Американский опыт пенсионного обеспечения
Управляющий директор УК "РЕГИОНГАЗФИНАНС"
Пенсионная реформа предоставила российским гражданам возможность распорядиться частью своих отчислений на пенсионное страхование, которое осуществляет за них работодатель в рамках ЕСН. Однако россияне среднего возраста оказались <за бортом> реформы и не получили возможность участвовать в накопительной системе. Понятно, что пенсионная реформа - дело новое, поэтому ее механизм еще не отлажен и вопросов возникает много. Может быть, следует обратиться за опытом к странам, у которых уже есть положительные результаты в решении подобных вопросов? В данной статье охарактеризована работа пенсионной системы США, предоставляющей гражданам широкий выбор накопительных систем будущей пенсии. |
Как и во многих странах, пенсионная система США делится на две составляющие: обязательное государственное страхование и добровольное частное страхование.
При государственном страховании социальные взносы в пенсионный фонд выплачиваются в равных частях работодателем и работником в размере 7,65% от зарплаты сотрудника. Таким образом, общая сумма взноса составляет 15,3%. При этом 2,9% выплаченных денег идет на медицинское страхование для граждан преклонного возраста, оставшиеся же 12,4% составляют сумму пенсионного взноса работника.
И все же государственная пенсионная система не способна обеспечить американцу привычный уровень жизни после его выхода на пенсию, так как отношение пенсии к последней перед выходом на пенсию зарплате составляет лишь 30%, в то время как достаточным уровнем для поддержания привычного образа жизни считается 70-80%. Для того чтобы разрыв между доходами работающего гражданина и пенсионера был не столь значителен, в США действуют несколько добровольных пенсионных систем, позволяющих гражданам накапливать средства на будущую пенсию.
Добровольные пенсионные системы, или пенсионные планы, делятся на 3 вида: индивидуальные пенсионные планы; пенсионные планы, взносы в которые платят только работодатели; пенсионные планы, в которые вносят средства как сами работники, так и их работодатели (рис. 1).
В 1974 г. в США был принят Закон о добровольном пенсионном обеспечении. Он не только определил правила, по которым пенсионные планы могут претендовать на налоговые льготы, но и ввел эти льготы. Кроме того, поскольку многие корпоративные пенсионные планы скомпрометировали себя в предыдущие годы существования, вновь принятый закон ужесточил контроль их деятельности. Ключевой целью закона было создание у работников уверенности в том, что их пенсии не пропадут.
Первоначально организаторы планов выбирали сравнительно безопасные вложения - государственные ценные бумаги, а также акции и облигации крупнейших компаний. Те же инструменты для инвестирования накопительной части пенсии разрешены сегодня и в России.
Функционирование пенсионного плана организуют специально назначенные компанией-работодателем должностные лица (фидуциарии), которые несут так называемую фидуциарную ответственность. Ее суть заключается в том, что фидуциарий действует прежде всего в интересах работников - участников плана и контролирует деятельность пенсионного плана в соответствии с целями и задачами, задекларированными при его учреждении и регистрации в государственных органах. Основными принципами деятельности фидуциария являются: лояльность к лицу, доверившему свои средства пенсионному плану; благоразумие при принятии решений; контроль за деятельностью контрагентов.
Работодатель, организуя план, формирует его инфраструктуру и заключает договоры со специализированными компаниями, работающими на фондовом рынке. При этом работодатель несет ответственность за свои действия, направленные на формирование пенсионного плана, как перед работником, так и перед государством. Инфраструктура пенсионных планов США близка к инфраструктуре российских негосударственных пенсионных и паевых фондов. Она также включает в себя регистратора, депозитарий, актуарий и аудитора, выполняющих аналогичные с российскими организациями функции (рис. 2).
Процесс инвестирования пенсионных средств работника заключается в перечислении части его заработка в пенсионный план, который по выбору работника приобретает на его лицевой счет паи взаимных фондов.
Как правило, в планах с установленными выплатами и планах с установленными взносами подбор инструментов для инвестирования осуществляется в рамках классической инвестиционной матрицы.
