Новые задачи для регулятора рынка

Крысов Владимир
Председатель Уральского отделения ФСФР

Полная версия статьи в PDF




    Интервью с председателем Уральского отделения ФСФР Владимиром Крысовым
    На развитие финансового рынка в Уральском федеральном округе большое влияние оказывают предприятия топливно-энергетического комплекса, расположенные на Ямале, в Ханты-Мансийском округе и Тюменской области. В настоящее время рынок и его инфраструктура в регионе стабильно развиваются, увеличивается объем иностранных инвестиций. Зарождение ипотеки и развитие системы негосударственных пенсионных фондов ставит перед Региональным отделением ФСФР в УрФО новые задачи.

    РЦБ: Владимир Александрович, расскажите, пожалуйста, как развивается фондовый рынок Уральского региона? Каковы его особенности?

    В. К. Фондовый рынок России имеет некоторые отличительные особенности развития, но в рамках Уральского федерального округа существует своя специфика. Связано это с тем, что на развитие фондового рынка большое влияние оказывают предприятия топливно-энергетического комплекса, расположенные на Ямале, в Ханты-Мансийском округе и Тюменской области. В основном работа происходит не на региональных площадках, а в РТС, на ММВБ, Московской фондовой бирже.
    В целом фондовый рынок в регионе развивается стабильно. Доказательством этого факта может служить объем привлекаемых инвестиций. За первое полугодие 2004 г. объем иностранных инвестиций в экономику Уральского округа составил 3,756 млрд долл., данный показатель превосходит результат первого полугодия 2003 г. в 2,5 раза. За указанный период показатель по России вырос примерно в 1,5 раза, т. е. показатель Уральского региона серьезно превзошел средний по стране уровень. Доля Уральского округа в общем объеме иностранных вложений в экономику России стабильно растет и в настоящее время достигает 19,8%, таким образом, наш регион находится на 3-м месте по доле иностранных инвестиций после Москвы и Санкт-Петербурга. Это свидетельствует о том, что региональные предприятия становятся более открытыми для инвесторов. Кроме того, многие компании выходят на рынки заимствований Европы и Соединенных Штатов Америки, выпускают облигационные займы, АДР.
    Другая особенность рынка Уральского региона заключается в том, что доля средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в структуре инвестиций предприятий самая низкая среди федеральных округов (1,1% от общего объема инвестиций против 4,2% в среднем по РФ). И наоборот, доля собственных средств вложений в развитие компаний достигает 53,4% (в среднем по России - 48,4%). В первой половине 2004 г. также существенно возросла доля банковских кредитов в финансировании инвестиционных проектов организаций. Это объясняется трудностями, возникающими при планировании бюджетных средств на все инвестиционные программы, поэтому компании ищут средства для инвестирования самостоятельно.
    В последнее время появилась еще одна тенденция: средние предприятия идут на контакты с крупными управляющими компаниями, такими как УГМК, СУАЛ-холдинг, Уральская трубная компания, ММК, <Мечел> и т. д., т. е. происходит объединение предприятий, идет процесс вертикальной интеграции - от сырьевой переработки до готовой продукции.
    В последнее время активно развиваются компании черной металлургии. Можно привести пример Нижнетагильского металлургического комбината, на котором устанавливается современное оборудование для решения проблемы недостатка сырья. Другой пример - Магнитогорский металлургический комбинат, на котором образовано новое сталеплавильное производство, вместо старых домн сооружены электрические печи. На ММК в тяжелейших условиях за короткий срок был построен огромный цех цинкования с импортным оборудованием. Он позволил увеличить выпуск товарной продукции, что сказалось на росте металлургической промышленности в целом. Серьезно работает Уральская горно-металлургическая компания, которая технически переоснащает свое производство, зарабатывает средства для инвестирования и вкладывает их.

    РЦБ: Какие, с Вашей точки зрения, эмитенты Уральского региона сегодня наиболее привлекательны (ликвидны)? Компании каких отраслей в первую очередь нуждаются в инвестициях?

