Государственная поддержка инвестиционной деятельности в Астраханской области

Анисимов Павел
Председатель Государственной думы Астраханской области

Полная версия статьи в PDF


    Развитие экономики региона, вывод ее из кризиса невозможны без инвестиций. При этом привлечение инвестиций в развитие конкретного предприятия - задача прежде всего самого предприятия.
    Органы государственной власти Астраханской области осуществляют инвестиционную политику, ориентированную на активизацию инвестиционного процесса в регионе, на создание законодательной базы, способствующей повышению инвестиционной активности частных инвесторов и обеспечению надежной защиты вкладываемых средств. Повышение инвестиционной привлекательности региона - основная функция государственной власти, и депутаты Астраханской думы совместно с Администрацией области постоянно работают над совершенствованием областного законодательства. Стоящие перед ними задачи заключаются в законодательном устранении препятствий на пути инвесторов, упрощении бюрократических процедур, в привлечении инвесторов дополнительными благоприятными условиями.
    Из 29 депутатов Думы 19 - представители малого бизнеса, руководители крупных промышленных предприятий, большинство из них являются членами Комитета по бюджетно-финансовой и экономической политике и хорошо понимают интересы Астраханской области в создании благоприятного инвестиционного климата.
    Основным документом, регламентирующим инвестиционный процесс на территории Астраханской области, стал принятый в 1998 г. закон № 30 от 29 июля 1998 г. <Об инвестиционной деятельности в Астраханской области>, который способствует развитию рынка инвестиций, обеспечивает защиту интересов инвесторов. Следует особо подчеркнуть, что в соответствии с этим законом любая инвестиционная деятельность, осуществляемая на территории области, имеет право на государственную поддержку со стороны Администрации области. Государственная поддержка предоставляется независимо от способа финансирования инвестиционного проекта, т. е. лица, реализующие инвестиционные проекты за счет собственных средств, имеют такие же права на получение льгот и поддержки со стороны Администрации, как и фирмы, инвестирующие за счет привлеченных ресурсов.
    В целях упорядочения и стимулирования инвестиционного процесса в регионе всем проектам, реализуемым на территории области, присваивается определенный статус. Законом <Об инвестиционной деятельности в Астраханской области> установлены такие статусы инвестиционного проекта, как <особо важные инвестиционные проекты>, <проекты, одобренные Администрацией области> и т. д. Порядок присвоения инвестиционным проектам статуса определен соответствующим постановлением Главы Администрации Астраханской области.
    В соответствии с законом № 417/ 2000-ОЗ от 7 апреля 2000 г. <О налогообложении, сборах и других платежах на территории Астраханской области> одним из видов государственной поддержки инвестиционных проектов является льготное налогообложение предприятий, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов. Данным законом для инвесторов установлены ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет, в размере 12-14%. Ставка налога на имущество понижена на 50%, ставка налога на имущество предприятий, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов и имеющих статус <особо важный инвестиционный проект>, установлена в размере 0,2%, а для банков, предоставляющих кредиты под инвестиционные проекты, - 1,5%. Действие перечисленных выше налоговых льгот распространяется до полной окупаемости вложенных средств, но не дольше расчетного срока окупаемости согласно бизнес-плану.
    Использование предоставленных налоговых льгот позволило предприятиям облегчить условия реализации проекта и сократить срок его окупаемости. Предоставление предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, налоговых льгот можно рассматривать как финансирование таких инвестиционных проектов из регионального бюджета.
    Другими формами государственной поддержки инвестиционных процессов являются:
  • снижение ставки кредитования проекта за счет средств областного бюджета;
  • реальная помощь в поиске потенциального инвестора (как отечественного, так и зарубежного).
        Важную роль в активизации инвестиционной деятельности играет совершенствование системы отбора проектов, обеспечение ее постоянного соответствия современным требованиям. В этой связи необходимо постоянно корректировать правила отбора проектов и работы с инвесторами, уточнять приоритеты в критериях оценки эффективности капиталовложений.
        Главное внимание сосредоточено не на сроке окупаемости проекта, как принято в официальных российских методиках, а на его социальных последствиях: создании или сохранении рабочих мест, поступлении налогов в бюджеты различных уровней. Поддерживая с этих позиций проекты, область выигрывает гораздо больше путем получения синергетического эффекта.
