Доходы бюджета — гарантия погашения государственных обязательств

Златкис Белла
Заместитель Председателя правления Сбербанка РФ

ИТОГИ ГОДА

    1999 г. был очень важным для будущего развития ситуации на рынке государственного внутреннего долга. Именно в этот год Министерством финансов и Центральным банком был осуществлен целый ряд решений и действий для того, чтобы ситуация на рынке вошла в свое нормальное русло. Самое главное - это то, что проблема реструктуризации ГКО/ОФЗ, замороженных в августе 1998 г., к концу 1999 г. решена полностью. Полностью завершена новация, не осталось неурегулированных отношений между эмитентом и инвесторами. Мы выплатили очень боль-шую сумму, составляющую более 64,4 млрд руб. всех денежных выплат, причитающихся инвесторам.
    Существенно менее острой стала проблема инвестиционных счетов для тех, кто не согласился с новацией. По существу, с новацией не согласился всего один нерезидент на очень маленькую сумму и несколько российских владельцев, бумаги которых арестованы. Но эта сумма в общей сложности составила чуть больше 1 млрд руб. Понятно, что это обстоятельство нисколько не может напрягать финансовую ситуацию на этом сегменте рынка. Выплаты по новации в 2000 г. не являются такими тяжелыми, какими они были в 1999 г., потому что и денежная ликвидность уже полностью выплачена, и самые крупные купоны тоже выплачены полностью.
    Таким образом, можно утверждать, что ситуация на рынке внутреннего государственного долга вошла в некоторый стабильный режим. Из 50-60 млрд доходов, которыми ежемесячно располагает федеральный бюджет, выплаты по государственному внутреннему долгу, оформленному в виде реструктурированных бумаг, будут составлять чуть больше 2 млрд.
    В конце прошлого года была проведена важнейшая акция по расширению возможностей инвесторов-нерезидентов на российском финансовом рынке: инвесторы-нерезиденты получили возможность вместо валютных аукционов покупать государственные ценные бумаги, деньги от продажи которых могут быть конвертированы в доллары США и соответствующим образом репатриированы либо использованы в инвестиционных целях в РФ. Это создало полную ясность в вопросе о том, в какие сроки можно конвертировать выручку от государственных ценных бумаг. При этом Министерство финансов разместило бумаги со сроками обращения 3 месяца и 6 месяцев, практически не неся бремени расходов по обслуживанию этого долга, потому что все размещение произошло по ценам выше номинала. Это улучшило бюджетную ситуацию.
    Вообще бюджетная ситуация - это очень серьезная проблема для рынка государственного внутреннего долга с 1997 г. Именно трудности с исполнением бюджета явились одной из причин тех кризисов, которые произошли на валютном рынке и рынке внутреннего долга. Сегодня бюджетная ситуация позволяет сделать вывод о том, что бумаги могут обслуживаться без чрезмерных усилий со стороны эмитента. Но это еще не означает, что все проблемы решены. Это означает, что создается достаточно прочный фундамент для того, чтобы дальше ситуация развивалась положительно.
    Курс национальной валюты сегодня сбалансирован между теми резервами, которыми обладает ЦБР, и тем объемом денег, которые были выпущены в обращение в 1999 г.

