Особенно пристальное внимание этой проблеме стало уделяться в 80-90-е годы в связи с возросшей капитализацией рынка и с возникшей тенденцией к глобализации финансовых потоков. Во многих странах впервые были приняты законодательные нормы, определяющие некоторые виды торговли инсайдерами ценными бумагами как уголовное преступление.
В развитых странах уже достигнуто понимание того, что торговля на финансовых рынках с использованием подобных методов подрывает доверие инвесторов к национальной финансовой системе и самым негативным образом сказывается на экономике страны в целом.
Следует отметить, что антиинсайдерские правовые нормы стали вводиться и в законодательство так называемых <развивающихся> рынков, к числу которых относится и Россия.
Без особого преувеличения можно утверждать, что значительная часть сделок с ценностями, заключаемых на российском фондовом рынке, так или иначе совершается с использованием инсайдерской информации. Однако в отечественной практике недопустимость торговли с использованием <внутренней> информации, по сути, лишь продекларирована в федеральном законе <О рынке ценных бумаг> (гл. 8 <Об использовании служебной информации на рынке ценных бумаг>). Механизм контроля, меры воздействия на нарушителей в отечественном законодательстве отсутствуют.
К лицам, располагающим служебной информацией, по российскому законодательству (ст. 32 закона <О рынке ценных бумаг>) относятся:
Важно также отметить, что в большинстве стран законодательство предусматривает специальный режим раскрытия информации инсайдерами.
О всех сделках, совершаемых с ценными бумагами своих компаний, инсайдеры обязаны сообщать в контролирующий орган в течение установленного законами или подзаконными актами срока. Так, в США каждое лицо, которое напрямую или косвенным образом обладает более чем 10% акций, прошедших регистрацию в Комиссии по ценным бумагам и биржам (далее - Комиссия), а также любой директор или руководитель компании обязаны ставить в известность Комиссию.
В российском законодательстве подобные нормы отсутствуют.
Необходимо отметить еще одну характерную особенность инсайдерского зарубежного законодательства. Как правило, мера ответственности за нарушения в этой области прописана в том же самом специальном нормативном акте о ценных бумагах, где рассматривается широкий круг вопросов организации торговли на рынке ценных бумаг. Это касается не только стран англосаксонского права, но и стран романо-германского права (например, в Германии наказание за нарушение антиинсайдерских норм предусмотрено Законом о торговле ценными бумагами).
Вопросы о санкциях к нарушителям, мерах ответственности, предусмотренных за торговлю с использованием инсайдерской информации, заметно различаются в разных странах. Самое суровое наказание предусматривается на родине антиинсайдерского законодательства - в США, где за его нарушение можно получить 10 лет тюремного заключения с выплатой практически неограниченной компенсации. Самое мягкое наказание предусмотрено в Японии - 6 мес тюремного заключения (и/или штраф). Как правило, в большинстве стран максимальное наказание за нарушение антиинсайдерского законодательства - 5 лет тюремного заключения (и/или штраф).
Рассмотрим более подробно законодательные и нормативные процедуры, применяемые к нарушителям антиинсайдерского законодательства на примере США, где эти вопросы являются наиболее разработанными.
В США не только самые жесткие правовые нормы в отношении инсайдеров, но и реализация этих правовых норм, применение их на практике органами надзора и регулиро-вания происходит чаще, чем где бы то ни было. Дайджест Комиссии по ценным бумагам и биржам США изобилует примерами нарушений антиинсайдерского законодательства, попавших в поле зрения Комиссии, и сообщениями о наказаниях разной степени тяжести, которые понесли нарушители (адрес веб-страницы Комиссии в Интернете: www.sec.gov). <Крестовая война против инсайдеров> - так американские средства массовой информации часто характеризуют отношение Комиссии к данной проблеме.
Законодательство США предусматривает также выплату вознаграждения лицам, оказавшим помощь Комиссии в раскрытии преступлений с использованием инсайдерской информации.
Развивая тезис о жесткости требований к использованию инсайдерской информации на американском рынке, отметим, что в 1984 и 1988 гг. в США были приняты поправки к законодательству, в результате которых в Законе о фондовых биржах появились два новых параграфа - 20А и 21А.
Согласно параграфу 21А, если какое-либо лицо нарушает положения Закона об инсайдерской торговле (1934 г.) или любое правило Комиссии, изданное во исполнение закона, Комиссия вправе через суд требовать наложения штрафа, который в 3 раза может превышать полученную прибыль или убытки, которых удалось избежать путем противозаконной сделки. <Прибыль> и <убыток> определяются как разница между ценой покупки или продажи ценной бумаги и ценой той же ценной бумаги спустя некоторое время после того, как информация, на основе которой совершалась сделка, стала общедоступной.
Комиссия может требовать уплаты штрафа не только лицом, совершившим правонарушение, но и лицом, которое его контролировало. В большинстве случаев это фирма, в которой нарушитель работает.
Штраф, налагаемый на <контролирующее лицо>, не может превышать 1 млн долл. и накладывается лишь в том случае, если такое лицо проявило полную безответственность в обеспечении режима, позволяющего вовремя предупреждать такие нарушения.
