Единые форматы и электронный документооборот как магистральное направление консолидации инфраструктуры рынка ценных бумаг

Мурашов Максим
Председатель комитета стандартизации и технологического развития ПАРТАД

Полная версия статьи в PDF


    Как не бывает самого оптимального решения, так не существует и единственного способа сделать учетную систему фондового рынка более эффективной. Как будет решена эта задача - эволюционным путем с помощью стандартизации и унификации процессов, организации электронного документооборота между инфраструктурными организациями или революционным с помощью <физической консолидации инфраструктуры> при создании Центрального депозитария с огромным количеством функций и полномочий - во многом определит дальнейшее развитие российского фондового рынка.

    В свете бесконечных теоретических разговоров о неэффективности и затратности нашей учетной системы хотелось бы отметить следующее.
    При отсутствии принципиально новой концепции функционирования инфраструктуры рынка ценных бумаг, а именно так и обстоят дела в настоящее время, единственный путь к повышению эффективности учетной системы, улучшению взаимодействия между участниками рынка, снижению издержек (стоимости), уменьшению сроков проведения операций лежит в плоскости стандартизации и унификации, а также организации электронного документооборота (ЭДО) между инфраструктурными организациями.
    Мы живем в эпоху информационной экономики1, когда информационные технологии зачастую меняют взгляд на мир, трансформируют модель бизнеса в разных сферах. Поэтому продолжать работать с <бумагой> (бумажным документом) на одном из наиболее технологичных рынков - фондовом - неприемлемо. Пришло время отказаться от стереотипов, традиционного консерватизма и пойти по этому пути.
    Регуляторы фондового рынка все чаще и настойчивее говорят о Центральном депозитарии, пока, правда, не разъясняя профессиональному сообществу, что они под этим понимают. Однако совершенно очевидно, что будут предприниматься какие-то действия по физической консолидации инфраструктуры, прежде всего расчетной. Если сам рынок не примет активного участия в формировании этого понимания, не предложит работоспособных и эффективных моделей, то что-нибудь сделает государство. И это <что-нибудь> не обязательно будет способно функционировать?
    Весной 2004 г. рабочая группа ПАРТАД согласовала документ <Форматы электронного взаимодействия регистраторов и депозитариев>. В состав рабочей группы вошли представители крупнейших инфраструктурных организаций, таких как ДКК, НДЦ, <Иркол>, НИКойл, ЦМД, депозитарий РОСБАНКа, НРК, депозитарий Газпромбанка. В июне вышеназванные форматы были утверждены советом директоров ПАРТАД, а Комитету по стандартизации и сертификации была поставлена задача провести все необходимые мероприятия для придания данным форматам статуса обязательных с начала лета 2005 г. Сама по себе задача очень трудная, но выполнимая. Советом директоров ПАРТАД только что принят <Регламент сопровождения и развития форматов>. Таким образом, документарная база для использования форматов сообщений практически создана.
    В настоящее время ПАРТАД готовится объявить тендер на разработку программного модуля, который призван обеспечить прием и контроль электронных документов и будет легко встраиваться в программное обеспечение. Цель разработки указанного модуля - выполнение большой работы по первичной обработке электронных документов без специальных затрат сил и средств каждого из участников ЭДО.
    Необходимо также создать независимый от каждого участника рынка удостоверяющий центр, который будет выполнять свойственные ему функции.
    Концептуально пока не решен вопрос о способе обмена электронными документами. Создание в кратчайшие сроки единого центра, через который будут проходить все электронные сообщения, представляется задачей разумной, но сложновыполнимой. Поэтому, может быть, на начальном этапе целесообразно реализовывать модель <каждый с каждым>. Но этот вопрос еще можно считать открытым.
    Не менее важна задача нормативного обеспечения ЭДО, которое бы четко и однозначно определило меру ответственности сторон ЭДО, прописало бы принципы разбора конфликтных ситуаций и т. д. В этой работе мы рассчитываем на помощь всех рабочих органов ПАРТАД. Так как законодательство <заточено> под бумажный документооборот, то, работая над форматами, иногда приходилось принимать не совсем оптимальные решения, постоянно оглядываться на действующее законодательство. Предстоит конструктивный диалог с регулятором по этому вопросу, тем более что проект нормативного акта по взаимодействию регистраторов и номинальных держателей уже не раз рассматривался регулятором фондового рынка, и нужен новый импульс, который позволил бы довести эту работу до логического конца.
    Реализация и масштабное внедрение проекта ЭДО должны обеспечить:

  • повышение скорости (сроков) проведения операций в реестрах;
  • повышение оперативности сбора реестра к корпоративным мероприятиям;
  • унификацию взаимодействия инфраструктуры;
  • унификацию программного обеспечения в части обеспечения его совместимости;
  • как следствие унификации - снижение издержек в результате отказа от <зоопарка систем>.
        Возможны будущая экстраполяция форматов на других участников фондового рынка, его расширение и создание национального стандарта.

        Регуляторы фондового рынка все чаще и настойчивее говорят о Центральном депозитарии, пока, правда, не разъясняя профессиональному сообществу, что они под этим понимают.

