности.
    Не является тайной, что производственные инвестиции в отрасли свернулись до неприличного уровня. Одна из причин этого - незавершенность приватизации в отрасли.
    Между инвестиционной политикой и приватизацией связь самая прямая. Приняв концепцию полной приватизации отрасли, государство само создало такие правила игры, при которых инвестиции, как частные, так и государственные, были подчинены задачам приватизации (вспомним приобретение за счет средств бюджета контрольных пакетов нефтяных компаний через залоговые аукционы и последовавшие за ними инвестиционные конкурсы). Пока существовала и по-прежнему существует возможность наращивания ресурсного и производственного потенциалов через приобретение государственных компаний, слияния и поглощения частных компаний средней величины, инвестиции уходили и будут уходить на эти цели, и о крупномасштабном развитии отрасли надо будет забыть.
    Налоговая компонента в реализации инвестиционных программ также играет не последнюю роль.
    По налоговому прессу в отрасли Россия входит в лидирующую группу в мире (однако не является в ней чемпионом). С учетом далеко не простой экономической ситуации в стране этот факт инвестиционный климат не улучшает. Однако здесь есть одна тонкость. Сложилось устойчивое мнение, что ТЭК - это главный донор государственного бюджета, основа жизнеобеспечения большинства, если не всех, регионов. Но насколько этот хребет становой, надо еще разобраться.
    Суммарные поступления в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 1 июля 1999 г. составили 347 млрд руб.
    Из общей суммы поступлений по налоговым платежам доля промышленности составила 42,4%, в том числе топливной промышленности - 10,97%, из нее нефтяной (нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей) - 8,3% и газовой - 1,7%. Что это за <становой хребет>, который дает 8,3% поступлений? Другие отрасли уже во всю соперничают с <нефтянкой>. В числе лидеров по налоговым выплатам - пищевая промышленность (в основном спиртовая, ликероводочная и винодельческая), чей вклад в суммарные поступления налогов и сборов равнялся 8,7%.

Компания Бензин автомобильный Дизельное топливо Мазут
1997 г. 1998 г. 1999 г. (прогноз) 1997 г. 1998 г. 1999 г. (прогноз) 1997 г. 1998 г. 1999 г. (прогноз)