    В. К. В инвестициях нуждаются практически все, но не каждая компания имеет возможность привлечь их. Не хватает специалистов и средств, для того чтобы подготовить компанию к приему инвестиций. Кроме того, многие компании не хотят тратить деньги на подготовку, поскольку 3-4% объема инвестиций уходит именно на это. В этом секторе более продуктивно работают крупные компании, такие как ЕВРАЗ-холдинг, Уральская горно-металлургическая компания, Уральская трубная компания, <Мечел>, ММК, и, конечно, нефтяные компании, которые всегда готовы привлекать инвестиции, если учесть, что в последнее время подготовительная работа по освоению новых месторождений замедляется. В этот сектор инвестиции необходимы, поскольку разведка и подготовка месторождений к работе должна идти опережающими темпами.
    Инвестиции также необходимы в отрасли транспортировки нефти и газа - строить новые газопроводы, нефтепроводы. Существуют перспективы роста машиностроения: это стабильно развивающаяся отрасль, и, безусловно, в нее следует вкладывать средства. В нашем регионе достаточно много предприятий машиностроительного профиля, крупнейшее из них - Уралмашзавод. Широкий спектр промышленной продукции, требующейся для экономики Российской Федерации, в том числе подвижной состав, выпускает Уралвагонзавод. Сегодня мы столкнулись с проблемой недостаточности подвижного состава для перевозчиков. Решить ее мгновенно невозможно, следует наращивать объемы производства, а значит, нужны инвестиции. Задачу, поставленную президентом, - увеличение строительства доступного жилья для населения - также невозможно решить без механизации. Уралвагонзавод выпускает необходимую для этого строительную технику. Также нам предстоит развивать нефтехимию, производство цистерн, цистерные перевозки и т. д. Все это взаимосвязано: без развития машиностроения будет невозможно освоение Ямала и Ханты-Мансийского округа.
    Среди предприятий легкой промышленности следует отметить Тюменский камвольно-суконный комбинат, имеющий громадные площади и рынок сбыта и работающий на экспорт. Необходимо привлечь средства для замены части оборудования, улучшения качества выпуска товарной продукции и повышения ее конкурентоспособности на западных рынках. Возможно, на начальных этапах следует предоставить предприятию дешевые кредиты. В данном случае требуется помощь профессиональных участников.

    РЦБ: Существует ли опасность того, что потребность предприятий в инвестициях привлечет не <хороших> стратегических западных или внутренних инвесторов, а спекулятивный капитал?

    В. К. Скорее всего, опасений быть не должно. Трудно себе представить, что стратегический инвестор сначала появится, а затем внезапно уйдет с рынка, поскольку для него важна возвратность вложенных средств. Если инвестор не останется на рынке и не будет развивать дальше этот рынок, он потеряет вложенные деньги. Стратегический инвестор зарабатывает на развитии и подъеме отрасли, а потом уходит в другую сферу. Спекулятивный инвестор, стремящийся <срывать> деньги, долго на рынке не задерживается. В нашем регионе работают люди, связанные с промышленностью, знающие, с кем они имеют дело: с какими деньгами и намерениями пришел инвестор, как он будет работать.

    РЦБ: Что касается инфраструктуры рынка, то каков круг профучастников и эмитентов, активно участвующих в его работе?

    В. К. Развитие инфраструктуры рынка происходит неравномерно, что связано с особенностями развития топливной промышленности, черной и цветной металлургии, машиностроения, переработки. Крупные компании, в частности Сургутнефтегаз, <Мечел>, ММК, как правило, имеют собственную инфраструктуру. Например, у Сургутнефтегаза есть свои фонды, регистраторы, брокерские и инвестиционные компании. Подобным образом обстоит дело и у других крупных компаний.
    Большую роль в развитии рынка сыграли профучастники Уральского региона: с начала приватизации они активно развивали рынок, явились одними из инициаторов создания НАУФОР. Естественно, лидирующее положение по развитию инфраструктуры и количеству профучастников занимает Свердловская область, где были созданы своя фондовая биржа и филиал площадки Межбанковской валютной биржи.
    Всего в Уральском федеральном округе насчитывается около 100 компаний, имеющих лицензию профучастников (если не учитывать московские филиалы). Этого достаточно для нормального функционирования рынка. Раньше в регионе было больше профучастников - около 180, но в связи с дефолтом и другими потрясениями на фондовом рынке компании-спекулянты практически исчезли. Остались более крепкие компании, которые понимают цели и задачи работы на рынке и хотели бы присутствовать на нем в течение долгого времени. Они работают с населением и предприятиями и оказывают весь спектр финансовых услуг.

