Северо-Запад - лакомый кусок для инвестора

Бахтин Владимир
Заместитель председателя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе

Полная версия статьи в PDF

    Интервью с заместителем председателя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе Владимиром Бахтиным
    В последнее время российские и иностранные инвесторы активно интересуются провинцией. И это относится не только к нефтяным регионам. Один из таких <лакомых кусков> Российской Федерации - Северо-Западный экономический регион, чему способствует и близость западных границ, и ресурсные богатства региона, и, конечно, близкое расположение северной столицы. Без сомнения, данные факторы должны положительно влиять на развитие регионального фондового рынка, что во многом является задачей Регионального отделения ФСФР.

    РЦБ: Владимир Алексеевич, каковы структура и особенности деятельности профучастников фондового рынка в Северо-Западном регионе?

    В. Б. Особенность структуры профессиональных участников рынка ценных бумаг в Северо-Западном регионе заключается в том, что основная часть профессиональных участников рынка ценных бумаг сконцентрирована в Санкт-Петербурге (порядка 70 % от общего количества профессиональных участников Северо-Западного региона).
    Естественно, такой концентрации профессиональной деятельности в Санкт-Петербурге способствовал ряд основных причин: наличие большого количества хозяйствующих субъектов, развитая система банковского обслуживания, наличие биржевых площадок и т. д.
    К сожалению, региональные инвестиционные компании и кредитные организации, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг (за исключением Санкт-Петербурга), не оказывают заметного влияния на фондовый рынок в целом и рынок Северо-Западного региона в частности. Развитие института профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в регионах идет очень медленно. Этому есть объективные причины: низкий инвестиционный спрос со стороны хозяйствующих субъектов и частных лиц на инструменты фондового рынка, низкая эмиссионная активность региональных предприятий, отсутствие комплексного похода к развитию региональных фондовых рынков. Кроме того, есть и основная субъективная причина - многим региональным инвестиционным компаниям не хватает финансовых ресурсов, чтобы активизировать свою деятельность на фондовом рынке. В настоящее время основная часть региональных инвестиционных компаний занимаются обслуживанием местных промышленных и финансовых групп и не стремятся расширять клиентскую базу, а также спектр предоставляемых услуг.
    Конечно, фондовый рынок в любом регионе является индикатором <экономического здоровья>, и качественное развитие профессиональной деятельности в Северо-Западном регионе будет зависеть от дальнейшего улучшения экономического состояния и повышения инвестиционного потенциала Северо-Западного региона в целом.

    РЦБ: Какие проблемы сегодня испытывают участники фондового рынка в Северо-Западном регионе?

    В. Б. Больших претензий к профессиональным участникам у Регионального отделения ФСФР нет. Основная проблема, с которой мы сталкиваемся, - вопросы раскрытия информации эмитентами. Большая часть штрафных санкций, которые применяются к ним, обусловлены отсутствием того объема информации, который предписан законодательством. Беспокоит также проблема <недружественных> поглощений, характерная не только для Северо-Запада.
    Я заостряю на этом внимание потому, что для развития фондового рынка очень важно появление новых эмитентов. Ситуация, когда 10-15 ценных бумаг 10-15 эмитентов вращаются на рынке, не может долго продолжаться. Новые участники рынка ценных бумаг не хотят на него выходить, и одна из основных причин этого - они боятся стать потенциальным объектом для <недружественного> поглощения, поскольку не смогут контролировать большую часть своего капитала.
    Это непростой вопрос, ведь даже на последнем заседании Московского правительства, которое принимает специальные меры на этот счет, речь шла о том, что в прошлом году было 7 <силовых> захватов предприятий, в текущем - 21. Наша позиция заключается в том, что подобному <бизнесу> надо объявить категорическое нет.
    Данная проблема настолько серьезна, что стала объектом обсуждения в Госдуме. По имеющейся информации, ФСФР подготовлены поправки в законодательство, посвященные обеспечению прав акционеров в процессах поглощения.
    Кроме того, права собственности на приобретаемые акции не очень хорошо защищены. В настоящее время никто не гарантирует, что не появится второй реестр. Возможно, в данном случае поможет создание Центрального депозитария.

    РЦБ: Предприятия каких отраслей Северо-Западного округа могут выйти на фондовые рынки или в настоящий момент готовятся к выходу? Существует ли какая-то специфика?

