Стратегия развития Астраханской области
Заместитель начальника департамента экономического развития Астраханской области
В данной статье предствлено состояние экономики Астраханской области за период 1997-2003 гг. в отраслевом, территориальном и социальном разрезах. Сформулированы основные стратегические цели экономического развития области. Приведено планируемое изменение основных показателей состояния развития экономики области на период 2004-2008 гг. |
Необходимость согласованной работы органов власти, бизнеса и общества для решения ключевых региональных проблем в средне- и долгосрочном периоде определяет важность и практическую неизбежность разработки стратегии развития региона. При этом для достижения высокой эффективности действий мы должны иметь план действий на 3-7 лет вперед с учетом потребностей и интересов субъектов экономики, отраслей, муниципальных образований и групп населения. Разумеется, разработка такого плана может осуществляться только на основе (и при условии существования) стратегического видения ситуации в экономике и социальной сфере региона.
В практике регионального управления формирование и корректировка стратегии развития - процесс практически непрерывный. Тем не менее время от времени те или иные варианты имеющихся стратегий находят свое формальное закрепление и в течение некоторого периода (обычно 3-5 лет) служат официально признанными эталонами, с которыми сверяется курс действий региональных органов власти.
В Астраханской области основные направления стратегии развития области были впервые утверждены Постановлением губернатора Астраханской области № 143 от 27 марта 2003 г. Необходимость разработки такого документа была связана прежде всего с реализацией на территории области программы реформирования региональных финансов, одной из целей которой является переход от краткосрочного к средне- и долгосрочному планированию развития экономики и формирования бюджета. Данный документ являлся в основном рамочным, однако стал хорошей основой для дальнейшего развития стратегического планирования в области.
Рассмотрим текущее состояние экономики области, которое является базой для стратегического анализа. Оно характеризуется наличием как позитивных, так и негативных факторов. К положительным можно отнести устойчивость экономического роста и позитивной динамики основных социальных индикаторов. За период с 1997 по 2003 г. (включительно) ВРП области вырос на 59%, объемы промышленного производства - на 86,2%, валовая продукция сельского хозяйства - на 19,7%, инвестиции - на 77,1%, грузооборот транспортных предприятий - на 74,9%, переработка грузов увеличилась в 2,6 раза. В то же время экономическое и социальное развитие области характеризуется высокой степенью несимметричности и дифференциации.
Степень диверсификации экономики региона, т. е. доля выпуска продукции, приходящаяся на три крупнейших отрасли экономики Астраханской области (промышленность, строительство и транспорт), была равна в 2003 г. 55,4%, что меньше уровня предыдущего года.
Если в отраслевом разрезе экономики развитие области достаточно равномерно (рис. 1), то в промышленности мы наблюдаем практически моноструктурную модель: 60% объемов производства формируются одной единственной отраслью - топливной (рис. 2), доминирующее положение в которой (97%) занимает одно предприятие - ООО <Астраханьгазпром>.
Территориальная единица | Численность населения | Объем промышленной продукции | Объем сельскохозяйственной продукции | Фонд оплаты труда | Поступление налогов в консолидированный бюджет области | Прибыль доходных предприятий | Оборот потребительского рынка |
Область | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Астрахань | 50,3 | 29,2 | 2,2 | 54,6 | 39,2 | 17,6 | 68,1 |
Ахтубинский район | 7,6 | 3,1 | 10,6 | 5,5 | 4,1 | 4,9 | 4,5 |
Володарский район | 4,7 | 0,5 | 7,7 | 1,4 | 0,5 | 0,2 | 2,3 |
Енотаевский район | 2,8 | 0,1 | 7,8 | 0,9 | 1 | 0,1 | 1,5 |
Икрянинский район | 4,8 | 4,9 | 6,8 | 3 | 1,5 | 1,3 | 2,5 |
Камызякский район | 5 | 1 | 10,9 | 2 | 0,7 | 0,4 | 2,7 |
Красноярский район | 3,8 | 59,6 | 6,8 | 21,4 | 45,5 | 74,1 | 5,7 |
Лиманский район | 3,4 | 0,2 | 7,4 | 1,5 | 1 | 0,1 | 1,8 |
Наримановский район | 4,4 | 0,7 | 10,5 | 3,2 | 2,3 | 0,5 | 2,5 |
Приволжский район | 3,9 | 0,4 | 6,5 | 1,8 | 1,5 | 0,6 | 2,4 |
Харабалинский район | 4,1 | 0,2 | 15,1 | 1,4 | 0,9 | 0,1 | 2,4 |
Черноярский район | 2,1 | 0,1 | 7 | 0,7 | 0,3 | 0 | 1,1 |
ЗАТО Знаменск | 3,2 | 0,1 | 0,8 | 2,7 | 1,4 | 0,3 | 2,4 |
На областной центр - Астрахань также приходится 62,1% оборота розничной торговли, 81,5% объема платных услуг населению и 68% денежных доходов по области. Разрыв по важнейшим показателям между районами области огромен. Прежде всего это связано со слабостью производственной базы предприятий сельских районов области, в некоторых из которых нет ни одного более или менее значимого промышленного предприятия.
В разрезе социальных групп населения Астраханская область отражает общую для современной России картину социального расслоения, прежде всего по уровню доходов (рис. 3). Уровень душевых денежных доходов у 10% самого богатого и самого бедного населения различается в 13,6 раза, уровень бедности составляет 24,8% (по состоянию на II кв. 2004 г.). Богатое население имеет намного больше возможностей для саморазвития: оно тратит в 106,8 раза больше средств, чем бедное, на услуги учреждений культуры, в 59,6 раза - на оплату образования, в 34,6 раза - на медицинские услуги. В свою очередь это способствует закреплению социального неравенства.
Для определения конкретных перспективных направлений развития области был проведен анализ экономики области. По его итогам в качестве основных <локомотивов>, которые должны будут обеспечить устойчивое и интенсивное развитие экономики области и преодоление ее моноструктурности (зависимости от топливной отрасли), были названы: