Обзор конъюнктуры рынка ГКО/ОФЗ/ОБР за 1999 г.
Храпченко Людмила
    15 января были возобновлены вторичные торги на рынке ГКО/ОФЗ, а с 28 января в торгах участвуют облигации, выпущенные в ходе новации.
    Вплоть до начала марта 1999 г. рынок ГКО/ОФЗ характеризовался крайне низкой активностью в Секторе средне- и долгосрочных инструментов. Дополнительным фактором низких оборотов на рынке государственных ценных бумаг стало ограничение доходности, введенное Банком России с момента возобновления вторичных торгов гособлигациями на уровне 120% годовых, или двукратной величины ставки рефинансирования, с целью предотвращения массированного сброса ГКО/ОФЗ.
    Более или менее активные операции участники рынка до марта 1999 г. проводили с двумя новыми выпусками ГКО, эмитированными в ходе новации. Сделки по ОФЗ, как по новым, так и по старым выпускам, практически не заключались. Как следствие, в то время как доходность бескупонных облигаций устойчиво снижалась, достигнув к марту 30-35% годовых, процентные ставки по купонным бумагам были близки к 120% годовых.
    С марта возрос спрос на государственные ценные бумаги, что привело к дальнейшему снижению ставок по ГКО и началу снижения доходности по ОФЗ. Возникновение интереса к гособлигациям в марте произошло, главным образом, под влиянием значительного увеличения уровня банковской ликвидности.
    Необходимо также отметить, что наиболее существенный рост цен и соответственно снижение доходности в первой половине марта были отмечены по <старым> выпускам ОФЗ, выплата купонного дохода по которым приходилась на 15 марта. С середины марта спросом стали также пользоваться ОФЗ/ФД, выпущенные в ходе реструктуризации.
    Утверждение Банком России в конце марта документов, регламентирующих использование средств, полученных нерезидентами в ходе реструктуризации, с одной стороны, способствовало более активному участию иностранных инвесторов в процессе новации по сравнению с началом месяца, с другой стороны, иностранные инвесторы, стремясь продать на низколиквидном рынке значительные объемы гособлигаций, спровоцировали рост доходности государственных ценных бумаг. Одновременно спрос на ГКО/ОФЗ со стороны российских участников в конце марта снизился в связи с окончанием I квартала и возросшей потребностью в ликвидных средствах для осуществления платежей в бюджет, а также увеличением с 19 марта нормативов по отчислениям в фонд обязательных резервов.
    Устойчивая тенденция к снижению процентных ставок, увеличению оборотов рынка госбумаг и рост интереса к средне- и долгосрочным инструментам государственного долга возобновились в конце апреля. Этому способствовало быстрое увеличение уровня ликвидности банковской системы, связанное как со значительными выплатами, осуществленными Минфином в ходе новации, так и с действиями Банка России на валютном рынке.
    C конца июня 1999 г. начался рост доходности по государственным ценным бумагам. К концу июля уровень процентных ставок по ОФЗ составил 65-70% годовых. Несмотря на то что уровень ликвидности банковской системы оставался достаточно высоким, привлекательность вложений в государственные ценные бумаги снизилась вследствие значительных девальвационных ожиданий его участников.
    Традиционно большой спрос на валюту в сентябре-октябре инвесторы закладывали в прогноз стоимости рублевых активов, что приводило к дальнейшему снижению цен практически по всем выпускам ОФЗ. Но уже к середине сентября, когда стало ясно, что ожидания значительного обесценения национальной валюты не оправдались, индикатор портфеля рынка ГКО/ОФЗ прекратил повышение и до конца отчетного периода колебался около уровня 82% годовых.
    В целях исключения возможности использования средств на счетах типа <С> уполномоченными банками, в которых были открыты эти счета, Банком России было выпущено Указание № 638-у от 15 сентября 1999 г.
    В соответствии с этим указанием уполномоченный банк обязан перечислять по окончании торгов и/или после погашения (выплаты купона) денежные средства со счетов типа <С> на дополнительно открытые на ОРЦБ лицевые счета. Введение в действие данного указания привело к стабилизации доходности на уровне 82% годовых и даже незначительному ее снижению вследствие инвестирования части средств со счетов типа <С> в ОФЗ.
    В начале октября 1999 г. активность участников рынка ОФЗ была крайне низкой, а стабильность доходности объясняется отсутствием каких-либо тенденций в их действиях. Такое поведение объясняется тем, что, с одной стороны, российские участники рынка ОФЗ не хотели получать убытки из-за необходимости делать переоценку инвестиционных портфелей после проведения операций с выпусками, входящими в их состав, с другой стороны, нерезиденты также не были заинтересованы заранее продавать собственные бумаги при подготовке к аукциону по покупке валюты со счетов типа <С>, запланированному на 29 октября, поскольку их доля в купонных выплатах по выпускам, появившимся в ходе реструктуризации, была на уровне 45% от общей суммы.
    Повышение доходности до уровня 90% годовых в период с 12 по 25 октября явилось следствием ожидания участниками рынка того, что накануне аукциона (обычно это последние три торговые сессии перед аукционом) по продаже валюты нерезидентам иностранные участники будут продавать свои портфели ОФЗ. Причем в первую очередь продавались выпуски со сроками до погашения от одного до трех лет.
    В день проведения аукциона, 29 октября, нерезиденты предъявили столь значительный спрос на все рублевые активы, которые они могут приобретать за счет средств со счетов типа <С>, что оборот торгов ОФЗ по деньгам составил более 4,8 млрд руб. (уровень, характерный для 1997 г.).
    В целом конъюнктура рынка ОФЗ с точки зрения активности его участников в ноябре существенно отличалась от предыдущих месяцев 1999 г.: с одной стороны, участники рынка увеличили активность своих операций с ОФЗ, с другой стороны, появились среднесрочные (месяц или более) тенденции в их действиях.
