Страховые компании - инвесторы регионального бюджета?

Глазков Сергей
Директор проекта "Финансы городов и регионов", консультант председателя Комитета государственных заимствований города Москвы, канд. тех. наук

Полная версия статьи в PDF

    В последние годы российский страховой рынок претерпел кардинальные изменения: резко увеличился охват потребителей традиционными страховыми услугами, значительно расширился их спектр, страховые компании становятся мощными финансовыми структурами.
    За 3 года величина страховых взносов выросла более чем в 2,5 раза, а доля страхования в ВВП увеличилась с 2,5% в 2000 г. до 3,3% в 2003 г. По итогам 2003 г. рост страховой премии по сравнению с 2002 г. составил 44%. По данному показателю и уровню проникновения (совокупная страховая премия на душу населения - около 3 тыс. руб. в 2004 г.) Россия догнала страны Восточной Европы.
    В Астраханской области оказываются страховые услуги в аграрном секторе экономики, по страхованию автогражданской ответственности, имущества населения в городской местности, имущества юридических лиц, а также страхование от несчастных случаев.
    При этом особенно увеличились объемы автострахования, страхования строительно-монтажных рисков и имущества юридических лиц, доля которого, включая автокаско (имущественное автострахование), в совокупных взносах выросла за последние 3 года с 19 до 32%, а взносы в абсолютном выражении - более чем в 3,3 раза. В данных случаях рисковая нагрузка достаточно высокая, а материальный ущерб ощутим для страхователя. Поэтому такие виды страхования наиболее востребованы населением, средним, малым бизнесом и играют роль катализатора рынка, расширяя возможности привлечения клиентов, формируя страховую культуру и лояльность к страховому бизнесу.
    Введение обязательного страхования автогражданской ответственности послужило значительным стимулом для развития российского страхового рынка, прежде всего потому, что побудило страховые компании активно развивать свою филиальную сеть.
    Например, в Астраханской области за последние 2 года количество филиалов и представительств страховых компаний (а региональный страховой рынок представлен только общефедеральными страховыми организациями) увеличилось почти в 2 раза, а число отделений, офисов и пунктов продаж, как и число страховых агентов, возросло в десятки раз.
    Тем не менее по темпу своего развития астраханский страховой рынок пока значительно отстает от общероссийских показателей (сбор страховых взносов на душу населения значительно меньше, чем в целом по России), однако абсолютный прирост страховых вносов весьма ощутим.
    Организационные и структурные изменения в страховых компаниях сопровождаются изменением не только технологии управления, принципов перестрахования и маркетинга, но и инвестиционной политики и взаимоотношений с региональными субъектами. Они должны быть интегрированы в систему финансовых отношений региона, стать ее полноценной составляющей. В этом заинтересованы обе стороны.
    Основными направлениями интеграции могут стать участие в бюджетном инвестиционном процессе - с одной стороны, и участие в развивающейся экономике Астраханской области - с другой.
    Экономика Астраханской области находится на этапе роста. За период с 1997 по 2003 г. ВРП области вырос почти на 60%, объемы промышленного производства - на 86%.
    Реализация Программы социально-экономического развития Астраханской области на 2004-2008 гг. потребует вложения 68 млрд руб., в том числе 22 млрд руб. из бюджетов всех уровней, но в большей степени это будут средства частных инвесторов.
    Для реализации этих планов необходимо искать дополнительные средства, в первую очередь внутри региона. Одним из источников могут быть страховые компании Астраханской области - потенциальные инвесторы субъекта РФ и муниципальных образований.
    С введением нового налогового законодательства уплата объемных налоговых платежей осуществляется юридическим лицом - как правило, головным офисом страховой компании, находящимся в Москве. При этом методика расчета региональной составляющей уплачиваемых налогов далеко не всегда соответствует реальной эффективности работы (доходности) филиала на территории, что наносит ущерб региону.
