Экспертиза ценных бумаг — средство снижения потерь от подделок

Масич Алексей

Жилкин Иван

ПРОВЕРКА НА ПОДЛИННОСТЬ

    Замечено, что преступники стараются создать имидж солидных бизнесменов, используя при осуществлении махинаций профессиональную терминологию, поддельные документы, удостоверяющие личность, и соответствующие полномочия. А те, к кому они обращаются, часто чувствуют себя недостаточно уверенно в области банковских операций и, боясь проявить некомпетентность, стесняются подвергнуть сомнению документы и слова мошенников. Вместе с тем проверка ценных бумаг на подлинность представляет собой весьма ответственные действия, от которых во многом зависит пресечение мошеннической операции в целом.
    Установление подлинности ценной бумаги заключается:

  • в определении соответствия использованных материалов, полиграфического оформления и реквизитов образцу и технологическим нормам, указанным в <сертификате качества>;
  • в установлении наличия в исследуемой ценной бумаге предусмотренного для нее комплекса элементов технологической, полиграфической и физико-химической защиты;
  • в определении подлинности удостоверяющих реквизитов (подписей и оттисков печатей);
  • в изучении признаков возможного изменения первоначального содержания реквизитов и рукописных текстов.
        В соответствии с действующим законодательством решение вопроса о подлинности ценных бумаг может быть дано только эмитентом или уполномоченным им субъектом. Вместе с тем на практике часто требуется оперативное решение этого вопроса не только в отношении <своих> ценных бумаг, но и по ценным бумагам других эмитентов.

    КАК УЗНАТЬ ФАЛЬШИВУЮ БУМАГУ?

        Основополагающие принципы решения вопроса о подлинности ценных бумаг изложены в ст. 144 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей в законодательном порядке требования к ценным бумагам. Согласно указанным требованиям ценная бумага является не подлинной (называемой обычно <фальшивой>) из-за утраты юридической основы вследствие:

  • наличия дефектов формы, определенной соответствующими нормативными документами;
  • несоответствия представленной ценной бумаги подлинному образцу по комплексу технологических особенностей.
        С учетом изложенного, а также сложившейся практики различают следующие виды подделок ценных бумаг:
  • дефекты формы ценной бумаги;
  • частичная подделка;
  • полная подделка.

    ВЕКСЕЛЯ С ДЕФЕКТОМ ФОРМЫ

        Дефекты формы - один из наиболее распространенных видов подделки ценных бумаг. Он заключается в отсутствии обязательных реквизитов ценной бумаги или несоответствии ценной бумаги установленной для нее форме.
        Установление дефекта формы - во многом <полемическая область> даже у специалистов, однако преступники широко пользуются им, заведомо обрекая владельца такой <ценной бумаги> на невозможность опротестования документа в суде.
        Чаще всего дефект формы проявляется в векселях, при этом отмечено следующее:

  • отсутствие так называемой <вексельной метки> в тексте документа;
  • написание слова <вексель> и текста самого документа на разных языках;
  • отсутствие даты составления векселя и подписи векселедателя;
  • отсутствие предложения (обещания) уплатить определенную сумму конкретному лицу;
  • некорректное (неконкретное) указание суммы платежа;
  • различные наименования векселедателя в тексте и заверяющих реквизитах и т.д.
        Факт дефекта формы может быть установлен не иначе как судом. Никакие заключения экспертов без решения суда не имеют правового значения.
        К сожалению, это обстоятельство активно используется преступниками, следствием чего является значительное число фактов мошенничества с векселями, а также разнообразие механизмов их реализации.
        Так, например, в 1997 г. группой мошенников были предприняты попытки получения кредитов в ряде коммерческих банков под залог так называемых <Золотых векселей>. Указанные векселя были умышленно составлены с дефектами формы, в частности, в них была указана неопределенная сумма платежа: <в размере, эквивалентном стоимости десяти тысяч граммов химически чистого золота, по цене, определенной Роскомдрагмет РФ на момент погашения этого векселя>.
        Даже без учета других нарушений в оформлении этого <документа>, а только при отсутствии гарантий в обеспечении векселя (как установлено, такого обеспечения не было) становится ясно, что, приобретя его, будущий держатель понесет значительные убытки, а суд, если и примет его к рассмотрению, неизбежно приз-нает суррогатом.
        Подобных примеров довольно много, и описание их весьма объемно и утомительно. Тем не менее следует отметить некоторые характерные особенности таких <ценных бумаг>.
        Прежде всего - это придание привлекательности предстоящей сделке. С этой целью избираются ценные бумаги, потенциально имеющие высокую ликвидность, а условия сделки предполагают получение значительной выгоды покупателю ценных бумаг. Видимость ликвидности обычно достигается либо использованием имени эмитента (например, организации энергодобывающих отраслей), либо учинением поддельных индоссаментов или других реквизитов от имени респектабельных кредитных организаций.
        Так, например, в начале 1996 г. Центральный банк России письмом № 28-1-15/236 от 26 января 1996 г. информировал кредитные организации о появлении векселей с подделанным авалем от имени ЦБ РФ. Векселя сопровождались письмом Банка России, подтверждающим аваль и содержащим заключение о соответствии авалированного векселя требованиям Женевских вексельных конвенций 1930 г., а также о возможности его использования <при проведении операций на внутреннем и внешнем финансовых рынках>. К векселю прилагалось также сообщение в адрес коммерческого банка, исполненное на подделанном бланке ЦБ РФ с недействительным номером, подтверждающее <устойчивое финансовое положение, безупречную репутацию и степень надежности> плательщика по векселю.
        В 1997 г. было отмечено обращение по такой же схеме переводных векселей <Финансово-энергетического союза> серии Ф-2, но уже с поддельным авалем от имени Минфина. Как и в предыдущем случае, векселя сопровождались поддельными документами государственных органов.
        По данному факту Министерство финансов РФ вынуждено было через средства массовой информации выпустить специальное обращение, однако и после этого имели место подобные махинации, например, с векселями ЗАО <Энергоатом>.

