Кредитоспособность администраций субъектов Российской Федерации

Яндиев Магомет
доцент МГУ им. М. В. Ломоносова, канд. экон. наук

Полная версия статьи в PDF


    В данной статье представлены результаты оценки региональных финансов1 на ближайшие 3 года. Следует особо подчеркнуть, что это не рейтинг (субъективная оценка, выставленная группой экспертов), а математический расчет, основанный на традиционном понимании кредитоспособности как соотношения активов, пассивов и предстоящих платежей по долгу.

    Проведенное исследование базируется на эксклюзивной информации, полученной непосредственно из администраций субъектов Федерации. Для этого главам всех регионов были направлены специальные запросы, в том числе так называемые <депутатские>2. Откликнулись и предоставили информацию о своих финансах органы власти 53 регионов.
    Подобное исследование проводится ежегодно уже в пятый раз. С учетом возможных сбоев в работе почтовой службы при пересылке ответов, например потере корреспонденции, или бюрократических ошибок в аппарате самих органов власти, результаты, полученные за 5 лет исследований, позволяют определить регионы, региональные органы власти которых отличаются устойчивой информационной закрытостью и категорическим нежеланием соблюдать федеральное законодательство в части раскрытия информации: Архангельская, Ленинградская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Оренбургская, Орловская, Саратовская, Смоленская, Тюменская и Ульяновская области, республики Бурятия, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания) и Татарстан, Алтайский и Хабаровский края, Корякский и Чукотский автономные округа.
    Данная устойчивая информационная закрытость пусть небольшое, но все же объективное свидетельство слабости России как федеративного государства.

ПРОВЕРКА ДОСТОВЕРНОСТИ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ

    При всем уважении к респондентам сведения, полученные из региональных органов власти, были перепроверены. Установлено, что некоторые параметры не коррелируют с аналогичными данными из других источников, заслуживающих доверия. Например, не совпадают сведения регионов и одного из депозитариев об объемах задолженности эмитентов так называемых сельхозоблигаций. В частности, по Республике Марий Эл расхождение составило 20 млн руб., по Удмуртской Республике - 3 млн руб., по Коми-Пермяцкому автономному округу - 13 млн руб. Скорее всего, данная проблема вызвана тем, что регионы не придают этим долгам серьезного значения и в ближайшее время, вероятно, не собираются их выплачивать.
    Что касается Коми-Пермяцкого автономного округа, то проблема, возможно, разрешится после присоединения этого региона к Пермской области. Новое образование (Пермский край) будет обладать достаточным объемом ресурсов, чтобы ликвидировать задолженность.
    Другой пример несовпадения данных: несмотря на соглашения, подписанные Агентством по ипотечному жилищному кредитованию и почти 60 субъектами Федерации, только один регион включил обязательство, предусмотренное данным договором, в свою долговую книгу - Республика Алтай (гарантия в размере 10 млн руб.). Следовательно, гарантии, выданные агентству остальными регионами, сомнительны.
    О полном отсутствии кредиторской задолженности (что теоретически возможно, но маловероятно) заявили органы власти таких разноплановых территорий, как Ярославская область, Москва, республики Ингушетия и Алтай, Агинский Бурятский автономный округ.
    Из некоторых регионов, в том числе Пермского края, Республики Карелии, Пензенской и Астраханской областей, поступили ответы, в которых структура госдолга представлена очень подробно. Способность регионов к такой детализации является пусть не самым главным, но все же фактическим свидетельством в пользу достоверности раскрываемых ими сведений. Результаты оценки кредитоспособности различных регионов РФ представлены в табл. 1.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Брянская область Республика Адыгея Курганская область
Владимирская область Республика Дагестан Свердловская область
Воронежская область Республика Ингушетия Челябинская область
Калужская область Республика Калмыкия Ханты - Мансийский автономный округАО
Курская область Краснодарский край Ямало - Ненецкий автономный округАО
Липецкая область Ставропольский край СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГФО
г.Москва Астраханская область Республика Алтай
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГФО Ростовская область Республика Хакасия
Республика Коми
Иркутская область
Вологодская область ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГФО Кемеровская область
Калининградская область Республика Башкортостан Новосибирская область
г.Санкт-Петербург Республика Марий Эл Омская область
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГФО Кировская область Томская область
Приморский край Пензенская область Читинская область
Магаданская область Пермская область Агинский Бурятский автономный округАО
Сахалинская область Коми-Пермяцкий АОавтономный округ Таймырский автономный округАО
Еврейская автономная область
Усть-Ордынский Бурятский автономный округАО

