Кредитоспособность администраций субъектов Российской Федерации
доцент МГУ им. М. В. Ломоносова, канд. экон. наук
В данной статье представлены результаты оценки региональных финансов1 на ближайшие 3 года. Следует особо подчеркнуть, что это не рейтинг (субъективная оценка, выставленная группой экспертов), а математический расчет, основанный на традиционном понимании кредитоспособности как соотношения активов, пассивов и предстоящих платежей по долгу. |
Проведенное исследование базируется на эксклюзивной информации, полученной непосредственно из администраций субъектов Федерации. Для этого главам всех регионов были направлены специальные запросы, в том числе так называемые <депутатские>2. Откликнулись и предоставили информацию о своих финансах органы власти 53 регионов.
Подобное исследование проводится ежегодно уже в пятый раз. С учетом возможных сбоев в работе почтовой службы при пересылке ответов, например потере корреспонденции, или бюрократических ошибок в аппарате самих органов власти, результаты, полученные за 5 лет исследований, позволяют определить регионы, региональные органы власти которых отличаются устойчивой информационной закрытостью и категорическим нежеланием соблюдать федеральное законодательство в части раскрытия информации: Архангельская, Ленинградская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Оренбургская, Орловская, Саратовская, Смоленская, Тюменская и Ульяновская области, республики Бурятия, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания) и Татарстан, Алтайский и Хабаровский края, Корякский и Чукотский автономные округа.
Данная устойчивая информационная закрытость пусть небольшое, но все же объективное свидетельство слабости России как федеративного государства.
При всем уважении к респондентам сведения, полученные из региональных органов власти, были перепроверены. Установлено, что некоторые параметры не коррелируют с аналогичными данными из других источников, заслуживающих доверия. Например, не совпадают сведения регионов и одного из депозитариев об объемах задолженности эмитентов так называемых сельхозоблигаций. В частности, по Республике Марий Эл расхождение составило 20 млн руб., по Удмуртской Республике - 3 млн руб., по Коми-Пермяцкому автономному округу - 13 млн руб. Скорее всего, данная проблема вызвана тем, что регионы не придают этим долгам серьезного значения и в ближайшее время, вероятно, не собираются их выплачивать.
Что касается Коми-Пермяцкого автономного округа, то проблема, возможно, разрешится после присоединения этого региона к Пермской области. Новое образование (Пермский край) будет обладать достаточным объемом ресурсов, чтобы ликвидировать задолженность.
Другой пример несовпадения данных: несмотря на соглашения, подписанные Агентством по ипотечному жилищному кредитованию и почти 60 субъектами Федерации, только один регион включил обязательство, предусмотренное данным договором, в свою долговую книгу - Республика Алтай (гарантия в размере 10 млн руб.). Следовательно, гарантии, выданные агентству остальными регионами, сомнительны.
О полном отсутствии кредиторской задолженности (что теоретически возможно, но маловероятно) заявили органы власти таких разноплановых территорий, как Ярославская область, Москва, республики Ингушетия и Алтай, Агинский Бурятский автономный округ.
Из некоторых регионов, в том числе Пермского края, Республики Карелии, Пензенской и Астраханской областей, поступили ответы, в которых структура госдолга представлена очень подробно. Способность регионов к такой детализации является пусть не самым главным, но все же фактическим свидетельством в пользу достоверности раскрываемых ими сведений. Результаты оценки кредитоспособности различных регионов РФ представлены в табл. 1.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ |
Брянская область | Республика Адыгея | Курганская область |
Владимирская область | Республика Дагестан | Свердловская область |
Воронежская область | Республика Ингушетия | Челябинская область |
Калужская область | Республика Калмыкия | Ханты - Мансийский автономный округАО |
Курская область | Краснодарский край | Ямало - Ненецкий автономный округАО |
Липецкая область | Ставропольский край | СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГФО |
г.Москва | Астраханская область | Республика Алтай |
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГФО | Ростовская область | Республика Хакасия |
Республика Коми | Иркутская область | |
Вологодская область | ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГФО | Кемеровская область |
Калининградская область | Республика Башкортостан | Новосибирская область |
г.Санкт-Петербург | Республика Марий Эл | Омская область |
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГФО | Кировская область | Томская область |
Приморский край | Пензенская область | Читинская область |
Магаданская область | Пермская область | Агинский Бурятский автономный округАО |
Сахалинская область | Коми-Пермяцкий АОавтономный округ | Таймырский автономный округАО |
Еврейская автономная область | Усть-Ордынский Бурятский автономный округАО |
Признание органа власти региона кредитоспособным означает, что его можно кредитовать как минимум на рефинансирование госдолга3.