        В Астраханской области создана система управления инвестиционным процессом, особенностями которой являются гибкость и разнообразие форм поддержки проектов. Также достаточно проста и эффективна схема осуществления инвестиционного процесса, в которой используется принцип <одного окна>.
        Для получения какого-либо вида государственной поддержки предприятию необходимо лишь предоставить в Департамент экономического развития области строго определенный пакет документов, включающий бизнес-план инвестиционного проекта по установленной форме, разработанной в помощь заявителям инвестиционных проектов, а также в целях унификации инвестиционных проектов. Помимо бизнес-плана, в пакет документов, необходимых для предоставления, входят различные документы, позволяющие оценить финансовое состояние претендента, его способность отвечать по своим долгам. Остальная работа по организации сбора заключений, подготовке необходимых правовых актов и других документов осуществляется органами исполнительной власти области.
        После получения от предприятия-заявителя пакета документов на получение государственной поддержки департамент экономического развития Астраханской области организует проведение многоканальной экспертизы бизнес-плана инвестиционного проекта в заинтересованных органах исполнительной власти области. Результатом данной экспертизы является разработка сводного заключения, в котором отражается соответствие проекта основным критериям, влияющим на принятие решения: социальная и бюджетная эффективность проекта, создание новых рабочих мест, средняя заработная плата работников по проекту, наличие софинансирования из внебюджетных источников.
        Окончательное решение об оказании государственной поддержки инвестиционным проектам принимается Инвестиционным советом при губернаторе области - постоянно действующим совещательным органом по вопросам реализации инвестиционной политики. На основании положительного решения Инвестиционного совета выпускается нормативный акт губернатора области об оказании инвестиционному проекту государственной поддержки в том или ином виде.
        Непосредственное оказание государственной поддержки происходит в рамках соглашения между предприятием и Администрацией области, в котором отражены все аспекты сотрудничества двух сторон в ходе реализации инвестиционного проекта.
        Однако государственная поддержка инвестиционных проектов не ограничивается лишь их финансированием или предоставлением налоговых льгот. Администрация области постоянно осуществляет организационное сопровождение реализующихся проектов с целью решения возникающих в процессе исполнения проблем.
        Вместе с тем, финансируя проект напрямую или через предоставление налоговых льгот, Администрация области вправе требовать от предприятия, получившего государственную поддержку, выполнение взятых на себя обязательств. С этой целью в течение всего срока действия государственной поддержки осуществляется мониторинг реализации инвестиционных проектов: отслеживается динамика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности, осуществляются выезды на предприятия. Это позволяет достаточно быстро реагировать на факты нарушения условий соглашений со стороны предприятий и принимать соответствующие адекватные меры, вплоть до прекращения оказания государственной поддержки.
        В 2003 г. принято решение об оказании государственной поддержки 22 проектам, например таким как <Модернизация молокоперерабатывающих предприятий Астраханской области>, <Организация речных пассажирских перевозок в городе Астрахани и Астраханской области>, <Модернизация и развитие мясоперерабатывающего предприятия ООО МПП "Астраханские деликатесы">, <Восстановление стекольного производства на территории Астраханской области>, <Северо-Каспийское пароходство> и т. д.
        Таким образом, в рамках созданной в Астраханской области системы инвестиционного регулирования инвестор практически на всех этапах проекта может воспользоваться какой-либо из форм поддержки. На этапе возникновения идеи и формирования инвестиционного предложения такой формой служит информационное и организационное сопровождение проекта. На этапе реализации проекта предоставляются областные гарантии, участие в уставном капитале, субвенции для погашения процентов по банковским кредитам. На этапе выпуска новой продукции и выхода на проектную мощность предприятия в рамках проекта освобождаются от части выплаты налогов на прибыль и имущество в части областного бюджета.
        Кроме того, за счет средств областного бюджета предоставляются государственные гарантии и поручительства, порядок и условия предоставления которых определены постановлением губернатора Астраханской области.
        В 1997 г. Администрацией области приняты решения о выдаче обязательств поручительства 23 предприятиям под кредиты банков, выделяемые на реализацию инвестиционных проектов. Общая сумма кредитных ресурсов, вложенных в предприятия региона на реализацию инвестиционных проектов, превысила 700 млн деноминированных рублей.
