Перспективы IPO для российских компаний
Заместитель генерального директора ИФК "МЕТРОПОЛЬ"
Анализ ситуации в области привлечения средств на российском фондовом рынке является одним из ключевых вопросов при оценке перспектив увеличения капитализации российских компаний. Результаты проведенного исследования оказались достаточно неожиданными: в ближайшее время можно ожидать выхода российских компаний сначала на западные, а затем и на российский рынки акций, или, иначе говоря, IPO (initial public offering). Развитие событий может быть аналогичным тому, как это происходило на рынке облигаций. Чем же обусловлен такой вывод? |
Целесообразным представляется изучение рынка привлечения капитала по двум направлениям: рынок акций и рынок облигаций. В российских условиях рынок корпоративных облигаций является <прожектором капиталистической перестройки>, который освещает путь рыночного развития фондового рынка и формирует кредитный имидж заемщика. Выпуски, размещаемые в настоящее время, существенно различаются между собой:
Улучшение отношений России с Западом и стабильный рост экономики медленно, но верно ведут к переоценке западными инвесторами рисков по вложениям в российские активы. Российские компании все чаще стали рассматривать западный фондовый рынок в качестве площадки размещения акций. В сочетании с исторической недооцененностью наших ведущих компаний, завершением этапа первоначального накопления капитала и высокой потребностью в инвестициях это создает объективные условия для активной подготовки к IPO.
Дискуссионным является вопрос определения места размещения акций российской компании. Наиболее привлекательны западные площадки: Нью-Йорк и Лондон. Вариант размещения в России рассматривается во вторую очередь в связи с неразвитостью российского рынка акций. В Америке более широкий круг потенциальных инвесторов. Но там требования к компаниям жестче, поэтому некоторые размещения АДР российские компании проводили в Европе. Исторически предпочтение отдается Нью-Йоркской фондовой бирже. Американские инвесторы слишком консервативны, чтобы покупать малознакомые акции компаний на развивающихся рынках, однако если ценные бумаги котируются на NYSE, то почему бы не инвестировать в IPO динамичной компании с хорошим потенциалом роста? Все это прекрасно понимают российские бизнесмены.
Что необходимо, для того чтобы оказаться в роли компании, осуществляющей размещение собственных акций в Нью-Йорке и претендующей на деньги американских инвесторов? Прежде всего, надо соответствовать жестким требованиям американской биржи и раскрыть потенциальным инвесторам всю информацию о деятельности предприятия. Весьма трудновыполнимым требованием является то, что суммарная прибыль компании до налогообложения (pre-tax earnings) либо ее оборотный капитал (operating cash flow) за последние 3 года должны составить не менее 100 млн долл. Причем в последние 2 года эти показатели должны составить как минимум 25 млн долл. в год. Биржа не зарегистрирует компанию без одобрения комиссии США по ценным бумагам и фондовым рынкам (SEC). Для получения одобрения основного регулирующего органа рынка ценных бумаг Америки российским компаниям приходится максимально упрощать структуру собственности и делать денежные потоки, да и вообще всю информацию о бизнесе компании, максимально прозрачными. Компаниям необходимо смириться с тем, что налоговая оптимизация прекратит свое существование. Еще одно требование: в течение 2 лет не конфликтовать с миноритарными акционерами.
Какой опыт у российских компаний в этом направлении? Первые ласточки появились еще до кризиса. К разряду успешных Initial Public Offerings можно отнести размещение акций компаний <ВымпелКом> в 1996 г. на сумму 100 млн долл., <Мобильные ТелеСистемы> в 2000 г. на сумму 300 млн долл. и размещение в 2002 г. акций компании <Вимм-Билль-Данн> на сумму 200 млн долл. в виде американских депозитарных акций (ADS), прошедшие на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). Кроме них, на крупнейшей бирже мира торгуются расписки на акции еще двух российских компаний: ОАО <Ростелеком>, ОАО <Татнефть>.
Особенно интересен пример американских депозитарных расписок <Вимм-Билль-Данна>. Всего было размещено 10,62 млн расписок по 19,5 долл. за штуку, равных 25% капитала плюс 1 акция. В начале торгов цена АДР подскочила на 16% - до 22,6 долл. Однако уже через 2 часа после начала торгов цена опустилась, сократив разрыв с ценой размещения до 11%. Таким образом, компания была оценена более чем в 820 млн долл.
Следует обратить внимание на участие в процессе андеррайтинга этих выпусков акций российских инвестиционных компаний. Эту роль при размещении акций <ВымпелКома> и МТС выполняла группа <Ренессанс Капитал>, а андеррайтером выпуска акций <Вимм-Билль-Данна> выступила ING Barings Limited, ко-андеррайтером - ИК <Тройка Диалог>.
Закономерность в предпочтении западного рынка российскому понятна. Менее ликвидный и менее надежный отечественный фондовый рынок проигрывает своим западным конкурентам в борьбе за возможность проводить IPO как новых, так и уже существующих компаний. По указанным выше причинам принимаются и решения о проведении первичных размещений. Дополнительным фактором становится и большая емкость рынка западного капитала, размещение акций на котором позволяет <с ходу> поднять капитализацию компании до уровня старейших российских blue chips.
Какие же тенденции мы наблюдаем сегодня? Все больше российских фирм становятся открытыми для инвесторов, принимают кодексы корпоративного управления, формируют кредитную историю и активно наращивают свой капитал, что говорит об активной подготовительной работе в этом направлении.
Следующей ступенью развития корпоративной культуры российских компаний станет этап привлечения к участию в деятельности компании инвесторов через размещение акций на открытом рынке, о чем свидетельствуют прошедшие и планируемые IPO.
Основные площадки для размещения IPO российских компаний: