Тюменская область - территория для инвесторов

Чемезов Олег
Заместитель губернатора Тюменской области

Полная версия статьи в PDF

    Интервью с первым заместителем губернатора Тюменской области Олегом Чемезовым

    Тюменская область - стратегически важный регион России, отличающийся политической и социальной стабильностью и занимающий лидирующее место по объемам выпуска промышленной продукции, инвестиций в основной капитал. Сегодня в области имеются все необходимые предпосылки для активного международного экономического сотрудничества и привлечения инвестиций.

    РЦБ: Олег Леонидович, расскажите, пожалуйста, об экономической ситуации в Тюменской области. Какие проблемы существуют и какие первоочередные задачи необходимо решить?

    О. Ч. На протяжении ряда лет экономическая ситуация в Тюменской области характеризуется положительной динамикой большинства важнейших макроэкономических показателей. Область относится к числу стратегически важных регионов страны, отличающихся политической, социальной стабильностью, занимает лидирующее место в России, во-первых, по объемам выпуска промышленной продукции, инвестиций в основной капитал, во-вторых, по валовому региональному продукту и среднедушевым доходам населения. По вводу жилых домов в расчете на 1 тысячу жителей область устойчиво превышает средний показатель по России в 1,5 раза.
    Экономика области имеет многоотраслевую структуру: большой промышленный потенциал, развитую транспортную инфраструктуру, продуктивное сельское хозяйство, комплекс по оказанию социальных услуг. Промышленность области характеризуется крайне высокой ресурсоемкостью производства, поэтому важнейшей задачей для дальнейшего экономического роста региона и придания ему инновационно-активного характера развития является разработка и внедрение новых технологий, производство высокотехнологичных товаров и услуг, появление их на мировых рынках.
    Наиболее приоритетные отрасли экономики области с точки зрения потенциала их развития и инвестиционной привлекательности - нефтегазохимическая и нефтеперерабатывающая промышленность; нефтегазовое машиностроение; лесная, деревоперерабатывающая и деревообрабатывающая промышленность, переработка продукции сельского хозяйства и пищевая промышленность; промышленность строительных материалов; туризм, гостиничное хозяйство. В частности, в настоящий момент стратегически важным проектом нефтегазохимической промышленности является разработанный план по модернизации и наращиванию мощностей ООО <Тобольск-Нефтехим>.
    В лесопромышленном комплексе также имеются большие перспективы: годовая вырубка сегодня составляет всего 10% (3,5 млн куб. м) от расчетной лесосеки (35 млн куб. м). Для развития масштабных производств по переработке древесины с получением качественной продукции существуют все основные составляющие - лес, газ, вода, электроэнергия и специалисты.
    Планируется осуществить проект по строительству целлюлозно-бумажного комбината. Среди крупных инфраструктурных объектов - реализация проекта по строительству компанией <Очаково> крупного предприятия по производству пива и безалкогольной продукции, а также освоение Уватского месторождения в южной части области.

    Мы готовыпринимать на себя часть рисков при реализации инвестиционных проектов через их софинансирование.

    РЦБ: Расскажите, пожалуйста, об инвестиционной привлекательности региона. Какие меры предпринимает администрация Тюменской области для поддержки крупного и малого бизнеса?

    О. Ч. В настоящее время Тюменская область относится к числу регионов с наиболее высокой инвестиционной активностью и занимает лидирующее место в России по объему инвестиций в основной капитал. Администрация Тюменской области осуществляет комплекс мер по созданию благоприятного инвестиционного климата в области, уделяя особое внимание законопроектной работе. Капитал <течет> прежде всего туда, где в период организации производства для инвестора, помимо необходимой инфраструктуры и сырьевых ресурсов, созданы льготные условия развития инвестируемого им производства и издержки на первом этапе производства минимальные. Поэтому в области принят закон <О государственной поддержке инвестиционной деятельности Тюменской области> и вышло постановление губернатора Тюменской области <О мерах по развитию инвестиционной деятельности в Тюменской области>.
    Закон предусматривает различные формы поддержки для держателей инвестиционных проектов Тюменской области: льготный порядок налогообложения в пределах сумм, зачисляемых в областной бюджет (налог на прибыль); бюджетные кредиты; инвестиционные налоговые кредиты; субсидии и субвенции; государственные инвестиции; организационное содействие при процедуре предоставления земельных участков и других объектов недвижимости, находящихся в областной собственности. При этом данными видами поддержки могут воспользоваться как российские, так и зарубежные компании.
    Сегодня в области имеются все необходимые предпосылки для более активного экономического сотрудничества и привлечения инвестиций. Кроме государственной поддержки, мы готовы без прямого вмешательства в развитие бизнеса принимать на себя часть рисков при реализации инвестиционных проектов через их софинансирование. Результатом такой политики явился рост иностранных инвестиций: в 2003 г. по сравнению с 2002 г. инвестиции увеличились в 8 раз и составили 3,2 млрд долл.
    Для наращивания производственного потенциала Администрация Тюменской области реализует программу развития промышленности, в рамках которой предприятиям возмещается часть процентной ставки (не более 2/3 ставки рефинансирования) по инвестиционным банковским кредитам за счет средств областного бюджета. Таким же образом действует программа государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, которая помогает предприятиям <встать на ноги>, т. е. модернизировать производство, приобрести новые технологичные линии, что соответственно увеличивает объемы производства и конкурентоспособность региональных предприятий. Так, в 2003 г. объем государственной поддержки в виде субсидирования процентных ставок составил 167,4 млн руб.
    Недостаточная информированность потенциальных иностранных инвесторов об инвестиционных проектах области в международном пространстве и тех благоприятных условиях, которые формируются на территории, влияет на объем вкладываемых средств. Для выполнения таких задач, как разработка единой государственной внешнеэкономической, межрегиональной, инвестиционной, инновационной и информатизационной политики, координация деятельности структурных подразделений администрации области при ее реализации, формирование и реализация механизмов государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности, создан департамент стратегического развития Администрации области.

