Финансовое состояние Астраханской области

Жилкин Александр
Исполняющий обязанности губернатора Астраханской области

Полная версия статьи в PDF


    Интервью с исполняющим обязанности губернатора Астраханской области Александром Жилкиным
    В интервью обсуждаются основные финансовые проблемы Астраханской области и сформулированы пути и методы их решения. Анализируются причины дисбаланса между финансовыми возможностями территории и развитием экономики области. Сформулированы основные цели экономического развития Астраханской области.

    Беседу ведет руководитель проекта <Финансы городов и регионов> Сергей Глазков

    С. Г. Александр Александрович, каково в целом финансовое и экономическое состояние Астраханской области?

    А. А. Астраханская область одной из первых в Российской Федерации вышла из кризиса и ступила на путь устойчивого экономического роста. После дефолта 1998 г. прошло 5 лет, за этот период область неуклонно наращивала производство в основных отраслях экономики: среднегодовой прирост валового регионального продукта составил 8,7%. Инвестиции - именно с ними мы связываем <прорыв> на более высокую ступень экономического развития территории - ежегодно увеличивались в среднем на 11,1%.

    Поскольку финансовое состояние территории - производная от уровня экономического развития, то достигнутые экономические результаты соответственно повлияли на финансовые доходы территории.
    Налоговые поступления во все уровни бюджетной системы за 5 лет выросли в абсолютном значении более чем в 6 раз, без инфляционной составляющей - в 1,8 раза. Прибыль корпораций возросла в 20,6 раза.

    С. Г. В чем заключается суть бюджетной политики Астраханской области?

    А. А. Мы обязаны не терять видения перспективы, какими бы ограниченными бюджетными доходами не располагали. А наши перспективы, по нашему мнению, заключаются в достойном уровне жизни наших земляков, обеспеченном процветающей экономикой, которая создается в том числе благодаря сбалансированным направлениям расходов бюджета территории. Поэтому областной бюджет вот уже ряд лет включает бюджет развития и адресную инвестиционную программу.
    Мы одними из первых приступили к разработке и реализации Программы реформирования региональных финансов. Но нам еще предстоит много сделать - прежде всего на основе четких критериев эффективности сформировать систему бюджетных расходов, ориентированную на достижение конечных социально-экономических результатов.

    С. Г. С какими основными проблемами Вам приходится сталкиваться в сфере финансов?

    А. А. Самым <наболевшим> является вопрос наполняемости доходами бюджета области. Можно сказать, финансы территории не поспевают за динамичным развитием экономики, особенно в последние 2-3 года. И для этого есть причины.
    Правила по распределению заработанных в субъектах федерации налогов таковы, что все большая часть из них централизуется в федерации. Поэтому при росте налоговых поступлений в области в 6,2 раза <федеральные> перечисления выросли в 8,4 раза, а перечисления в бюджет территории - лишь в 5,1 раза.
    Действующие в РФ законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность корпораций, и налоговое законодательство не предусматривают защиту финансовых интересов регионов, на территории которых функционируют подразделения иногородних корпораций. Например, приняло ОАО <Газпром> решение о том, что владельцем продукции, произведенной его астраханским подразделением ООО <Астраханьгазпром>, является сама головная организация, и значительная доля налоговых поступлений <ушла> в Москву.
    Есть еще одна причина сокращения финансовых ресурсов территории - изменение порядка уплаты акцизов на нефтепродукты. Два года назад эти акцизы уплачивал товаропроизводитель. Акцизы на бензин, производимый ООО <Астраханьгазпром>, были частью финансовых ресурсов территории. Сейчас плательщиками акцизов на нефтепродукты стали организации, занимающиеся реализацией. Так как емкость регионального рынка по бензину на порядок меньше его производства, большая часть бензина реализуется за пределами области, туда же <уходят> и наши финансовые ресурсы.
    Разрешение налогового законодательства уплачивать акцизы и налог на прибыль по месту нахождения головной организации привело к тому, что регион опять недосчитался финансовых ресурсов.
    А подразделения иногородних организаций на нашей территории - серьезные. Это, помимо ООО <Астраханьгазпром>, ООО <ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт>, ОАО ЮТК <Связьинформ>, РЖД и др.
    Вот и получается, что продукция призводится на территории области при использовании ее природных и трудовых ресурсов, а налоги уходят в другие регионы. Тем самым искажается фактическое состояние финансов и экономики региона.
    Это одна сторона вопроса. Вторая - трансфертные отношения с федерацией. Трансферт, который область получила в 1998 г., практически равен по сумме тому, который был получен спустя пять лет - в 2003 г. Однако если в 1998 г. доля трансферта в доходах бюджета территории составила 25,6%, то через 5 лет - только 5,5%.
    Вот основные факторы, сокращающие бюджетные доходы территории: все меньше от заработанных налогов остается в распоряжении региона и при этом сокращается участие федерального бюджета в доходах.