Такой выбор соответствует принципу благоразумия фидуциарной ответственности. При подборе инструментов для инвестирования организатор пенсионного плана стремится учесть требования не только надежности, но и доходности. В то же время организатору плана необходимо предоставить работнику для выбора целый спектр разных инструментов. Этим требованиям целиком соответствуют паи взаимных фондов с узкой специализацией, например фонд акций средних предприятий энергетического комплекса. В первую очередь спрос на паи этих фондов генерируют планы с установленными взносами, где инвестиционные решения принимает сам работник.
Из отобранных инструментов (в основном паев взаимных фондов) формируются модельные портфели, рассчитанные на разную склонность к риску. При этом у работника есть право не только выбрать предложенный портфель, но и сформировать собственный. По мере приближения к пенсионному возрасту работник может менять структуру вложений исходя из своей склонности к риску. При этом его накопления по-прежнему остаются инвестированными в паи взаимных фондов.
Планы с установленными выплатами, создающиеся в рамках крупных корпораций, настолько состоятельны, что вполне могут позволить себе привлекать не одного, а нескольких инвестиционных менеджеров для индивидуального формирования своего портфеля из отдельных ценных бумаг, представленных на рынке, и управления им. Таким образом, основной спрос на паи специализированных фондов исходит от пенсионных планов с установленными взносами.
Обратив внимание на такой удобный инструмент, как паи специализированных фондов, другие институциональные инвесторы также стали использовать их при формировании собственных портфелей.
Большое влияние на развитие системы взаимных фондов оказало налоговое законодательство, принятое в рамках проведенной в 1980-е годы налоговой реформы.
График динамики активов взаимных фондов, демонстрирующий их бурный рост в конце 1980-х годов, представлен на рис. 3.
Если сравнить процесс инвестирования во взаимные фонды в США индивидуального инвестора или сотрудника американской компании, действующих в рамках пенсионного плана, с процессом инвестирования в паевые фонды российского гражданина, то окажется, что разница состоит главным образом в особенностях налогообложения (см. таблицу).
США | Россия | ||
Пенсионный план | Индивидуально | ||
Источник инвестирования | Доход до налогообложения | Доход после налогообложения | Доход после налогообложения |
Инструменты инвестирования | Паи фондов, отобранных организатором плана | Полный спектр паев взаимных фондов, предлагаемых на рынке | Все фонды, имеющиеся на рынке |
Налогообложение доходов | При получении пенсионных выплат (т. е. при погашении паев) | Ежегодно, включая распределенные доходы в декларацию | При погашении паев |
Из таблицы видно, что процедура вложений в паи ПИФа в российской практике представляет собой нечто среднее между инвестированием участника пенсионного плана и индивидуального инвестора в паи взаимных фондов в США. И все же, учитывая текущую ставку российского налога на доходы физических лиц, механизм вложения в российские паевые фонды ближе механизму инвестирования пенсионных накоплений работников в паи взаимных фондов.
Знакомство с работой пенсионной системы США позволило выявить недочеты российской индустрии коллективных инвестиций.
Для того чтобы рынок коллективных инвестиций в России развивался более динамично, а граждане, не попавшие по возрастному критерию в рамки пенсионной реформы, проявляли больший интерес к услугам паевых фондов можно предложить следующее.
Прежде всего необходимо исключить из налогооблагаемой базы по подоходному налогу инвестиции физических лиц в ПИФы и разрешить последующее начисление налога при погашении паев на всю сумму, поступившую от их погашения, как это сделано в США при инвестировании пенсионных накоплений во взаимные фонды.
Из-за отсутствия внятной государственной системы накопительного пенсионного страхования населению следует сберегать средства в ПИФах, для того чтобы самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни после выхода на пенсию.
Кроме того, стоит предоставить НПФ право самостоятельно инвестировать свои средства в паи инвестиционных фондов. С одной стороны, это сделает выгодной работу малых НПФ, а с другой - обеспечит стимулирование спроса на узкоспециализированные фонды, которые сегодня у нас относятся скорее к разряду экзотики.
Данные меры позволят не только создать систему индивидуального пенсионного накопления, но и будут способствовать развитию индустрии коллективных инвестиций, которая впоследствии станет крупнейшим инвестором в российскую экономику.