    Признание органа власти региона кредитоспособным означает, что его можно кредитовать как минимум на рефинансирование госдолга3.
    Как показало исследование, подавляющее большинство органов власти4 в долгосрочной перспективе кредитоспособны. Это означает, что они в состоянии мобилизовать наличные финансовые ресурсы к моменту наступления срока очередного платежа по госдолгу5.
    Несколько регионов были признаны некредитоспособными. Это, однако, не означает, что органы власти этих территорий следует подвергнуть процедуре банкротства. Речь идет о необходимости срочного принятия в этих регионах специальной финансовой антикризисной программы, цель которой - восстановить финансовую состоятельность.
    Следует отметить, что органы власти регионов, которые были охарактеризованы нами как некредитоспособные, не побоялись раскрыть информацию о своем финансовом положении. Данный факт следует ассматривать как возможность урегулировать ситуацию.
    Оценка кредитоспособности на ближайшие 3 года несколько меняет общую благоприятную картину. Согласно нашим расчетам у некоторых регионов могут быть серьезные затруднения с погашением обязательств. Видимо, им придется прибегнуть к рефинансированию госдолга. Но в целом региональные органы власти без ущерба для своей кредитоспособности смогут увеличить свой госдолг на 14,1 млрд руб., в том числе за счет привлечения не менее 1,7 млрд руб. с фондового рынка и не менее 2,2 млрд руб. за счет банковских кредитов.
    В случае превышения в течение 3 лет лимита прироста госдолга угроза массовых дефолтов по субфедеральным обязательствам может стать реальной.

КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ВЛАСТИ

    Резерв увеличения госдолга распределен таким образом, что большая его часть приходится на 2004 г., а меньшая - на 2005 г. Такой результат вполне закономерен, хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Дело в том, что на способность органа власти обслуживать госдолг влияет кредитная политика, им же и проводимая. Но, как свидетельствует практика, лишь в немногих органах власти ведется скоординированная кредитная и заемная политика. Тем не менее при оценке кредитоспособности возможное поступление в бюджет средств от возврата бюджетных кредитов было учтено (рис. 1).


    Органы власти активно выдают коммерческие кредиты и бюджетные ссуды разнообразным юридическим и в отдельных случаях физическим лицам. Так, один из лидеров кредитного процесса - Правительство Москвы - имеет непогашенных долгов по бюджетным кредитам на сумму 7,7 млрд руб., в том числе кредит, выданный Администрации Смоленской области, в размере 714 млн руб., из которых просрочено 668 млн, кредиты муниципальным образованиям и унитарным предприятиям других субъектов Федерации.
    Администрация Ханты-Мансийского автономного округа, чей портфель выданных кредитов составляет 10,5 млрд руб., предоставила кредит Администрации Тюменской области в размере 83 млн руб. Если исходить из формальной логики, то в случае укрупнения России не Ханты-Мансийский автономный округ надо присоединять к Тюменской области, а наоборот.
    Общая сумма задолженности перед всеми региональными органами власти по бюджетным кредитам составляет около 70 млрд руб., что составляет около 12% по сравнению с суммой задолженности предприятий промышленности банковской системе (данные с сайта ЦБР). Таким образом, можно утверждать, что органы власти являются прямыми конкурентами коммерческих банков и пока данная ситуация не будет урегулирована, банковская реформа, в частности рост ее капитализации, будет затруднена.
    Встречаются примеры кредитования регионами федеральных структур, а также наличия у кредитора и заемщика встречных долгов.
    Некоторые регионы ведут учет части выданных кредитов не конкретных заемщиков, а <посредников> - своих департаментов (министерств). В таких условиях <первые лица> могут терять контроль за кредитной политикой на среднем и низшем уровнях аппарата власти, что повышает вероятность коррупции.
    Условия предоставления бюджетных кредитов у регионов довольно разнообразные. Так, кредиты, предоставляемые в настоящее время, как правило, выдаются на срок не более 2-3 лет. Но немалая часть кредитов, выданных в 2001-2002 гг. и ранее, имеет срок возврата в среднем 5-7 лет. В качестве наиболее яркого примера кредитования следует отметить Томскую область, срок возврата одного из бюджетных кредитов которой - 2017 г.
    Значительное количество бюджетных кредитов просрочены, но тем не менее часть задолженности регулярно погашается и может служить источником выплат по госдолгу.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСДОЛГА

    Совокупный госдолг всех 89 регионов по состоянию на 1 января 2004 г. составлял примерно 300 млрд руб. Это почти в 2 раза больше, чем годом ранее6. Тогда совокупный госдолг был равен примерно 140 млрд руб. Таким образом, наш прогноз <роста рынка субфедеральных заимствований на ближайшие годы>7 подтвердился.
    Несмотря на высокую заемную активность, обе столицы продемонстрировали небольшую часть прироста госдолга - всего 26 млрд руб.
    Соотношение между госдолгом и доходами у большинства регионов находится в диапазоне 20-30%. Только у Эвенкийского автономного округа оно достигает более 200% (табл. 2). Хотя, справедливости ради, следует отметить, что столь крупная цифра сама по себе еще ничего не значит - например, регион мог занять большую сумму на продолжительный период.

Наименование субъектов Федерации и федеральных округов Государственный долг администраций субъектов Федерации
Всего, млн. рублей Всего, в % от доходов Всего, в расчете на 1-го налогоплательщика, рублей в т.ч. погашение текущей задолженности (основной суммы госдолга) в т.ч. предстоящие к начислению в будущем суммы по процентам
Всего в т.ч. в 2004 году в т.ч. в 2005 году в т.ч. в 2006 году Всего в т.ч. в 2004 году в т.ч. в 2005 году в т.ч. в 2006 году
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Брянская область 389 585 6% 380 385 490 97 797 93 799 123 799 4 095 1 365 1 365 1 365
Владимирская область 672 737 10% 625 565 017 0 0 139 748 107 720 14 049 14 049 14 049
Воронежская область 2 761 849 26% 1 676 2 559 304 1 346 374 697 447 245 697 202 545 89 850 112 695 0
Калужская область 490 534 7% 769 490 534 57 375 76 144 171 144 0 0 0 0
Курская область 1 794 770 25% 2 137 1 794 770 344 758 344 758 344 758 0 0 0 0
Липецкая область 398 431 5% 497 398 431 116 144 116 144 166 144 0 0 0 0
Ярославская область 5 296 978 63% 5 718 5 175 815 2 318 368 1 163 490 851 825 121 163 121 163 0 0
г.Москва 92 552 880 27% 15 328 83 234 000 13 008 744 16 053 490 4 015 562 9 318 880 4 326 151 2 577 998 1 557 915
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Республика Карелия 1 946 830 35% 3 354 1 830 077 1 170 775 213 680 363 680 116 753 77 453 32 450 6 850
Республика Коми 5 400 661 54% 6 047 4 341 826 1 053 588 507 173 199 332 1 058 836 277 969 185 651 167 700
Вологодская область 1 976 163 21% 1 967 1 976 115 285 963 85 963 120 963 48 32 5 5
Калининградская область 1 962 677 37% 2 851 1 928 383 473 888 233 388 372 868 34 294 32 024 324 324
Новгородская область 1 525 113 47% 2 636 1 524 063 479 598 57 760 155 124 1 050 1 050 0 0
Псковская область 1 728 883 35% 3 150 1 673 610 515 566 467 551 644 916 55 273 23 391 15 691 15 691
г.Санкт-Петербург 16 306 140 22% 4 868 14 847 287 4 363 867 2 620 673 2 450 737 1 458 853 200 458 175 148 175 148
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Республика Адыгея 226 293 7% 593 226 293 106 429 12 536 12 536 0 0 0 0
Республика Дагестан 1 168 473 8% 725 1 168 473 236 868 236 868 233 968 0 0 0 0
Республика Ингушетия 90 661 2% 416 90 661 57 521 5 523 5 523 0 0 0 0
Республика Калмыкия 592 058 18% 2 372 589 821 232 938 207 513 207 513 2 237 2 237 0 0
Карачаево - Черкесская Республика 1 862 107 65% 6 344 1 862 107 55 321 24 655 34 655 0 0 0 0
Краснодарский край 3 001 937 12% 847 2 778 393 1 745 108 340 384 450 337 223 544 203 811 9 560 9 560
Ставропольский край 866 373 6% 415 866 373 174 076 219 783 211 471 0 0 0 0
Астраханская область 1 456 438 32% 1 852 1 449 363 774 094 261 745 355 617 7 075 7 075 0 0
Ростовская область 1 865 089 9% 502 1 845 658 272 966 307 473 303 022 19 431 3 886 3 886 3 886
ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Республика Башкортостан 2 446 260 7% 557 2 430 635 1 290 683 348 866 348 866 15 625 15 625 0 0
Республика Марий Эл 797 794 17% 1 449 791 888 280 951 142 092 212 092 5 906 5 548 0 0
Удмуртская Республика 3 128 215 33% 1 953 3 128 215 1 074 055 434 865 509 865 0 0 0 0
Кировская область 945 997 12% 834 945 997 600 364 142 816 202 816 0 0 0 0
Пензенская область 1 355 519 19% 1 202 1 344 191 247 928 242 844 367 301 11 328 1 416 1 416 1 416
Пермская область 867 009 6% 379 866 513 85 059 78 835 78 835 496 62 62 62
Коми-Пермяцкий АО 105 968 6% 977 100 568 50 189 30 189 0 5 400 5 400 0 0
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Курганская область 1 384 597 24% 1 805 1 376 655 332 643 272 658 346 800 7 942 4 731 2 784 427
Свердловская область 3 662 843 17% 1 011 3 630 498 1 179 473 474 903 574 884 32 345 32 115 115 115
Челябинская область 1 749 213 7% 641 1 749 213 92 916 92 916 199 916 0 0 0 0
Ханты - Мансийский АО 4 549 776 7% 3 742 3 508 664 551 821 742 221 554 837 1 041 112 225 308 224 147 197 219
Ямало - Ненецкий АО 4 034 228 14% 9 498 2 911 288 1 352 032 360 000 360 000 1 122 940 274 940 216 000 200 000
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Республика Алтай 431 660 11% 501 423 260 117 307 32 085 39 000 8 400 8 400 0 0
Республика Хакасия 706 212 21% 1 270 705 012 250 954 146 609 166 303 1 200 1 200 0 0
Красноярский край 13 282 011 63% 5 282 13 282 011 5 637 819 3 737 311 2 174 160 0 0 0 0
Иркутская область 3 167 066 20% 1 580 2 953 234 1 158 930 283 975 199 975 213 832 80 076 23 457 15 757
Кемеровская область 5 362 310 27% 2 428 5 309 263 1 661 558 1 253 507 1 253 507 53 047 53 047 0 0
Новосибирская область 7 503 661 44% 3 827 6 543 602 1 418 596 1 478 683 2 016 486 960 059 371 280 371 280 217 500
Омская область 5 976 451 40% 3 094 5 940 132 1 440 633 1 138 718 1 118 915 36 319 36 319 0 0
Томская область 2 631 521 27% 3 322 2 487 419 1 528 555 450 487 105 985 144 102 94 799 46 887 604
Читинская область 136 559 1% 143 136 559 8 353 0 170 0
0 0
Агинский Бурятский АО 25 190 1% 450 25 190 0 4 198 4 198 0 0 0 0
Таймырский АО 351 802 11% 11 590 351 802 99 120 99 120 144 120 0 0 0 0
Усть-Ордынский Бурятский АО 314 707 18% 3 098 288 475 70 492 85 065 85 065 26 232 4 372 4 372 4 372
Эвенкийский АО 3 934 954 218% 399 002 3 698 904 3 476 593 111 156 111 156 236 050 236 050 0 0
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Приморский край 2 033 007 11% 1 185 2 032 891 721 973 542 449 576 756 116 116 0 0
Магаданская область 312 296 6% 1 709 312 296 114 099 64 099 134 099 0 0 0 0
Сахалинская область 1 373 286 17% 2 964 1 370 953 490 059 103 760 283 760 2 333 2 333 0 0
Еврейская автономная область 241 200 11% 1 591 241 200 64 046 59 392 59 392 0 0 0 0
ВСЕГО 219 144 972
10 454 202 488 391 54 685 325 37 301 758 24 410 197 16 656 581 6 835 101 4 019 342 2 589 965
Всего, без Москвы и СПб 110 285 952
10 469 104 407 105 37 312 714 18 627 595 17 943 898 5 878 848 2 308 492 1 266 196 856 902