    В. Б. Таких предприятий достаточно много, в первую очередь это предприятия отраслей, которыми всегда славился регион: судостроение, транспорт, <оборонка>. Предприятиям, безусловно, не хватает инвестиционных ресурсов. Сегодня они стараются жить за счет собственных прибылей, что сложно выполнить. Также в число предприятий, заинтересованных в привлечении средств через фондовый рынок, входят компании, работающие в сфере недвижимости.
    На самом деле многие предприятия готовы к выходу на рынок, а останавливают их в основном те пробелы, которые существует в законодательстве. Когда все они будут устранены, в том числе окончательно сформируется ипотечное законодательство, станет дешевле выход на рынок и, самое главное, руководители компаний поймут преимущество привлечения инвестиций через фондовый рынок, а не через механизмы взаимного финансирования, вот тогда фондовый рынок и заработает.
    На сегодняшний день активно пользуются услугами и продуктами фондового рынка в первую очередь компании энергетической, нефтяной и телекоммуникационной отраслей.

    РЦБ: Отмечаете ли Вы повышение интереса к вашему региону со стороны западных акционеров и инвесторов из других регионов России?

    В. Б. Да. Преимущественно это иностранные инвестиции в экспортоориентированные отрасли региона, в основном добывающие и лесозаготовительную. Очевидно, настанет такое время, когда инвесторы проявят интерес и к другим отраслям, но для этого надо провести соответствующие изменения в законодательстве.
    Иностранные инвесторы знают, что, во-первых, ценные бумаги российских компаний не очень хорошо защищены, во-вторых, фондовый рынок часто оценивает активы компаний в десятки, а то и в сотни раз ниже, чем они стоят на самом деле. Конечно, в этом есть вина и менеджмента предприятий, потому что уставный капитал должен соответствовать реальной стоимости активов. Нередко у инвесторов возникает вопрос: <Зачем вкладывать реальные инвестиции, если рынок их оценивает в десять раз меньше?>
    А вот московские компании очень активно работают на нашем рынке. Они располагают свободными средствами, которые можно инвестировать в бизнес-проекты в регионах.
    Отечественных инвесторов интересует строительство, недвижимость, конкурентный бизнес. Точнее мне на этот вопрос ответить сложно, поскольку реальной ситуацией по инвестиционным проектам владеют региональные администрации. Могу лишь отметить, пользуясь случаем, что в вопросах взаимодействия у нас и у региональных властей, в том числе и в Санкт-Петербурге, еще имеются большие резервы.

    Многие предприятия готовы к выходу на рынок, а останавливают их в основном те пробелы, которые существует в законодательстве.

    РЦБ: Все чаще и чаще возникают разговоры о том, что физические лица должны так или иначе принимать участие в финансовом рынке, например через систему пенсионных накоплений. Как обстоит дело с этим в Северо-Западном округе?

    В. Б. Определенный потенциал существует. Что касается пенсионной реформы, то осталось много вопросов, поскольку она, очевидно, пошла не совсем так, как хотелось. Вопрос этот достаточно сложный. Вместе с тем самое крупное управление, созданное в ФСФР, - это управление коллективных инвестиций, и понятно, что государство будет уделять этой проблеме непосредственное и серьезное внимание.
    То же самое наблюдается в нашем регионе: мы имеем большой резерв, но требуются и соответствующее законодательство, и большая просветительная работа. Причем не следует это навязывать людям, они должны осознать, что это выгодно в первую очередь им. Скорее всего, это произойдет, когда рынок станет достаточно прозрачным и понятным.

    РЦБ: Как, на Ваш взгляд, проходит административная реформа, которая, в частности, серьезно затронула ФСФР? Произошли ли какие-то изменения в деятельности Регионального отделения ФСФР Северо-Западного округа?

    В. Б. Реформа несколько затянулась. Когда намечаются подобные масштабные преобразования, то это занимает много времени. В последнее время из вышестоящего ведомства пошел буквально поток документов, предложений. Видимо, до завершения реформы осталось не так много.

    РЦБ: Вероятно, и полномочия, и ответственность в связи с этой реформой увеличиваются?

    В. Б. Естественно, увеличиваются. Причем как центрального аппарата, так и региональных отделений. В настоящий момент, как мне кажется, в центральном аппарате выработалась основная стратегическая линия нашей деятельности, так что ее реализация - не за горами.
    Увеличение полномочий ФСФР позволит обеспечить стабильность финансового рынка и защиту прав клиентов финансовых институтов, доверие инвесторов и справедливую конкуренцию.

© ЗАО "Группа РЦБ".