Как показало исследование, подавляющее большинство органов власти4 в долгосрочной перспективе кредитоспособны. Это означает, что они в состоянии мобилизовать наличные финансовые ресурсы к моменту наступления срока очередного платежа по госдолгу5.
Несколько регионов были признаны некредитоспособными. Это, однако, не означает, что органы власти этих территорий следует подвергнуть процедуре банкротства. Речь идет о необходимости срочного принятия в этих регионах специальной финансовой антикризисной программы, цель которой - восстановить финансовую состоятельность.
Следует отметить, что органы власти регионов, которые были охарактеризованы нами как некредитоспособные, не побоялись раскрыть информацию о своем финансовом положении. Данный факт следует ассматривать как возможность урегулировать ситуацию.
Оценка кредитоспособности на ближайшие 3 года несколько меняет общую благоприятную картину. Согласно нашим расчетам у некоторых регионов могут быть серьезные затруднения с погашением обязательств. Видимо, им придется прибегнуть к рефинансированию госдолга. Но в целом региональные органы власти без ущерба для своей кредитоспособности смогут увеличить свой госдолг на 14,1 млрд руб., в том числе за счет привлечения не менее 1,7 млрд руб. с фондового рынка и не менее 2,2 млрд руб. за счет банковских кредитов.
В случае превышения в течение 3 лет лимита прироста госдолга угроза массовых дефолтов по субфедеральным обязательствам может стать реальной.
Резерв увеличения госдолга распределен таким образом, что большая его часть приходится на 2004 г., а меньшая - на 2005 г. Такой результат вполне закономерен, хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Дело в том, что на способность органа власти обслуживать госдолг влияет кредитная политика, им же и проводимая. Но, как свидетельствует практика, лишь в немногих органах власти ведется скоординированная кредитная и заемная политика. Тем не менее при оценке кредитоспособности возможное поступление в бюджет средств от возврата бюджетных кредитов было учтено (рис. 1).
Совокупный госдолг всех 89 регионов по состоянию на 1 января 2004 г. составлял примерно 300 млрд руб. Это почти в 2 раза больше, чем годом ранее6. Тогда совокупный госдолг был равен примерно 140 млрд руб. Таким образом, наш прогноз <роста рынка субфедеральных заимствований на ближайшие годы>7 подтвердился.
Несмотря на высокую заемную активность, обе столицы продемонстрировали небольшую часть прироста госдолга - всего 26 млрд руб.
Соотношение между госдолгом и доходами у большинства регионов находится в диапазоне 20-30%. Только у Эвенкийского автономного округа оно достигает более 200% (табл. 2). Хотя, справедливости ради, следует отметить, что столь крупная цифра сама по себе еще ничего не значит - например, регион мог занять большую сумму на продолжительный период.
Наименование субъектов Федерации и федеральных округов | Государственный долг администраций субъектов Федерации | ||||||||||
Всего, млн. рублей | Всего, в % от доходов | Всего, в расчете на 1-го налогоплательщика, рублей | в т.ч. погашение текущей задолженности (основной суммы госдолга) | в т.ч. предстоящие к начислению в будущем суммы по процентам | |||||||
Всего | в т.ч. в 2004 году | в т.ч. в 2005 году | в т.ч. в 2006 году | Всего | в т.ч. в 2004 году | в т.ч. в 2005 году | в т.ч. в 2006 году | ||||
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | |||||||||||
Брянская область | 389 585 | 6% | 380 | 385 490 | 97 797 | 93 799 | 123 799 | 4 095 | 1 365 | 1 365 | 1 365 |
Владимирская область | 672 737 | 10% | 625 | 565 017 | 0 | 0 | 139 748 | 107 720 | 14 049 | 14 049 | 14 049 |