    ЧЬЯ ПОДПИСЬ?

        Рассматривая примеры подделок ценных бумаг в виде дефектов формы, необходимо отметить также факты неправильного оформления подписей должностных лиц в этих документах.
        Еще достаточно часто встречаются документы, в том числе и векселя, в которых вместо собственноручной подписи соответствующего руководителя наносится его факсимиле; кроме того, подписи и другие реквизиты на очень высоком качественном уровне могут быть воспроизведены с помощью современного полиграфического и копировально-множительного оборудования. Следует отметить, что в отношении векселей подобные факты судом определяются как отсутствие собственноручной подписи векселедателя.
        Однако, основываясь на ст. 160 ГК РФ, многие эмитенты (и соответственно изготовители ценных бумаг) выполняют воспроизведение подписей должностных лиц (а иногда и оттисков печатей) факсимильным, полиграфическим или другими способами. Значимость таких реквизитов с точки зрения защиты от подделки весьма условна, так как их защитные функции расцениваются не выше любого другого графического элемента (виньетки, розетки, рамки и т.п.).
        Для именных ценных бумаг подобные случаи не имеют принципиального значения, так как передача прав на их владение оформляется у эмитента по приказу их владельца. Для ордерных ценных бумаг такой способ воспроизведения подписей и оттисков печатей таит потенциальную опасность их подделки и махинаций с ними.

    ПОПРОБУЙТЕ ОТЛИЧИТЬ

        Особую опасность представляют поддельные ценные бумаги с высокой обозначенной стоимостью. Так, известны фальшивые векселя Сберегательного банка РФ номиналом в 1 млн руб., векселя Инкомбанка номиналом в 1 млрд (неденоминир.) руб. и др. Приобретение даже одной такой <ценной> бумаги может нанести существенный ущерб купившей ее организации. Ведь высокая обозначенная стоимость бумаги позволяет преступникам затратить на ее изготовление значительные средства и усилия и в результате получить высококачественную подделку.
        Существуют и достаточно простые фальшивки, изготовленные с помощью полноцветной копировальной техники, на которых плохо имитированы или вообще отсутствуют основные элементы защиты (микротекст, люминесценция и пр.). Обнаружить такие бумаги мож-но, имея минимальные знания в этой области и простейшие технические средства.
        Совершенно иначе обстоит дело с высококачественными подделками. Среди них следует выделить две, для производства которых применялось типографское оборудование: это разновидности фальшивых векселей Сбербанка и бланков простых векселей единого образца, заполненных от имени различных организаций, в частности от имени ОАО <Мечел>.
        Фальшивые векселя Сбербанка изготовлены на бумаге с водяным знаком, очень похожим на подлинный, защитные волокна имитированы цветными штрихами. Все основные изображения на лицевой и оборотной сторонах нанесены, как и на подлинных бланках, офсетным способом печати, с хорошим качеством выполнен микротекст, на оборотной стороне присутствуют люминесцирующие изображения оранжевого орнамента и бесцветного круга, предпринята попытка, правда, не вполне удачная, выполнить ирисовый раскат (плавное изменение цвета линий) фоновой сетки лицевой стороны.
        Основные отличия фальшивых векселей от подлинных заключаются в несоответствии способов нанесения цифр номера (в подлинных - высокая печать, в фальшивых - с помощью струйного принтера), а также в отсутствии в краске номера магнитной компоненты и в краске одной из сеток лицевой стороны - люминофора (желтая краска сетки подделок не люминесцирует).
        Фальшивые бланки единого образца, на которых исполнены векселя от имени ОАО <Мечел>, обладают еще бoльшим совершенством.
        Бумага этих бланков содержит не только близкий к подлинным водяной знак, но и защитные волокна. Для нанесения всех изображений на фальшивых бланках использовались те же способы полиграфической печати (офсетный и высокий), что и при изготовлении подлинных. На лицевой и оборотной сторонах с высоким качеством выполнен микротекст, фоновые сетки нанесены с ирисовым раскатом (цвета линий сеток плавно изменяются от середины к краям бланка). Так же с раскатом в полосах для надписей нанесен люминофор, имеющий очень близкий к подлинному цвет люминесценции. Черная краска номеров бланков поддельных векселей содержит ферромагнитную компоненту.
        Таким образом, в описанных фальшивых бланках с высоким качеством выполнена имитация почти всего обычно проверяемого комплекса элементов защиты (за исключе-нием люминесцирующего круга со словом <вексель>), что позволяет отнести их к своего рода <суперподделкам> среди фальшивых ценных бумаг в России.

    СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ЭКСПЕРТИЗЫ: МЕРЫ ПРИНЯТЫ

        Даже высококачественные подделки могут быть своевременно (до заключения сделки) выявлены при наличии персонала соответствующей квалификации и необходимого оборудования.
        Иногда сами эмитенты ценных бумаг облегчают преступникам задачу, изготавливая плохо защищенные бланки (например, один из первых выпусков векселей Инкомбанка) на предприятиях, не имеющих лицензии Министерства финансов, или, не обладая достаточной квалификацией, завороженные двузначными числами количества <степеней защиты>, идут на поводу у изготовителя и не подозревают, что им предлагают практически <типовой> бланк, отличающийся от других в основном надпечаткой наименования их организации.
        Конечно, в случае с векселем подделка бланка (его несоответствие требованиям сертификата качества) еще не может служить обоснованием возражений обязанного по векселю лица, если установлена подлинность его подписи и неизменность первоначального текста. Однако идти ли на риск участия в судебном разбирательстве, приобретая такой вексель, это - дело покупателя.
        Изготавливая фальшивые векселя, преступники, очевидно, подделывают и подписи векселедателя, и оттиски его печати (если последние ставятся на подлинных бумагах), причем и эти элементы подделывают на весьма высоком уровне.
        Так, известны случаи, когда уже упоминавшиеся фальшивые векселя Инкомбанка при осуществлении сделки для проверки факта выдачи предъявлялись эмитенту и там признавались подлинными, в том числе и подписи, и даже теми лицами, от имени которых они были поставлены. Примечательно, что преступники для большего сходства подбирали пишущие средства, мало отличающиеся по цвету от тех, которыми ставились подписи на подлинных векселях.
        Необходимо отметить, что проверка этого элемента фальшивого векселя, если бы она была проведена компетентным специалистом, позволила бы заподозрить подделку и предотвратить сделку. Конечно, доказать подделку, не имея подлинных образцов подписей для сравнения, было бы невозможно, но для подозрения имевшихся признаков было бы вполне достаточно.
        Однако подлинность бланка, подписей и оттиска печати еще не дает 100%-ю гарантию от неприятностей, если преступник подделал (внес изменения) текст или реквизиты ценной бумаги. Например, один из наиболее простых вариантов подобных мошеннических операций - это изменение номера похищенной бумаги с целью исключить подозрение при проверке по <стоп-листу>. Возможны, естественно, и другие варианты, однако в рамках данной статьи они не рассматриваются.

    * * *

        Из всего сказанного следует, что экспертиза ценных бумаг по набору используемых методов, необходимой аппаратуре, квалификации (подготовке) персонала значительно отличается от экспертизы денежных знаков.
        Поэтому, после того как в 1997 г. в Центральном банке РФ был образован депозитарий, в следующем 1998 г. было приня-то решение о создании в его составе специально-го участка по экспертизе ценных бумаг. В 1999 г. такой участок был образован: подобраны специалисты соответствующей квалификации и проведено первоначальное техническое оснащение.
        В результате в настоящее время депозитарий способен осуществлять полноценную экспертизу подлинности ценных бумаг и других банковских документов.
        Помимо этого ведется разработка технологии предоставления услуг по проведению экспертизы ценных бумаг для подразделений Банка России и кредитных организаций. Данная технология предполагает:

  • выполнение заявок территориальных учреждений Банка России;
  • выполнение запросов кредитных организаций на проведение экспертных работ при условии заключения сответствующего договора1.
        Кроме собственно экспертизы, такое подразделение могло бы оказывать ряд <сопутствующих услуг>, например, предоставлять информацию, необходимую:
  • для выбора изготовителя бланков ценных бумаг;
  • для определения оптимального комплекса элементов защиты бланков ценных бумаг;
  • для составления технических требований для изготовления и приемки выпущенного тиража;
  • для разработки методических материалов по обучению персонала и выработки рекомендаций по техническому оснащению.
        Для проведения этой работы необходимо будет решить ряд организационных вопросов. И также очевидно, что заниматься решением этих вопросов имеет смысл при заинтересованности кредитных организаций в получении соответствующих услуг.
        К сожалению, необходимость и целесообразность проведения подобных мероприятий и принятия необходимых мер, направленных на предотвращение ущерба от поддельных ценных бумаг (да и не только ценных бумаг, но и других документов), многими осознаются только после свершившегося, когда потери, и немалые, уже понесены. Это хорошо видно на примере все того же Инкомбанка, который после неоднократного появления на рынке ценных бумаг своих фальшивых векселей провел в начале 1998 г. широкомасштабное обучение сотрудни-ков всех филиалов первичным навыкам определения подлинности ценных бумаг и реквизитов документов и создал в своем вексельном центре соответствующий участок экспертизы.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".