        Особенно следует отметить открытие кредитной линии ЕБРР под гарантию Администрации области для финансирования астраханских предприятий ЗАО <Нефтезачистной комплекс "Юг-Танкер"> - на завершение строительства комплекса зачистки нефтефлота и ОАО <Комбинат хлебопродуктов> - для реконструкции комбината. Данные проекты послужили катализатором активизации инвестиционного процесса в области.
        Вместе с тем такие способы государственной поддержки, как предоставление гарантий и налоговых льгот, были направлены на оказание поддержки проектам, реализуемым по инициативе предприятий. Однако необходимость стимулирования экономического роста, обеспечения сбалансированности развития всех отраслей экономики требовала от региональных властей перехода от поддержки инвестиционных проектов к стимулированию реализации проектов, инициируемых Администрацией субъекта Федерации, исходя из общей концепции развития его экономики. Таким инструментом стал Бюджет развития, закон о котором был принят в 2001 г.
        Государственная поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов проводилась в основном за счет средств Бюджета развития Астраханской области, который служит основным инструментом проводимой инвестиционной политики.
        Еще в 2001 г. депутатами Государственной думы Астраханской области был принят закон № 23/2001-ОЗ от 7 мая 2001 г. <О Бюджете развития Астраханской области>, согласно которому денежные средства направляются на финансирование:
  • инвестиционных проектов, имеющих статус <особо важный инвестиционный проект>, реализуемых предприятиями, в состав учредителей которых входит Администрация области;
  • участия Администрации области в уставном капитале вновь создаваемых для целей реализации инвестиционных проектов предприятий;
  • инвестиционных проектов в рамках областных целевых программ производственного назначения;
  • проектов, реализуемых предприятиями на условиях лизинга;
  • снижения процентной ставки по привлеченным для реализации инвестиционных проектов кредитам.
        В трудном финансовом положении находятся областные государственные предприятия, а также предприятия с долей областной собственности, что не позволяет им развиваться в той степени, которая необходима, для того чтобы обеспечивать достаточный уровень конкурентных преимуществ по сравнению с частными компаниями. В то же время приватизация большинства из них либо невозможна в соответствии с действующим законодательством, либо нецелесообразна по некоторым причинам. В этих условиях необходим механизм финансирования важных для экономики области инвестиционных проектов таких предприятий со стороны государства.
        Поэтому еще одним направлением Бюджета развития было выбрано финансирование инвестиционных проектов, имеющих статус <особо важный инвестиционный проект>, реализуемых предприятиями, в состав учредителей которых входит Администрация области. Однако объем финансирования инвестиционного проекта по данному направлению ограничен 20% общего объема инвестиций по проекту, что позволяет стимулировать предприятия к поиску прочих внебюджетных источников финансирования.
        Для привлечения частных инвесторов к реализации проектов инфраструктурной направленности, а также венчурных проектов, имеющих большое значение для развития области, было принято решение о включении в Бюджет развития такого направления, как финансирование доли Администрации области в уставном капитале предприятий, создаваемых для реализации инвестиционных проектов. Незначительное участие в уставном капитале таких предприятий (до 25,5%) позволяет частному инвестору получить постоянное содействие Администрации области как одного из учредителей в решении различных проблем, возникающих в процессе реализации проекта и тем самым стимулирует привлечение частных инвестиций в экономику области.
        В последние годы в области наблюдается хроническое недофинансирование областных целевых программ из средств областного бюджета, что связано с отсутствием средств в необходимом объеме. Особенно это касается программ производственного назначения, так как в рамках областных целевых программ большее значение уделяется проблемам социальной сферы. В то же время программы, связанные с внедрением новых технологий, продуктов, сельскохозяйственных культур, реструктуризацией предприятий, также требуют государственной поддержки.
        В связи с этим в качестве одного из направлений Бюджета развития было выбрано финансирование инвестиционных проектов, включенных в утвержденные областные целевые программы производственного назначения. При этом средства, выделенные на реализацию проекта по данному направлению, предоставляются на возвратной и платной основе.
        Особое значение для экономики области представляет техническое перевооружение предприятий, прежде всего перерабатывающих отраслей, что связано с высокой степенью морального и физического износа имеющегося в их распоряжении оборудования. Большинство таких предприятий не в состоянии воспользоваться имеющимися на финансовом рынке лизинговыми и кредитными схемами.
