Стратегия развития Астраханской области

Фельдман Владимир
Заместитель начальника департамента экономического развития Астраханской области

Полная версия статьи в PDF


    В данной статье предствлено состояние экономики Астраханской области за период 1997-2003 гг. в отраслевом, территориальном и социальном разрезах. Сформулированы основные стратегические цели экономического развития области. Приведено планируемое изменение основных показателей состояния развития экономики области на период 2004-2008 гг.

    Необходимость согласованной работы органов власти, бизнеса и общества для решения ключевых региональных проблем в средне- и долгосрочном периоде определяет важность и практическую неизбежность разработки стратегии развития региона. При этом для достижения высокой эффективности действий мы должны иметь план действий на 3-7 лет вперед с учетом потребностей и интересов субъектов экономики, отраслей, муниципальных образований и групп населения. Разумеется, разработка такого плана может осуществляться только на основе (и при условии существования) стратегического видения ситуации в экономике и социальной сфере региона.
    В практике регионального управления формирование и корректировка стратегии развития - процесс практически непрерывный. Тем не менее время от времени те или иные варианты имеющихся стратегий находят свое формальное закрепление и в течение некоторого периода (обычно 3-5 лет) служат официально признанными эталонами, с которыми сверяется курс действий региональных органов власти.
    В Астраханской области основные направления стратегии развития области были впервые утверждены Постановлением губернатора Астраханской области № 143 от 27 марта 2003 г. Необходимость разработки такого документа была связана прежде всего с реализацией на территории области программы реформирования региональных финансов, одной из целей которой является переход от краткосрочного к средне- и долгосрочному планированию развития экономики и формирования бюджета. Данный документ являлся в основном рамочным, однако стал хорошей основой для дальнейшего развития стратегического планирования в области.
    Рассмотрим текущее состояние экономики области, которое является базой для стратегического анализа. Оно характеризуется наличием как позитивных, так и негативных факторов. К положительным можно отнести устойчивость экономического роста и позитивной динамики основных социальных индикаторов. За период с 1997 по 2003 г. (включительно) ВРП области вырос на 59%, объемы промышленного производства - на 86,2%, валовая продукция сельского хозяйства - на 19,7%, инвестиции - на 77,1%, грузооборот транспортных предприятий - на 74,9%, переработка грузов увеличилась в 2,6 раза. В то же время экономическое и социальное развитие области характеризуется высокой степенью несимметричности и дифференциации.
    Степень диверсификации экономики региона, т. е. доля выпуска продукции, приходящаяся на три крупнейших отрасли экономики Астраханской области (промышленность, строительство и транспорт), была равна в 2003 г. 55,4%, что меньше уровня предыдущего года.
    Если в отраслевом разрезе экономики развитие области достаточно равномерно (рис. 1), то в промышленности мы наблюдаем практически моноструктурную модель: 60% объемов производства формируются одной единственной отраслью - топливной (рис. 2), доминирующее положение в которой (97%) занимает одно предприятие - ООО <Астраханьгазпром>.


    В территориальном разрезе Астрахань и Красноярский район Астраханской области (где расположено основное производство ООО <Астраханьгазпром>) формируют порядка 80% областного ВРП, 88,2% объемов промышленного производства, 91,7% прибыли доходных предприятий, 80% налогов консолидированного бюджета области и 78% фонда оплаты труда (см. таблицу).

Территориальная единица Численность населения Объем промышленной продукции Объем сельскохозяйственной продукции Фонд оплаты труда Поступление налогов в консолидированный бюджет области Прибыль доходных предприятий Оборот потребительского рынка
Область 100 100 100 100 100 100 100
Астрахань 50,3 29,2 2,2 54,6 39,2 17,6 68,1
Ахтубинский район 7,6 3,1 10,6 5,5 4,1 4,9 4,5
Володарский район 4,7 0,5 7,7 1,4 0,5 0,2 2,3
Енотаевский район 2,8 0,1 7,8 0,9 1 0,1 1,5
Икрянинский район 4,8 4,9 6,8 3 1,5 1,3 2,5
Камызякский район 5 1 10,9 2 0,7 0,4 2,7
Красноярский район 3,8 59,6 6,8 21,4 45,5 74,1 5,7
Лиманский район 3,4 0,2 7,4 1,5 1 0,1 1,8
Наримановский район 4,4 0,7 10,5 3,2 2,3 0,5 2,5
Приволжский район 3,9 0,4 6,5 1,8 1,5 0,6 2,4
Харабалинский район 4,1 0,2 15,1 1,4 0,9 0,1 2,4
Черноярский район 2,1 0,1 7 0,7 0,3 0 1,1
ЗАТО Знаменск 3,2 0,1 0,8 2,7 1,4 0,3 2,4