    В то же время формируемые страховые резервы компаний представляют совершенно иной порядок цифр, чем уплачиваемые налоги. По приблизительным оценкам специалистов объем страховых резервов страховых компаний Астраханской области составляет более 120 млн руб. (более 4 млн долл.). Это представляет интерес для инвестирования, тем более что страховые резервы являются долгосрочным вложением. Появление и развитие в страховом портфеле компаний таких проектов, как ипотечное страхование, долгосрочное страхование жизни, должно способствовать дальнейшему наращиванию резервов. У тех страховых компаний, которые серьезно рассматривают свою работу в регионе, эти финансовые ресурсы будут формироваться на местах.
    Для вложения средств страховых компаний в экономику региона необходимо как минимум наличие отлаженного механизма вложения и привлекательных для него условий. В качестве такого механизма может выступить рынок субфедеральных ценных бумаг Астраханской области с таким инструментом, как, например, субфедеральные облигации, а в качестве привлекательных условий - инвестиционная программа развития региональной экономики, поддерживаемая государством.
    Может ли страховая компания вкладывать средства в региональные и муниципальные облигации? Размещение страховых резервов регламентируется утвержденными Минфином Правилами размещения страховщиками страховых резервов.
    В соответствии с данными правилами в покрытие страховых резервов принимаются 19 видов активов, в том числе государственные ценные бумаги субъектов РФ и муниципальные ценные бумаги. Однако из всего многообразия активов фактически используются только банковские векселя и депозитные сертификаты, а также государственные ценные бумаги РФ и акции. Такие виды активов, как ценные бумаги субъектов РФ и муниципальных образований, остаются практически невостребованными страховыми компаниями Астраханской области.
    Размещение страховых резервов астраханских компаний в банках, большинство из которых московские или иногородние филиалы, не является инвестированием в экономику области. К тому же доходность при размещении страховых резервов в банках в последнее время резко снизилась при достаточно значительном разрыве ставок привлеченных средств и выдаваемых кредитов (доходность по депозитам - от 1,5 до 6,5%, проценты по кредитам - от 15 до 25% и более). Разрыв ставок - в 4-10 раз. Например, по депозитным сертификатам Сбербанка доходность составила 2%.
    В результате страховая организация не получает от своих финансовых ресурсов желаемой доходности, а областная экономика не может взять дешевые кредиты. Таким образом, рынок муниципальных и субфедеральных ценных бумаг - реальная альтернатива доходности в банках.
    Какая доля страховых резервов может быть размещена в ценных бумагах Астраханской области и/или Астрахани? В соответствии с Правилами размещения страховщиками страховых резервов существуют требования к структуре активов, принимаемых в покрытие страховых резервов (приказ Минфина РФ от 18 августа 2003 г.). В соответствии с этими требованиями стоимость государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг, предоставленных в покрытие страховых резервов, может составлять не более 30% от суммарной величины страховых резервов компании.
    При этом суммарная стоимость государственных ценных бумаг одного СРФ может составлять не более 15% от суммарной величины страховых резервов, а суммарная стоимость муниципальных ценных бумаг одного органа местного самоуправления - не более 10%.
    Таким образом, ценные бумаги только Астраханской области и Астрахани в портфеле одной страховой компании могут составлять 25% от суммарной величины страховых резервов компании. В целом по области это составит более 30 млн руб. (более 1 млн долл.). Для ценных бумаг нескольких муниципальных образований Астраханской области эта цифра возрастает до 30%.
    Каковы необходимые условия участия страховых компаний в инвестиционном процессе в Астраханской области? Для привлечения средств страховщиков в экономику области необходимо наладить выпуск и обращение региональных государственных ценных бумаг.
    У Астраханской области, как и у многих других регионов, был небольшой опыт выпуска и обращения векселей областной администрации в 1995-1996 гг. Это было время бурной инфляции и отсутствия денежной массы. В таких условиях областные векселя выступали денежным суррогатом при расчетах, в том числе и межбюджетных. Для многих участников финансового рынка это был спекулятивный инструмент и, безусловно, ни о какой инвестиционной направленности этих ценных бумаг не было и речи.