ЛУКОЙЛ

2 517,5 2 517,3 2 187,4 4 771,3 4 646,2 4 987,4 4 229,5 3 204,6 3 595,8

ЮКОС

3 270,1 3 175,3 3 076,9 6 649,2 5 827,1 5 731,1 8 257,2 6 707,8 6 644,8

Сургутнефтегаз

1 642,6 1 778,3 1 830,8 3 048,8 3 424,6 3 794,0 7 592,1 8 176,0 5 451,6

СИДАНКО

2 327,8 2 030,8 2 117,6 3 876,9 3 307,2 3 515,3 5 165,2 4 021,4 4 211,2

Тюменская НК

615,1 1 084,5 1 549,7 1 000,0 1 876,0 2 549,8 1 748,8 3 400,7 4 579,2

Сибнефть

4 239,0 3 400,4 2 812,5 5 658,2 4 658,9 4 437,7 3 038,3 2 214,8 2 297,3

Башнефть

1 107,0 987,5 1 003,2 1 692,4 1 519,0 1 806,0 2 645,7 2 145,3 1 879,6

Роснефть

594,0 328,8 410,8 1 397,4 1 076,2 1 811,9 1 930,6 1 471,7 2 462,8

Славнефть

1 085,4 192,5 0 1 788,0 2 073,5 2 310,4 2 640,8 3 001,1 3 028,5

Восточная НК

1 060,4 966,0 1 093,8 1 698,5 1 442,6 1 480,2 2 063,2 1 499,2 1 591,7

ОНАКО

843,5 740,8 638,4 1 264,7 1 259,6 1 090,8 1 397,2 1 412,6 1 432,6

КомиТЭК

391,8 288,5 239,6 749,6 502,7 379,9 1 659,4 1 164,4 903,8

Всего НК

19 694,2 17 490,7 16 960,8 33 595,0 31 613,6 33 894,4 42 368,0 38 419,6 38 079,0

    Если рассмотреть структуру налоговых поступлениий от промышленности, то в ней поступления от топливной промышленности составили на 1 июля 1999 г. 25,8%, в том числе от нефтяной - 19,5%, газовой - 4,02%; пищевая промышленность обеспечила 20,5% налоговых поступлений, опередив нефтяную; высока и доля поступлений от машиностроения и металлообработки - 16,5%.
    Примерно подобную картину имеем и по собираемости налогов в федеральный бюджет.
    Так, промышленность обеспечила 36,5% налоговых поступлений в федеральную казну, из них топливная промышленность - 9,3%, в том числе нефтяная промышленность - 7,9%, газовая - 1,8%; пищевая промышленность внесла в федеральный бюджет 9% суммарных поступлений.
    В структуре поступлений промышленности топливная обеспечила 25,5%, в том числе нефтяная - 18,8% и газовая - 4,9%; пищевая промышленность внесла в казну 24,68%, а машиностроение и металлообработка - 18,9% от налоговых поступлений промышленности в федеральный бюджет.
    Таким образом, миф о том, что нефтяная промышленность является становым хребтом российского бюджета, явно преувеличен. Вся российская промышленность не дает ни в федеральный, ни в другие бюджетные и внебюджетные фонды и половины доходов. А в самой промышленности практически вровень с суммарной позицией ТЭКа идут пищевая промышленность и машиностроение с металлообработкой, не говоря уже об отдельных отраслях топливной промышленности.
    Помимо утраты прежних позиций по суммарным поступлениям отрасли ТЭКа стали лидерами по наращиванию задолженности по налоговым платежам.
    Если общие недоимки в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды по России составляют в процентном выражении к поступлениям 101,8%, то в федеральный бюджет - 150,5%, при этом промышленность задолжала 226,5%, а топливная - 226,9%.
    По отдельным отраслям ТЭКа недоимки следующие: по нефтяной промышленности долги по налогам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды составляют 97,7% от суммы поступлений, а в федеральный бюджет - 166,2%; по газовой промышленности суммарные недоимки равняются 141,4%, а недоимки в федеральный бюджет - 271,1% от налоговых платежей.

Компания 1997 г. 1998 г. 1999 г. (прогноз)

ЛУКОЙЛ

6 280 898,5 4 011 753,0 3 774 468,0

ЮКОС (с ВНК)

5 954 427,0 4 192 922,0 1 730 431,0

Сургутнефтегаз

5 145 484,2 5 630 800,0 9 945 404,0

СИДАНКО

2 248 046,5 1 476 872,0 1 519 074,0

Татнефть

2 753 124,7 2 418 805,0 1 512 702,0

Тюменская НК

1 581 395,4 1 028 477,0 1 718 203,0

Сибнефть

2 425 101,3 1 741 558,0 1 375 095,0

Башнефть

1 219 066,0 1 039 461,0 810 369,0

Роснефть

2 141 622,0 1 512 531,0 1 779 544,0

Славнефть

1 371 790,7 900 121,0 1 869 018,0

ОНАКО

1 195 914,0 1 034 119,0 965 961,6

КомиТЭК

207 394,9 104 562,9 21 311,2

Всего НК

32 934 561,0 25 308 477,0 27 169 349,0

    Вероятно, по этой причине с 1999 г. информация о величине задолженности по отдельным компаниям перед федеральным бюджетом стала строго конфиденциальной информацией. Если в 1998 г. экспорт компаний был четко привязан к погашению долгов перед федеральным бюджетом и четко прослеживалась связь между квотированием экспорта и исполнением налоговых выплат, то сегодня - это информация за семью печатями.
    Нефтяные компании дают федеральной казне не более 2 млрд руб. в месяц, а за год порядка 24 млрд руб., или примерно 1 млрд долл.; в расчете за 1 тонну добытой нефти чуть больше 3 долл.; с учетом выплат в региональные бюджеты налоговая нагрузка составляет не более 7 долл. за тонну. При цене экспортируемой нефти (без конверсии СИФ/ФОБ, транспортных тарифов, таможенной очистки, экспортной пошлины и прочих издержек по экспорту) в августе 1999 г., равной 118,7 долл. за тонну, согласитесь, это довольно низкая налоговая нагрузка на отрасль.
    Но почему же тогда нефтяные компании говорят о непомерной налоговой нагрузке на отрасль?
    А это - как считать.
    Если сопоставить начисленные налоги и себестоимость добычи, которая варьируется по отдельным компаниям от 145 до 1086 руб. за тонну, то соотношение налогов и себестоимости в отдельных нефтедобывающих предприятиях может доходить до 95%. Такая цифра не может не шокировать.
    <Материнские> компании забирают нефть у своих нефтедобывающих <дочек> по цене, равной себестоимости плюс 15-20% рентабельности. ЮКОС, например, оплачивает им не нефть, а скважинную жидкость по цене 250 руб. за тонну. Поэтому налоговая нагрузка как раз и ложится на дочерние предприятия, а не на материнские компании, которые перевели на себя и экспортные, и прочие финансовые потоки. Можно представить себе маржу на экспортных поставках, если сравнить 250 руб. скважинной жидкости и 2880 руб. средней цены-нетто за тонну экспортируемой нефти на узле учета (данные <Петролеум Аргус>).
    Так или иначе налоговый режим отрасли - ключевое звено энергетической безопасности России - давно и явно требует пересмотра.
    И речь, видимо, не столько в его ужесточении, сколько в оптимизации. И начать надо бы с анализа причин, приводящих к легальному и полулегальному уходу капитала от налогообложения.
    А теперь зададимся вопросом, кому в нынешней России это нужно?

© ЗАО "Группа РЦБ".