    С. Г. Значит, региональные подразделения крупных иногородних корпораций <уводят> ресурсы из регионов и создают экономическую нестабильность?

    А. А. Это не так. Создание вертикально-интегрированных корпораций продиктовано экономической целесообразностью. И в этом нет опасности для региона. Напротив, экономически сильные организации способны вносить стабильность в экономику региона. Проблемой, я повторю, является налоговое законодательство, допускающее перевод финансовых ресурсов в виде налоговых поступлений в другие регионы по месту нахождения головной организации. Искажается статус региона в связи с незаслуженным переводом его из региона-донора в регион-реципиент.

    С. Г. Что Вы намерены делать в этих условиях? В чем видите решение сложившихся проблем?

    А. А. Необходимо работать в двух направлениях. Прежде всего, использовать собственные резервы. Кроме того, вести диалог с федерацией, направленный на закрепление в законодательном порядке за субъектами федерации не менее половины заработанных налогов. Главная цель этой работы - выход на бюджетное <самообеспечение> региона.

    С. Г. Какие именно резервы Вы имеете в виду?

    А. А. Эффективное применение имеющегося в нашем распоряжении инструмента - региональной налоговой политики. Мы регулярно совершенствуем областное налоговое законодательство, стараемся учитывать существующие реалии, заполняем образовавшиеся бреши с помощью налоговых поступлений в региональный бюджет, рассматриваем все возможности для расширения налоговой базы по региональным налогам. Пересмотрели и минимизировали все налоговые льготы, имеющиеся в областном законодательстве.
    Мы едва ли не единственный регион, который удерживал дифференцированные по отраслям ставки по налогу на имущество организаций, оставляя часть этого налога в качестве инвестиционного ресурса для хозяйствующих субъектов. Со следующего года по этому налогу можно оставить только инвестиционные льготы.
    Но это решение - вынужденная мера. Убрать из налогового законодательства все льготы - дело нехитрое. Как тогда выстраивать региональную налоговую политику - вот вопрос.
    Проведена работа с налогоплательщиками, отражающими в отчетности заработную плату ниже МРОТ, мобилизуются резервы по налогу на имущество физических лиц, совершенствуется управление областным и муниципальным имуществом. Главное внимание уделяется обеспечению динамичного развития экономики.
    Кроме того, необходимо формирование такого правового поля, которое сбалансировало бы финансовые интересы налогоплательщиков, федерального центра и регионов. Но это - компетенция федеральной власти. Мы используем все возможности, чтобы убедить ее представителей в обоснованности нашей позиции и в необходимости внести коррективы в действующее законодательство.
    Основной целью для нас было и остается повышение уровня жизни населения региона за счет динамичного развития экономики. Решение финансовых проблем территории мы связываем, прежде всего, с наращиваем экономического и налогового потенциала посредством массированной инвестиционной политики.

© ЗАО "Группа РЦБ".