Карелия на рынке субфедеральных займов

Загуменнова Валентина
Заместитель министра финансов Республики Карелия

Полная версия статьи в PDF


    Интервью с заместителем министра финансов Республики Карелия Валентиной Загуменновой
    Республика Карелия проводит активную финансовую политику с целью сокращения бюджетного дефицита. В целях улучшения структуры долга применяются механизмы его реструктуризации: замена дорогих обязательств более дешевыми, удлинение срока обязательств и сокращение объема. С 2001 г. Карелия работает на рынке субфедеральных заимствований.

    РЦБ: Валентина Васильевна, как Вы оцениваете итоги реализации бюджета Республики Карелия за первую половину 2004 г.?

    В. З. Одной из главных задач при исполнении бюджета является обеспечение максимального поступления доходных источников для покрытия расходов по утвержденным направлениям. С уверенностью можно сказать, что данная задача выполнена: прогнозные показатели поступления доходов обеспечены на 120%. В сравнении с аналогичным периодом 2003 г. объем поступивших платежей в бюджеты всех уровней в целом по республике увеличился на 684 млн руб., или на 25%.
    Более того, в результате проведенной работы, карельский Минфин как один из победителей всероссийского конкурса по реформированию финансовой системы получает дополнительные средства из федерального целевого фонда на мероприятия по дальнейшей модернизации управления финансами Карелии.
    Основной итог работы в области финансирования расходов - отсутствие кредиторской задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, при этом практически за счет внутренних резервов республики удалось обеспечить ее повышение с 1 января текущего года.
    Работа по реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства во взаимодействии с органами местного самоуправления начала приносить плоды: предприятия ЖКХ получают дополнительное финансирование для расчетов за топливо.
    Удалось сократить дефицит бюджета республики и привлечь источники для его покрытия.

    РЦБ: Какова ситуация с налоговыми поступлениями в регионе в свете изменений в налоговом законодательстве? Как развиваются межбюджетные отношения?

    В. З. За 2001-2004 гг. в результате изменения бюджетного и налогового законодательства потери бюджета составили почти миллиард рублей.
    Основными факторами снижения доходов в бюджеты республики в 2004 г. являются отмена налога с продаж и передача платежей за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину федеральному бюджету, потери по которым оцениваются в сумме 400 млн руб.
    Негативно отражается на бюджете применение налогоплательщиками налоговых льгот, которые не контролируются региональными властями.
    В условиях дефицита бюджета увеличение доходов - важнейшая задача бюджетной политики республики. Реализуются все предусмотренные законодательством меры экономического воздействия к предприятиям-нарушителям налоговой дисциплины: ограничение доступа к природным ресурсам, квотам, лицензиям. Организуются мероприятия по повышению эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства.
    Проводится работа по совершенствованию налогового законодательства Республики Карелия, рационализации и сокращению налоговых льгот. Подготовлены предложения по внесению изменений в главы Налогового кодекса РФ, регулирующие уплату налога на доходы физических лиц, налога на игорный бизнес, акцизов на нефтепродукты, единого налога на вмененный доход.
    Развитие межбюджетных отношений в последние годы в Республике Карелия можно охарактеризовать как поэтапный переход к прозрачной и максимально формализованной системе отношений между органами исполнительной власти Республики Карелия и местного самоуправления.
    В Республике Карелия сегодня образовано 19 крупных самостоятельных муниципальных образований, как правило, в пределах районов. В связи с изменением федерального законодательства нам предстоит большая работа по созданию 2-уровневой системы местного самоуправления. Совершенствование межбюджетных отношений - в усилении акцента в пользу стимулирующих форм бюджетного выравнивания, в том числе направленных на развитие территорий.

    РЦБ: Каково состояние финансового сектора в республике? Как развивается инфраструктура фондового рынка в регионе?

    В. З. Одним из наиболее развивающихся секторов фондового рынка республики является рынок государственных облигаций. Накопленный опыт размещения и обслуживания государственных облигаций Республики Карелия позволил в текущем году привлечь средства по более низким процентным ставкам и удлинить сроки заимствований до 3 лет.
    Динамику развития банковского сектора республики Карелия можно также оценить как достаточно успешную. С учетом филиалов, дополнительных офисов и операционных касс на территории республики действует 133 банковских учреждения, которые обслуживают более 28 тыс. счетов.
    Располагаемый кредитными организациями суммарный объем финансовых средств вполне позволяет удовлетворять потребности экономики и населения в кредитовании. По состоянию на 1 августа 2004 г. банковские ресурсы достигли 10,7 млрд руб. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года их объем увеличился на 46%. Устойчивый рост банковских ресурсов и взаимного доверия банков и их клиентов способствовали росту кредитных вложений, объем которых к 1 августа 2004 г. достиг 8,1 млрд руб.
    Одним из инструментов финансового рынка, стимулирующих инвестиционные процессы в республике, является ипотечное жилищное кредитование. В рамках реализации программы выдано кредитов на строительство 297 квартир. Приобретено квартир за счет кредитных ресурсов и средств населения на сумму 212,3 млн руб.
    В настоящее время на территории республики действует 4 региональных профессиональных участника, имеющих лицензии на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (ЗАО <Регистрационный депозитарный центр>, ОАО <Федерально-Инвестиционная палата>, ОАО <ИФК Карельский фондовый центр>, ЗАО <Первая брокерская компания>).
    Оказание услуг по ведению реестров владельцев ценных бумаг осуществляет ЗАО <Регистрационный депозитарный центр> (специализированный регистратор). Услугами центра пользуются более 200 крупнейших предприятий Республики Карелия, а также предприятия городов Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской и Свердловской областей.
    Активность региональных акционерных обществ по выпуску ценных бумаг остается низкой. Ни одно из предприятий не вышло на рынок корпоративных облигаций. 24 сентября текущего года Правительством Республики Карелия проведен инвестиционный форум Северо-Западного Федерального округа <Инструменты финансового рынка для развития предприятий: реальный опыт и проблемы>. Надеемся, что имеющийся опыт использования финансовых инструментов будет востребован предприятиями республики.