    Сегодня ситуация совершенно иная. В нормальных рыночных отношениях облигации - инструмент для привлечения средств в экономику. Региональные и муниципальные облигации составляют значительную долю рынка ценных бумаг РФ и обеспечивают привлечение в экономику городов и регионов РФ около 100 млрд руб. Например, облигации успешно выпускают такие соседи Астраханской области, как Волгоградская область и Волгоград, Республика Башкортостан и Уфа, Самара, Республика Чувашия и др.
    Вложения в субфедеральные и муниципальные облигации имеют несколько достоинств. Во-первых, не следует самим оценивать эффективность инвестиционных проектов - этим профессионально занимается администрация региона. Во-вторых, региональные и муниципальные облигации сопряжены с минимальным риском, так как эмитент - региональная или местная власть, и доход по ним и погашение гарантированы всеми доходами и имуществом региона или муниципального образования.
    Для того чтобы процесс <пошел>, администрация региона должна осуществить эмиссию облигаций, выйти с ними на региональный и/или всероссийский рынок и предложить инвесторам перспективный план развития региональной экономики, гарантирующий ее стабильный рост, т. е. создать в Астраханской области механизм передачи денег администрации (для участия в инвестиционном процессе) и обеспечить соответствующими условями желание страховых компаний работать в регионе.
    Каким может быть максимальный объем одного облигационного займа Астраханской области? В соответствии с Бюджетным кодексом РФ субъект РФ может занять в течение одного финансового года до 15% от величины доходов регионального бюджета, а муниципальное образование - до 10%.
    Доходы бюджета Астраханской области в 2003 г. составили почти 4,5 млрд руб. В 2004 г. они могут достичь 5 млрд руб. Таким образом, максимальный объем одного облигационного займа Астраханской области может составить 675-750 млн руб.
    Сегодня объем долга Астраханской области - 772 млн руб. Бюджет развития области на 2004 г. - 40 млн руб.
    Страховые компании Астраханской области могут вложить в облигации своего региона более 30 млн руб., т. е. почти удвоить Бюджет развития области.
    Таким образом, страховые резервы страховых компаний способны стать серьезным источником инвестиций в регионе. Однако этим не исчерпываются возможности участия страховых компаний в региональной экономике.
    Во что необходимо инвестировать заемные бюджетные деньги в Астраханской области, чтобы это было выгодно и региональным страховым компаниям? Решение данного вопроса находится в компетенции администрации Астраханской области и Государственной думы. В соответствии с Программой социально-экономического развития Астраханской области за 2004-2008 гг. объем бюджетных капитальных вложений должен вырасти в 1,65 раза. Основными отраслями, которые должны будут обеспечить устойчивое и интенсивное развитие экономики области и помочь преодолеть ее моноструктурность (зависимость от топливной отрасли) являются: транспортно-логистический комплекс как ключевое звено формирующегося международного транспортного коридора <Север-Юг>; судостроительная промышленность как наиболее динамично развивающаяся часть машиностроительного комплекса; сельское хозяйство, основанное на современных высокоэффективных технологиях; пищевая, прежде всего овощеперерабатывающая, промышленность, полностью обеспеченная местным сырьем.
    Основу инвестиционного процесса, поддерживаемого в настоящее время Администрацией Астраханской области, составляют такие проекты, как: восстановление стекольного производства в области (объем инвестиций - более 636 млн руб.), создание компании <Астраханское пароходство> (объем инвестиций - 2 млн долл.), реконструкция и развитие ГУП <Астраханский морской рыбный порт> (объем инвестиций - более 69 млн руб.) и др.
    Если инвестиционная программа Астраханской области заинтересует головные офисы страховых компаний, то последует многократное увеличение инвеструемых сумм.
    Страхование обеспечивает компенсацию ущерба и тем самым позволяет сохранить непрерывность деятельности хозяйствующих субъектов, внося существенный вклад в стабильность региональной экономики.
    Известно, что с формированием рынка и стабилизацией экономической ситуации в области спрос на страховые услуги возрастает. Это проявляется прежде всего в увеличении количества договоров страхования и объемов поступления страховой премии. Поэтому ожидаемое развитие экономики Астраханской области и рост доходов населения неизбежно приведут к росту страхования.

    Автор выражает благодарность директору астраханского филиала страховой компании <Энергогарант> А. Б. Клыканову за помощь, оказанную при обсуждении и написании данной статьи.

© ЗАО "Группа РЦБ".