Плюс ISINизация всей страны...

Склярова Наталья
Вице-президент Депозитарно-Клиринговой Компании

Полная версия статьи в PDF




    Всеобщая ISINизация российского фондового рынка - не самоцель, а составная часть процесса вхождения российских ценных бумаг в международное фондовое пространство. Ее задача - облегчить операции с ценными бумагами российских эмитентов в международных расчетно-клиринговых системах с использованием автоматизированных систем передачи и обработки информации.

    Однажды во время одного из выступлений перед руководителями российских предприятий меня спросили: <Вот вы рассказываете о присвоении международных идентификационных кодов ISIN ценным бумагам российских эмитентов. Зачем это нужно отечественному производителю?>
    С тех пор прошло время, и такие вопросы уже не задают. Существенно изменилась нормативная база, иначе стала оцениваться ситуация. А потому и тема приобщения России к международной практике в области присвоения номеров ISIN приобрела актуальность.
    <Целью присвоения международного идентификационного кода ценных бумаг ISIN является стандартизированная идентификация ценных бумаг эмитентов и других финансовых инструментов в рамках единой системы и распространение данных участникам фондового рынка. Международные идентификационные коды и стандартизированные описания ценных бумаг используются во всех секторах финансовой индустрии и являются необходимыми для осуществления точного и эффективного клиринга и расчетов>.
    Решение данной проблемы Группа Джованнини, рабочий орган Еврокомиссии по валютным и фондовым рынкам, назвала одной из важных мер по консолидации европейского рынка ценных бумаг - устранения <национальных различий в практике осуществления выпуска ценных бумаг и особенно в части порядка и сроков присвоения новым выпускам международных кодов ISIN (International Securities Identification Number). Рекомендуемые меры должны быть направлены на то, чтобы участники рынка могли максимально быстро получать информацию о новых выпусках ценных бумаг и присвоенных им единых международных кодах>.

КТО И КАК РЕГИСТРИРУЕТ ЦЕННЫЕ БУМАГИ В РОССИИ

    В России государственные регистрационные номера выпускам ценных бумаг присваивают следующие организации: Федеральная служба по финансовым рынкам, Банк России и Министерство финансов Российской Федерации.
    Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) и ее региональные отделения ведут государственную регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг, за исключением выпусков, государственная регистрация которых федеральными законами отнесена к компетенции иных регистрирующих органов (Распоряжение ФКЦБ России № 03-606/р от 1 апреля 2003 г. (редакция № 04-1201/р от 23 апреля 2004 г.)).
    Доступ к базе данных зарегистрированных ФСФР ценных бумаг можно получить через Интернет на сервере ФКЦБ http://disclosure.fcsm.ru.
    Банк России (департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России и территориальные учреждения Банка России) регистрирует и присваивает номера ценным бумагам кредитных организаций (инструкция № 102-И от 22 июля 2002 г. <О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации>, утвержденная ЦБР (редакция Указания ЦБР № 1288-У от 3 июня 2003 г.)).
    База данных <Государственный реестр ценных бумаг действующих кредитных организаций на территории РФ> обновляется дважды в месяц и доступна через Интернет на сервере Банка России www.cbr.ru.
    Министерство финансов Российской Федерации присваивает государственные регистрационные номера ценным бумагам РФ (приказ Минфина РФ № 57 от 21 июня 1996 г. <О присвоении государственных регистрационных номеров государственным ценным бумагам>).
    Кроме того, Минфин РФ ведет государственную регистрацию актов, содержащих условия эмиссии ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг (постановление Правительства РФ № 754 от 30 сентября 2000 г. <О государственной регистрации нормативных правовых актов, содержащих условия эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, и об отчетах о проведенной эмиссии>).
    Государственные регистрационные номера отдельным выпускам государственных ценных бумаг субъектов РФ и выпускам муниципальных ценных бумаг присваивают эмитенты ценных бумаг (приказ Минфина РФ № 2н от 21 января 1999 г. <О порядке формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг> (редакция от 27 июля 2004 г.)).
    Минфин РФ ведет базу данных по ценным бумагам субъектов РФ и выпускам муниципальных ценных бумаг, которая доступна на Интернет-сайте www.minfin.ru.
    Со вступлением в действие новой редакции федерального закона <О рынке ценных бумаг> (редакция № 185-ФЗ от 28 января 2002 г.) принципы присвоения государственных регистрационных номеров выпускам эмиссионных ценных бумаг были приведены в соответствие с международной практикой. В настоящее время при государственной регистрации выпуска ценных бумаг ему присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер. При государственной регистрации каждого дополнительного выпуска ему присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер, состоящий из индивидуального государственного регистрационного номера, присвоенного выпуску, и индивидуального номера (кода) этого дополнительного выпуска. По истечении 3 мес. с момента государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска этот индивидуальный номер (код) дополнительного выпуска аннулируется.
    Таким образом, на российском рынке внедрена практика, при которой одинаковые ценные бумаги имеют одинаковые регистрационные номера, а разные ценные бумаги соответственно различные.
    В настоящее время установлен единый порядок присвоения государственных регистрационных номеров выпускам ценных бумаг независимо от эмитента (в том числе на ценные бумаги, выпущенные кредитными организациями), кроме выпусков государственных и муниципальных ценных бумаг (Постановление ФКЦБ РФ № 03-16/пс от 1 апреля 2003 г. (редакция Постановления ФКЦБ РФ № 03-50/пс от 24 января 2003 г.)). Данный порядок устанавливает единую структуру государственного номера выпуска и дополнительного выпуска.
    Порядок присвоения государственных регистрационных номеров ценным бумагам РФ установлен Приказом Минфина РФ № 57 от 21 июня 1996 г. с последующими дополнениями вплоть до 2002 г.
    Порядок присвоения государственных регистрационных номеров ценным бумагам субъектов РФ и муниципальным ценным бумагам установлен Приказом Минфина РФ № 2н от 21 января 1999 г. (редакция от 27 июля 2004 г.).