Воронежская область | 2 761 849 | 26% | 1 676 | 2 559 304 | 1 346 374 | 697 447 | 245 697 | 202 545 | 89 850 | 112 695 | 0 |
Калужская область | 490 534 | 7% | 769 | 490 534 | 57 375 | 76 144 | 171 144 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Курская область | 1 794 770 | 25% | 2 137 | 1 794 770 | 344 758 | 344 758 | 344 758 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Липецкая область | 398 431 | 5% | 497 | 398 431 | 116 144 | 116 144 | 166 144 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Ярославская область | 5 296 978 | 63% | 5 718 | 5 175 815 | 2 318 368 | 1 163 490 | 851 825 | 121 163 | 121 163 | 0 | 0 |
г.Москва | 92 552 880 | 27% | 15 328 | 83 234 000 | 13 008 744 | 16 053 490 | 4 015 562 | 9 318 880 | 4 326 151 | 2 577 998 | 1 557 915 |
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | |||||||||||
Республика Карелия | 1 946 830 | 35% | 3 354 | 1 830 077 | 1 170 775 | 213 680 | 363 680 | 116 753 | 77 453 | 32 450 | 6 850 |
Республика Коми | 5 400 661 | 54% | 6 047 | 4 341 826 | 1 053 588 | 507 173 | 199 332 | 1 058 836 | 277 969 | 185 651 | 167 700 |
Вологодская область | 1 976 163 | 21% | 1 967 | 1 976 115 | 285 963 | 85 963 | 120 963 | 48 | 32 | 5 | 5 |
Калининградская область | 1 962 677 | 37% | 2 851 | 1 928 383 | 473 888 | 233 388 | 372 868 | 34 294 | 32 024 | 324 | 324 |
Новгородская область | 1 525 113 | 47% | 2 636 | 1 524 063 | 479 598 | 57 760 | 155 124 | 1 050 | 1 050 | 0 | 0 |
Псковская область | 1 728 883 | 35% | 3 150 | 1 673 610 | 515 566 | 467 551 | 644 916 | 55 273 | 23 391 | 15 691 | 15 691 |
г.Санкт-Петербург | 16 306 140 | 22% | 4 868 | 14 847 287 | 4 363 867 | 2 620 673 | 2 450 737 | 1 458 853 | 200 458 | 175 148 | 175 148 |
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | |||||||||||
Республика Адыгея | 226 293 | 7% | 593 | 226 293 | 106 429 | 12 536 | 12 536 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Республика Дагестан | 1 168 473 | 8% | 725 | 1 168 473 | 236 868 | 236 868 | 233 968 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Республика Ингушетия | 90 661 | 2% | 416 | 90 661 | 57 521 | 5 523 | 5 523 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Республика Калмыкия | 592 058 | 18% | 2 372 | 589 821 | 232 938 | 207 513 | 207 513 | 2 237 | 2 237 | 0 | 0 |
Карачаево - Черкесская Республика | 1 862 107 | 65% | 6 344 | 1 862 107 | 55 321 | 24 655 | 34 655 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Краснодарский край | 3 001 937 | 12% | 847 | 2 778 393 | 1 745 108 | 340 384 | 450 337 | 223 544 | 203 811 | 9 560 | 9 560 |
Ставропольский край | 866 373 | 6% | 415 | 866 373 | 174 076 | 219 783 | 211 471 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Астраханская область | 1 456 438 | 32% | 1 852 | 1 449 363 | 774 094 | 261 745 | 355 617 | 7 075 | 7 075 | 0 | 0 |
Ростовская область | 1 865 089 | 9% | 502 | 1 845 658 | 272 966 | 307 473 | 303 022 | 19 431 | 3 886 | 3 886 | 3 886 |
ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | |||||||||||
Республика Башкортостан | 2 446 260 | 7% | 557 | 2 430 635 | 1 290 683 | 348 866 | 348 866 | 15 625 | 15 625 | 0 | 0 |
Республика Марий Эл | 797 794 | 17% | 1 449 | 791 888 | 280 951 | 142 092 | 212 092 | 5 906 | 5 548 | 0 | 0 |
Удмуртская Республика | 3 128 215 | 33% | 1 953 | 3 128 215 | 1 074 055 | 434 865 | 509 865 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Кировская область | 945 997 | 12% | 834 | 945 997 | 600 364 | 142 816 | 202 816 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Пензенская область | 1 355 519 | 19% | 1 202 | 1 344 191 | 247 928 | 242 844 | 367 301 | 11 328 | 1 416 | 1 416 | 1 416 |
Пермская область | 867 009 | 6% | 379 | 866 513 | 85 059 | 78 835 | 78 835 | 496 | 62 | 62 | 62 |