    РЦБ: Летом был подписан трехсторонний договор между Тюменской областью, Ханты-Мансийским АО и Ямало-Ненецким АО. Какие изменения произойдут в перераспределении финансовых потоков, разграничении полномочий между субъектами? Какие проекты планируется реализовать в рамках подписанного соглашения?

    О. Ч. Договор, подписанный 9 июля 2004 г. между органами государственной власти этих субъектов Федерации, закрепляет с 1 января 2005 г. следующие положения.
    Во-первых, доходы от федеральных налогов и сборов, поступающие от плательщиков на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, соответственно направляются в бюджеты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа по установленным Бюджетным кодексом нормативам, за исключением 29,5% налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов, и 5% налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением горючего газа), которые зачисляются в бюджет Тюменской области.
    Во-вторых, доходы от налога на прибыль в размере 29,5% направляются на целевое финансирование областных программ, определенных в договоре.
    В-третьих, налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья обеспечивает компенсацию выпадающих доходов бюджета Тюменской области.
    Полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, установленные п. 26.3 федерального закона № 184-ФЗ <Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ>, осуществляются органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа на территории соответствующих округов.
    В пределах целевого финансирования органы государственной власти реализуют на территории Тюменской области, включая территорию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, областные программы по 11 направлениям. Некоторые из них ориентированы на социальную сферу: среди них социальная поддержка населения в рамках внутриобластных миграционных процессов, строительство объектов социальной сферы, осуществление программ в области физической культуры и спорта, организация оказания специализированной медицинской помощи в областных учреждениях, предоставление профессионального образования.
    Кроме того, будут претворяться в жизнь программы по строительству и реконструкции дорог регионального значения, организации транспортного обслуживания населения, осуществлению проектов в области охраны окружающей среды, созданию и обеспечению охраны государственных природных заказников и памятников природы, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, эпидемий. Также определены программы по реализации и поддержке стратегически важных для области инвестиционных проектов и помощи сельскохозяйственному производству.

    РЦБ: Как развиваются межрегиональные отношения Тюменской области с другими субъектами РФ и международное сотрудничество?

    О. Ч. В отношениях с субъектами РФ характерны тенденции к интеграции. Из-за роста производства конкурентоспособной продукции заметно увеличились объемы межрегионального обмена товарами и услугами. В настоящее время действуют 53 торгово-экономических соглашения с регионами России, подписанных Администрацией Тюменской области, которые позволяют хозяйствующим субъектам развивать различные формы совместной производственной, научно-технической, инвестиционной деятельности. В текущем году подписаны соглашения о сотрудничестве с правительством Ставропольского края и с Администрацией Санкт-Петербурга.
    Наряду с обширным межрегиональным сотрудничеством Тюменская область стремится к развитию внешнеэкономических связей, на сегодняшний день их география включает более 70 стран. В области зарегистрировано 151 предприятие с иностранным капиталом. Предприятия Тюменской области поставляют на экспорт товары 32 номенклатурных групп. Основным экспортным товаром являются нефть и нефтепродукты, газ и электроэнергия, а также органические химические соединения, шерстяная пряжа и ткани, аккумуляторы, продукция машиностроения, древесина и изделия из нее. В основном импортируются промышленное оборудование различного назначения (около 65% всего импорта), различные транспортные средства и сельхозтехника. В значительных количествах закупается свинцовое сырье для производства аккумуляторных батарей.
    Можно назвать некоторые приоритетные и перспективные для Тюменской области в деловом отношении страны ближнего и дальнего зарубежья - это Республика Казахстан, Германия, Финляндия, Франция, КНР и Япония. В первом полугодии 2004 г. Администрацией Тюменской области уже достигнуты определенные договоренности с представителями официальных и деловых кругов Франции, Японии, Финляндии и Китая. Например, в рамках Соглашения о сотрудничестве между администрацией Тюменской области и международной компанией <Шлюмберже> планируется реализовать ряд проектов, первый из которых - совместное производство оборудования для нефтегазовой промышленности между <Шлюмберже> и ОАО <Тюменские моторостроители>.

    РЦБ: Как можно охарактеризовать финансовую ситуацию в Тюменской области? Как Вы оцениваете результаты исполнения бюджета за первую половину 2004 г.?

    О. Ч. Исполнение областного бюджета можно назвать благоприятным. В целом при плановом назначении 10 114 млн руб. в областной бюджет поступило 13087 млн руб., что составило 129 % к отчетному периоду и 75% к году. В результате выполнение плана обеспечено практически по всем доходным источникам. Перевыполнение планового задания первого полугодия по собственным доходам объясняется перевыполнением плана по налогу на добычу полезных ископаемых и налогу на прибыль организаций.
    Поступление налога на добычу полезных ископаемых в областной бюджет составило 6 563 млн руб. при плане 4970 млн руб., или 132% к плановому назначению. Данное перевыполнение достигнуто исключительно за счет благоприятной ценовой конъюнктуры на мировом рынке энергоносителей. Фактически средняя цена на нефть марки Urals сложилась на уровне 30,42 долл./барр. вместо учтенной при планировании налога в первом полугодии цены 26,6 долл./барр.
    Исполнение доходной части областного бюджета обеспечило стабильное финансирование бюджетных обязательств. При этом расходы областного бюджета за отчетный период составили 10 444 млн руб., или 100% от плана первого полугодия и 52% от годового назначения.

    РЦБ: Как развивается инфраструктура финансового рынка в Тюменской области? Используют ли компании механизмы рынка ценных бумаг для привлечения финансирования?

    О. Ч. Фондовый рынок в области развивается по традиционной схеме. Круг участников фондового рынка можно разделить на 3 основные группы.
    Первая - финансовые компании, основной деятельностью которых являются операции с ценными бумагами крупных, высоколиквидных эмитентов, преимущественно расположенных на территории Тюменской области. Необходимо отметить тот факт, что ценные бумаги данных эмитентов котируются на ММВБ и в РТС как <голубые фишки>.
    Вторая группа - банки, предлагающие комплексный набор услуг для частных и корпоративных клиентов.

    Результатом предпринятой Администрацией Тюменской области политики явился рост иностранных инвестиций: в 2003 г. по сравнению с 2002 г. инвестиции увеличились в 8 раз и составили 3,2 млрд долл.

    И наконец, третья группа - дилинговые и брокерские компании, предоставляющие доступ инвесторам к торгам на ММВБ и в РТС. Сюда следует отнести компании, торгующие на финансовом рынке FOREX. На сегодняшний день это наиболее привлекательная и развивающаяся часть рынка, предоставляющая выход значительному количеству потенциальных инвесторов, как корпоративных, так и частных, к национальным и международным торговым площадкам. Большая часть этих компаний предоставляют услуги on-line.
    Что касается привлечения инвестиций предприятиями с помощью использования инструментов финансового рынка, то хотелось бы более активного развития сегмента публичных эмиссий. Среди основных причин слабого использования механизмов фондового рынка можно выделить недостаточность управленческого ресурса предприятий и неразвитость открытых организационно-правовых форм хозяйствования.

    РЦБ: В настоящее время в Тюменской области активно происходят процессы слияний в банковском секторе, в частности таких банков, как <Тюменский городской банк> и <Тюменьэнергобанк>, <Тобольск> и <Сибирьгазбанк>, <Сибнефтебанк> и <Сибэкономбанк>. Чем вызвано уменьшение количества банков в Тюменской области?

    О. Ч. Наметившийся процесс укрупнения региональных банков за счет поглощений и слияний, на мой взгляд, можно назвать объективным и своевременным. Анализ ситуации в банковской сфере показывает, что большое количество банков, работающих на территории Тюменской области, переполнили рынок дублирующими банковскими услугами не всегда высокого качества. Вследствие конкуренции на рынке банковских услуг клиенты банков поменяли свои предпочтения в пользу банков, предоставляющих широкий спектр банковских услуг по соответствующим рыночным условиям тарифам, проводящих гибкую маркетинговую политику, в том числе по развитию филиальной и банкоматной сети.
    Кроме того, не все банки имели хороший риск-менеджмент, развивали при этом факультативные (инвестиционные) виды деятельности. Плохо соблюдался внутренний контроль. Все это привело к тому, что контроль над ними перешел к другим участникам рынка. В целом данная ситуация характерна для такого периода, когда рынок набрал критическое число участников. Перераспределение доверия клиентов повлияло на процессы укрупнения в банковском секторе. Таким образом, на рынке произошел процесс саморегулирования, хотя ситуацию нельзя назвать кризисной.

© ЗАО "Группа РЦБ".