    Несмотря на достигнутые результаты деятельности ДКК и НДЦ по присвоению международных идентификационных кодов ценным бумагам российских эмитентов, национального нумерующего агентства в России до сих пор не существует.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА

    Как правило, в стране действует национальное нумерующее агентство, которое фиксирует все выпуски ценных бумаг, обращающиеся на фондовом рынке страны, и присваивает им регистрационные номера в соответствии с международным стандартом.
    В 1981 г. был введен в действие международный стандарт ISO 6166 Securities - International Securities Identification Numbering (ISIN) - <Ценные бумаги. Международная система цифровой идентификации ценных бумаг>. Согласно данному стандарту международный номер состоит из 12 символов (букв и цифр). Первые два символа - код страны в соответствии со стандартом ISO 3166. Для России это RU. Последний символ - контрольный код, получаемый из остальных 11 символов по определенным правилам. Девять символов - с 3-го по 11-й - называются основным номером.
    Структуру и правила построения основного номера стандарт ISIN не определяет. Основным номером может быть национальный номер ценной бумаги, который присваивает национальное нумерующее агентство. Единственное существенное ограничение - длина национального номера. Если она равна 9, то такой национальный номер можно использовать в качестве основного. Если меньше 9, то такой номер можно использовать в качестве основного, дополнив спереди нулями. Отрадно, что изменения в российском законодательстве, о которых говорилось выше, наконец-то, привели принципы присвоения российских государственных регистрационных номеров в соответствие с международными принципами.
    Национальное нумерующее агентство должно быть членом международной ассоциации нумерующих агентств ANNA (Association of National Numbering Agencies). В настоящее время членами ANNA являются 68 организаций, среди которых следующие типы организаций:

  • регулятор - 4;
  • национальный банк - 1;
  • биржа - 24;
  • депозитарий (центральный, расчетный и т. д.) - 32;
  • клиринговая организация - 3;
  • поставщик информационных услуг - 2;
  • рейтинговое агентство - 1;
  • международная организация - 1.
        Если национальное нумерующее агентство не является регистрирующим органом по присвоению кодов ценных бумаг конкретной страны, то между агентством и регистрирующим органом устанавливается порядок взаимодействия по присвоению кодов ISIN.
        Соблюдается правило, по которому в стране должно быть одно нумерующее агентство.
        Интересно, что из стран бывших советских республик членами ANNA в настоящее время в полной мере являются только Украина, Латвия и Эстония.

    А В ЭТО ВРЕМЯ В РОССИИ?

        В 1996 г. Закрытое Акционерное Общество <Депозитарно-Клиринговая Компания> (ДКК) запустило проект по присвоению кодов ISIN выпускам ценных бумаг российских эмитентов.
        Работа велась через уполномоченное нумерующее агентство Wertpapier - Mitteilungen GmbH, расположенное во Франкфурте-на-Майне (для тех стран, которые не создали собственное нумерующее агентство, ANNA назначает так называемое Substitute Agency (замещающее агентство), для России эту функцию в то время выполняло Wertpapier - Mitteilungen GmbH).
        Значимых результатов в этом направлении компания начала достигать с 2001 г., когда было присвоено 742 кода ISIN, что составило более 80% от общего числа кодов, присвоенных российским ценным бумагам (см. таблицу).

    ПРИСВОЕНИЕ КОДОВ ISIN ВЫПУСКАМ ЦЕННЫХ БУМАГ ПО ИНИЦИАТИВЕ ДКК В 2001-2003 ГГ.
    год Общее количество присвоенных кодов ISIN на конец года, шт.
    2001 742
    2002 948
    2003 1138

        В 2002 г. ДКК выступила инициатором процесса ликвидации множественности ISIN, присвоенных разным выпускам ценных бумаг российских эмитентов. Это было вызвано сложившейся практикой присвоения разных кодов ISIN каждому выпуску ценных бумаг одного вида отдельного эмитента. Совместно с Wertpapier - Mitteilungen GmbH была проведена масштабная сверка кодов ISIN, присвоенных на тот момент выпускам ценных бумаг российских эмитентов, что позволило привести в порядок систему кодов ISIN по российским ценным бумагам.
        В настоящее время ДКК продолжает практику взаимодействия с Wertpapier - Mitteilungen GmbH по присвоению кодов ISIN выпускам ценных бумаг, которые приняты на хранение в ДКК. Следует отметить, что присвоение кодов осуществляется на безвозмездной основе.
        Информация о международных кодах ISIN ценных бумаг российских эмитентов бесплатно доступна на официальном сайте компании www.dcc.ru в разделе <Справочная система ДКК-Инфо>.
        Наряду с ДКК на рынке услуг по присвоению новых международных идентификационных кодов российским финансовым инструментам действует НП <Национальный депозитарный центр> (НДЦ). Членом ANNA НДЦ стал в 1999 г., но статуса национального нумерующего агентства для России не получил. В 2001 г. компания открыла специализированный сайт www.isin.ru, на котором представлена информация о российских эмитентах и выпусках их ценных бумаг, получивших коды ISIN.
        В то же время информация о российских эмитентах и выпусках их ценных бумаг, получивших коды ISIN, доступна через систему GIAM (Global ISIN Access Mechanism), принадлежащую ANNA. Через данную систему ANNA предоставляет доступ к информации обо всех зарегистрированных у нее ценных бумагах, в том числе ценных бумагах российских эмитентов.

    ИТОГИ

        Итак, несмотря на достигнутые результаты деятельности ДКК и НДЦ по присвоению международных идентификационных кодов ценным бумагам российских эмитентов, национального нумерующего агентства в России до сих пор не существует.
        Какая организация в наибольшей степени готова к выполнению функций национального нумерующего агентства? Данный вопрос следует решать регулятору, тем более что в международной практике государственные органы, регулирующие рынок ценных бумаг, подтверждают статус организации как национального нумерующего агентства. В ряде стран функции национального нумерующего агентства выполняют сами регулирующие органы. Возможно, профессиональному российскому сообществу рынка ценных бумаг следует задуматься о преимуществах такого решения для России.
        В заключение хочется подчеркнуть, что всеобщая российского фондового рынка - не самоцель, а составная часть процесса вхождения российских ценных бумаг в международное фондовое пространство. Ее задача - облегчить операции с ценными бумагами российских эмитентов в международных расчетно-клиринговых системах с использованием автоматизированных систем передачи и обработки информации.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".