Коми-Пермяцкий АО | 105 968 | 6% | 977 | 100 568 | 50 189 | 30 189 | 0 | 5 400 | 5 400 | 0 | 0 |
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | |||||||||||
Курганская область | 1 384 597 | 24% | 1 805 | 1 376 655 | 332 643 | 272 658 | 346 800 | 7 942 | 4 731 | 2 784 | 427 |
Свердловская область | 3 662 843 | 17% | 1 011 | 3 630 498 | 1 179 473 | 474 903 | 574 884 | 32 345 | 32 115 | 115 | 115 |
Челябинская область | 1 749 213 | 7% | 641 | 1 749 213 | 92 916 | 92 916 | 199 916 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Ханты - Мансийский АО | 4 549 776 | 7% | 3 742 | 3 508 664 | 551 821 | 742 221 | 554 837 | 1 041 112 | 225 308 | 224 147 | 197 219 |
Ямало - Ненецкий АО | 4 034 228 | 14% | 9 498 | 2 911 288 | 1 352 032 | 360 000 | 360 000 | 1 122 940 | 274 940 | 216 000 | 200 000 |
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | |||||||||||
Республика Алтай | 431 660 | 11% | 501 | 423 260 | 117 307 | 32 085 | 39 000 | 8 400 | 8 400 | 0 | 0 |
Республика Хакасия | 706 212 | 21% | 1 270 | 705 012 | 250 954 | 146 609 | 166 303 | 1 200 | 1 200 | 0 | 0 |
Красноярский край | 13 282 011 | 63% | 5 282 | 13 282 011 | 5 637 819 | 3 737 311 | 2 174 160 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Иркутская область | 3 167 066 | 20% | 1 580 | 2 953 234 | 1 158 930 | 283 975 | 199 975 | 213 832 | 80 076 | 23 457 | 15 757 |
Кемеровская область | 5 362 310 | 27% | 2 428 | 5 309 263 | 1 661 558 | 1 253 507 | 1 253 507 | 53 047 | 53 047 | 0 | 0 |
Новосибирская область | 7 503 661 | 44% | 3 827 | 6 543 602 | 1 418 596 | 1 478 683 | 2 016 486 | 960 059 | 371 280 | 371 280 | 217 500 |
Омская область | 5 976 451 | 40% | 3 094 | 5 940 132 | 1 440 633 | 1 138 718 | 1 118 915 | 36 319 | 36 319 | 0 | 0 |
Томская область | 2 631 521 | 27% | 3 322 | 2 487 419 | 1 528 555 | 450 487 | 105 985 | 144 102 | 94 799 | 46 887 | 604 |
Читинская область | 136 559 | 1% | 143 | 136 559 | 8 353 | 0 | 170 | 0 | 0 | 0 | |
Агинский Бурятский АО | 25 190 | 1% | 450 | 25 190 | 0 | 4 198 | 4 198 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Таймырский АО | 351 802 | 11% | 11 590 | 351 802 | 99 120 | 99 120 | 144 120 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Усть-Ордынский Бурятский АО | 314 707 | 18% | 3 098 | 288 475 | 70 492 | 85 065 | 85 065 | 26 232 | 4 372 | 4 372 | 4 372 |
Эвенкийский АО | 3 934 954 | 218% | 399 002 | 3 698 904 | 3 476 593 | 111 156 | 111 156 | 236 050 | 236 050 | 0 | 0 |
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | |||||||||||
Приморский край | 2 033 007 | 11% | 1 185 | 2 032 891 | 721 973 | 542 449 | 576 756 | 116 | 116 | 0 | 0 |
Магаданская область | 312 296 | 6% | 1 709 | 312 296 | 114 099 | 64 099 | 134 099 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Сахалинская область | 1 373 286 | 17% | 2 964 | 1 370 953 | 490 059 | 103 760 | 283 760 | 2 333 | 2 333 | 0 | 0 |
Еврейская автономная область | 241 200 | 11% | 1 591 | 241 200 | 64 046 | 59 392 | 59 392 | 0 | 0 | 0 | 0 |
ВСЕГО | 219 144 972 | 10 454 | 202 488 391 | 54 685 325 | 37 301 758 | 24 410 197 | 16 656 581 | 6 835 101 | 4 019 342 | 2 589 965 | |
Всего, без Москвы и СПб | 110 285 952 | 10 469 | 104 407 105 | 37 312 714 | 18 627 595 | 17 943 898 | 5 878 848 | 2 308 492 | 1 266 196 | 856 902 |
По абсолютному значению госдолга лидирует Правительство Москвы. Согласно нашим расчетам госдолг столицы составил 92,5 млрд руб.8 Следует отметить, что обе столицы в совокупности владеют половиной госдолга исследованных регионов.
Наименьшая долговая нагрузка в расчете на одного налогоплательщика отмечена в Читинской (143 руб./чел.), Пермской (379 руб./чел.) и Брянской (380 руб./чел.) областях9.