    РЦБ: Какую роль, с Вашей точки зрения, играют СРО в развитии рынка?

    В. К. Саморегулирующиеся организации выполняют важные функции на рынке. Во-первых, обеспечивают цеховую защиту профдеятельности и стыковку стандартов цеховой деятельности, во-вторых, осуществляют лоббирование цеховых интересов перед государственными регуляторами. Государство регулирует рынок, ставя перед собой цель уменьшить риски для частных инвесторов и эмитентов, и иногда чрезмерно завышает требования. СРО вполне может участвовать в разработке и регулировании выполнения стандартных требований.
    В течение долгого времени имело место противостояние ФКЦБ и НАУФОР, и было трудно соорганизовать этот процесс. Результатом явилась идея создания ассоциации профучастников в рамках Уральского федерального округа. Было получено разрешение на ее создание от Федеральной комиссии, и зимой 2004 г. была зарегистрирована СРО <Некоммерческое партнерство профессиональных участников рынка Уральского региона>. Однако мы не успели за короткий промежуток времени выработать нормативные документы: прошла административная реформа, ФКЦБ была ликвидирована и образовалась ФСФР. Я думаю, что данное сообщество будет развиваться, оно открыто для всех заинтересованных лиц. В ближайшее время будут выработаны стандартные требования, которые будут соответствовать правилам НАУФОР, НФА и других саморегулируемых организаций.
    Конкуренции между саморегулируемыми организациями не должно быть. Должны быть условия, для того чтобы саморегулируемые организации могли отвечать за своих профучастников, проверять их отчетность, направлять работу, представлять своих членов и устанавливать жесткие требования, которые участники обязаны выполнять. Государственный орган должен предоставлять СРО право регулировать эту сферу, задавая примерные параметры регулирования.

    РЦБ: Какие основные задачи стоят перед региональным отделением ФСФР в УрФО? Насколько изменились ваши функции после ликвидации ФКЦБ?

    В. К. На Федеральную службу возложены новые функции и обязанности, повышающие степень ответственности и самостоятельности. Естественно, будет пересмотрен ряд документов, принятых ФКЦБ. Часть требований для инвесторов, эмитентов необходимо облегчить, в частности те, которые касаются регистрации выпусков и отчетности эмитентов. В некоторых случаях требования, наоборот, должны возрастать. В данном случае это относится к профучастникам и финансовым консультантам. К финансовому консультанту требования должны быть особенно высокими, для того чтобы его функции не превратились в способ заработать деньги на отчетах: ситуаций, когда компания готовит отчет, а финансовый консультант только ставит под ним подпись, не должно быть.
    В настоящее время происходит административная реформа и уточняются задачи центрального аппарата ФСФР и его региональных отделений. До сих пор не ясно, как будет сформирована политика работы с территориями, какие полномочия будут переданы региональным отделениям. Пока изменений никаких нет, т. е. работа ориентирована на те положения, которые существовали при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Мы еще не сменили свое наименование, скорее всего, до ноября этот вопрос будет окончательно решен.

    РЦБ: Какие нарушения наиболее часто совершаются эмитентами и профучастниками рынка? Какие проблемы в первую очередь приходится решать?