        Поэтому было принято решение о включении в Бюджет развития такого направления, как финансирование инвестиционных проектов, реализуемых предприятиями на условиях лизинга. В рамках данного направления из Бюджета развития финансируется приобретение необходимого предприятию технологического оборудования, которое затем передается предприятию в лизинг на срок до 5 лет.
        Кроме того, такой вид государственной поддержки, как финансирование процентной ставки по привлеченным для реализации инвестиционных проектов кредитам, будет оставаться интересным для инвесторов до тех пор, пока коммерческие банки предлагают кредиты с процентной ставкой выше 10% годовых в рублях. В то же время ввиду необходимости возврата бюджетных средств, а также в связи с регулярным снижением ставки рефинансирования Центрального банка спрос на данный вид поддержки в последнее время сокращается.
        Средства Бюджета развития предоставляются на финансирование инвестиционных проектов на условиях возмездности и возвратности, на конкурсной основе или вне конкурса. В соответствии с Положением об управлении Бюджетом развития Астраханской области, конкурс проводится по мере поступления заявок с ежеквартальным подведением его итогов.
        Таким образом, в рамках созданного в Астраханской области Бюджета развития определены пять направлений государственной поддержки, позволяющих привлекать к инвестиционному процессу в регионе инвесторов с различными целями и задачами. С помощью Бюджета развития Администрация области становится соинвестором инвестиционных проектов, своим участием в их реализации мобилизует средства частных инвесторов, значительно превышающие объемы расходов бюджета развития, тем самым обеспечивая мультипликативный эффект инвестиций.
        В развитие закона <О Бюджете развития Астраханской области> разработаны следующие нормативные документы: Положение об управлении Бюджетом развития, Положение об оказании поддержки из областного бюджета по снижению процентной ставки по кредитам, привлеченным для реализации инвестиционных проектов, Положение о порядке финансирования доли Администрации области в уставном капитале вновь создаваемых предприятий с целью реализации инвестиционных проектов, Положение о порядке финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках областных целевых программ производственного назначения, Положение о порядке финансирования инвестиционных проектов, имеющих статус <особо важный инвестиционный проект>, реализуемых предприятиями с долей областной собственности в уставном капитале, Положение о порядке финансирования инвестиционных проектов, реализуемых предприятиями на условиях лизинга.
        На сегодняшний день государственную поддержку получили 27 инвестиционных проектов, среди которых следует отметить проекты, направленные на развитие агропромышленного комплекса области и малого бизнеса, а также выравнивание экономического потенциала сельских районов:
  • <Увеличение объемов производства колбасной продукции> (ООО <Ахтубинский МПК>). Проект получил господдержку в виде снижения процентной ставки по привлеченному кредиту;
  • <Организация производства по переработке мяса>. Проект реализуется ООО ПКФ <Дары Каспия>; получил господдержку в виде снижения процентной ставки по привлеченному кредиту;
  • <Модернизация молокоперерабатывающих предприятий области>. Проект реализуется рядом предприятий по переработке молока при государственной поддержке в виде предоставления средств Бюджета развития для приобретения оборудования на условиях лизинга;
  • <Развитие системы капельного орошения на территории Астраханской области>. Проект получил господдержку в виде предоставления средств Бюджета развития для приобретения оборудования на условиях лизинга;
  • <Модернизация и развитие Володарского молочного завода>. Проект осуществляется ООО <Астрадиетпитание>, получил государственную поддержку в виде предоставления средств Бюджета развития для приобретения оборудования на условиях лизинга.
        Общий объем средств Бюджета развития, предоставленных предприятиям в 2002-2003 гг., составляет 38 391 тыс. руб., в то время как фактический объем привлеченных средств за счет других источников на реализацию данных инвестиционных проектов равняется 354 461 тыс. руб. Следовательно, 1 руб., направленный на финансирование инвестиционных проектов, способствует привлечению 9,2 руб. средств из других источников.
        Реализация инвестиционных проектов при государственной поддержке из Бюджета развития позволила сохранить 483 рабочих места и создать 405 новых. Оказание поддержки предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, способствовало увеличению их объемов производства - на 511,51 млн руб., платежей в бюджет - на 49,8 млн руб., во внебюджетные фонды на 25,1 млн руб.