    Увеличение активности участников рынка ОФЗ в ноябре отразилось на обороте вторичных торговых сессий. Минимальное значение ежедневных оборотов выросло в 2-2,5 раза по сравнению с предыдущими периодами 1999 г. При этом среднеквадратичное отклонение оборотов рынка по номиналу в ноябре снизилось в 1,5-2 раза по сравнению с сентябрем-октябрем текущего года.
    В ноябре проявились среднесрочные тенденции в действиях участников рынка ОФЗ:
    Несмотря на то что с середины декабря Банк России не эмитировал новых выпусков и в течение января произвел погашение двух выпусков собственных облигаций, ситуация на рынке ОБР продолжала оставаться стабильной (рис. 4).
    За счет доразмещения уже эмитированных бумаг объем ОБР в обращении на конец января увеличился более чем на 300 млн руб. по сравнению с концом декабря.
    На протяжении января происходило плавное снижение доходности ОБР, которое, с одной стороны, было связано с тем, что средний срок обращающихся бумаг снизился за январь с 23 до 10 дней, а с другой стороны, после резкого увеличения в начале месяца рыночный валютный курс стабилизировался на отметке 22,5-23,5 руб./долл., что способствовало росту привлекательности рублевых активов, в частности облигаций Банка России.
    Последний выпуск ОБР был погашен 16 февраля, а их эмиссия временно приостановлена в связи с неполной урегулированностью процедуры их выпуска.
1    Однако к июлю существовавшие ранее проблемы в законодательстве были устранены: 8 июля вступил в силу закон <О внесении дополнений в федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"> и федеральный закон <О рынке ценных бумаг>, разрешавший Банку России осуществлять эмиссию собственных облигаций вплоть до 31 декабря 1999 г.
    Согласно новому закону эмиссия облигаций Банка России регулировалась Правительством РФ в соответствии с действующим законодательством. Максимальный объем облигаций Банка России всех выпусков, находящихся в обращении, был установлен в размере разницы между максимально возможной величиной обязательных резервов кредитных организаций (которая составляет 20% от пассивов коммерческих банков) и суммой обязательных резервов коммерческих банков в Банке России. Принятый закон был дополнен Постановлением Правительства РФ № 1142 от 12 октября, регламентировавшим процедурные вопросы выпуска ОБР.
    В конце октября совет директоров Банка России принял решение об эмиссии трех выпусков ОБР со сроками обращения три, четыре и пять месяцев объемом 2 млрд руб. по номиналу каждый, размещаемых на условиях открытой подписки в период с 24 ноября по 14 декабря. Однако регистрация выпусков несколько раз откладывалась и лишь 27 ноября выпуски облигаций Банка России были зарегистрированы Минфином. Аукцион по размещению указанных выпусков ОБР был назначен на 14 декабря.
    Несмотря на высокий уровень ликвидности банковской системы (55,742 млрд руб.) накануне проведения аукциона по размещению ОБР, суммарный спрос на нем составил около 550 млн руб. по деньгам. При выставлении заявок на аукционе по размещению ОБР его участники по уровню доходности размещаемых выпусков ОБР ориентировались на самые короткие выпуски ОФЗ-ПД 25022 и 25016 с датами погашения соответственно 23 февраля и 10 июня 2000 г. Накануне аукциона доходность по ним была на уровне 42-43% годовых, а ставки основной массы заявок на размещаемые выпуски ОБР были на 3-4 процентных пункта ниже.
    Несмотря на то что Банк России в течение длительного периода стремился реализовать возможность выпуска в обращение своих собственных облигаций, которые, по всеобщему мнению, должны были стать наиболее гибким инструментом денежно-кредитной политики, а также основой временной структуры процентных ставок в Секторе <суперкоротких> кредитных денег, в связи с тем что уровень ставок в поданных заявках на приобретение облигаций оказался завышенным и не соответствовал процентым ставкам по другим инструментам денежно-кредитной политики и среднему уровню ставок на межбанковском рынке, он принял решение признать аукционы по размещению выпусков ОБР несостоявшимися.
    C 1 октября 1999 г. в Торговой системе ММВБ в рамках вторичной торговой системы могут заключаться сделки междилерского репо сроком 1 и 2 дня. Отличия воссоздаваемого рынка репо от действующего в 1996-1998 гг. заключаются в следующем:
    Во-первых, возврат денежных средств, который происходит при исполнении второй части сделки репо, будет обеспечиваться многоуровневой системой гарантий. Ключевые мероприятия многоуровневой системы гарантий - это обособленный учет бумаг, задействованных в сделках репо; установление Банком России для каждого дилера денежного лимита на проведение таких сделок; автоматизированный контроль позиции дилера по облигациям и денежным средствам. Тем самым операции репо, являясь, по сути, формой межбанковского кредитования, благодаря внедряемым технологиям будут способствовать развитию межбанковских отношений и эффективному распределению ликвидности в банковской системе.
    Во-вторых, важной особенностью воссоздаваемого механизма репо будет возможность проведения сделок между дилерами, тогда как прежде сделки репо совершались исключительно с Банком России.
    По состоянию на 1 декабря соглашение о сделках репо подписал с Банком России 21 дилер. Однако в настоящее время, в условиях избытка рублевых ресурсов, финансово стабильные банки, как правило, не испытывают потребности в привлечении краткосрочных кредитов. Поэтому, несмотря на наличие заявок на предоставление денежных средств, встречные заявки со стороны дилеров, желающих привлечь средства на рынке репо, отсутствуют.
    По мере расширения круга участников можно ожидать начала реального функционирования рынка репо, однако первоначально объемы операций на этом рынке будут скорее всего незначительными.