    В. К. К сожалению, корпоративная культура в России находится на очень низком уровне, даже в крупных компаниях. Это подтверждают скандалы с ЮКОСом, случаи с предоставлением в отчетностях недостоверной информации и другие потрясения на фондовом рынке. Все это не обошло, конечно, и Уральский регион. Явные нарушения законодательства - это прежде всего ущемление прав миноритарных акционеров, а именно не предоставление или несвоевременное предоставление информации из реестра при подготовке к собранию. Кроме того, бывают случаи, когда крупные акционеры, сгруппировав пакеты, лишают законных прав миноритарных акционеров.
    Среди профучастников не отмечено серьезных правонарушений, в целом они более профессионально работают на фондовом рынке. Хотя есть отдельные случаи с <карманными> регистраторами, которые иногда проводят сделки с нарушениями сроков и т. д. Наблюдаются случаи, когда профучастники идут на поводу у эмитентов. Мы пытаемся расследовать каждый факт, для того чтобы дать необходимую оценку, и отправляем материалы расследования в центральный аппарат на предмет отзыва лицензии.

    РЦБ: Как Вы оцениваете возможность появления на Урале ипотечных бумаг, производных финансовых инструментов, развития пенсионной системы?

    В. К. Над этим задумались практически все субъекты Федерации, входящие в Уральский федеральный округ. Долгое время вопрос не решался, не было ипотечного законодательства, существовала опасность создания новых финансовых <пирамид>. До сих пор не работают многие подзаконные акты по ипотеке, тем не менее создан Центральный ипотечный фонд, который начал свою трансформацию в субъекты Федерации. В Свердловской области уже зарегистрирована эмиссия ипотечного фонда, также этим занимается Челябинская область.
    В Тюмени несколько другой опыт привлечения средств в строительство. За первое полугодие 2004 г. город стал лидером в жилищном строительстве по показателю жилой площади на 1 человека (0,15 кв. м). Если сравнивать с развитыми странами, то это очень низкий показатель, стандартный показатель - 0,5 кв. м. на 1 человека. Для нашего региона - это шаг вперед. В Тюмени была выстроена дотационная схема, которая на сегодняшний момент является наиболее понятным инструментом привлечения средств. Рано или поздно будут происходить заимствования и на более длительные сроки, чему как раз и будет способствовать ипотека. Помощь в данной работе готовы оказать заинтересованные в этом банки. Но в целом приходится признать, что в Уральском федеральном округе работа по ипотечному кредитованию пока находится на начальной стадии.
    Еще один сегмент, который входит в сферу деятельности ФСФР, - управляющие компании негосударственных пенсионных фондов. Сегодня риски в этой сфере очень высокие. Федеральная служба будет принимать все меры по урегулированию деятельности негосударственных пенсионных фондов: вырабатывать требования по управлению рисками, проводить проверку и перерегистрацию негосударственных пенсионных фондов и т. д. До конца года Государственному пенсионному фонду необходимо решить большой комплекс вопросов: провести в кратчайшие сроки монетизацию ( с 1 января люди должны начать получать деньги), разобраться с льготами и пособиями.
    Конечно, необходимо поддержать НПФ всеми возможными способами, для того чтобы люди могли не только получать пенсию через механизм прямых отчислений, но и дополнительно инвестировать средства для получения доходов в будущем. Я думаю, что данную задачу должны решать Федеральная служба по финансовом рынкам и ее региональные отделения. Необходимо поддержать компании, провести разъяснительную работу среди населения. Механизм работы НПФ тот же, что и в паевых фондах, но не каждый может позволить себе купить пай в ПИФах, а негосударственные пенсионные фонды гораздо более эффективны и доступны, потому что действуют через механизм отчислений.
    Вместе с тем негосударственные пенсионные фонды начинают вкладывать пенсионные деньги в предприятия региона. Не секрет, что на каждом крупном промышленном предприятии созданы свои негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании. Такие структуры вкладывают накопительную часть в собственные средства предприятия, потом средства возвращаются в фонд в виде процентов, снова инвестируются и т. д. Накопительная часть увеличивается, иначе инфляция <съела> бы все. ЧИФы потеряли доверие населения во время процесса приватизации, поэтому следует сделать все возможное, для того чтобы у населения появилось доверие к НПФ и не было потери средств пенсионеров ни на одном этапе развития.

© ЗАО "Группа РЦБ".