Согласно параграфу 20А лицо, нарушающее положения Закона об инсайдерской торговле, несет материальную ответственность перед теми лицами, которые в период совершения им инсайдерских сделок осуществляли сделки купли-продажи ценных бумаг. Ответственность по данной статье несут и те лица, которые передали инсайдерскую информацию, и те, которые контролировали нарушителя. Таким образом, фактическая величина возмещения может составить неограниченную сумму, определяемую величиной личного богатства нарушителя. Например, общая величина исковых требований к М. Милкену, крупнейшему специалисту по <бросовым облигациям>, составила 4 млрд долл. В действительности же он уплатил 100 млн долл. и получил 10 лет тюрьмы в 1990 г.
Другое важное нововведение касается вознаграждения информаторов. Параграф 21А (е) Закона о фондовых биржах (1934 г.) предоставляет Комиссии право выплачивать вознаграждение лицам, сообщившим информацию, которая позволила <вывести на чистую воду> инсайдера, совершившего противозаконную сделку с ценными бумагами, лицо, предоставившее такую информацию инсайдеру, или лицо, непосредственно контролировавшее инсайдера.
Информатор получает вознаграждение, которое выплачивается из штрафа, который накладывается на нарушителя по решению суда. Напомним, что максимальный размер штрафа может доходить до трехкратного размера полученной в результате противоправных действий прибыли или избегнутых убытков. Однако общий размер выплаченного вознаграждения не может превышать 10% суммы штрафа. Конкретная величина вознаграждения устанавливается Комиссией.
Вознаграждение может получить любое лицо, предоставившее соответствующую информацию. Решение о выплате вознаграждения принимается лишь после того, как соответствующий судебный орган вынес решение о выплате штрафа и деньги перечислены на соответствующий счет. Подача заявления о выплате вознаграждения производится в течение 180 дней после вынесения судебного решения. Иск по нарушениям параграфов 20А и 21А может быть подан не позже чем через 5 лет после нарушения, что значительно превышает сроки исковой давности по иным специальным гражданским правонарушениям.
Поправка 1988 г. также увеличила уголовное наказание за нарушение Закона о фондовых биржах.
Штраф для физических лиц был увеличен со 100 тыс. долл. до 1 млн долл. и с 500 тыс. до 2,5 млн долл. для юридических лиц. Максимальный срок тюремного заключения был повышен до 10 лет. Параграф 16 п. предоставляет компании право взыскать в свою пользу всю прибыль, полученную инсайдером при торговле ее акциями (или производными от них инструментами), если прибыль получена в результате операций купли-продажи или продажи-купли за период менее 6 мес. Правда, по свидетельству американских юристов, эта норма используется очень редко.
Параграф 16 п. (а) Закона о фондовых биржах требует , чтобы каждое лицо, которое напрямую или косвенным образом обладает более чем 10% акций, прошедших регистрацию в Комиссии на основании параграфа 12 этого Закона, а также любой директор или руководитель компании ставили в известность Комиссию путем заполнения специального бланка об имеющихся у него ценных бумагах компании не позже чем через 10 дней после обретения этого статуса, а также не позже 10 дней по окончании каждого месяца, в течение которого он/она покупает или продает какие-либо долевые ценные бумаги данной компании.
Информация о сделках инсайдеров, регистрируемая в Комиссии, подлежит раскрытию публике и является доступной для всех желающих с ней ознакомиться. С точки зрения специалистов по техническому анализу, эта информация является важным индикатором, за которым необходимо вести наблюдение. Многие публичные компании в США вносят в свои правила требования, согласно которым любой ответственный сотрудник компании обязан испросить предварительное разрешение у высшего исполнительного органа компании на совершение сделки с ценными бумагами своей компании.
В 1990 г. конгресс США предоставил Комиссии полномочия налагать штрафы на сумму до 500 тыс. долл. и/или взыскивать полученные противозаконным образом прибыли, а также выписывать ордера на запрещение противоправной деятельности в отношении лиц, нарушающих законы о ценных бумагах, даже если они не зарегистрированы в Комиссии.
Преднамеренное нарушение законов о ценных бумагах или правил Комиссии является уголовным преступлением и наказывается штрафом и тюремным заключением. Комиссия передает в этом случае собранные ею материалы в Министерство юстиции, которое принимает решение о дальнейших действиях и осуществляет их. Американские суды повсеместно отвергают аргументы ответчиков, что законы о ценных бумагах <слишком расплывчаты>, и принимают сторону Комиссии. Очень редко решения суда расходятся с выводами Комиссии.
Другими словами, профессионализм в принятии решений при операциях на финансовых рынках является приоритетным.
Меры воздействия на нарушителей законов и правил о ценных бумагах принимают и саморегулируемые организации (СРО). Все дисциплинарные санкции, налагаемые СРО, доводятся до сведения Комиссии и могут дополнительно рассматриваться либо по желанию Комиссии, либо по заявлению одной из сторон.