    По абсолютному значению госдолга лидирует Правительство Москвы. Согласно нашим расчетам госдолг столицы составил 92,5 млрд руб.8 Следует отметить, что обе столицы в совокупности владеют половиной госдолга исследованных регионов.
    Наименьшая долговая нагрузка в расчете на одного налогоплательщика отмечена в Читинской (143 руб./чел.), Пермской (379 руб./чел.) и Брянской (380 руб./чел.) областях9.
    В среднем расчетная процентная ставка по госдолгу без учета данных по Москве и Санкт-Петербургу составляет 5,3% годовых, с учетом таковых - 7,6% годовых. Такое удорожание связано с тем, что в структуре госдолга обеих столиц доля заемных средств больше, чем у остальных регионов.
    Стоимость банковских кредитов и облигационных займов составляет в среднем 18% годовых в рублях, стоимость бюджетных кредитов, получаемых от вышестоящих органов власти, - в среднем 3-6%. Стоимость валютных заимствований обычно ориентирована на конъюнктуру зарубежных финансовых рынков. Абсолютно <бесплатной> является такая негативная форма образования госдолга, как прирост кредиторской задолженности.
    Продолжительность заимствований зависит от видов займа. Банковские кредиты привлекаются в основном на срок до 1 года. Ценные бумаги эмитируются на срок от 3 до 5 лет. Бюджетные кредиты, предоставляемые вышестоящим органом власти, выдаются регионам на весьма продолжительные сроки - 5-7, 10 и более лет. Бюджетные ссуды, прописанные в законодательстве как возвращаемые в течение бюджетного года, уже много лет подряд реструктуризируются и пролонгируются, т. е. фактически превращаются в бюджетную дотацию. Что касается кредиторской задолженности, то ее, кроме задолженности по зарплате бюджетникам, органы власти погашают по остаточному принципу.
    Основная нагрузка на регионы в части погашения госдолга приходится на 2004-2006 гг. - в этот период им предстоит погасить или рефинансировать около 70% госдолга. Это позитивный факт, поскольку еще несколько лет назад погашение основной части госдолга приходилось всего на ближайшие 1-2 года, и его можно интерпретировать как рост доверия инвесторов к органам власти.

ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ГОСДОЛГА ЗА ГОД

    В структуре регионального госдолга (без учета столиц) основная составляющая - рыночные заимствования (банковские кредиты и эмиссия ценных бумаг). Их доля - 28%. Чуть меньше у госгарантий - 25%, на 3-м месте - кредиторская задолженность. Ее доля в структуре госдолга составляет 22%.
    В 2003 г. по сравнению с 2002 г. в структуре госдолга произошли некоторые изменения (рис. 2, 3). Доля госгарантий сократилась с 34 до 25%, в то время как доля кредиторской задолженности выросла с 10 до 22%, а рыночных заимствований - с 16 до 28%. Рост кредиторской задолженности - негативный факт, рост рыночных заимствований - позитивный. То, что оба эти факта произошли одновременно, лишний раз подтверждает повышенную потребность регионов в финансовых средствах.


    В росте рыночных заимствований существует своя интрига. Доля банковских кредитов выросла лишь на несколько процентов, а доля облигационных займов - более чем в 2 раза. Можно предположить, что публичное размещение займа оказывается для инвесторов более предпочтительным, чем проведение индивидуальных переговоров, даже если они способствуют привлечению займа с более выгодной процентной ставкой, чем при эмиссии ценных бумаг, или получению значительных нефинансовые выгод.
    Отметим, что в структуре госдолга доля бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, полученных регионами от Минфина России, сократилась с 32 до 20%. Видимо, это один из результатов действия федеральной программы по сдерживанию прироста расходов региональных бюджетов. Однако, как видно из примера, приведенного выше, регионы находят способы частично нейтрализовать действие этой программы.
    Основная валюта госдолга - рубль. Доля валютных заимствований не превышает 32%, а без учета обеих столиц и того меньше - 20%. Наиболее распространенной валютой займа является доллар. На него приходится около 90% всех валютных заимствований. Кроме долларовых, привлекались заимствования в евро, а также шведских кронах (Санкт-Петербург) и японских иенах (Иркутская область). Красноярский край имеет заем, номинированный в граммах золота.
    Валютная задолженность существует у 25 регионов из 53 исследованных, а просроченная задолженность - у 2910. В 2003 г. по сравнению с 2002 г. доля просроченной задолженности сократилась с 13 до 7%, а доля валютной задолженности без учета столиц осталась на прежнем уровне.
    Исходя из имеющейся информации, можно рассчитать выгоды, получаемые участниками финансовых рынков от проведения органами власти заемной политики: за 2003 г. банковский сектор и профессиональные участники рынка ценных бумаг заработали на кредитовании региональных органов власти почти по 10 млрд руб.
    Таким образом, в России сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, органы власти ухудшают условия существования финансового сектора, самостоятельно кредитуя хозяйствующих субъектов под нерыночные процентные ставки, а с другой - активно привлекают средства с финансовых рынков на общих основаниях, тем самым давая финансовому сектору возможность заработать. Естественно, возникает вопрос: нужен ли посредник в лице органов власти?11 Последние 13 лет доказали: не нужен. Но ситуация от этого не меняется.
    В области отечественных госфинансов следует отметить такой примечательный факт, как колоссальное несовпадение двух параметров - объема госгарантий и стоимости залога, переданного органам власти в их обеспечение. Общая сумма задолженности по гарантиям составляет примерно 34 млрд руб., а стоимость внесенного залога - всего 800 млн руб., т. е. почти в 40 раз меньше. Это свидетельствует о том, что органы власти слабо контролируют операции с гарантиями.
    В результате проведенного исследования было установлено, что в 2003 г. по сравнению с 2002 г. количество региональных органов власти, признающих реалии рыночных отношений и на деле учитывающих их в своей работе, несколько увеличилось.

    Примечание
    1 Просим принять во внимание два обстоятельства. Во-первых, при централизованном исследовании невозможно учесть все разнообразные местные финансовые особенности, что может быть причиной определенных неточностей в расчетах. Кроме того, расчеты проводились на основе официальной информации, даже если возникали серьезные сомнения в ее достоверности. Во-вторых, поскольку все регионы оценивались по единым методикам, итоговые оценки некоторых субъектов РФ (в основном экономически слаборазвитых) оказались не вполне сопоставимыми с оценками остальных территорий, что связано с малыми значениями исходных параметров этих территорий.
    2 Помимо информации, полученной из регионов, в исследовании использованы материалы с официальных сайтов Минфина РФ (www.minfin.ru), МНС России (www.nalog.ru), ЦБР (www.cbr.ru), Депозитария РОСБАНКа (www.custody.ru), базы данных <Консультант+>.
    3 Полностью текст исследования, включая расчеты по лимитам увеличения госдолга и рекомендуемым срокам заимствований, будет опубликован в отдельной брошюре. Заявки на ее получение с указанием полного почтового адреса просим отправлять по адресу: mag2097@yandex.ru.
    4 Те 53 органа власти, которые предоставили детальную информацию о своем финансовом положении.
    5 Выяснить, заплатят они или нет, не входило в задачи нашего исследования.
    6 Финансы регионов - 2002. М.: ТЕИС, 2004.
    7 Яндиев М. Впереди дефолт? // РЦБ. 2003. № 5. С. 70-72.
    8 Без учета кредиторской задолженности - с ней госдолг был бы еще больше.
    9 Полагаем, что считать в расчете <на одного налогоплательщика> более корректно, чем <на одного жителя>.
    10 В принципе сам факт наличия просроченной задолженности дает право объявить орган власти некредитоспособным. Однако, учитывая, что просроченная задолженность существует у многих регионов, данный факт в исследовании игнорируется.
    11 То есть когда орган власти привлекает средства под свое имя, а потом инвестирует их от своего имени.

© ЗАО "Группа РЦБ".