    РЦБ: Как известно, Карелия активно привлекает облигационные займы через механизмы фондового рынка. Каковы основные параметры займов, на какие цели используются привлекаемые средства?

    В. З. Республика Карелия работает на рынке субфедеральных заимствований с 2001 г. Размещено 6 облигационных займов (2 - сберегательных и 4 - рыночных). Сберегательные займы выпущены в документарной форме на предъявителя и размещались среди населения республики через отделения Сбербанка. Как показала практика, население с большой заинтересованностью восприняло новый долговой инструмент. Рыночные займы выпущены в бездокументарной форме и ориентированы как на юридических лиц, так и на физических лиц, размещение проводилось на торговой площадке Санкт-Петербургской валютной бирже.
    В августе 2003 г. и апреле 2004 г. состоялось погашение сберегательного и рыночного займов в общем объеме по номинальной стоимости 170,0 млн руб. В ноябре текущего года предстоит погашение второго сберегательного займа в объеме 30,0 млн руб.
    В настоящее время объем рынка облигаций республики составляет 530,0 млн руб. Сейчас ведется работа по выпуску очередного рыночного займа в объеме 200,0 млн руб. Облигации республики находят устойчивый спрос со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг и их клиентов, как при первичном размещении, так и на вторичном рынке. Например, рыночный заем республики, выпущенный в апреле 2003 г. в объеме 150,0 млн руб., был размещен в течение одного дня с прибылью 7,5 млн руб. Доходность к погашению составит 12,36% годовых при действующей в тот момент ставке рефинансирования Центрального банка России 18% годовых. Рыночный заем, выпущенный в апреле 2004 г. в объеме 250,0 млн руб., был размещен в течение одного дня с прибылью 1,8 млн руб. Доходность к погашению составит 11,56% годовых, т. е. также ниже ставки рефинансирования.
    Основным направлением использования средств облигационного займа является финансирование инвестиционных проектов, имеющих важное социально-экономическое значение для республики. Отбор проектов осуществляется исключительно на конкурсной основе.
    Следует отметить, что если на протяжении 2001-2002 гг. республика выпускала облигации на срок 2 года, то в 2003 г. и текущем 2004 г. выпущены облигации со сроком погашения 3 года.

    РЦБ: Существует мнение, что субфедеральные займы являются бросовыми бумагами. Как Вы можете прокомментировать такие высказывания?

    В. З. Субфедеральные и муниципальные займы динамично развиваются на протяжении последних лет. Наряду с крупнейшими заемщиками Москвы и Санкт-Петербурга, растет количество регионов и городов, выбравших рынок ценных бумаг для финансирования бюджетного дефицита, решения региональных проблем и реализации высокорентабельных коммерческих проектов.
    Установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации ограничения на величину дефицита, предельного размера долга и расходов на обслуживание долга привели к позитивным изменениям на рынке заимствований. Эмитенты своевременно исполняют принятые на себя обязательства, все это положительно сказывается на ликвидности субфедеральных и муниципальных займов. В ряде случаев спрос превышает предложение. Инвесторы доверяют регионам.
    Высокий инвестиционный статус облигаций подтверждается включением облигаций Республики Карелия в котировальный лист <Б> Санкт-Петербургской валютной биржи.

    РЦБ: Помимо займов, какие инструменты управления долгом используются?