НОВЫЕ РАЗМЕЩЕНИЯ

    Скорее всего в начале года мы не будем занимать деньги. Для нас по-прежнему важна ставка, по которой мы занимаем. В 1999 г. мы показали, что какой бы ни была ликвидность, мы не намерены привлекать деньги по ставке, превышающей размеры инфляции. Наше предложение будет существовать на рынке только тогда, когда рынок может его воспринимать по той доходности, которая соответствует другим макроэкономическим показателям. Разумеется, ситуация на рынке внутреннего долга уже не будет похо-жа на ситуацию 1996 г. Рынок государственного долга не будет источником финансирования каких-то дополнительных расходов и социальной сферы, не говоря уже о финансировании предвыборной кампании.
    Сейчас выбрана другая бюджетная стратегия - стратегия максимального сбора налогов. Она применялась в IV кв. 1999 г., что позволило исполнить бюджет полностью, с большими сверхплановыми доходами. Я думаю, что это будет продолжаться и в текущем году. Поэтому рынок не будет привязан к непосредственным бюджетным расходам конкретного периода так жестко, как он был привязан в 1996 г. А это дает возможность надеяться на то, что вскоре инвесторы, прежде всего инвесторы-нерезиденты, будут вновь проявлять интерес к бумагам с возможностью конвертировать выручку от них. И нас, и ЦБР не радует желание инвесторов-нерезидентов покинуть рынок Российской Федерации в ближайшем будущем, даже если это дает возможность привлечь <короткие> деньги на очень выгодных условиях. Мы пытаемся рассматривать эту ситуацию в комплексе, с тем чтобы возможности привлечения дешевых денег для Министерства финансов не создали ЦБР проблем на валютном рынке в тот момент, когда бумаги будут погашаться.

УРОКИ КРИЗИСА

    Кризис - это не повод для того, чтобы опускать руки или паниковать, кризис - это повод для того, чтобы продумать все взаимоотношения с инвесторами и учесть их интересы, максимально избежать потерь и для эмитента, и для инвестора. А для эмитента самая большая потеря - это потеря доверия.
    Кризис - не повод для того, чтобы отказаться от дальнейших выпусков бумаг. Кризис - это повод для того, чтобы сделать бюджетную политику более прозрачной, задуматься над построением рынков.
    Мы по-прежнему, как и в 1999 г., идем по очень консервативной модели, которая заключается в том, что никакого расчета на рефинансирование, на погашение одних бумаг за счет выпуска новых мы не делаем. Мы понимаем, что могут быть и кризисы ликвидности, и кризисы доверия, поэтому все наше размещение будет рассчитано только на одно: в случае если не будет рефинансирования, все должно быть надежно погашено из федерального бюджета. А это означает, что объем обязательств, приходящихся на любой месяц 2000 г., не должен превышать 8-9 млрд руб. Это максимальная сумма, а 5-6 млрд руб., как у нас и предусмотрено в бюджете на 2000 г., - это сумма наиболее оптимальная и наиболее легко исполнимая для федерального бюджета. Исходя из этого мы и будем строить политику на рынке.
    В феврале мы погашаем первый нереструктурируемый выпуск 2000 г., 22-й выпуск, который к нашему большому удовлетворению, наконец, начал приобретать нормальные цены на рынке. Но мы прекрасно понимаем, что, погашая 8 млрд руб., выпускаем на рынок очень большую ликвидность и создаем проблемы для сбалансированности рублевого и валютного рынка и проблемы для размещения тех средств, которые получит инвестор. Многие инвесторы не сумеют их разместить сразу в корпоративные проекты и непосредственно в реальный сектор экономики. Поэтому я думаю, что мы приспособим какой-то выпуск относительно <коротких> бумаг к тому моменту, когда будет погашаться 22-й выпуск, с тем чтобы инвестор имел возможность разместить полученные деньги, исходя из его взгляда на финансовое развитие того или иного бизнеса. Как будет называться бумага - ГКО, ГФО или что-то еще, для профессионалов не очень важно. Мы будем размещать ту бумагу, которая будет удобна для инвестора.
    Если этому инвестору надо будет и дальше работать с населением, значит, ему надо дать такую бумагу, по которой будет удобно работать. Тем более что облигации государственного сберегательного займа даже в самый плохой 1999 г. пользовались большим спросом. Облигации государственного сберегательного займа размещать в этом году мы, видимо, не будем, потому что инструмент бумажный, очень сложный и для выпуска, и для обслуживания.
    Мы думаем, что превратим <короткие> инструменты в такие инструменты, которые могут работать и на розничных рынках, и на оптовых. Продолжается работа над реструктуризацией <короткого> инструмента, такого как ГКО, используя все его положительные стороны - надежную систему расчетов, отлаженную систему торговли.