        Считаю, что все заявленные цели являются достижимыми при стремлении к компромиссу всех значимых участников процесса. Его итогом должна стать более совершенная инфраструктура, удовлетворяющая потребностям рынка и растущей экономике страны в целом.

        P. S. К моменту сдачи этой статьи в печать стал доступен документ под названием <Концепция федерального закона "О Центральном депозитарии">. Мысли, навеянные прочтением документа, не слишком оптимистичны.
        Как большинству из нас известно с детства, лучший способ решить какую-либо задачу - это осуществить революцию.

        Весной 2004 г. рабочая группа ПАРТАД согласовала документ <Форматы электронного взаимодействия регистраторов и депозитариев>.

        Как некоторым из нас известно с юношеских лет, лучшее средство от головной боли - это гильотина.
        Как всем нам известно из опыта последних лет, <хотели как лучше, получилось как всегда>.
        Так, для меня вполне очевидно, что многие позиции, изложенные в этом документе, - это попытка решить задачу (проблему) неадекватными способами, не просчитывая ущерб от вполне возможных негативных последствий данной концепции. Сама по себе централизация с точки зрения теории построения учетной системы - это благо. Однако в практике, особенно в российской, есть много <но>, например риски, которые увеличиваются многократно. Можно не сомневаться, что еще одна база данных с конфиденциальной информацией скоро появится в свободной продаже. Другой существенный риск - риск нереализуемости проекта. Центральный депозитарий с таким количеством функций - очень сложная организационно-техническая система, а, учитывая масштабы нашей страны, возможность доведения этого проекта до логического конца представляется сомнительной.
        Не будем затрагивать вопросы ограничения конкуренции, юридические моменты, связанные с подтверждением права собственности на ценные бумаги на основании данных электронной копии реестра. Пусть эти вопросы комментируют специалисты в соответствующих областях.
        Таким образом, текущие проблемы инфраструктуры решаются путем эволюционного развития, которое заключается в повышении качества инфраструктурных организаций, реализации комплекса мер по совершенствованию регулирования, систематизации контроля за деятельностью профучастников как со стороны регулятора, так и со стороны СРО и, конечно же, в унификации и стандартизации.

    КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
        Николай Колодеев ЗАО <Элдис-Софт>

        ПОРЯДОК ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА МЕЖДУ РЕГИСТРАТОРАМИ И ДЕПОЗИТАРИЯМИ ОБЩИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПО

        Помимо стандартизации соглашений о форматах электронных сообщений, процесс организации электронного документооборота (ЭДО) между регистраторами и депозитариями требует решения целого комплекса организационных и технических проблем. То есть после решения проблемы стандартизации форматов возникают задачи, без решения которых успешное внедрение этих форматов невозможно.
        С учетом сформулированной ПАРТАД позиции относительно способа использования средств доставки сообщений, криптозащиты и ЭЦП на начальном этапе внедрения электронного документооборота следует остановиться на вопросах, непосредственно связанных с внедрением форматов сообщений в организациях - участниках ЭДО.
        Предлагается организовать внедрение электронного документооборота в организациях-участниках с помощью поставки им специального ПО (MessageLibrary), обеспечивающего программный интерфейс к файлам электронных сообщений (см. рисунок).
        Такой подход обеспечивает решение следующих задач:
  • предоставляет возможности для простой и надежной интеграции процедур обработки сообщений непосредственно в любое прикладное ПО различных разработчиков, созданное на любых средствах разработки;
  • облегчает обработку электронных сообщений за счет перехода от синтаксического анализа сообщений к непосредственному манипулированию полями сообщения;
  • обеспечивает предварительный контроль правил заполнения полей, формируемых для отправки сообщений;
  • позволяет автоматизировать подготовку сообщений, подтверждающих получение входящих сообщений;
  • позволяет избежать проблем, связанных с различиями в трактовке форматов сообщений различными разработчиками ПО, и обеспечивает независимость от квалификации разработчиков ПО;
  • облегчает процесс внедрения изменений в форматах сообщений.
        Способ реализации MessageLibrary - библиотека OLE. Это позволит использовать ее практически во всех средствах разработки с целью встраивания функций ЭДО в сторонние приложения.
        Управление MessageLibrary осуществляется с помощью внешнего приложения с использованием двух видов команд (см. рисунок): 1 - управление сообщениями (открыть, создать ответ, сформировать новое, ?), 2 - управление информацией (получить значение поля, записать значение поля, ?).
        Также предлагается использовать отдельное приложение, реализованное с помощью интерфейса MessageLibrary, обеспечивающее отображение и печать сообщений, а также экранный интерфейс для ввода сообщений. Поставку данного приложения предлагается производить в исходных текстах, что даст возможность разработчикам ПО использовать исходный текст этого приложения в качестве пособия по встраиванию интерфейса к MessageLibrary в собственное ПО.


        Следует отметить, что в последующем, после внедрения MessageLibrary, вероятно встраивание в нее возможностей по интеграции со стандартными средствами доставки по InternetMail, а также средствами криптозащиты и ЭЦП без переписывания программного обеспечения организациями-участниками.
  • © ЗАО "Группа РЦБ".