    В. З. В процессе управления государственным долгом Правительство Республики Карелия стремится к оптимальному сочетанию всех долговых инструментов, предусмотренных бюджетным законодательством.
    Так, за 2003 г. и 8 месяцев 2004 г., помимо ценных бумаг, удельный вес которых в финансировании дефицита бюджета составил 45%, в бюджет республики привлекались бюджетные ссуды из федерального бюджета и кредиты коммерческих банков.
    Как известно, ссуды из федерального бюджета предоставляются на безвозмездной основе, поэтому для дефицитного бюджета республики такое предпочтение оправданно. На сегодня дефицит бюджета на 36% покрывается бюджетными ссудами из Федерации.
    При этом республика не отказалась от кредитов коммерческих банков (их удельный вес составил 19%), хотя сроки, на которые банки предоставляют кредитные ресурсы, и размер процентной ставки оставляют желать лучшего. Однако по сравнению с другими инструментами кредиты являются более мобильным источником финансирования, так как позволяют оперативно (иногда в течение нескольких дней) покрывать кассовые разрывы. Для минимизации стоимости кредиты привлекаются по результатам конкурса или на основании экспертной оценки нескольких предложений.
    Долговая нагрузка Карелии по международным стандартам невысока: по состоянию на 1 января 2004 г. объем государственного долга Республики Карелия составил 1639 млн руб., в том числе прямой долг (без учета гарантий) - 1485 млн руб. (27% к общему объему доходов).
    Просроченных долговых обязательств у республики нет. Но сегодня 57% обязательств республики - ссуды из федерального бюджета и кредиты коммерческих банков - являются краткосрочными и подлежат исполнению в течение года. Таким образом, оптимальной структуру республиканского долга назвать пока нельзя.
    Вместе с тем республика значительно удлинила срок своих заимствований после успешного размещения выпусков облигаций в 2002-2004 гг. За последние два года объем среднесрочных заимствований вырос с 6,5 до 38%. В ближайшей перспективе правительство планирует размещение ценных бумаг Республики Карелия на долгосрочной основе - со сроком обращения, превышающим 5 лет.
    В целях улучшения структуры долга успешно применяются механизмы его реструктуризации: замена <дорогих> обязательств более <дешевыми>, удлинение срока обязательств, сокращение объема.

    РЦБ: Как осуществляется государственная поддержка бизнеса в республике?

    В. З. В рамках режима инвестиционного благоприятствования в республике осуществляются следующие формы государственной поддержки инвестиционной деятельности: льготные бюджетные кредиты для реализации инвестиционных проектов; государственные гарантии; налоговые льготы в соответствии с республиканским налоговым законодательством и инвестиционные налоговые кредиты.
    Приоритетными направлениями инвестирования в экономику Республики Карелия являются производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов; производство экспортных товаров несырьевых отраслей; углубленная переработка древесины, производство стройматериалов, камнеобработка; производство продовольственной продукции; туризм; улучшение экологической обстановки; привлечение новых технологий; организация инновационных производств.
    Предоставление льготных бюджетных кредитов осуществляется за счет средств бюджета Республики Карелия на конкурсной основе под 1/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
    Основной критерий отбора инвестиционных проектов - величина бюджетной эффективности. Дополнительными критериями служат количество создаваемых рабочих мест, срок окупаемости, индекс доходности, чистый дисконтный доход и внутренняя норма доходности. За 2002-2004 гг. Министерством экономического развития республики рассмотрено 64 проекта, из которых 26 направлено на рассмотрение конкурсной комиссии. За 2003 г. победителями стали 7 проектов, общий объем инвестиций составил 501 млн руб., в том числе за счет государственной поддержки - 211 млн руб.

    РЦБ: Недавно рейтинговое агентство Standard & Poor's отозвало кредитный рейтинг у Республики Карелия. Какие причины способствовали этому?

    В. З. Отзыв кредитного рейтинга обусловлен исключительно окончанием 20 сентября 2004 г. срока действия Договора о кредитном рейтинге, заключенного в рамках реализации программы реформирования региональных финансов за счет федерального бюджета. Далее агентство предложило продлить его на платной основе за счет средств бюджета Республики Карелия. Правительством республики принято решение о привлечении организаций, оказывающих услуги по подготовке кредитных рейтингов субъектов Российской Федерации, исключительно на основе конкурсного отбора.
    Прекращение действия рейтинга не может быть связано с изменением финансово-экономических показателей республики. На протяжении последних лет в республике проводится политика <открытых дверей> для отечественных и иностранных инвестиций, сформировано инвестиционное законодательство, успешно реализованы и реализуются более 70 значимых инвестиционных проектов. В первой половине 2004 г. рост промышленного производства составил более 7%, а объема инвестиций - более 18% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
    Предельные значения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации для долговых обязательств субъекта Российской Федерации, полностью соблюдаются на протяжении более 6 лет. Республикой не допущено ни одной просрочки исполнения своих долговых обязательств.

    РЦБ: Каковы бюджетные планы и задачи на 2005 г.?

    В. З. Проект бюджета Республики Карелия на 2005 г. практически сверстан. Отличительной чертой следующего бюджетного года является расширение полномочий региональных органов власти и местного самоуправления по формированию расходов бюджетов.
    При работе над бюджетом Минфин Карелии использует новые механизмы планирования. В основу планирования положена широко применяемая в мире концепция <бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования> (БОР). Говоря простым языком, получатели бюджетных средств (министерства, комитеты) должны обосновать необходимость получения денег из казны, показать, для достижения каких целей они планируют их истратить, а затем доказать, что использованы эти средства были эффективно. То есть акценты бюджетного процесса будут постепенно перенесены с управления затратами на управление результатами.

© ЗАО "Группа РЦБ".