ПАРАМЕТРЫ БУМАГ И МАКРО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

    В настоящее время мы планируем выпускать обычный рублевый инструмент. Возможность выпуска бумаги с конвертацией ее в дальнейшем в доллары мы не рассматриваем и, я надеюсь, рассматривать не будем. Вообще, мы отвергаем возможность выпуска каких-то хеджи-рованных инструментов. Мы рассматриваем инструменты с купонами, которые будут привязаны к инфляции или к индексу потребительских цен, потребительской корзине. Ясно, что это должны быть <длинные> инструменты, потому что на <коротких> инструментах этот показатель сам по себе отражается участниками рынка в ценах.
    Однако в ближайшее время о <длинных> бумагах вряд ли может идти речь: всем понятно, что какой бы высокой ни была ликвидность, перед выборами к <длинным> инструментам все относятся настороженно. Разместить их дорого мы не можем, потому что общая ситуация, в том числе и на рынке внешнего долга, пока выглядит достаточно напряженно. Ситуация с внешним долгом еще в течение ближайших 5-7 лет будет волновать нас очень серьезно. В то же время, мне кажется, ситуация на рынке внешнего долга излишне драматизируется. Страна, которая имеет положительное торговое сальдо (в прошлом году это 19,5 млрд долл.), безусловно, просто обязана справиться с нагрузкой по внешнему долгу, и в таких ситуациях реструктуризация долгов на выглядит чем-то позорным, скорее, речь идет об урегулировании кассовых разрывов, правда, достаточно <длинных>.
    Мы заплатили МВФ без получения соответствующих очередных траншей в декабре и в ноябре, справились со всеми платежами, которые вытекали из наших международных обязательств. В декабре это было намного сложнее, чем это будет в 2000 г. Отказ МВФ в помощи - это нежелательный сюжет, тем более что уже сегодня понятно, что мы выполнили все требования меморандума МВФ, прежде всего мы перевыполнили показатели, связанные с дефицитом бюджета. Дефицит оказался меньше, чем предусматривалось меморандумом. Мы выполнили показатели по сбору налогов, очень важные для финансовых рынков. Известно, что частично в соответствии с законом о бюджете на прошлый год ЦБР помогал выплачивать внешний долг, тем не менее мы справились со всеми выплатами, не превысив показатели по монетарному финансированию властей.
    Все это укрепляет тот фундамент, который был создан в конце прошлого года, фундамент для дальнейшего развития и расширения рынка. Бюджет 2000 г. построен таким образом, что ликвидность, которую участники рынка получают от Министерства финансов РФ при погашении государственных ценных бумаг, имеет возможность попасть в реальный сектор экономики, потому что разница между погашением бумаг и привлечением составляет 75 млрд руб. Эти деньги должны уйти на корпоративные рынки, в реальный сектор экономики.
    Это дает нам основание думать, что корпоративный рынок будет чувствовать себя комфортно. Для страны очень важна структурная перестройка. Мы в этом плане ничего пока не сделали, отчего, в частности, и возникло отставание по бюджетной политике и по валютному курсу. Теперь мы даем возможность экономике начать структурную перестройку с теми деньгами, которые мы выплескиваем на рынок.
    Уже в новом году мы встречались с целым рядом профессиональных участников, которые работают над проектами выпуска корпоративных бумаг, в том числе бумаг, которые призваны обслуживать оборотные средства. Мы надеемся, что рынок этих бумаг заработает и предприятия будут испытывать меньше проблем с расчетами, получая больше прибыли и платя больше налогов. Проблема налоговых поступлений - ключевая проблема для рынка госдолга, и она должна успешно решаться прежде всего в текущем году.

© ЗАО "Группа РЦБ".