В среднем расчетная процентная ставка по госдолгу без учета данных по Москве и Санкт-Петербургу составляет 5,3% годовых, с учетом таковых - 7,6% годовых. Такое удорожание связано с тем, что в структуре госдолга обеих столиц доля заемных средств больше, чем у остальных регионов.
Стоимость банковских кредитов и облигационных займов составляет в среднем 18% годовых в рублях, стоимость бюджетных кредитов, получаемых от вышестоящих органов власти, - в среднем 3-6%. Стоимость валютных заимствований обычно ориентирована на конъюнктуру зарубежных финансовых рынков. Абсолютно <бесплатной> является такая негативная форма образования госдолга, как прирост кредиторской задолженности.
Продолжительность заимствований зависит от видов займа. Банковские кредиты привлекаются в основном на срок до 1 года. Ценные бумаги эмитируются на срок от 3 до 5 лет. Бюджетные кредиты, предоставляемые вышестоящим органом власти, выдаются регионам на весьма продолжительные сроки - 5-7, 10 и более лет. Бюджетные ссуды, прописанные в законодательстве как возвращаемые в течение бюджетного года, уже много лет подряд реструктуризируются и пролонгируются, т. е. фактически превращаются в бюджетную дотацию. Что касается кредиторской задолженности, то ее, кроме задолженности по зарплате бюджетникам, органы власти погашают по остаточному принципу.
Основная нагрузка на регионы в части погашения госдолга приходится на 2004-2006 гг. - в этот период им предстоит погасить или рефинансировать около 70% госдолга. Это позитивный факт, поскольку еще несколько лет назад погашение основной части госдолга приходилось всего на ближайшие 1-2 года, и его можно интерпретировать как рост доверия инвесторов к органам власти.
В структуре регионального госдолга (без учета столиц) основная составляющая - рыночные заимствования (банковские кредиты и эмиссия ценных бумаг). Их доля - 28%. Чуть меньше у госгарантий - 25%, на 3-м месте - кредиторская задолженность. Ее доля в структуре госдолга составляет 22%.
В 2003 г. по сравнению с 2002 г. в структуре госдолга произошли некоторые изменения (рис. 2, 3). Доля госгарантий сократилась с 34 до 25%, в то время как доля кредиторской задолженности выросла с 10 до 22%, а рыночных заимствований - с 16 до 28%. Рост кредиторской задолженности - негативный факт, рост рыночных заимствований - позитивный. То, что оба эти факта произошли одновременно, лишний раз подтверждает повышенную потребность регионов в финансовых средствах.
Примечание
1 Просим принять во внимание два обстоятельства. Во-первых, при централизованном исследовании невозможно учесть все разнообразные местные финансовые особенности, что может быть причиной определенных неточностей в расчетах. Кроме того, расчеты проводились на основе официальной информации, даже если возникали серьезные сомнения в ее достоверности. Во-вторых, поскольку все регионы оценивались по единым методикам, итоговые оценки некоторых субъектов РФ (в основном экономически слаборазвитых) оказались не вполне сопоставимыми с оценками остальных территорий, что связано с малыми значениями исходных параметров этих территорий.
2 Помимо информации, полученной из регионов, в исследовании использованы материалы с официальных сайтов Минфина РФ (www.minfin.ru), МНС России (www.nalog.ru), ЦБР (www.cbr.ru), Депозитария РОСБАНКа (www.custody.ru), базы данных <Консультант+>.
3 Полностью текст исследования, включая расчеты по лимитам увеличения госдолга и рекомендуемым срокам заимствований, будет опубликован в отдельной брошюре. Заявки на ее получение с указанием полного почтового адреса просим отправлять по адресу: mag2097@yandex.ru.
4 Те 53 органа власти, которые предоставили детальную информацию о своем финансовом положении.
5 Выяснить, заплатят они или нет, не входило в задачи нашего исследования.
6 Финансы регионов - 2002. М.: ТЕИС, 2004.
7 Яндиев М. Впереди дефолт? // РЦБ. 2003. № 5. С. 70-72.
8 Без учета кредиторской задолженности - с ней госдолг был бы еще больше.
9 Полагаем, что считать в расчете <на одного налогоплательщика> более корректно, чем <на одного жителя>.
10 В принципе сам факт наличия просроченной задолженности дает право объявить орган власти некредитоспособным. Однако, учитывая, что просроченная задолженность существует у многих регионов, данный факт в исследовании игнорируется.
11 То есть когда орган власти привлекает средства под свое имя, а потом инвестирует их от своего имени.