        Таким образом, налицо эффективность созданного механизма.
        За 1998-2003 гг. статус <инвестиционный проект, одобренный Администрацией области> присвоен 43 инвестиционным проектам, среди которых наиболее крупными являются:
  • <Восстановление стекольного производства на территории Астраханской области (ОАО <Астраханьстекло>);
  • <Строительство второй очереди причала морского порта "Оля"> (администрация порта <Астрахань>);
  • <Стратегическая программа реконструкции и развития ГУП "Астраханский морской рыбный порт"> (ГУП <Астраханский морской рыбный порт>).
        Законом Астраханской области №47/2003-ОЗ от 16 декабря 2003 г. <Об областном бюджете на 2004 г.> утвержден размер Бюджета развития в сумме 40 млн руб.: из них 8 млн руб. - на участие в уставном капитале предприятий, 32 млн руб. - на бюджетное кредитование. И хотя сумма не столь велика, как хотелось бы, но и она играет немаловажную роль в том, что проекты не провалились, предприятия возрождаются и приносят прибыль в областной бюджет, а для астраханцев создаются дополнительные рабочие места. Данным законом утвержден и перечень областных целевых программ производственного назначения, финансируемых за счет средств Бюджета развития, который включает в себя такие программы, как: <Воспроизводство водных биологических ресурсов в Астраханской области>, <Государственная поддержка реструктурируемым предприятиям>, <Развитие товарного рыбоводства> и др.
        Посредством Бюджета развития Администрация области стала соинвестором инвестиционных проектов, своим участием в их реализации мобилизует средства частных инвесторов, значительно превышающие объемы расходов Бюджета развития, в чем и заключается мультипликативный эффект инвестиций.
        Немаловажное значение имеет закон № 2 от 24 февраля 1997 г. <О территориальном прогнозировании и программах социально-экономического развития Астраханской области>, который определяет инвестиционную и структурную политику области на среднесрочную перспективу. Наличие стратегических программ социально-экономического развития, принятых Администрацией области в соответствии с данным законом, является дополнительной гарантией и повышает рейтинг области среди инвесторов. В настоящее время ведется работа над новой редакцией, в которой восполняется пробел в части классификации целевых программ, прогноза социально-экономического развития области, а также будет более четко указан механизм контроля за реализацией программ, разработкой и реализацией прогнозов социально-экономического развития области.
        Для создания благоприятных условий для инвестиций в Астраханской области Администрацией оказывается профессиональная консультативная помощь, в том числе и созданием рынка консалтинговых услуг, чтобы оградить предприятия от контактов с некомпетентными и нечистоплотными фирмами. Разработан и утвержден постановлением губернатора области Порядок и условия аккредитации специализированных институтов, оказывающих услуги в области поддержки инвестиционных проектов.
        Администрацией области в соответствии с законами области принят ряд нормативных актов, определяющих типовые формы бизнес-планов инвестиционных проектов, методику установления срока окупаемости инвестиционных проектов, условия конкурса на получение государственной поддержки инвесторов, условия выделения средств Бюджета развития и порядок возврата этих средств. Нормативные акты являются дополнительным стимулом для вложения средств инвесторами в экономику области.
        Также уделяется большое внимания еще одному направлению инвестиционной деятельности - информации для потенциальных инвесторов на Интернет-сайте www.duma.astranet.ru, в средствах массовой информации, в справочниках, в том числе международного уровня, изданию информационных меморандумов об Астраханской области на иностранных языках, выпуску сборников нормативных правовых актов Астраханской области по данному виду деятельности.
        Благодаря оказанной государственной поддержке инвестиционной деятельности предприятий области за 1997-2003 гг. привлечены средства в сумме 11,86 млрд руб. Таким образом, 1 руб. бюджетных средств, направленный на финансирование инвестиционных проектов, способствовал привлечению 124 руб. средств из других источников.
        По оценкам рейтингового агентства <Эксперт-РА>, Астраханская область находится на 10-м месте в двадцадке регионов РФ с наиболее эффективно работающим в 2002-2003 гг. аппаратом управления.
        Вместе с тем депутаты Государственной думы прекрасно понимают, что на данном этапе такие темпы роста инвестиционных вложений уже не могут существенно влиять на экономику области, а следовательно, надо искать новые пути для повышения инвестиционной привлекательности нашего региона.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".