    На областной центр - Астрахань также приходится 62,1% оборота розничной торговли, 81,5% объема платных услуг населению и 68% денежных доходов по области. Разрыв по важнейшим показателям между районами области огромен. Прежде всего это связано со слабостью производственной базы предприятий сельских районов области, в некоторых из которых нет ни одного более или менее значимого промышленного предприятия.
    В разрезе социальных групп населения Астраханская область отражает общую для современной России картину социального расслоения, прежде всего по уровню доходов (рис. 3). Уровень душевых денежных доходов у 10% самого богатого и самого бедного населения различается в 13,6 раза, уровень бедности составляет 24,8% (по состоянию на II кв. 2004 г.). Богатое население имеет намного больше возможностей для саморазвития: оно тратит в 106,8 раза больше средств, чем бедное, на услуги учреждений культуры, в 59,6 раза - на оплату образования, в 34,6 раза - на медицинские услуги. В свою очередь это способствует закреплению социального неравенства.
    Для определения конкретных перспективных направлений развития области был проведен анализ экономики области. По его итогам в качестве основных <локомотивов>, которые должны будут обеспечить устойчивое и интенсивное развитие экономики области и преодоление ее моноструктурности (зависимости от топливной отрасли), были названы:

  • судостроительная промышленность как наиболее динамично развивающаяся часть машиностроительного комплекса (за последние 4 года объемы производства на судостроительно-судоремонтных предприятиях области выросли более чем в 3 раза);
  • транспортно-логистический комплекс области, который должен сделать ее ключевым звеном формирующегося международного транспортного коридора <Север-Юг>;
  • пищевая промышленность, прежде всего овощеперерабатывающая, полностью обеспеченная местным сырьем и имеющая огромное значение для сельских районов области;
  • сельское хозяйство, развитие которого должно быть нацелено на повышение эффективности использования всех имеющихся ресурсов (земли, воды, труда, средств), внедрение современных, высокоэффективных технологий и освоение новых методов организации производства (интеграция производителей и переработчиков сырья, налаживание долговременных партнерских отношений с торгово-посредническими организациями и т. д.).
        При этом при разработке конкретных мероприятий упор был сделан не на традиционную поддержку отраслей или отдельных предприятий, а на содействие формированию региональных экономических кластеров. Понятие об экономическом кластере как основе конкурентоспособности территории в настоящее время находит широкое признание в мире. Под кластером обычно понимается группа географически соседствующих, взаимосвязанных компаний различных отраслей, действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга.
        Выявление в экономике области существующих или потенциально возможных кластеров, а также государственная поддержка их развития являются необходимым условием дальнейшего развития экономики региона.
        К сожалению, ограниченность средств областного бюджета не позволяет в полной мере осуществлять меры по государственной поддержке развития экономики области, поэтому основным видом поддержки развития экономических кластеров в Астраханской области должны стать организационные и информационные мероприятия, такие как научно-практические межотраслевые и отраслевые конференции для руководителей предприятий области, межрегиональные конференции и семинары, способствующие привлечению внимания к предприятиям области, способным войти в состав крупных межрегиональных и международных кластеров, и т. д.
        В связи с этим основные стратегические цели, стоящие перед нами в настоящий момент, заключаются в диверсификации экономики, преодолении неравенства социально-экономического развития районов области и борьбе с бедностью населения. Легко увидеть, что эти цели взаимосвязаны между собой.
        Разработанные нами мероприятия опираются:
  • на развитие предпринимательской активности граждан, прежде всего в сельских районах, которое должно способствовать развитию села, решению проблемы безработицы и низкого уровня доходов сельчан;
  • на развитие форм частно-государственного партнерства, которое должно включить общественность и бизнес в процесс формирования и реализации стратегических приоритетов развития области, обеспечить общественный контроль за действиями органов власти и сплотить жителей области для решения ключевых проблем территории;
  • на развитие инновационной активности и формирование элементов <новой экономики>, что позволит нам начать преодоление технологической отсталости и ориентации на устаревшие индустриальные методы развития.
        Для выравнивания уровня социально-экономического развития муниципальных образований (районов), помимо решения вышеперечисленных задач, разработан и будет реализован ряд специальных мероприятий. Среди них создание фонда муниципального развития, средства которого будут на конкурсной основе направляться на финансирование проектов развития муниципальных образований.
        И наконец, решению задачи борьбы с бедностью будут способствовать как реализация перечисленных выше мероприятий, так и проведение ряда мероприятий, специально направленных на сохранение и развитие человеческого потенциала, за счет развития материально-технической базы социальной сферы и инфраструктуры жизнеобеспечения.
        Данные группы мероприятий включены в разработанную нами Программу социально-экономического развития Астраханской области на 2004-2008 гг., которая в настоящий момент проходит процедуру согласования в органах исполнительной власти Астраханской области. Их реализация, по нашим оценкам, потребует вложения 67,99 млрд руб., в том числе 21,99 млрд руб. из бюджетов всех уровней и 67,7 млрд руб. от частных инвесторов.
        Результатом реализации программы станет увеличение за период 2004-2008 гг. ВРП области в 1,4 раза (что позволит выйти на реализацию поставленной Президентом РФ задачи удвоения ВРП за период 2002-2010 гг.) реальных доходов населения в 1,45 раза, объемов капитальных вложений в 1,65 раза, объемов промышленного производства в 1,49 раза, производства сельскохозяйственной продукции - в 1,28 раза (рис. 4).


  • © ЗАО "Группа РЦБ".