Интересен случай, опубликованный в дайджесте основных событий с использованием инсайдерской информации Комиссии по ценным бумагам и биржам США за 1997 г., когда один член Нью-Йоркской фондовой биржи (НФБ) подал апелляцию в Комиссию. Суть дела состояла в том, что биржа отстранила его на два месяца от торговли за то, что он не проявил достаточной бдительности при совершении сделок для своего клиента, действовавшего с использованием инсайдерской информации. Клиент на протяжении многих лет добывал журнал <Бизнес Уик> раньше, чем он попадал к читателям, и совершал операции на НФБ через этого брокера, пользуясь аналитическими материалами журнала.
Комиссия подтвердила правильность решения данной организации. В целом все СРО в вопросе контроля за законодательством по ценным бумагам выступают единым фронтом.
Менее разработанной практикой антиинсайдерского законодательства являются нормы стран ЕС. 13 ноября 1989 г. Совет Европейского сообщества принял Директиву по инсайдерской торговле (Council Directive 89/592 co-ordinating regulations on insider dealing) (далее - Директива).
В настоящее время все страны ЕС привели свое законодательство в соответствие с данной Директивой, и, таким образом, она лежит в основе антиинсайдерского законодательства всех стран ЕС. (Согласно Директиве это должно было произойти к 1 июня 1992 г., однако на практике многие страны не уложились в эти сроки.)
В данном нормативном документе изложены общие принципы борьбы со сделками с использованием инсайдерской информации. Согласно этой Директиве ценными бумагами, на которые распространяется антиинсайдерское законодательство, являются ценные бумаги, допущенные к торговле на рынке, который регулируется и контролируется признанными государством органами, работает на постоянной основе и доступен напрямую или косвенным образом для публики.
Директива также говорит о том, что инсайдеры не вправе передавать информацию третьим лицам или рекомендовать третьим лицам совершить сделку с ценными бумагами. Директива налагает запрет на операции <вторичных> инсайдеров, т.е. лиц, получивших информацию от <первичных> инсайдеров, это касается операций со всеми ценными бумагами, свободно обращающимися на рынках стран ЕС.
Особо хочется отметить следующее положение данного документа ЕС. В Директиве сказано, что, хотя сделки инсайдеров в странах ЕС должны находиться под запретом, данный запрет не распространяется на операции, проводимые Центральным банком (Россия) или уполномоченной им организацией в ходе реализации его денежно-кредитной или валютной политики или политики управления государственным долгом. Другими словами, согласно положениям Директивы операции Банка России, активно работающего на финансовых рынках, не являются инсайдерскими, поскольку все они связаны с реализацией национальной денежно-кредитной политики. В то же время информация, которой располагают сотрудники этого учреждения при активных финансовых операциях, безусловно является <служебной> и должна попасть под соответствующее регулирование.
Отметим здесь также, что Директива не предусматривает конкретных санкций за нарушение антиинсайдерского законодательства, оставляя это на усмотрение стран-участниц. Конкретные виды бумаг, на которые распространяется действие антиинсайдерского законодательства, лица, относящиеся к инсайдерам, и т.п. также могут различаться в разных странах. Национальное законодательство по антиинсайдерской торговле в европейских странах действительно является более детальным, чем приведенные положения из Директивы. Но тем не менее национальное законодательство не должно противоречить (и на самом деле не противоречит) Директиве.
Еще один вопрос возникает в связи со <вторичными> инсайдерами, т.е. теми лицами, которые получили служебную информацию, но не являются непосредственными (<первичными>) инсайдерами, имеющими доступ к такой информации.
Германское законодательство в данном случае идет значительно дальше Директивы ЕС в определении <вторичных> инсайдеров, однако, в отличие от <первичных> инсайдеров, в отношении которых существует запрет на передачу инсайдерской информации третьим лицам, в отношении <вторичных> инсайдеров действует лишь запрет на торговлю с использованием инсайдерской информации от своего имени или для третьих лиц.
Антиинсайдерское законодательство распространяется на все ценные бумаги (инсайдерские ценные бумаги), которые имеют листинг на каком-либо организованном рынке Германии или иной страны ЕС (разд. 12). Кроме того, к ним относятся: подписные права (райты) на обращающиеся ценные бумаги; фьючерсные контракты на индексы или процентные фьючерсы, а также опционы на фьючерсы при условии, что в основе этих контрактов лежат свободно обращающиеся ценные бумаги. Вексель или чек в эту группу не включается.
К инсайдерам по германскому законодательству (разд. 13) относятся лица, обладающие информацией, которая, став известной публике, может оказать воздействие на цены: члены исполнительного органа компании или совета директоров; крупные акционеры или крупные акционеры аффилированных лиц этих компаний (величина пакета, который считается <крупным>, в законе не указывается); лица, имеющие доступ к информации в силу выполняемых ими профессиональных обязанностей.
Оценка, сделанная исключительно на основе общедоступных сведений, не считается инсайдерской информацией, даже если она может оказать сильное влияние на цены.
Инсайдер не имеет права: